Выпуск 7. Воображение - инструмент сказочника 2

Сергей Сергеевич Трубников
Перед вами седьмой выпуск рассылки "Как написать сказку". В прошлом выпуске мы говорили о том, где искать идеи для сказок. В этом выпуске я расскажу о том, как играть с образами, чтобы получать из них интересные идеи.


Поиграть с образом или приемы фантазирования

Иногда хорошие идеи можно получить, если мысленно поиграть с образом. В этом вам помогут несколько приемов:

1. Прием увеличение/уменьшение.
Можно менять не только размер, но и вес, скорость, количество или любые другие характеристики образа.
Примеры:
- очень большой человек - великан;
- увеличьте бороду - получите Черномора или Карабаса Барабаса;
- очень маленький ребенок - Дюймовочка или Мальчик с пальчик;
- очень сильная девочка - Пеппи Длинный Чулок;
- очень быстрый бегун - Маленький Мук;
- большие уши - Чебурашка.

Давайте мысленно увеличим вес Колобка. Тяжелый Колобок состоит уже не только из теста. У него внутри другая начинка, например, пушечное ядро. Можно придумать сказку про брата Колобка, который узнал, как кончил его предшественник и решил наказать зверей. Заяц, волк и медведь не могут поднять тяжелого Колобка, а лисе он наступает на ногу.

2. Объединение.
Объединить образы или передать свойства одного образа другому. В сказках мы настолько часто встречаем этот прием, что даже не замечаем.
Примеры:
объединение волшебников в волшебное сообщество - мир Гарри Поттера;
- все одушевленные животные и предметы в сказках - это объединение вида человек-животное или человек-предмет
- совмещая разные части тел: кентавр, минотавр, трехглавый змей, пегас, грифон и т.д.;
- человек-дерево: энт; маленький человек-фермер - хоббит; маленький бородатый человек-кузнец-рудокоп - гном; человек-комар - вампир и т.д.;
- человек с мотором, как у вертолета - Карлсон;
- человек-волк - Маугли.

Давайте мысленно объединим Колобка с лисой. Это можно сделать разными способами - например, так: хитрый Колобок, любит забираться в чужой дом и поедать блины и пироги, которые приготовили люди. При этом Колобок становится все больше и румянее.

3. Дробление.
Отделение части от целого или мысленный переход от целого к его частям.
Примеры:
- голова, отделенная от туловища - огромная голова из сказки о "Руслан и Людмила", Колобок или всадник без головы;
- Кащей и смерть Кащеева отделены друг от друга;
- человек, которого невозможно увидеть - невидимка;
- монета без возможности быть потраченной - неразменная монета;
- народ и управление разделены - например, летучие обезьяны, которые вынуждены подчиняться хозяину золотой шапки;
- в некоторых притчах заменяют людей какими-то свойствами характера - в результате получаются персонажи: Любовь, Страх, Подлость, Жадность, Преданность и т.д.;
- в некоторых сказках изображают, к примеру, будто это не ребенок расшалился, а его ботиночки;
- сказочный народ хоббитов делится (дробится) на племена: мохноноги, хваты и лесовики.

Что такое Колобок? Съедобная голова из теста, которая умеет кататься, говорить, петь. Играя с частями целого можно представить себе других персонажей. Например: Колобок без формы: тесто, которые умеет ползать и говорить. Поскольку тесто не имеет формы, оно может принимать форму других объектов. Но все-таки долго держать другую форму оно не может (пока его не запекут в печке).

4. Наоборот.
Плюс меняется на минус, а минус на плюс. Это прием фантазирования способен давать очень сильные идеи для сказок.
Примеры:
- люди двигают предметы, а если представить, что все наоборот - например, печка Емели, ковер-самолет;
- не люди накрывают на скатерть, а скатерть накрывает людям - скатерть самобранка;
- в обычных шахматах игроки двигают фигурами, а если наоборот - игроки сами выступают в качестве фигур (эпизод из первой книги о Гарри Поттере);
- герой-антигерой во многих сказках: если вы придумали героя - добрую и веселую куклу Буратино, то антигероем может быть злой кукловод Карабас-Барабас;
- жертва и преследователь меняются местами: лисе удается выманить петушка золотого гребешка веселой песенкой, но она сама попадается в эту ловушку, когда кот и дрозд приходят к ее норе.

Иногда очень интересно бывает представить, что в сказке все происходит наоборот. Например, это не Колобок сбежал от дедушки с бабушкой, а дедушка с бабушкой сбежали от Колобка. Очень уж злым и прожорливым оказался этот монстр - Колобок. Выгнал бабушку с дедушкой и велел принести больше еды. Заяц, волк и медведь пытались помочь бабушке с дедушкой, но испугались злого Колобка и убежали. Только рыжая лиса придумала, что делать. Она пришла в дом и кормила Колобка сметаной и хлебом до тех пор, пока он не лопнул.


Как пользоваться приемами фантазирования

Итак, пять наиболее простых и универсальных приемов фантазирования:
- увеличение
- уменьшение
- объединение
- дробление
- наоборот

Мысленно играя с образами, мы можем пытаться применять к ним перечисленные приемы. Главный секрет этих игр - применять тот или иной прием до тех пор, пока в образе не появится противоречие. Именно противоречия и парадоксы делают образ интересным и дают возможность проявить фантазию.

Например, представьте себе горшочек каши. Мысленно увеличим количество каши. Два горшочка, десять горшочков. И все-таки, в этом нет ничего нового и необычного. Однако, если продолжить, то каши станет столько, что она затопит город. Так получилась идея для сказки "Вари котелок". Осталось только придумать - как все это использовать в сказке.

Еще один нюанс, на который я хочу обратить внимание.

На прошлом занятии я рассказал несколько словесных игр по методике писателя Джани Родари. Словесные игры могут дать много интересных идей, однако результат практически непредсказуем.

Когда мы играем с образом, результат тоже не всегда можно предсказать. Тем не менее, новый образ будет связан с исходным. Это важно, если вы пытаетесь придумывать идеи на конкретную тему - например: путешествия, рыцарское средневековье и т.п.

P.S. Перечень приемов фантазирования и способы их применения хорошо описаны в книге "РТВ - ЭТО ОЧЕНЬ ПРОСТО" (автор П.Амнуэль).

На этом я заканчиваю седьмой выпуск рассылки. В следующем выпуске я продолжу рассказывать о том, как придумывать идеи для сказок.