Нить, связующая времена Трон и посох

Николай Тернавский
Нить, связующая времена
«...Ионийцы, пожалуй, были первыми, кому боги открыли
тайну хлебных злаков. Когда Деметра, странствуя в поисках
дочери Персефоны, пришла в Аттику, жители этого города
оказали ей услуги, о которых принято молчать, и о которых
знают посвященные. Богиня в знак благодарности дала им
два дара – зерна хлебных злаков и таинства, посредством
которых люди могут приобщиться к вечной жизни.
Дорийцы пришли в Элладу позже, после подвигов Тесея,
войны афинян с дочерьми Ареса – амазонками и падения
Трои. Они, являясь разноплеменными пришельцами, были
движимы алчностью и жестокостью к коренным народам
Пелопоннеса овладев им, основали Спарту и с некоторого
времени стали претендовать на первенство в Элладе». – До-
писав фразу, Эфор отложил лист папируса вглубь ниши,
чтобы просохли чернила, спрятал стилос в пенал, и, потушив
светильник, со вздохом облегчения лег на жесткое ложе.
Ему, одному из лучших учеников Исократа, слушавшего
речи многих знаменитых афинских риторов и философов,
наконец-то представилась возможность сесть за составле-
ние давно задуманного труда – истории Эллады. Он рад
был вернуться в родные Кимы, уединиться в небольшом ка-
менном доме у городской стены под утесом, с крыши кото-
рого открывался прекрасный вид на море.
В углу стояли пузатые кувшины, набитые свитками, десят-
ками книг древних и живых писателей Эллады. Там среди
прочих лежал и самый дорогой свиток – труд его дяди,
Филократа, зарабатывавшего деньги на собственную жизнь
на Боспоре, терпя лишения и превратности судьбы. Когда-
нибудь дойдет очередь и до них – Эфор намерен уделить
внимание и удаленному уголку греческой ойкумены, каким
являлось царство Спартокидов.
Труд требовал большой дисциплины, собранности и силы
духа. Осилит ли он его?.. Ко всему прочему – заботы о хо-
зяйстве, сыне… Но, несмотря на предстоящие трудности, на
душе у Эфора было светло. Он любил минуты творческого
вдохновения, когда, казалось, пером, зажатым в руке, во-
дили музы. Это случалось после многих дней чтения, тягост-
ных размышлений, сомнений и колебаний. Словно морские
6
волны после шторма, стихали житейские хлопоты, и на душу
сходил покой; мысли слетали откуда-то сверху, сразу же
облаченные в слова. Они теснились, подталкивали друг дру-
га, вились в голове, торопились облечься в одежды – обыч-
ные или броские и яркие. В них, этих пьянящих разум сло-
вах, родившихся одновременно с мыслями, билось живое
чувство, волнение, горечь и радость проживания великих со-
бытий, произошедших вчера, годы и многие столетия назад.
Что может быть лучше и прекраснее, чем чувство причаст-
ности к истории и судьбе своего народа…
Эфор уже просмотрел свитки отца; увидел в них настоя-
щие мысли и факты, несомненно, достойные того, чтобы
быть включенными в анналы истории. Но более всего его
воображение увлекла новелла о меотянке – царице синдов,
которая мстила за поруганную любовь своему неверному
мужу и его покровителям. Дядя Эфора, Филократ, был не-
вольным свидетелем тех давних событий. И не рассказать
об этой истории он никак не мог.
Удивительное дело – книги, они сквозь века передают
знания. Нет уже на земле не только людей минувших эпох –
нет многих народов, нет городов, а они несут вести об их
бедах и радостях, хранят ритм ушедшей жизни, являясь по-
добием нитей бессмертных мойр, которые ткут в тишине
судьбы людей, племен, великих народов, причудливо пере-
плетая их.