Табличка в церкви

Евгений Садков
 Разговорился я сегодня со старым знакомым- Константином Яковлевичем. Он мирно почитывал свою "Советскую Россию" и не слишком реагировал на мои переживания по поводу без вести пропавших десятков тысяч немецких военнопленных.

 -Своих-то не найдут,-философски заметил ариец.

 Через секунду я сообразил, о ком говорит Яковлевич. Казахстан, переезд в Россию. Родственники, обосновавшиеся после развала державы на земле далёких предков. Всё смешалось. А он, как был, так и остался по менталитету советским человеком. Не совком, как пренебрежительно отзываются о рождённых в СССР. Нормальным мужиком. Военным технарём. Ныне пенсионером, с обязательной подработкой ночным директором. И говорил Яковлевич о своих, советских воинах.

 -Лет пять назад,-снял он простенькие очки, -был я на дне рождения у внучки в Люнебурге.

 Надо сказать, что хоть и не пускает на постоянное место жительства Яковлевича немецкая бюрократия, но видаться с родственниками не запрещает. И приезжает он к сестре в небольшой городок в Нижней Саксонии. И славен не только Люнебургской пустошью, но и людьми. Для музыкантов в первую очередь Иоганном Себастьяном Бахом. Будущий композитор учился здесь в певческой школе при церкви святого Михаила.

 А с историей немецких военнопленных связано здесь имя нациста Гимлера, который здесь принял KCN. Так вот, Константин Яковлевич, не только человек старой советской закалки, но и убеждённый протестант. Причем лютеранин. И вот при очередном посещении Люнебурга зашли они с сестрой в свою, протестанскую церковь. Надо сказать, что отличаются здесь верующие скромностью убранства и обрядности.

 Одна деталь привлекла внимание русского лютеранина. Доска на стене с фамилиями прихожан-военных. С указанием даты и места последнего приюта человека. Один список с участниками Первой мировой, рядом -погибшие во Вторую. И местом захоронения против отдельных фамилий стоят Россия. Но, очевидно, и здесь есть свои без вести пропавшие. И может быть список пополнится.

 -Кому сейчас это надо?-Константин Яковлевич вновь утверждает старенькие очки на свой арийский нос и углубляется в "Советскую Россию".