Выпуск 9. Сказки-метафоры 1

Сергей Сергеевич Трубников
Перед вами девятый выпуск рассылки «Как написать сказку». В этом выпуске я расскажу, как создавать метафорах, и их использовании в сказках.

Метафора
Несколько предыдущих выпусков мы посвятили воображению. Я рассказывал о различных приемах, которые помогают находить идеи для сказок. Поиск идей - это одна из главных составляющих работы сказочника. Мастерство со временем придет, но задача поиска идей всегда будет актуальной. Еще много можно написать о приемах воображения, но пусть это останется для будущих выпусков.

На самом деле, сюжет сказки не обязательно создавать силой воображения - нередко его можно позаимствовать прямо из жизни. Именно так и делается в сказках-метафорах. Вообще, что такое метафора?

Метафора - это употребление слова в переносном значении.
«Глаз-алмаз», «черная тоска», «железные нервы» - это пример простых метафор. Есть и более сложные – развернутые метафоры.

Вот несколько примеров из диснеевского мультфильма «Мулан».

- Отец утешает Мулан, провалившую испытание: «Как пышно цветут в этом году деревья. Но гляди, вон то не цветёт. Однако, когда оно распустится, я уверен, оно окажется прекраснее всех».

- Император отказывается склониться перед Шань-Ю: «Сколько бы ветер не ярился, гора не склонится перед ним».

- Император о Мулан: «Цветок, распустившийся в непогоду – величайший дар». Затем поясняет: «Такие девушки рождаются не каждое столетие».

Не знаю, действительно ли китайцы любят говорить друг с другом метафорами, но в мультике все это выглядит красиво, и вполне естественно. Легко ли научиться придумывать фразы-метафоры для своих произведений? Почему бы и да. Найти подходящее сравнение потребуется определенного времени и усилий, но писателя никто не торопит.

Пусть заяц быстрее черепахи, но велика ли разница на дистанции в один шаг?

Более сложный случай – когда целое произведение строится вокруг метафоры. Это могут быть стихи, песни, сказки или философские притчи. По сути, метафорой в этих произведениях является сам сюжет, который воспроизводит какую-то ситуацию из жизни.

Помните, как в песне Андрея Макаревича:
Все отболит, и мудрый говорит:
Каждый костер когда-то догорит,
Ветер золу развеет без следа.

Но до тех пор, пока огонь горит,
Каждый его по-своему хранит,
Если беда и если холода.

Разумеется, мы понимаем, что костер - это не просто костер, а вся песня - одна большая метафора о нашей жизни. Но попробуйте выразить содержание этой песни обычными словами, да еще так, чтобы звучало убедительно.

Это одно из замечательных свойств метафоры. Она помогает подобрать слова и выразить мысли, которые по-другому донести до читателя очень сложно. Потенциал метафор по достоинству оценили философы и психологи. С первыми понятно – философская притча без метафоры – все равно, что ракета без топлива. Психологи используют метафоры, чтобы помочь человеку разобраться со своими проблемами.

Русские народные сказки
Русские народные сказки – это прекрасный пример сказок-метафор.

«Посадил дед репку. Выросла репка большая, пребольшая». По сути, большая репка символизирует большую проблему. Решать эту проблему в одиночку не получается. Успех приходит, когда за дело дружно берутся все – от мала до велика.

Сказку о репке вполне можно рассказать и по-другому – поменять героев и декорации, поместить сказку в другое время. Например, так:

-= Грязюка-мазюка =-
Ехал по проселочной дороге грузовик с зерном. А дорогу ту развезло после дождя, и появилась на ней злая грязюка-мазюка. Угодило колесо в ямку, забуксовал грузовик. Мотор гудит, колесо крутится, а с места сдвинуться не может.
Вышел из кабины грузовика водитель Петя Иванов, и говорит:
- Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Ты пусти меня грязюка-мазюка.
Отвечает ему грязюка-мазюка:
- Не пущу грузовик. Пусть хоть до зимы стоит. Будут люди знать, какая я сильная. Будут уважать грязюку-мазюку.
Стоит Петя посреди дороги, не знает, что делать. Мимо проезжала легковушка. Петя ей руками машет, остановиться просит. Вышел из легковушки водитель, Петя ему говорит:
- Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помоги мне выбраться из грязюки-мазюки.
Подцепили они трос. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, собрал мужиков и говорит:
- Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Пришли мужики и стали помогать. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Лишь грязюка чавкает, а грузовик не двигается с места.
Отправился Петя в деревню, и собрал ребятишек дворовых:
- Везу я зерно из деревни в город. Из зерна того хлеб испекут. Будет свежий хлеб на столе стоять, людей радовать. Помогите мне выбраться из грязюки-мазюки.
Прибежали ребятишки с радостными криками. Легковушка изо всех сил тянет, упирается в землю. Мужики изо всех сил толкают. Ребятишки за трос тянут. И вот, не выдержала грязюка-мазюка, выпустила грузовик с громким чавком.
Поблагодарил Петя помощников, и отправился в город. Сделали из зерна хлеб. Свежий хлеб на столе стоял, людей радовал. А грязюка-мазюка от огорчения засохла.

Обратите внимание, внешне сказка стала другой, но и там и здесь сюжет строится вокруг одной и той же метафоры. В качестве упражнения рекомендую читателям попробовать взять какой-нибудь сказочный сюжет, и рассказать по-другому. Измените героев, измените декорации – и посмотрите, что их этого получится. Это может оказаться не так просто – чтобы все получилось, нужно хорошо понимать суть сказки.

А можно ли брать готовые сюжеты не из сказок, а прямо из жизни? Разумеется! У психологов, которые занимаются сказкотерапией, существуют специальные методики, которые позволяют брать сюжеты из жизни и превращать в сказки. Подробнее об этом я расскажу в следующем выпуске, а этот выпуск завершаю.