Война или мир?

Владлена Драбкина
                Война или мир?


     Человеческий язык как средство коммуникации у всех народов имеет одинаковую структуру: сначала идет приветствие, потом – сообщение, и наконец – прощание. И так каждый день… каждый день мы говорим своему соседу: Здравствуй! Мир тебе! И эта формула приветствия является для нас гипнотической, психотерапевтической, так сказать, камертоном, на который мы настраиваем свой день, свою жизнь.
     Но что-то сломалось в датском королевстве… Мы перестали говорить: мир тебе! Вместо приветствия мы стали бряцать оружием, а в ответ слышим: Бог с тобой… Он сохранит и помилует. Но люди хранить и миловать друг друга не желают… Солнце взбесилось, у всех сердечные приступы и гипертонические кризы… каждый боится за собственную жизнь и здоровье… и пытается устроить собственную жизнь за счет жизни и здоровья соседа.
     А теперь попробуем посмотреть в корень зла. Как известно, корень всего сущего следует искать в первоисточнике, то есть в исторически наиболее раннем документе, в котором упоминается наши тезис и антитезис. Я, будучи человеком нерелигиозным и поэтому достаточно толерантным к любому историческому документу, - под таким первоисточником понимаю два священных писания, похожих друг на друга как братья. Я имею в виду Тору и Коран.
     Я хочу рассмотреть те главы этих священных книг, которые посвящены рождению Ишмаэля и повелению Божьему Аврааму принести Ему в жертву своего сына. Скажу сразу, что я не читаю ни на иврите, ни на арабском языках и использую тексты русских переводов Торы и Корана. Я понимаю, что сей прискорбный факт снижает научную ценность моей работы, которую, как я думаю, может самостоятельно проделать любой школьник.
     Итак тема войны и мира не нова в печати, и я, конечно, не собираюсь пересказывать содержание романа Льва Толстого. Меня более интересует основная проблема Ближнего Востока, а именно, - арабо-израильский конфликт. Основной методологической посылкой моей статьи является тезис о том, что любой прогноз будущего основан на изучении и обобщении исторических фактов. Священные книги Тора и Коран излагают древние концепции сотворения мира и происхождения народов, и я считаю, что именно в той далекой эпохе, отстоящей от нас на три с половиной тысячи лет, и коренится все зло современности. Точнее, в том, как та древняя эпоха описывается в священных книгах.
     И Тора, и Коран сходятся в том, что в основе еврейского и арабского народов лежит семя Авраама, отца Ишмаэля и Ицхака. И, следовательно, евреи и арабы – сводные братья. Расхождения между двумя почтенными священными книгами начинается в том, как они описывают, в чьем же лоне зародились эти два замечательных народа. Тора, более ранний во времени документ, утверждает, что матерью основателя арабского народа, старшего из братьев – Ишмаэля, - является  с л у ж а н к а  бесплодной Сары – египтянка Агарь. Коран, более поздний документ,  рассказывает, что матерью Ишмаэля (Измаила) была  в т о р а я  ж е н а  Авраама. Смотрите, как меняется ее статус у исламистов: вторая жена – это не служанка, это тоже госпожа, как и Сара. Через четырнадцать лет рождается (от Сарры) Ицхак, но все равно Ишмаэль (Исмаил) – старший брат, первенец, с большими полномочиями и правами, чем младший Ицхак. Это догма ислама. Иудаизм же, сделав матерью Исмаила служанку, отказывает ему в старшинстве и в статусе законного сына. По догме иудеев Исмаил – незаконнорожденный и Агарь – мать-одиночка. И, отсюда, единственный законный сын Авраама – Ицхак. В то время как, по догме ислама, Ицхак всего лишь – бесправный младший брат.
     В этом первый корень зла – в неравном статусе сводных братьев, сыновей Авраама, что влечет за собой неравный статус двух порожденных ими народов. Уже только это делает наши народы смертельными врагами, и переписывать священные книги никто не собирается. В этом пункте Корана лежит основание того, почему из всех монотеистических религий только ислам разрешает многоженство – как компенсацию незаконнорожденности Исмаила и утверждение его законного статуса.
     Второй корень зла, породившего взаимную ненависть арабов и евреев, лежит в пункте богоизбранности одного из этих двух народов. Тора рассказывает о том, что Авраам должен был принести в жертву  с в о е г о  сына Ицхака, а Коран повествует о том, что Авраам должен был принести в жертву Исмаила. Эта исламская версия подтверждается русским переводом еврейской Книги, в котором указывается на то, что Авраам собирался принести в жертву  е д и н с т в е н н о г о  сына, каковым в течение своих первых четырнадцати лет оставался Исмаил.
     Я не берусь оценивать эти две священные Книги, еврейскую и арабскую, с точки зрения их подлинности, в этом я не специалист, но я прекрасно понимаю, как две противоположные религиозные догмы в подогреве ортодоксов и фундаменталистов могут сделать врагами не на живот, а на смерть два великих народа. Что такое религиозный фанатизм, мы узнали на их примере, и пока живы эти две непримиримые религии, на которых держатся народы, – человечество будет выбирать войну.

Шалом ле кулам!

6.06.2010