На пути к гармонии. Глава 10

Александр Иванович Алтунин
   Нередко люди жалуются, что их мало уважают, а им хотелось бы гораздо большего. Особенно ярко это проявляется у молодежи. Некоторые полагают, что могут поступать с другими так, как им заблагорассудится. Но если другие будут так же
поступать с ними, то они начинают жаловаться, что так нельзя. Стоит хорошенько за¬помнить всем, что закон эха побудит другого человека поступить с вами также, как вы сами себя ведете. И другой человек не может поступить иначе, он должен ответить, потому что вы первым начали это движение определенных сил. Если вы никого не уважаете, то никто не будет и вас уважать. А если желаете, чтобы вас уважали, то сами проявляйте уважение к другим. А желать, например, пройти к успеху по чужим головам, пренебрегая интересами других людей, и не встретить при этом противодействия - это наивное и вредное заблуждение, потому что рано или поздно этот закон обратится против вас самих. Люди позволяют себе совершать физическое
или психологическое насилие, а потом удивляются, что с ними обходятся подобным образом. Отдельные личности становятся еще более жесткими и жестокими, аналогичным образом и жизнь начинает к ним относиться. Они продолжают свою линию поведения, а жизнь свою, и так до бесконечности, точнее говоря, до совершенно тупиковой ситуации, когда обстоятельства будут или крайне драматичными или полностью нелепыми, причем настолько явно нелепыми, что это будет бросаться в глаза даже самым примитивным и глупым людям, не говоря уже об остальных. Что обязательно разрушит мизерные остатки их респектабельного имиджа, о котором они столь основательно беспокоятся, считая, что "цель оправдывает средства".

   Отношение к общественным правилам и законам у многих людей весьма негативное. Они считают, что нравственные и психологические нормы совершенно устарели и поэтому не подходят для них. Молодежь при этом полагает, что старшие просто издеваются над ними, требуя исполнения совершенно пуританских или аскетических правил, что мол старшие не имели столько возможностей для развлечения и отдыха, поэтому и не умели отдыхать, а вот мы - это совсем другое дело и поэтому наша жизнь должна идти по принципиально другим законам и правилам.

Отчасти они правы, что часть законов должна быть изменена, но вот только заблуждаются относительно того, каким образом они должны быть изменены. Не упрощены и не стать более либеральными, а совершенно наоборот, стать гораздо более сложными, более утонченными и изящными, более строгими и в тоже время более универсальными, не разрешающими вседозволенность и распущенность, безответственность и полную свободу действий, а помогающие каждому найти его место в жизни, дать оптимальные возможности для истинной самореализации и самоутверждения.

   Например, правила, так или иначе регламентирующие секс, многим не нравятся, поэтому они их хотят ликвидировать, чтобы дать выход инстинктам и страстям. Но им невдомек какие последствия это вызовет во всех областях. Взять хотя бы вопрос физического здоровья. Не стоит заблуждаться относительно того, что успехи современной медицины обеспечат полную безопасность. Когда человек или даже целый народ теряет голову, теряет контроль над собой, когда каждому позволено давать волю своим страстям, своей сексуальности, то такой человек или народ подписывает тем самым себе смертный приговор. Многие тысячелетия тому назад человечество поняло, что людям невозможно жить вместе, не установив определенные правила, и что никакая культура или цивилизация не может выжить, не будучи основана на законах. Иначе нас ждет возвращение в джунгли.
 
   Порой молодые люди предаются беспорядкам, бесчинствам, распутству и в этот мо¬мент они подобны детям, которые тайком от родителей съедают целую банку варенья. Тем хуже для них, они расстроят себе желудок! Будь молодые люди более рассудительными, знай они, что в тот момент, когда они отвергают все правила, они себя ослабляют, ибо дают волю злым духам в самих себе, то они, скорее всего, не требовали бы для себя всех этих мнимых свобод. Таков закон жизни: чем меньше мы контролируем свои мысли, желания, капризы, тем больше становимся их рабами. Никто не может быть истинным царем в своем царстве, пока себя не контролирует, ибо тут подстерегают человека слабость, болезнь или безумие. Поэтому те, кто надеется обрести могущество в насилии или разрушении, на самом деле ослабляют себя, становятся рабами своих инстинктов и пороков. И это, к сожалению, не только теория. Ежедневно мне приходится наблюдать или лечить такого рода людей. Правда, необходимо отметить, что психическая патология, какой бы тяжелой она ни была, порой гораздо легче поддается коррекции, чем патология социальная, мировоззренческая, когда для блага самого человека необходимо изменить большинство его основных принципов и убеждений, взглядов и представлений о жизни и о себе, о своем месте в жизни, об отношении к себе и к другим людям. А человек настолько привык быть тем, кем он есть, что старается изо всех сил найти какую-либо причину, по которой он сейчас не может работать над собой. Как-нибудь потом, когда для этого будут все благоприятные обстоятельства... А их не будет никогда, потому что злые духи, сидящие в нем, командующие им, никогда не позволят лишить их столь удобного прибежища, по крайней мере, по их желанию.

   Можно было бы жить в мире без правительства, без судебного ведомства, без милиции, но при одном условии, что все люди будут практически воплощенными идеалами. Тогда, совершенно естественно, все вели бы себя настолько разумно, так замечательно, что не потребовались бы ни правила поведения, ни их контроль, ни наказания. Но поскольку люди пока очень далеки от совершенства, есть необходимость, чтобы в обществе существовали какая-то организованность и контроль.

   История нас научила: человек может стать палачом, подчинять себе и уничтожать других людей, но долго это продолжаться не может. Таков закон жизни: тиран своим поведением всегда побуждает к действию людей того же сорта и они его уничтожают. Всем известна поговорка: кто сеет ветер, пожнет бурю. Если бы так называемые революционеры были способны следить за собой, они бы заметили, что в минуты общественных потрясений весь их организм воспринимает резкие, хаотические вибрации: и это отсутствие совести и уважения, это презрение к людям прочно записывается в их клетках. Однако они за собой не наблюдают, и им неведомо, что Природа, у которой есть разум и память, готовит для них на будущее некоторые уроки. Они женятся, у них будут дети, похожие на них, такие же неистовые и непочтительные, как и они. Тогда они, в свой черед, станут жертвами и будут стонать от горя. И это будет совершенно справедливо. Это в равной степени касается и ситуации отношения детей к своим родителям, которая повторится спустя 20-30 лет, когда они сами станут родителями. Все неприятности, которые они причинили родителям, вернутся к ним в удвоенном количестве.

   О реальном соотношении альтруизма и эгоизма в нашей жизни можно получить наглядное представление из следующего примера. Наш желудок, что он делает, когда вы ему даете пищу? Он перерабатывает ее, чтобы взять все, что ему необходимо, а остальное отправляет дальше, он это не хранит. Но даже то, что он сохраняет, он использует не только для себя самого, он над этим работает, а затем распределяет по всему телу. Себе желудок оставляет лишь то, что ему необходимо на несколько часов. Пройдет несколько часов, он снова испытывает потребность поесть и снова получает пищу. Вот таким образом у человека поддерживается хорошее здоровье. А теперь предположим, что желудок решит: "Отныне я все буду приберегать для себя! Что они такое, чтобы я продолжал с ними делиться? Может случиться голод, никогда не знаешь, что тебе готовит будущее, а я должен обеспечить себе пропитание". Тогда он примется копить, а в результате возникнет болезнь. А почему? Потому что нет уважения к закону товарищества, братства. Болезнь называют гастритом, язвой, опухолью и т.д. И то же самое верно для легких, сердца, головы и всех остальных органов и частей тела. А человек - это частичка гигантского космического организма, который должен учитывать интересы и всех остальных, если не хочет быть уничтоженным. Посмотрите на клетки: ни одна из них не эксплуатирует другую, напротив, все стараются друг другу помогать. Когда один орган заболевает, то другой поддерживает его, чтобы восстановить общее равновесие. Потому что понимает, что не может быть только индивидуального благополучия, если рядом кто-то не имеет самого необходимого. Весь организм (весь комплекс органов) здоров только тогда, когда здоровы все его органы (каждый отдельный орган в том числе).

         Есть закон соответствия. Каждая возвышенная, светлая мысль,каждое гармоничное чувство создают соответствующие им геометрически правильные формы. А каждая мрачная мысль, каждая неистовая страсть порождают формы хаотические, неправильные. Вот почему люди, обладающие умом, любовью, чистотой, будут притягивать к себе все великолепное, что есть среди сотворенного. Другие же, внутренне бедные, притянут к себе соответствующие условия (по сути, а не по форме). Вопрос распределения богатств волнует очень многих. Людям трудно примириться с
тем, что одни богатые, а другие бедные. Но так уж устроен мир, в природе царит неравенство. Почему люди воображают, что все должны быть равны? Люди терзаются, убивают один другого, чтобы изменить положение. Но это им не удастся никогда, потому что сама природа поддерживает неравенство. Так отчего же надо проливать слезы о ленивых, неспособных и невежественных? Им надо из великодушия что-то давать - это другой вопрос. Но давать глупцу и невежде ровно столько, сколько человеку большого таланта и больших знаний, попросту несправедливо. Для успокоения своей амбиции многие утешают себя тем, что некоторые талантливые люди являются психически больными, тем более, что некоторые великие люди сами высказывались в том же духе. Например, Паскаль: "Величайшая гениальность граничит с полнейшим сумасшествием.". Хотелось бы внести некоторую ясность в этот весьма непростой вопрос.

   Среди талантливых и гениальных людей действительно очень много тех, кто страдал различными психическими расстройствами и заболеваниями. Это Мюссе, Сальери, Свифт, Батюшков, Шуман, Мендельсон, Ван-Гог, Паскаль, Гейне, Шопенгауэр, Мольер и т.д. Некоторые исследователи даже пришли к выводу, что талант почти обязательно сопутствует какой-либо психической патологии. Так еще Демокрит говорил, что не считает поэтом человека в здравом уме. Шеллинг писал, что гений - это что-то вроде
нервной ненормальности, нередко переходящей в сумасшествие. Дельфийская и додонская прорицательницы под влиянием "бреда" оказали тысячи полезных услуг жителям древней Греции. Тогда как в обыкновенном состоянии они приносили мало пользы.

   Шопенгауэр в периоды обострения болезни не пил из чужого стакана, боясь заразиться смертельной болезнью, боялся брать в руки бритву, считал себя жертвой глобального заговора. Стоило Руссо прочесть какую-либо медицинскую книгу и ему тотчас же представлялось, что у него есть все болезни, описанные в ней. И он очень удивлялся тому, что он остается жив, страдая такими серьезными недугами. В период проявления навязчивых мыслей Руссо считал, что его противники подкупили даже
продавцов зелени, чтобы они продавали ему свой товар дешевле и лучшего качества, чтобы таким образом якобы показать его низость и свою доброту.

   Ампер сжег свой трактат о "Будущем химии" на том основании, что он написан по внушению сатаны. Кардан до 34 лет был еще и импотент, во сне ему была указана его будущая жена (дочь одного разбойника), которую он никогда не видел и не знал. После женитьбы на ней он выздоровел. Непросто было у великих и с их родственниками. Так, отец Фридриха Великого, дядя и дед Шопенгауэра были психически больными, как и сестры Ришелье и Гегеля, матери Карла 5 и Байрона, сын, отец и двоюродный брат Кардана. Двоюродный брат Россини был идиотом."

   Если не впадать в крайности при сравнении себя с гениями, то ситуация будет выглядеть более неоднозначно. Дело в том, что естественной человеческой психологии очень трудно смириться с самим фактом, что кто-то, пусть даже где-то очень далеко (и не дай Бог, близко! ибо "нет пророка в своем отечестве") лучше. При этом подсознательный инстинкт "чувства собственной значимости" часто выделывает с довольно-таки неглупыми людьми весьма удивительные и предельно своеобразные
психологические и интеллектуальные виражи и пируэты, неожиданности и странности, непонятные и неприемлемые даже для их собственного сознания. Люди привыкли оценивать гениев со своих обычных житейских позиций. А это представляется лишь отчасти правильным. Ведь никому не придет в голову оценивать десятиклассника критериями первоклассника или принципами первокурсника - выпускника вуза, не говоря уже о взглядах первоклассника применительно к дипломированному специалисту... В действительности же разница между обычным человеком и гением гораздо больше.

                "Рожденный ползать, летать не может".  
 В Англии в ряде вузов введен специальная оценочная система на выпускных экзаменах. При этом минимальная сумма оценок может быть 100 баллов, а максимальная - 20000. Основная масса (60-70%) получают сумму баллов от 500 до 1500, в то время как даже относительно одаренные от 5000 до 15000. Иначе говоря, различие между основной массой и относительной одаренностью составляет 5, 10 и даже 30-ти кратную величину (500 и 15000). То, что трудно и недоступно одним, то легко и понятно другим и наоборот. И так всегда было, есть и будет.
 
Специальные комплексные многолетние исследования в различных развитых странах Европы и Америки показали, что одаренность встречается в соотношении 1:4000, то есть на 100 000 человек только 25 одаренных, а гении - 1:10 000 000, то есть за последние 2000 лет истории человеческого общества было всего около 500 гениев. Причем, данная пропорция сохраняется для каждого из 20 столетий. И в то же время процент психически больных стремительно растет и только за последние 50 лет в 5-7 раз.

   Некоторые люди, далекие от психиатрии, считают, что например, шизофрения - это особый вид таланта. Другой вопрос, что в психиатрии в понятие шизофрении вкладываются явления, которые по своей сути имеют только некоторое внешнее сходство при значительных количественных и качественных различиях. Это и вялотекущая шизофрения, когда работоспособность человека может сохраняться всю его жизнь, а иногда имеет и принципиально более высокие показатели продуктивности (в 2-20 раз), чем у его так называемых здоровых коллег. А может быть и ранняя юношеская шизофрения, когда уже в 19-20 лет от интеллекта человека остаются лишь шаткие развалины.

   Так почему же талант и шизофрения (как наиболее драматичная и своеобразная форма психической патологии) соседствуют друг с другом? Причин здесь много. Если быть строго бесстрастным, то предрасположенность к шизофрении имеется у каждого второго человека. Только у одних она выше, а у других ниже. Все зависит от величины и устойчивости внутреннего защитного барьера (интеллектуального, психического, физиологического, иммунологического и т.д.). И от того, в каких условиях живет человек, от того, насколько часто и насколько сильные стрессы встречаются в его жизни. Как только суммарная величина отрицательной энергии стрессов превысит защитный уровень конкретного человека, так и возникает психический срыв. Чем выше интеллект человека, чем тоньше его душевная организация, чем выше интеллигентность, тем больше шанс получить "болячку для головы".

   Талант в своей сути предполагает творческое начало. А жизнь творческого человека во многом отличается от таковой у обычного человека. Периоды вдохновения сменяются паузами, творческим затишьем, а иногда и упадком физических, умственных и психических сил. Отсутствие вдохновения в течение длительного времени приводит творческую натуру в уныние, подавленное настроение, доходящее от легкой хандры до глубокой и тяжелой депрессии, когда все радости обычной жизни становятся безразличными, а все остальные проблемы и неприятности или вообще теряют какую-либо актуальность или перерастают в мелкие трагедии и драмы. Нельзя судить талант с повседневной точки зрения. Из миллиардов живших и живущих на Земле людей мы вспомним лишь несколько сот составляющих цвет мировой науки и культуры. Так, неужели своим непрерывным трудом на благо всего человечества они не заслужили хотя бы некоторого снисходительного отношения к своим слабостям и странностям.

         Мелочи жизни... Гигантский экскаватор, вынимающий десятки кубометров земли в час, не должен беспокоиться о сантиметровой точности вырываемой им канавы. Это удел и задача тех, кто копает лопатой.

   Жажда самоутверждения у таланта не только не ниже, чем у обычного человека, но и еще во много раз выше. И на пути к общественному признанию таланту почти всегда приходится проходить весьма сложный и тернистый путь. Не зря Пушкин говорил, что "гений - это 99% труда и 1% таланта". Зависть и ревность к чужим успехам у простых смертных заставляет их строить бесчисленные изощренные козни против талантливых людей. Если нельзя подвергнуть сомнению сам результат труда таланта,  то желательно (для завистника) хотя бы как-то унизить и скомпрометировать саму личность, его чисто человеческую, повседневную сущность. Неординарность таланта часто проявляется уже в детстве, заставляя ровесников с некоторой долей неприязни относиться к нему, не зависимо от того, лучше его интеллектуальные успехи или хуже.

   Рутина повседневной жизни чужда и нередко неприемлема для творческой личности. А истинное творчество невозможно без способности к ощущению чувств особой яркости, без оригинальной фантазии и своеобразного воображения, без способности к глубокому и искреннему сопереживанию другому человеку и в его счастье и в горе, без таланта настраивать свою душу в резонанс другой душе. А это возможно только при очень чувствительной, удивительно хрупкой душе, подобной "клубку обнаженных нервов". Повышенная впечатлительность, чрезмерная ранимость таланта наряду с откровенной неспособностью и нежеланием понимать у окружающих часто создают довольно-таки высокую нагрузку на нервную систему у таланта, заставляя ее работать в особом, и без того напряженном режиме. Постоянные перегрузки часто приводят к психическим срывам и болезням нервной системы, особенно учитывая то, что для вызывания вдохновения многие и так часто используют кофе (Бальзак, Руссо), алкоголь (Мюссе, Свифт, Гофман) и наркотики (Бодлер).
 
    Истинные таланты уже рождаются ими. Возможность создавать что-то новое, максимально самовыражаться, изливать все самое лучшее и замечательное из своего ума и души дают человеку ощущение безграничной радости, близкого к фантастическому счастью. Душа человека буквально поет в момент вдохновения и поэтому непрерывно живет в ожидании этого приятного и радостного момента. Предвкушение вдохновения создает состояние, близкое к одержимости. Только это не одержимость "дьяволом" или "инопланетянами" и т.п. Это радостная одержимость служения человечеству. Творческий экстаз имеет в себе не только обычную интеллектуальную и психологическую подоплеку, но и духовную, что придает ему совершенно необычные качественные характеристики, существенно отличающие мимолетное удовольствие обычного человека от глубокого и мощного удовлетворения, целиком захватывающего все структуры личности и весь организм таланта. Соотношение вдохновения таланта и обычного человека можно сравнить с различием от всплеска в озере, вызванного брошенным в нее камнем, и гигантской волны цунами, проходящей сотни миль океана и сметающей все на  своем пути.    Это как будто слепой от рождения, будучи уже  взрослым, вдруг прозревает, погружаясь в безумный восторг от  возможности созерцать столь прекрасный и великолепный мир.
 
 Для обычного человека Космос - это в первую очередь пространство вне его и для него важно собственное звучание в этой бесконечности. А талант - это в первую очередь Космос в нём самом и главное - это звучание Космоса в его разуме и душе, а уже потом звучание его личности в окружающем мире.

   Депрессия таланта - это прерывание внешнего контакта с окружающим миром для последующей внутренней стабилизации всех энергетических процессов в уме, душе, организме в целом для накопления сил, своего рода созревания для очередного
творческого всплеска, воплощенного в прекрасном произведении науки или искусства. И потом, мы только думаем, что являемся источником наших идей. На самом деле мы - только проводники идей от Высших космических сил. Вся разница в том, способен ли человек сознательно воспринимать особые творческие волны Космоса и воплощать их в то или иное творение.

    Талантливый человек - это стрелок, попадающий в цель, которая нам кажется трудно достижимой, а гений попадает в цель, которая даже и не видна для нас. Фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, а фантазия гения – совершенно новое и для него самого и для остальных. Талантливый человек действует строго обдуманно. Он чаще всего знает как и почему он пришел к той или иной теории, тогда как гению это совершенно неизвестно: всякая творческая деятельность
бессознательна. И в этом имеется у таланта формальное сходство и общность с психическими заболеваниями. Но на этом основании любые виды активности человека могут быть признаны сходными, так как 95 процентов наших мыслей, чувств и поступков идет из нашего подсознания.

  Беттинелли называл поэтическое творчество сном с открытыми глазами, без потери сознания. Гофман говорил: "Я работаю сидя за фортепиано, с закрытыми глазами и воспроизвожу то, то кто-то подсказывает мне со стороны". Ламартин признавался: "Не я сам думаю, но мои мысли думают за меня".  Бывает, что в результате заболевания открываются скрытые способности, в том числе поэтические, художественные и т.д. Так, Гратри, плохой певец, сделался знаменитым артистом после сильного ушиба головы бревном. Мабильон, слабоумный, достиг известности своими талантами, которые развились в нем после получения серьезной раны головы. Один олигофрен, укушенный собакой, сделался совершенно разумным человеком. Но ни один не стал гениальным после возникновения психического заболевания. При этом многие одаренные люди после начала психотических явлений практически теряли не только интерес к прежним увлечениям, но нередко и уже имеющиеся навыки музыкального или художественного характера. Бывало, что обычные смертные начинали считать себя гениями и создавали "гениальные" творения, которые в 99% случаев оказывались лишь пустыми и бессмысленными, нелепыми и вычурными произведениями. В то время как гении сохраняли свой талант и будучи больными.

  В заключение хочется вспомнить слова Крылова:
  "Когда таланты судишь ты, -
  Считать их слабости не трать трудов напрасно.
  Но чувствуя, что в них сильно, и прекрасно.
  Умей различны их постигнуть высоты".

  Хотелось бы думать, что в результате ознакомления с вышесказанным большинство будет правильно понимать неравенство людей в их способностях и талантах. Вспомните тех, кого общество рано или поздно признало талантами. В числе многих поэтов, художников, писателей и композиторов, ученых и философов остались в памяти человечества только те, кто в своих трудах и произведениях заботились не столько о собственных капризах и реализации своей абстрактной творческой фантазии, сколько о том, как и для чего результаты их работы будут служить в первую очередь другим людям, причем как можно большему числу людей. Чем более светлые и возвышенные цели ставили они перед собой в работе, тем сильнее была благодарность людей за их результаты. Об остальных талантах знает и будет  знать лишь узкий круг профессионалов.

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психоаналитик.