25. 01. 1971

Маргарита Школьниксон-Смишко
Здравствуй, Берндт!
Вот я и не сдержала своего слова (обещала написать раньше). Не хочу оправдываться. Ведь ты на меня не сердишься?
Сегодня первый день каникул. К сожалению, я не поеду в спорт. лагерь. А так хотелось бы на время уехать из моего любимого города куда-нибудь поближе к природе.
Ты спрашиваешь меня о романе "Буриданов осёл", что я думаю о девушке, о фрейлейн Бродер. Вопрос поставлен слишком широко. Я могу лишь сказать, что она мне не очень понравилась. Наверное, потому что для неё "глиняный черепок в музее дороже соловьёв, водяных лилий или горных пейзажей". Как бы я поступила на её месте? Ой, какой вопрос! Ладно, скажу: думаю, поступила бы также. Ещё ты спрашиваешь о поступке Карла. Думаю, он правильно поступил, покинув жену. Ведь он не знал, что у него не хватит сил, обойтись без удобств, которые имел в семье. Его жена сама виновата, что всё так сложилось (Вот мой жестокий приговор). Ещё несколько слов о романе. Ты писал, что в нём мало характерных вашей нации (национальных) чёрточек, а я их всё-таки заметила. Угадай какие! Очень трудная задача? ..
Ещё я считаю недостатком романа его сухость. Он для головы, как-то слишком рационален, схематичен. Рациональность одна из черт современного человека, но если она в человеке превалирует, такой человек мне не нравится.
Берндт, какие новые интересные книги у вас появились в последние два года?
Теперь о том, чем я думаю заниматься после окончания института. Я бы хотела заниматься исследовательской работой. Буду стремиться найти такое место, где моё желание будет совпадать с "желанием" начальства.
Сегодня, как раз, у меня получается письмо рационального человека. Но ты читай его, пожалуйста, как продолжение предыдущего.
Я лучше дальше не буду писать (сейчас ты, наверное, усмехнулся).
Думаю, скоро получу твоё письмо, тогда мы с тобой "поговорим". От него будет зависеть, встретимся ли мы этой зимой, или встреча перенесётся на более отдалённый срок. Ещё ты должен знать, что наша встреча зависит и от моего нового "кавалера", от его поведения.
"Какого характера должно быть это поведение?" - думает Берндт. Угадала?
Ответ в другой раз. Пока до свидания.
                "Коварная" Ritok
P.S. Узнать, приехала ли я в Москву, ты можешь по телефону:......... Это телефон моих родственников.