Хроники линейной бригады. Пасхальная ночь

Игорь Ваганов
ПАСХАЛЬНАЯ НОЧЬ

В праздничные дни на «скорой» всегда много вызовов. И не важно, какой в настоящий момент праздник - государственный или религиозный – большая часть граждан неизменно проводит время в употреблении алкогольных напитков, безудержном обжорстве, а нередко – в избиении себе подобных. Что и приводит к обращениям за экстренной медицинской помощью.
Вот и сегодняшнее дежурство – накануне Пасхи – исключением не являлось. Весь день бригада «скорой» в составе врача Игоря Николаевича, фельдшера Любовь Ивановны и водителя Саши моталась с одного вызова на другой, лишь изредка возвращаясь на подстанцию.
Из десяти бригад подстанции одна была педиатрической и обслуживала вызовы к детям (в первую очередь младшего возраста), остальные бригады подразделялись на фельдшерские и врачебные (их было не более двух-трех на смену), на одной из которых работал Игорь Николаевич. Сегодня врачебных бригад было всего две, их посылали преимущественно на кардиологические вызовы, а таких вызовов тоже было изрядно – у многих граждан от излишнего употребления алкоголя «прихватывало» сердце или нарушался сердечный ритм.
Полночь встретили, возвращаясь с очередного вызова.
- Ну все, Христос воскрес, - провозгласил Игорь Николаевич уже на подстанции, заходя в помещение кухни.
- Воистину воскрес, - отозвался доктор Сомов, терапевт из поликлиники, подрабатывавший на «скорой» по совместительству. Пузатый, широколицый, пышущий здоровьем и оптимизмом, он уже успел принять приличную порцию водки – запах спиртного был вполне отчетливый – и в приятном благодушии сидел перед телевизором.
Но вскоре бригаду Сомова отправили на вызов – задыхался какой-то старый дед. А Игорь Николаевич ушел в комнату отдыха и в одиночестве выпил стакан чая с бутербродами.
На вызов его отправили где-то через час – он даже успел слегка задремать.

Повод к вызову – сердцебиение у старика 72 лет. Когда бригада приехала к нему домой, Игорь Николаевич сразу убедился, что пациент находится в тяжелом состоянии. На кардиограмме больного было нарушение сердечного ритма (так называемая пароксизмальная наджелудочковая тахикардия с частотой сердечных сокращений до 200 в минуту), осложненное очень низким артериальным давлением. Попросту говоря, у старика начинался аритмический шок. Все это сопровождалось бледностью кожных покровов, слабостью, испугом. В таких случаях прибегать к инъекциям лекарственных препаратов довольно рискованно, правильнее всего провести электроимпульсную терапию дефибриллятором, которого на бригаде, к сожалению, не было. Поэтому Игорь Николаевич зафиксировал ноги пациента в приподнятом состоянии – чтобы этим хоть немного поднять давление, а потом вызвал по телефону кардиологическую бригаду. Кардиологическая бригада находилась на центральной станции – добираться ей оттуда до нас не менее двадцати минут. Короче говоря, положение старика было очень рискованное, и врач с фельдшером начали поспешно готовить капельницу с необходимыми препаратами, что бы хоть как-то начать бороться с шоком до приезда спецбригады.
Но внезапно у больного в груди (как он сам мне потом сообщил) словно что-то щелкнуло, и сердечный ритм полностью восстановился. За считанные минуты артериальное давление поднялось до нормальных цифр.
Игорь Николаевич отменил вызов кардиологической бригады, потом была повторно снята кардиограмма – абсолютно правильный сердечный ритм с частотой чуть более 70 в минуту.
Кстати, подобные случаи самостоятельного восстановления ритма у больных встречались изредка в практике и других бригад подстанции. Восстановление ритма при наджелудочных тахикардиях иногда происходит при использовании так называемых вагусных приемов, когда с помощью задержки дыхания на выдохе иногда можно восстановить ритм. Возможно, и старик как-то потужился на выдохе и таким образом непроизвольно восстановил свой сердечный ритм. Но это были только предположения. А фактически в пасхальную ночь произошло самоисцеление тяжелого больного. Такое вот совпадение!

2010 г.