Сила исскуства...

Лев Холай
(из цикла: Сила…)

В 1937 году состоялся печально известный Пленум ЦК ВКП (б), на котором с основным докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И.В. Сталин, повторивший свой известный вывод об обострении классовой борьбы. Главными врагами советского государства были объявлены троцкисты, превратившиеся, по мнению И.В. Сталина, «… в беспринципную и безыдейную банду вредителей, диверсантов, шпионов, убийц, работающих по найму у иностранных разведывательных органов». Он призвал «в борьбе с современным троцкизмом» применять… «не старые методы, не методы дискуссий, а новые методы, методы выкорчёвывания и разгрома». Органы НКВД СССР фактически получили неограниченные полномочия в деле «разоблачения и разгрома троцкистских и иных агентов фашизма». «Враги народа» выявлялись и в массовом порядке арестовывались, члены их семей высылались в окраинные районы страны, НКВД разоблачал одну за другой «антисоветскую», «фашистскую», «террористическую» организацию. Главным героем газетных публикаций, кино и театральных подмосток постепенно становился наркомвнуделец (а не партработник, как ранее), его антиподом – двуличный, хитрый, коварный шпион, вредитель, диверсант, которого и призывал Сталин «громить» и «выкорчёвывать»…
В одной кавказской автономной республике, сообразуясь с веянием того времени, Национальный Драматический Театр в рекордно короткий срок поставил пьесу под названием «Смерть шпиона» в котором принимали участие все лучшие актеры столицы…
Сами понимаете, дорогие читатели, на премьеру спектакля были приглашен весь высший чин НКВД республики, которые прибыли на форум со своими женами и подругами. Мужчины щеголяли начищенными хромовыми сапогами, сверкали звезды и ромбики на их петлицах , а дамы демонстрировали умопомрачительные наряды и драгоценности, одна другой элегантные и яркие.
Наконец спектакль начался. Сюжет спектакля живо захватил зрителей, профессионально знавшие все перипетии борьбы с «врагами народа». С первых минут этого действа в зале стояла гробовая тишина, все напряженно следили, как организовывалась шпионское «гнездо», как бдительные граждане дали информацию органам НКВД - «наводку», как с риском для жизни раскрывали чекисты логово врага и, наконец, погоня за главным шпионом, что являлось апогеем финальной части спектакля…
Главный шпион долго и нудно уходил от главного героя - нквэдешника в горы, потом началась, естественно, перестрелка, которая тоже длилась бесконечно долго. Главный шпион, отстреливаясь, удачно прятался за камни и расщелины скал…
Тут раздался, не в пример щелкавших на сцене игрушечных театральных реквизитов,  оглушительный выстрел и главный шпион с дыркой в голове повалился прямо на авансцену. Зал вначале оглушительно захлопал в ладоши, но когда явственно увидели лившуюся кровь из дымившейся и зиявшей дырой головы актера, все зрители замерли, потом в истерике закричали и начали выбегать из зала женщины.
Все повернули головы в сторону стоявшего в середине зала, с дымящимся револьвером нкэведешника, который самодовольно ухмыляясь и подкручивая свои чапаевские усы, гордо посматривая на всех, словно говорил:
- «Вот, мол, как надо стрелять!»
Не могу сказать точно, но люди говорят, что этого чекиста, принявшего за чистую монету великолепную игру актеров театра и захотевшего своим точным выстрелом помочь  «обезвредить шпиона», срочно и тихо переправили через перевал в Грузию, к Лаврентию Павловичу Берия, который тепло принял нашего героя.
Что было потом?
Думаю, читатель сам может развить сюжет дальнейшей жизни и карьеры нашего героя.
Однако знаю точно, что его внуки в настоящее время весьма известные и почетные люди в этой кавказской республике, да и в России тоже…

P.S. Приношу благодарность Альберту Бж. за идею публикации этой миниатюры…