На пути к гармонии. Глава 11

Александр Иванович Алтунин
               
     В беседах со многими людьми мне приходится часто слышать
один и тот же вопрос: "Как совместить духовность и нашу реальную прозу жизни, если это по нашему мнению невозможно даже теоретически?" Вопрос действительно непростой, причем, не столько в моменте его понимания, сколько в его практическом воплощении. В нашей жизни все движется. В жизни человека не может быть остановки ни на мгновение. Двигаясь по своим делам и встречам, человек растет и меняется непрестанно. Все, что
носит в себе сознание, все меняется, расширяясь в мудрости. Если же человек не умеет принимать мудро своих меняющихся обстоятельств, не умеет стать их направляющей силой - они его задавят, как мороз давит жизнь грибов, как сушь уничтожает жизнь плесени.

           Человек, заботящийся о своей духовности, привыкает встречать каждый    
расцветающий день, как день новой жизни, где только он сам делает запись на чистом, новом листе своего дня. В своем обыденном сознании мы делим людей на счастливых и несчастных. Но чаще всего в понятие счастья мы вкладываем моменты чисто внешнего благополучия (материальный достаток и т.д.). На самом деле люди делятся только на
знающих, освобожденных от предрассудков и давящих многочисленных страстей, а потому добрых и радостных. И на незнающих, закованных в предрассудки и страсти, а потому унылых и злых. Только знание космической философии раскрепощает человека. И чем свободнее он становится, тем больше его значение в труде всей Вселенной, тем успешнее его труд на общее благо и тем ярче чувство счастья, которое он испытывает. В
заповедях мудрецов сказано: если хочешь быть счастливым, то в каждом простом дне живи так, как будто бы это был твой последний день. Не оставляй запас сил и знаний на завтра, а отдавай всю полноту мыслей и чувств сегодня, сейчас. Действуй
так, чтобы быть просто добрым и чистым в каждую пробегающую минуту.

 Не всегда каждому человеку дается так много, как вам,мой дорогой читатель. Поэтому не упускайте возможности укрепить свое "Я". Зов к знанию чаще всего бывает человеку
только однажды в жизни. Иногда мне говорят, что очень любят своих детей, родителей, супругов и т.д. и поэтому не могут отбирать у них время и силы на развитие в себе духовности. Но при этом забывают, что не всякая любовь связывает плоть людей. Но плоха та любовь, что связывает рабски их дух. Только та любовь будет истинной, где все способности и таланты раскрываются к творческой деятельности, где еще больше
освобождается дух человека. Многие находятся в очень неблагоприятных условиях и моральных и материальных. Часто такие люди сетуют на жизнь, на ее несправедливость. Но не стоит смотреть на предстоящую жизнь (какой бы грустной она вам не каза-
лась) как на наказание. Великая мудрая жизнь не знает наказания. Она дает человеку возможность созревать и крепнуть именно в тех обстоятельствах, которые необходимы лично каждому и только ему одному.

 Ежедневно приходится видеть молодые пары, которые весьма легкомысленно относятся к своим супружеским и семейным, родительским обязанностям. А ведь брак - это далеко не такое простое и обыкновенное дело, каким оно представляется многим. Брак зависит от тех людей, которые в него вступают. И могут быть браки огромного значения, вовсе не только личного для тех людей, которые в них вступают. Всякий брак - дело
чрезвычайно важное и ответственное в жизни всей Земли. Если будущие родители поднялись до осознавания себя единицами всей Вселенной, они встали на путь готовности воспитания новых людей. Они будут проводить свои жизненные принципы не на словах, а на своем живом примере увлекать своих детей в истинную красоту и совершенство. Если же они поднялись до больших высот творчества, они составляют те ячейки, где воплощаются будущие великие люди, творцы и гении, чье вдохновение составляет эпохи в жизни человечества. Гармония семьи не в том состоит, чтобы все ее члены думали и действовали одинаково, имели или не имели тайны друг от друга. А в той царственно расточаемой любви, где никто не требует доказательств, обязательств друг от друга. В той высочайшей чести друг другу, где нет слов о самопожертвовании, а есть мысль о помощи, о радости быть полезным.

   На родителях лежит огромная ответственность. Чтобы воспитать своих детей, они должны, прежде всего, сами воспитывать себя. Если у них нет выдержки и вежливости с детьми, или их поведение внушает постоянный страх, ожидание окрика или шлепка, то такие дети вряд ли будут счастливыми в будущем. Чтобы понять радость и очарование раскрепощения, надо сначала понять плен и рабство от окружающих вещей и страстей. Чтобы понять мощь свободного духа, творящего в независимости, надо хотя бы на мгновение познать в себе эту независимость, в себе ощутить полную свободу, чтобы возникло желание расти умом и душой все дальше и выше. Обыватель считает свою жизнь убогой, если в ней не бушуют порывы страстей, если он не имеет возможности блистать во внешней жизни. Порой бывает особенно досадно даже не то, что люди зря расстрачивают себя на постоянные мысли только о самих себе, но то, что человек закрепощает себя в этих постоянных мыслях о бытовом блаженстве и только
элементарной (физической) близости.

Он поверяет другому свои тайны и секреты, недалеко уходящие от кухни и спальни, при этом воображает, что это-то и есть настоящая дружба или любовь. И при этом лишает свою мысль силы проникать интуитивно в смысл жизни. Великие встречи, встречи
переворачивающие всю жизнь человека, редки. После такой встречи человек перерождается и уже не возвращается больше на прежнюю дорогу быта в маленькое, обывательское счастье. Он уже знает, что такое Свет на пути.

   Культура человека, очевидно, не всегда переносит его дух в интуицию. Закрепощенный в умственной сетке строптивец никак не может перескочить через видимую условность восприятия жизни Земли и Неба как единой живой Жизни. Многие очень бога-
тые люди, имея множество осязаемых земных даров, с трудом переходят в истинную мудрость. Чем в большем мире духовных знаний идет человек по земле, тем больше, дальше и выше он видит (и наоборот!). А чем дальше он видит, тем больше понимает, как он мал, как мало может и знает, как много (в первую очередь в областях, скрытых от постороннего глаза) ему еще надо достичь.

   Но как бы ни казались вам мелкими и низкими люди, как бы малы и пусты они не выглядели их беды и горести, - не стремитесь судить их и не чувствуйте себя большими среди маленьких.Быть может, какой-то период времени вам придется жить среди
людей низкой культуры, не имеющих духовных знаний и даже не предполагающих, что можно жить без лицемерия. Не считайте себя невинно страдающими, закабаленными в такие неприятные обстоятельства. Усматривайте в них нужные для  вас обстоятельства, через которые необходимо пройти, чтобы в себе же найти стойкость чести и высокое благородство. Лучше разделите временное и уродливое от вечного, не умирающего. И поклонитесь страданию человека и той его муке, в которой он будет стоять, когда страсти засохнут, отпадут от него как шелуха.

И он сам себя увидит в свете истины. Он ужаснется и будет искать света, который ему, возможно, когда-то предлагали. Но путь к свету - это только сам человек. Научить здесь нельзя. Сколько не указывай где светло - увидеть это может только тот, в ком есть свет изнутри. Перед Истиной нет ни зла, ни добра. Есть только степень знания, степень освобождения, мгновение чистой любви и мира в сердце человека или миг бун-
та его страстей и невежественности. Жизнь каждого человека нужна и ценна тогда, когда сердце его потеряло способность бояться и раздражать людей вокруг себя.

   Мы часто стремимся переделать других людей на свой лад, заставить их жить так, как мы считаем нужным, ничуть не заботясь о возможных последствиях как для их жизни, так и для них самих. Но существует вечное неписанное правило: стремясь побудить в другом энергию и силу, надо уметь держать в повиновении собственные силы (желания, стремления, чувства, мысли). Нельзя никого научить тому, что отсутствует в самом учителе. Отдавая другому самую драгоценную и неоспоримую для вас самих истину, вы не достигнете никаких положительных результатов, если ваш друг не подготовлен вами к ее восприятию. Скорее всего вы при этом принесете ему только вред, хотя в своих
намерениях вы исходите только из самых светлых и чистых, бескорыстных и замечательных принципов и убеждений. Но при этом есть целый ряд знаний, войти в которые может человек только сам. Всегда помните, что тот, кто вошел в дом или пришел на встречу и принес с собой раздражение, всегда неправ, хотя бы он объяснял свой гнев и приход самыми важными и серьезными причинами. Чаще всего человек много-много скитается по жизни, пока подойдет к источнику мудрости. Задача истинной культуры человека - очистить все свои страсти. Сделать их не только радостью и миром сердца, но атмосферой всего своего труда в простом дне, всей своей жизни. Тогда и единение с теми, кого в дне встречаешь, становится не условностью быта, но
красотой, бодрой помощью и энергией. Той энергией, что пробуждает к творчеству всех рядом трудящихся людей.

   Нам не дано понять до конца путей человеческих. Но пока человек может идти к совершенствованию - он живет, он борется, терпит поражения, разочаровывается, но не теряет мужества, не теряет цельности в своих исканиях и вере, живет и побеждает. Его сердце все растет, его сознание ширится. Он еще может нести в день свое творчество ума, души и сердца. Еще может отдавать свою доброту - и поэтому живет. Бывает так,
что человек десятки лет ведет жизнь, бесполезную вовне, живет эгоистом и обывателем. Становится никому ненужным стариком - и все живет. Жизнь Великая и мудрая, видит в нем еще какую-то возможность духовного пробуждения. И она ждет. Она дает человеку сотни испытаний, дабы он мог духовно возродиться. И наоборот, бывают люди, так щедро излившие в своих простых, серых днях доброту и творчество своего сердца, что вся мощь их сердца разрослась в огромный Свет. И их прежняя физическая форма уже не может нести в себе этого нового Света. Она рушится и сгорает под вихрем тех новых вибраций мудрости, куда проникло их сознание. И такие люди уходят с земли, чтобы вер-
нуться на нее еще более радостными, чистыми и высокими.

   Зло тащит человека за собой не потому, что окружает его извне, а только потому, что внутри сердца человека уже готов бурлящий кратер, куда зло только выливает свое масло, подбавляя силы его злобным страстям. А сердце доброго человека - кратер любви, и маслом ему служит радость. Оно свободно от зависти, и потому день доброго человека легок. Тяжело раздраженному потому, что кипение страстей в его сердце не дает ему отдыха. Он всегда в раздражении, всегда открыт к его сердцу путь всему злому. Такой человек не знает легкости, не знает своей независимости от внешних обстоятельств. Они давят его во всем и становятся постепенно его господином.

   Каждый может прожить только собственную жизнь. И сколько бы вы ни любили людей - ни мгновения их жизни вы не проживете. Не набирайте на свои плечи долгов и обязанностей, которых на вас никто не взваливал. Идите радостно. Просыпаясь утром, благословляйте свой новый расцветающий день и обещайте себе принять до конца все, что в нем к вам придет. Творчество сердца - в его простом дне. Оно в том и заключается, чтобы принять в дне все обстоятельства, как неизбежные, единственно
ваши, и их очистить любовью, милосердием, пощадой. Но это не значит согнуть спину и позволить злу кататься на себе. Это значит и бороться, и учиться владеть собой, и падать, и снова вставать, и овладевать препятствиями, и побеждать их. Быть
может, внешне не всегда удается их побеждать. Но внутренне их надо побеждать всегда любя. Старайтесь переносить свои отношения с людьми из мусора мелкого и условного в огонь Вечного.

Ищите всюду законы Космоса. Ломайте вырастающие перегородки условного между собой и людьми. И ищите в наибольшем такте всех возможностей войти своим сознанием в положение того, с кем общаетесь. И вы всегда найдете, как вам разбить препятствия предрассудков, нелепо вставших между людьми, открыть все лучшее в себе и пройти в храм сердца другого. В себе найдите цветок любви и бросьте его под ноги тому, с кем общаетесь. И только в редких случаях встречи с абсолютно злыми людьми останутся без победы вашей любви. Если увидите затемненное сознание, идите мимо. Благословляйте и прощайте, но никогда не прикасайтесь к ним. Не старайтесь обратить их на путь истины. Это невозможно.

   Вы думаете, что можно таить внутри полный разлад, страдать и разрываться, а внешне показывать полное спокойствие и этим лицемерным самообладанием помочь человеку переносить его горькие минуты? Только истинно мудрое поведение - внутри
убежденно-спокойное состояние может помочь ближнему. На языке мудрости "знать" означает уметь, а "понимать" - это значит действовать. Об этом приходится говорить в связи с тем, что многие люди, прочитав ряд моих статей, сообщали мне, что ни-
чего нового для себя они в них не обнаружили, "мы мол и раньше все это знали". Но какое это было знание? Совершенно поверхностное и формальное, когда человек как бы живет двойной моралью, предьявляя к окружающим одни принципы, а к себе абсолютно другие, гораздо более мягкие и снисходительные.Свои действия такие люди оправдывают самыми различными способами: сложными обстоятельствами, непорядочностью других лю-
дей, наличием особенных достоинств, делающим их выделенными из общей массы людей, в связи с чем они могут пренебрегать "отдельными мелочами" общепринятой морали. На словах такие люди проповедывают самые замечательные правила и убеждения, а на деле ведут совершенно обывательскую жизнь, по принципу "в чужом глазу и соломинку замечу, а в своем и бревна не увижу". Нравственные правила для них - это чистая абстракция, о которой следует вспоминать только при необходимости, когда дело касается кого-то другого. В лучшем случае в практическую плоскость эти разрозненные, смешанные с громадным числом предрассудков и заблуждений, правила вспоминаются при некоторых критических ситуациях, когда человеку понятно, что он должен сохранять "приличное лицо" в глазах широкой общественности. Иначе говоря, при этом идет забота не своей душе, а лишь о своем внешнем имидже в тот или иной конкретный момент.

А о том, что они должны постоянно, ежедневно, всю свою жизнь сознательно стремиться к максимально строгому соблюдению этих правил в первую очередь по отношению к самим себе, им и в голову не приходит. "Так никто же таких правил не соблюдает, а почему же я должен?" - вот что их при этом больше всего беспокоит. Главное у них - выглядеть не хуже, чем остальные. А что остальные выглядят из рук вон плохо - это уже другая сторона медали, о которой думать не хочется. Вроде того, что если все вокруг занимаются каннибализмом, то и нам не грешно. Главное - не выделяться... О том, что главным арбитром их поведения, мыслей и чувств должна быть их бесстрастная совесть, а не кто-то со стороны, им и в голову не приходит. А то, что для Высших сил абсолютно безразлично мнение вашего окружения, каким бы оно замечательным вам не казалось, об этом они не знают. Но что самое грустное, мягко говоря, это то, что и знать не хотят. "Нам так удобнее и спокойнее", совсем как у того ужа, которому "и здесь уютно, тепло и сыро". Не зря же говорят, что "теория без практики мертва", а
я бы еще добавил, что и вредна! Потому что вроде бы сам факт наличия теории успокаивает человека и он больше ничего не делает, но реальная жизнь постоянно требует от нас принятия решений, выбора между различными мотивами поведения. Но такие
люди уподобляются охотнику, который идет на охоту, не умея стрелять из ружья. Ему кажется, что ничего сложного в том нет - прицелился и нажал курок. На деле же все гораздо сложнее. Охота при всей видимой простоте - весьма сложная наука.

Но самоуверенный охотник идет на крупного зверя, а когда возникает кульминационный момент, то попадает впросак, если не становится жертвой своего легкомыслия. Наш внутренний мир - это что-то вроде джунглей, которые невежественные (в духовном плане) люди принимают за домашний сад, приятный и безопасный, а на самом деле на каждом шагу его подстерегают весьма серьезные опасности, ловушки и западни, враги и хищники, изощренные и замаскированные противники. И лишь только тот, кто понимает этот момент, учитывает его в своей повседневной жизни, непрерывно контролируя все свои мысли и чувства, может расчитывать хотя бы на относительное душевное
равновесие. Потому как полный контроль для большинства людей невозможен из-за их очень низкой духовности и значительной деформации личности психологического и нравственного характера.

   Раздражение, которое большинство из нас считает безобидным, на самом деле далеко не столь невинно. Каждый раз, когда вы сердитесь, вы привлекаете к себе со всех сторон токи зла и аналогичные астральные образования из космического эфира, которые присасываются к вам, как пиявки. Многие люди большую часть жизни покрыты уродливыми красными и черными пиявками с самыми безобразными головками и рыльцами, какие
только можно вообразить. И все они - порождение их страстей, зависти, раздражения и злобы. После того, как вам будет казаться, что вы уже успокоились и овладели собой, - буря в атмосфере вблизи вас будет продолжаться еще двое суток. А кто может приблизиться к вам, пока уродливые существа сосут и питаются вами совершенно так же, как обычные пиявки сосут кровь человека. Всякое чистое существо очень чувствительно к смраду этих маленьких животных. И оно бежит от тех, кто окружен таким кольцом, кто лишен самообладания. Чистое существо, встречаясь с человеком, привыкшим жить в распущенности нервов, в раздражительных выкриках и постоянной вспыльчивости, стра-
дает не меньше, чем от общения с прокаженным. Злой же человек, обладающий одним упорством воли, мчится навстречу такому существу, с восторгом видя в нем орудие для своих целей. Он, скрывая под лицемерной маской свои истинные побуждения, окру-
жает свою жертву внешним блеском, заманивает богатством, иногда притворяется влюбленным. Но все это только ложь, интриги, а суть - сдавить волю несчастного, чтобы овладеть им для своих целей зла и разрушения.

   Некоторые пациенты, прочитавшие отдельные мои философские статьи, жаловались на большую мешанину мыслей в их головах, упорно не желая помнить мой совет: кто ищет истину, отягощенный страстями, тот чаще всего еще больше заблуждается.

   Жизнь движется по законам целесообразности и закономерности. И люди, живущие по этим законам, не ищут наград и похвал, не ждут личных почестей и славы, не развивают своей деятельности в отрыве и отъединении от общей жизни Вселенной. Если вам даже кажется иногда, что природа в своих катаклизмах погубила что-то здесь и там, то это только от нашей привычки жить и мыслить в предрассудках внешней справедливости.
Нет ударов судьбы, как таковых. Как нет убийства и бессмысленной смерти. Умирает каждый человек только тогда, когда дух его или перерос все возможности творчества, которые были в его телесном организме, или когда весь его организм обвился
закостенелыми страстями жадности, зависти, ревности, отрицания и предрассудков себялюбия. И духу его больше не остается возможности вырваться хоть из какой-нибудь щели в доброжелательство, разрезав свои страсти.

   Все, что люди привыкли называть чудесами, чудесными встречами и спасениями, - все это только собственное творчество в целом ряде вековых воплощений и трудов. Именно поэтому у человека в каждое его земное воплощение так мало времени! Нет возможности, сохраняя здравый смысл земли, зная быстротечность ее меняющихся форм, терять мгновения в пустоте, в отсутствии творчества сердца, в мелочах быта и его предрассудках. Нельзя жить и ждать, что провидение само позаботится о решении судьбы человека и повернет руль его жизни в ту или иную сторону. А человек будет только подбирать зерна падающего ему с неба милосердия. Все милосердие, которое может войти в судьбу человека, это труд его самого. Его труд в единении с великими и малыми, труд любви и благородства.

   Честь человека, его честность, доброта и красота, которые он пробудил и подал в сердце встречных, а не ждал, чтобы их ему кто-то принес. Не в далекое небо должен улетать человек, чтобы там глотнуть и отдохнуть от грязи земли. Но на грязную, потную и печальную землю он должен пролить каплю своей творческой доброжелательной энергии. И тогда в его труд земли непременно сойдет мудрость живого неба, и он услышит его зов. Тот, кто принес земле частицу своей песни торжествующей любви, из своего обагренного страданием сердца благословил свой день, тот войдет в новую атмосферу сил и знаний, где ясно увидит, что нет чудес, а есть только та или
иная ступень знания.

Одним из важных духовных моментов является смирение человека. Но истинное смирение ничего общего с разъеданием себя не имеет. Истинно смиренный понимает свое место во Вселенной. Он так свободен внутри, что никакие сравнения с чужой жизнью, с ее величием или малостью ему и в голову не приходят. Он просто идет данное текущее мгновение, не вовлекаясь в сложность и замысловатость дел, которых не понимает и не
видит ясно до конца. Чтобы человек мог зазвучать как частица творящей Вселенной, надо чтобы он сам себя ощутил себя гармоничным целым не только в отдельные минуты. А чтобы в его сознание вошли максимально глубоко знание и опыт, что все его творчество может двигаться в нем и двигать его во всем творчестве Вселенной только тогда, когда он - гармоничное целое. Путь к этому высшему знанию всей Вселенной в себе и себя в
ней идет только через труд в самом простом дне.

Наши мысли должны быть правильными не только по отношению к живым, но и к умершим. Со смертью любимых людей не кончают ся наши обязанности перед ними. Следует думать об их пути к совершенству и освобождению. Думать и помнить, что если мы
плачем и стонем, мы взваливаем на их новую, хрупкую форму невыносимую тяжесть, под которой они сгибаются. Мы же склонны приписывать себе в число добродетелей усердное их оплакивание. Тогда как истинная любовь, им помогающая, - это мужество,
творческая сила сердца, живущего в двух мирах, а не уныние от нарушенных привычек одной земли. Трудясь над самообладанием, над самодисциплиной, мы помогаем не только живым, но и тем, кого зовем мертвыми, и кто на самом деле гораздо более живой,
чем мы, закутанные в наши плотные покровы грубых тканей.

Сострадать людям - значит прежде всего мужаться, чтобы бесстрашное, чистое сердце могло свободно проявлять свою любовь. А любовь, пощада и защита - это далеко не всегда ласковое, потакающее слово. Это и укор, и поднятие чужой мысли через себя в более высокую и широкую сферу. Это и удар любящей руки, если она видит, как падает дух человека, чтобы трамплином своей силы подкинуть огня в снижающийся дух и энергию человека. Не стоит отчаиваться и считать себя бессильным в иные моменты жизни, когда стоишь перед скорбью и отчаянием человека и думаешь, что не можешь ему помочь. Нет таких моментов, где бы чистая любовь и истинное сострадание были бессильны, не услышаны теми, к кому они направлены, и оставлены без ответа. Не всегда ваши чистые силы проявляются мгновенной помощью встречному. Факты внешнего благополучия - единственное, что ценят люди как помощь, далеко не всегда составляют истинную любовь. Но каждое мгновение, когда вы проявили помощь любви, как самую простую доброту, вы ввели своего встречного в единственный путь чистой жизни на земле, в путь единения в мужестве, красоте и бесстрашии. Труд, спокойствие, понимание отношений с окружающими, как определенного результата вашего знания, что встреча с каждым есть бескорыстие вашей любви, - вот будет ваше деятельное сострадание, в которое может проникнуть энергия мировой любви вечного. И сделать вашу жизнь более успешной и приятной.

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психоаналитик.