Химия творчества

Иван Кунцевич
     Творчество?..
     Задам себе вопрос и попробую на него ответить. Что это такое и откуда оно берёт начало? Почему человек творчества неуёмен в работе? В чём загадка? В чем состоит механизм прекрасного, невероятная движущая сила и энергия творческого процесса?
     Вот, мой взгляд на небесное - не через огромные, толстые увеличительные линзы объектива телескопа Пулковской обсерватории, а через прозрачные, тончайщие стёклышки микроскопа моей души.
     Поэзия, стихи...
     Почему поэт раз за разом обращается к их созданию? Отчего он пишет днями и ночами, а иногда только раз в год. Что побуждает желание творить?
     Литературовед А.И.Павловский, ещё в 1966 году в книге "Анна Ахматова", так сказал о движущих причинах творчества:
     "Критика тридцатых годов иногда писала, имея в виду толкование Ахматовой некоторых пушкинских текстов, об элементах фрейдизма в её литературоведческом методе. Это сомнительно. Но напряжённый, противоречивый и драматичный психологизм её любовной лирики, нередко ужасающейся тёмных и неизведанных глубин человеческого чувства, свидетельствует о возможной близости её к отдельным идеям Фрейда, вторично лёгшим на опыт, усвоенный от Гоголя, Достоевского, Тютчева и Анненского. Во всяком случае значение, например, художественной интуиции как формы "бессознательного" творчества, вдохновения и экстаза подчёркнуто ею неоднократно".
     Существуют сегодня такие понятия, как "психологическая наркомания", "психологическая зависимость". Это медицинские термины. Что такое наркомания - разъяснять, думаю, не надо. Человек, раз окунувшийся в процесс создания произведения испытывает какие-то необыкновенные чувства от этого процесса (до, во время и после). Явно выраженными их трудно назвать. Обычно, все испытываемые переживания человека, спрятаны глубоко внутри.
     Процесс создания произведения, творческий процесс - это радостный, волнительный, сладостный, созидающий и разрушающий душу процесс. Не всякого человека это задевает и увлекает. Подспудное желание повторения испытанного раз чувства, чувства удовлетворения, эйфории и экстаза, побуждает поэта взяться за создание новых произведений. Самые талантливые, самые гениальные, самые увлечённые творцы - это глубоко ранимые, отзывчивые и чувствительные люди. Произведение такого человека - его душа. Не было бы увлечённости души, "психологической наркомании" - не было бы и произведений писателей, поэтов, музыкантов, художников. Часто их называют одержимыми творчеством, наркоманами творчества. Здесь надо заметить, что наркоманы долго не живут. К сожалению, это относится и к людям творческих профессий. Затрачивая много духовных сил на своё произведение, не каждый творящий человек может выйти из состояния психической зависимости, напрямую связанной с химическими процессами в организме: из этой "химии творчества" и быстро восстановиться. Порой, писатели, после создания очередного произведения, не могут выйти из состояния опустошённости и не могут взяться за создание очередного шедевра годами, а то и до скончания жизни. Есть творцы и одного произведения. Творчество отнимает много душевных сил. Не случайно, прозаики, пишущие сатиру и юмор - в быту хмурые, замкнутые люди. Разгрузка, видно, необходима не только организму, но и нервам души.
     Вот что говорит о "химической" зависимости творчества  писатель и поэт, врач-анестезиолог Дмитрий Иванович Гончар, в своей книге о великом и известном русском писателе "Слово о Валентине Пикуле":
     "Его многолетняя титаническая работа без отдыха и отпусков стала своего рода наркотиком, без которого на больничной койке он стал "задыхаться". Я понял, что писательская работа стала основой его жизни. Выбитый из писательского ритма, он переживал, томился, мучился от того, что пропадает бесценное время. Теперь появилась надежда на полное выздоровление: он шутил, рвался к работе".
     Поэты, художники, творцы жизни  - отдыхайте! Отдыхайте как можно больше не на своих произведениях иллюзорного мира, а на произведениях мира реального. Раскрепощайтесь душой, подобно журавлю в небе - и очередной подъём, очередной взмах крыльев, принесёт Вам вдохновение, удачу и приблизит звёзды!

P.S.
     Ничего удивительного нет в том, что велосипед постоянно изобретается и будет изобретаться ещё не раз.
     Сегодня 18.10.2012 случайно забрёл на работу Иосифа Бродского, "Нобелевская лекция". - Что же? Только радуюсь, созвучию мысли: "Существуют, как мы знаем, три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом".
     Передо мной книга «Музы в храме науки». В ней Философия в поэзии и поэзия в философии. И если углублённее взглянуть на процесс творчества то можно заметить следующее: "В сфере же искусства не плакать и не смеяться - значит и не понимать. Но философия не то же самое, что философ. Философ не только орган абстрактного мышления. Он - тоже человек, личность со всеми личностными свойствами, наделённая не только мышлением, но и эмоционально-духовным миром. Психолог Н.Т.Оганесян в статье «Терапевтические аспекты психологии поэтического творчества», опубликованной в «Журнале практической психологии и психоанализа», синтезируя (3 Спиноза Б. Избранные произведения в двух томах, т.II. - М., 1957, с. 288.) материалы по психологии художественного творчества, выделяет 18 причин, побуждающих людей писать стихи: Душевный покой; Душевная радость; Эмоциональное реагирование; Эстетические переживания; Поэзия как игра; Поэзия как лекарство от скуки; Поэзия как разделённое страдание; Поэзия как «оазис»; Поэзия как виртуальный мир; Поэзия как объективация страдания; Поэзия как магия; Поэзия как внушение; Поэзия как внутреннее движение; Поэзия как самопознание; Поэзия как стимул развития художественной компетентности; Поэзия как заменитель общения при одиночестве (разговор с самим собой); Поэзия как омолаживающий фактор; Поэзия как «мольба о бессмертии» (http://psyjournal.ru / j3p / pap.php?id=20020310). Всё это обуславливает тягу философов и учёных к художественному, в частности, к поэтическому творчеству как к дополнению того, что им не достает в сфере основной профессиональной деятельности".