Всем на диво

Сергей Мехреньгин
     Едет!..
     Сегодня вечером идём к поезду – встречать дядю Витю.*
     Весть о его грядущем приезде будоражила, отзывалась во мне радостным предчувствием: будет рыбалка. Да не какая-нибудь – настоящая!
     Помимо того, что был моряком и играл на аккордеоне, дядя Витя пользовался среди родни  заслуженным авторитетом заядлого, умелого рыбака.
     Да разве только среди близких – он и многих шалакушских жителей не раз удивлял своими успехами.
     А то ли не диво – в непосредственной близи от посёлка «взять» хариуса!
     Сколько мужиков да пацанов мимо знакомого переката хаживало, на лодках его миновало, а дядя Витя заехал как-то отдохнуть после своих морских плаваний, да и освоил тот перекат: наловил хариусов.
     Нахлыстом. Способ такой есть, не очень распространённый у нас, на Севере.
     Наши рыбаки владеют, по большей части, поплавочной снастью, она привычнее. А тут особую тонкость в подходе проявить требуется, и чутье на рыбу иметь особое. Иначе сказать – углублённое знание предмета… при поверхностном лове.
     Без сомнения, дядя Витя предметом владел и рыбаком слыл знатным.

     …Завтра! Уже завтра мы отправимся навстречу необыкновенному, захватывающему действу, и я приглашён в напарники: невиданная честь оказана мне! Дядя идёт на щуку, а я буду ловить живцов для его спиннинга.
     Вот где проверка моего умения! Как бы не оплошать, не подвести…
     Тут же, не медля, начинаю искать по межутку червей, приподымая лежащие на земле, вросшие в неё доски. Затем – другие, ведущие по огороду к бане.
     Возле неё последний раз заглядываю в банку. Пожалуй, и хватит, для ловли живцов достаточно, даже с запасом.

     ...И вот забрезжил рассвет нового дня.
     Дядя одет и обут, как подобает случаю: на голове неизменная кепка-«лондонка», из-под ворота рабочей куртки-"робы" выглядывает пёстрая сорочка, брюки заправлены в резиновые сапоги. В его руках – спиннинг и подсачник.
     Я ступаю рядом с дядей – налегке, как целыми днями и привык носиться по посёлку. Если не считать кофты «с начёсом», которую я обычно надевал лишь в пасмурные дни.
     Но сейчас и кофта весьма кстати: небо ясное, солнце уже показалось над горизонтом, но всё вокруг ещё пронизано свежестью раннего утра.
     На ногах у меня – привычные подростковые сандалии.
     На своём плече, придерживая одной рукой, я несу удочку. Её длинный, тонкий конец за моей спиной мерно покачивается при ходьбе.
     Не забыта и консервная банка с червями. Она, сжатая другой моей рукой и согретая её теплом, плывёт над землёй, чуть подрагивая в такт моим шагам.
     И так, шаг за шагом, мягко вминая подошвами ног опилки, образующие дорожное покрытие, типичное для российской глубинки, где царствует лесопиление, мы направляемся к заводской запани, которая в выходной день практически безлюдна.
      Лето летом, но, что ни говори, а всё-таки Север. Спозаранок воздух всё ещё стыл, и от реки особенно веет прохладой. И, возможно, оттого, несмотря на ранний час, спать вовсе не хочется: глаза всматриваются вдаль, с нетерпением приближая желанный миг встречи с рекой и забрасывания в неё снасти.
 
     Вскоре с обонОвки, покрытой узкими дощатыми мостками, мной пойманы сорожки, плотвички. И первая из них, уже в качестве наживки, с продетыми сквозь туловище крупными, на стальном поводке крючками тройника, тут же отправляется обратно в воду, едва шевелясь вблизи поверхности. 
     Начинается самое интересное.
     Для меня, мальчишки, с опаской ступающего в своих сандалиях по узким дорожкам дощатого настила, между водными коридорами, по которым рабочие лесозавода обычно пропускают брёвна, сортируя и направляя их на сушку, ловля спиннингом - это обретение нового опыта, наука на будущее.
     Но, конечно же, прежде всего - это и незабываемое, яркое зрелище. Наблюдать подобное – истинный азарт.

     …Щука атаковала не сразу. И тем неожиданнее был её первый, влекущий в глубину рывок снасти.
     Я вздрогнул и сжался от напряжения.
     У меня на глазах начиналась захватывающая борьба взрослого, сильного мужчины и, похоже, немалой по размерам речной хищницы, тоже не обделённой силой.
     Кто кого?..
     Сумеет ли дядя покорить крупную рыбину и вытащить добычу наверх?..
     Между тем, щука – то скрывается в глубине, получив небольшую слабину и подныривая под обонОвку, а то – слабеющая, ведомая леской спиннинга, который уверенно держит в руках опытный рыболов, всё ближе появляется в тёмном прямоугольнике воды, возмущая её поверхность своим борением и вовсе не желая сдаваться.
     Я захвачен борьбой, возбуждённо бегаю вокруг, шлёпая сандалиями по дощатому настилу. Но без команды не суюсь.
     Приблизиться к спиннингисту в азарте борьбы «по-взрослому»... – так можно  и самому ненароком оказаться в воде.
     – Сачок! Давай сачок! – наконец, командует дядя, называя подсак более понятным мне детским словом.
     Вернувшись из состояния болельщика к обязанностям помощника, я без промедления подаю приготовленное и незаменимое в этих случаях приспособление, от обруча которого свисает вниз длинный, сетчатый мешок, похожий на бороду сказочного персонажа.
     Удерживая одной рукой спиннинг и прижимая его локтем к туловищу, дядя Витя подтягивает щуку совсем близко, под самый настил и другой рукой с трудом заводит подсак.
     Когда рыбина полностью оказывается внутри «бороды», он стремительным движением откладывает спиннинг на настил и уже двумя руками, с немалым усилием достаёт измотанную добычу из воды: удача!

     …Не зря говорят: своя ноша не тянет. Обратный путь до дома для нас был настоящим триумфом.
     Пропустив прочную палку сквозь жабры и зубастую пасть щуки, мы с законной гордостью шагаем по посёлку и всем на диво несём свой улов.
     И не на кого-нибудь – на нас и наш рыбацкий трофей обращены в этот день любопытные, восторженные, завистливые взоры проснувшихся шалакушских жителей.
     Ещё совсем недавно грозная, непримиримая хищница «плывёт» между домами, безвольно свисая своим зеленовато-пятнистым телом до самой земли и волоча по ней хвост.
     – Во-от такая огроменная! - говорю я позже соседям-ровесникам, живописУя все перипетии борьбы на запани, и при этом до невозможности развожу своими руками в стороны.
     ...Надо сказать, мой отец тоже был неплохим рыбаком.
     Как многие моряки, он вылавливал рыбу всевозможных пород  и размеров не только в водоёмах родного Отечества, но и при любом удобном случае, находясь в различных точках мирового океана.
     Не раз и я испытал с отцом рыбацкую удачу.
     Но всё же самую большую щуку мы поймали с дядей Витей – всем на диво.

     * В.В.Соколов.

     На снимке: В.В.Соколов со своим любимым музыкальным инструментом аккордеоном.

     Фото - из архива Сергея Мехреньгина.