Осторожно, Серая Мышь на посту! Это опасно

Любовь Сушко
Осторожно, Серая Мышь на посту!

СЕРАЯ МЫШЬ ВСЕГДА НА ПОСТУ


Наверное, не стоит отворачиваться уж совсем от романов о любви. Хотя перечитать их все не хватит времени и сил. Но ведь какую-то пищу для размышлений дают и они, выявляют определенные тенденции.
И  с тех пор, когда они хлынули в нашу реальность, воды утекло немало.
И что же можно выяснить из лучших образцов тех самых европейских ( я сегодня о них) романов о любви, которые написаны талантливыми писательницами, в таланте некоторым из них не откажешь.

Что же проступает в этих творениях?
Ну во- первых,  то, что женщины ( а это в большинстве своем все-таки женщины писательницы) были на диво последовательны и выработали в своих романах  несколько тенденций.

Невозможно коснуться всех, но статья Бориса Пьянкова «Здравствуйте, я серая мышь!»
http://proza.ru/2010/06/19/1120
Заставила задуматься, по крайней мере, о двух тенденциях.

Первая из них – романы о любви чаще всего пишут именно те самые серые мыши, потому что красавицы заняты не написанием романов, а собственно самими романами. Они преуспевают, хотя далеко не всегда, именно в этом.
Если же нет никакого романа в реальности, то о нем можно всю жизнь писать. Ну и конечно же,  они пишут о себе любимых, стараясь всех нас убедить в одном – все красавицы  на самом деле просто чудовища, которые не достойны ни любви, ни счастья,  в то время как они милые, хорошие , добрые, те, кто любви достойны, и с большими усилиями они ее все-таки получают.

И ничего, что в реальности так случается редко, главное, подарить надежду каждой серой и практичной мыши, что для нее это еще легче получить, чем для красавицы и умницы. А уж  обманываться-то мы все рады.
Чтобы не загружать вас неведомыми сюжетами и романами, которые если  и прочтете, то никогда не вспомните, хочу остановиться на двух самых ярких творениях знаменитых англичанок ( у  нас в женской  литературе, как-то они захватили пальму первенства и никому ее отдавать не собирались). Так вот  первый и самый  знаменитый роман  Ш. Бронте «Джейн Эйр», второй не менее знаменитый Дафны Дю Морье «Ребекка»

Кроме того, что это роман о любви  бедной и не яркой девушки к достаточно влиятельному и сильному человеку ( этот вариант  у нас всегда повторяется – без замка в придачу  наша бедняжка никого и никогда не полюбит, ничего предпринимать не станет)  каждая из героинь подчеркивает, что ничего привлекательного в ней нет, и увидев ее в первый раз герой даже и не запомнил ее, а потом, встретив снова – не узнал. Одним словом, самая серая мышь, этим и гордится.
Это условие становится необходимым для того, чтобы отношения развивались медленно, но верно, и были бы очень прочными.
У героя обязательно была жена или подруга –настоящая красавица, но с изъяном, и рано или поздно он откажется от нее, ради кого? Конечно же, серой мыши, ( пусть попробует не сделать этого, ему же хуже будет)  потому что она будет верной, преданной, любящей, наделенной всеми моральными качествами мыслимыми и немыслимыми, в то время как соперница только глупости, подлости, а то и преступления станет совершать.

Правда, госпожа  Бронте, видимо устыдившись такого явного  перекоса  в пользу серой мыши,  все-таки сопернице ее приписывает психическое расстройство,  с которым и связанны все ее козни и злодеяния – так немного проще и легче действовать самой, усмиряя соперницу, которая не ведает, что творит.
Ее младшая коллега менее  гуманна, ее Ребекка вовсе не сумасшедшая, она просто несносная, взбалмошная особа, которая превращает жизнь героя в ад. И ему просто необходимо оказаться в объятьях той, которая себя серой мышью и называет  ( оттуда это определение для подобной женщины  и пошло).

Они вместе преодолевают все козни, и она кокетливо  считая в самом начале, что он не мог ее полюбить, по ходу повествования убеждается в том, что он ее все-таки полюбил. И как хорошо, что она подвернулась ему под руку, а то неизвестно что бы делал наш герой, нашел бы себе еще одну Ребекку. Нет, она его явно спасла.
Если сравнить это с мужским взглядом на проблему, то вспоминается роман С.Кинга ( один из его ужастиков конечно),где героиня просто захватила его в плен, и не выпустила до тех пор, пока он ее  не прикончил. Но это взгляд мужчины, сами же серые мыши считают, что они просто осчастливили героя, и это уже любовь до гроба, из своих объятий она его точно не выпустит, как завоеванный трофей.
Только  в этом случае ( «Ребекка»)  произошла еще одна странность, судя по всему, как и в первом случае,  роман должен быть, назван по  имени  героини.

Но Дафна дю Морье, наверное, желая так и оставаться в тени той самой  серой мышью называла его все-таки именем злодейки-красавицы, и весь роман -  это история ее яркой и неповторимой жизни, которая своими руками и отдала ей такое чудное счастье, и потрепанного изведенного но все-таки сильного мужчину.
Вероятно, отступить от  правды  житейской и литературной оказалось все-таки не так просто.
Та – торжествует, эта получила все, чего она и хотела –жениха, который никогда не достался бы ей, если бы не было Ребекки и всей ее истории короткой и яркой и неоднозначной жизни.

Но и в том и в другом, и во многих других случаях писательницы  с пеной у рта защищают именно эту героиню, тем самым дарят несбыточную надежду сонму серых мышей на семейное счастье, богатство и благополучие, в случае, если они будут тихими, незаметными, не яркими, но поведут свою тайную войну за жениха, замок, место в литературе ( кому чего хочется)

Что это – случайность, рецепт семейного счастья, идеология крепкой и дружной семьи, когда женщина только тень и во всем всегда она подчиняется сильному и могущественному мужу, помня о том, что достался он ей вовсе не так просто, ей пришлось приложить немало усилий, чтобы ее заметили, чтобы разглядели ее душу ( для этого надо поселиться в доме  героя в образе гувернантки, служанки и пробыть определенное количество времени, все прибрав к своим рукам) При том, что первые делают это более тонко и незаметно, вторые особенно в  средствах не стесняются.

А вот когда ценой невероятных усилий и чужих промахов она все-таки этого добивается, тогда  уже и становится полновластной хозяйкой в этом мире.
Вот поэтому  как в итоге оказывается,  серые мыши не так уж безобидны и серы, а в тихом омуте, как известно , все черти водятся.
Серые мыши – особая порода женщин, их большинство. Они  везде, они  на посту, и остается только особенно беспечным и доверчивым мужчинам  напомнить:
- Осторожно, серые мыши!

Эти неприметные грызуны в женском обличии неистребимы и вездесущи, они притаились и ждут, когда у вас что-то случится, появятся вовремя и своей лаской , заботой , вниманием, утешением, обязательно заставят вас подчиниться.
А потом об этом напишут свои романы – инструкции для новых серых мышей о том, как им действовать, чтобы добиться счастья, получить того, что обычным путем получить невозможно, просто им этого не дано.
И так ведь и во всем остальном, и в творчестве в том числе, потому что их творения – как инструкция к действию нужны для практического воплощения.

Роман о красавице, написанный гениальным или очень талантливым автором, кому и зачем он нужен, - красавицы роман не только не пишут, но и не читают их чаще всего, они сами знаю, как им действовать, не нуждаются ни в поддержке, ни в советах.
Как только читательница понимает, что ей это никак не может пригодиться в жизни, так она и откладывает « фантастическое писание». Совсем другое дело, если это повествование о незаметной служанке, которая становится госпожой, это может вполне пригодиться, а если ты не воплотишь в жизнь, то хотя бы в мечтаниях своих пройдешь этот путь – это уже не мало и греет душу невероятно.

То же самое и со стихами, если они выше среднего уровня средней мыши, они раздражают, они подчеркивают, что ей до этого не  дотянуться. Но как приятно хвалить стихи твоего уровня, а то и ниже, да никаких слов не хватит, тут она щедра до невероятности.
И что же у нас получается – мужчины и в жизни и в творчестве, желая яростно соперничать, рвутся вверх, обгоняя друг друга.
В собственном творчестве они не терпят серости, среднего уровня, он никак не может их устроить.

В душе женщины идея соперничества развита значительно меньше, зато на смену ей приходит идея не выделяться, найти такой же круг общения, презирать всех, кто выделяется и уж красавцы – соперницы для серой мыши настоящие  враги, которых надо уничтожить и в реальности, и в своих романах, можно написать целый роман только для того, чтобы разделаться с соперницей ( Ребекка), особенно если она так хороша, как тебе никогда не стать.

Кто-то может сказать о том, что это сюжет «Золушки», но если приглядеться, то это не совсем так – Золушка  как раз преображается в красавицу, чтобы достичь своей цели – это сюжет  Золушки наоборот – серая мышь начинает и выигрывает, ну хотя бы на том уровне, как она это понимает.
И все бы ничего, если бы они не вцеплялись железной хваткой, в литературу, мужчину, жизнь, если бы они так яростно не стремились занимать, не думая о цене, чужое место.
Мне могут возразить и сказать, что каждый борется за свое счастье как может, и в любви ( творчестве), как на войне, все средства хороши.
Вот с этим я совершенно не согласна, яркость, индивидуальность, неповторимость – против серости и однообразия, просто необходима в жизни.

Стрекозы, а то и саранча, конечно, могут забить бабочек, и делают это успешно. Только кому же хочется жить в мире, в котором истреблены прекрасные бабочки, наверное, только серым мышам, которые добились своей цели. И могут праздновать полную и окончательную победу в этой трудной борьбе.
А потому серость и в литературе, и в любви и в жизни пагубна, с какой стороны на нее не посмотреть.
Осторожно – серая мышь!!!! Это опасно для таланта, творчества, жизни.

Послесловие.

Вот тот аргумент, на который я  не обратила здесь внимание, но он очень важен для понимания написанного


 Соглашусь с автором.
Но дополню.
Зададим себе вопрос: "А кому все-таки нужны они, "серые мыши" женского пола?
На мой взгляд, порой нужны они - некоторым мужчинам, которые с большим или меньшим успехом постоянно пытаются "доминировать" над особами пола женского.
Попробуйте, например, не согласиться в чем-либо с таким мужчиной и тгда, возможно, наживете врага, попробуйте быть на равных с ним в профессиональном плане, наверное, наживете "дважды врага".

Можно предположить, что в тех или иных случаях их не устроит реакция "не прогнувшейся" женщины, но, возможно, до поры до времени -устроит реакция "серой мыши" (например, ее "агрессивная" незаметность, сдерживаемая до нужного момента)?

Но это мнение личное.


Наталия Федорова   21.06.2010 09:25   •   Заявить о нарушении правил / Удалить


№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№№

А кто, собственно, такие красавицы и серые мыши? По-моему, это устоявшийся шаблон. Нельзя делить всех женщин только на эти две категории. Красавица - это женщина, решившая стать таковой. Так же как и "серая мышь". И той и другой когда-то внушили этот статус и ему они следуют всю жизнь, если, конечно, не поумнеют с годами и не поймут, что свой статус они определяют сами. И с красотой это не имеет ничего общего. Тем более, восприятие красоты весьма субъективно. Мой дедушка говорил: "Некрасивых женщин не бывает. Есть женщины, которые просто не следят за собой." Да и признайтесь себе честно, есть ли на свете женщина, которая считает себя абсолютно красивой? :-))

Кроме того, мне не нравится тот факт, что мужчины в подобных романах представлены, как некое мечущееся между долгом и любовью существо. Это довольно упрощённая схема. Кроме того, свойственная более женской натуре, а не мужской. Мужчина скорее действует по схеме: veni. vedi. vici.

Что ещё типично, на мой взгляд, сознание "красавицы" и "серой мыши" формируется тем обществом, в котором они выросли. Т. е. они являются лишь его продуктом и жертвой. И обречены всю жизнь идти по тому пути, который им опять таки это общество указало. Если, конечно, когда-нибудь не захотят идти по другой дороге. Проблема в том, что самостоятельно выбранный путь имеет побочные действия для персон, не обладающих достаточно "толстой кожей" и беспредельным терпением. И эти побочные действия - нервные заболевания, агрессивность, депрессии и даже сумасшествие. Вот и получается, что бабочка бьётся в сачке, ломая крылья, а саранча в это время цинично пожирает цветок, на котором та только что сидела.

Но в конечном счёте, сдаётся мне, это всего лишь две стороны одной и той же медали под названием "Женщина".

Ольга Вальтер 2   21.06.2010 10:56   •   Заявить о нарушении правил / Удалить