Шпоры по философии. Часть 2

Виталий Вьюрков
5. Индия
6. Китай
7. Досократики
8. Демокрит, Платон, Аристотель
9. Сократ
10.Эллинизм

---
5. Специфика древнеиндийской ф-и. Ее основные понятия и школы.
нач. 8 в. до н.э.религиозные тексты

ОСОБЕННОСТИ:
1. метафизическая направленность и идеалистическая интерпретация действительности, ее психологизация
2. осн.познавательные установки - традиционализм и интравертность
3. синтез ф-и и религиозной практики спасения

ПОНЯТИЯ
Исходные субстанциальные основания бытия - БРАХМАН (высшая объективная реальность) и АТМАН (высшая духовная сущность). Конкретных характеристик не имеют. ПРАКРИТИ (материальная природа) подчинена САНСАРЕ (колесу жизни). Регулирование сансары осуществляется КАРМОЙ (законом воздаяния). ДХАРМА - универсальный принцип справедливости как закона, долга, добродетели той или иной касты. Действие в соответствии с дхармой улучшает карму. МОКША - религиозный идеал спасения.

ШКОЛЫ
1. Неортодоксальные
1.1. Джайнизм. 6 в. Вархамана. Онтология: 2 субстанции: джива (живое), аджива (неживое). Гносеология: 2 вида познания: несовершенное (непосредственное), совершенное (интуиция, доступная освобожденным от материи). Сотериология: мокша-результат аскетизма и ахимсы.
1.2. Буддизм. 6-5. Гаутама Будда. Онтология: основа мира - пустота (шунья). Видимый мир - следствие волнения дхарм (мельчайших элементов). Гносеология:акцент на медитации. Внешний мир - иллюзия. Сотериология - 4 благородные истины.
1.3. Чарвака. Онтология: основа - 4 элемента (земля, вода, огонь, воздух). Отрицание кармы. Гносеология: ощущения-источник познания. Сотериология: достижение счастья, удовольствия.
2. Ортодоксальные.
2.1-2. Санхъя (Капила, 7) и Йога (2 в.). Онтология: Дуализм Пуруши (духовного начала) и Пракрити (матер.нач.). Гносеология: источники познания - 1.восприятие, 2.логическое умозаключение, 3.свидетельство авторитетов. цель познания - очищение сознания.
2.3-4. Вайшешика (3) и Ньяя (3). Онтология: субстанция - субстрат действия и качества. Гносеология: ист.позн. 1.восприятие 2.вывод 3.сравнение 4.доказательство
2.5-6. Веданта и Миманса. Онтология: основа - Брахман-Атман. Гносеология:ист.познания - священные тексты.

---

6. Традиционные философские учения Китая

ОСОБЕННОСТИ
1. отсутствие метафизических систем и рационально-практическая направленность на регуляцию социального опыта. ведущая роль государства и семьи
2. традиционализм - отражение идеала социальной стабильности, принцип организации философских школ и текстов
3. литературно-афористический стиль изложения
4. прагматизм

ШКОЛЫ
1.Конфуцианство (Конфуций, 5-6 вв). "Лунь ЮЙ". Социальная философия: нравственная природа человека, семья, государство. ЖЕНЬ - человеколюбие - закон идеальных отношений между людьми, основан на "Золотом правиле морали". Безусловное почитание младшим старшего... ЛИ - благопристойность, следование ритуалу. И - долг, осн.мотив деятельности. Принцип золотой середины (избегание крайностей).  Правитель передает волю неба. Иерархия: Небесная империя - Правитель Ван Император - Поднебесная империя
2. Легизм (законничество. Гуан Чжун). Социальная философия: идея сильного государства. Император - один из людей. Люди от природы злы. Управление - через закон, право. Все равны перед законом.
3. Моизм (Мо Ди). Соц.Ф-я: осн. полит. принципы - всеобщая любовь и взаимная выгода.
4. Школа имен (Гунсунь Лун). Проблема соотношения действительности и имени (слова). необходимость корректного употребления слов.
5. "Инь-ян" (Цзоу Янь). "И цзин". Противоборство и соединение ИНЬ и ЯН. ЦИ - соединение инь и ян, универсальная жизненная энергия.
6. Даосизм (Лао-цзы, "Дао дэ цзин"). ДАО - закон возникновения и исчезновения отдельных явлений и мира в целом. Предназначение человека - следовать дао. Принцип У ВЭЙ (недеяние) - отсутствие внешнего целеполагания во имя растворения своего "Я" в естественном порядке вещей. Идеал бессмертия.

---

7. Возникновение и особенности античной философии. Проблема первоначала в досократической философии.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ
Факторы:
1. торгово-ремесленная направленность и рабовладельческий строй. -= отделение умственного труда от физического, развитие абстрактно-логического мышления.
2. полисная демократия -= установки на рационально-логическую аргументированность знаний
3. богатая мифологическая и литературная традиция - источник категориально-языкового пространства греческой мысли

ЭТАПЫ
1. Возникновение и существование до Сократа. Досократики. 6 - п.п.5 вв. до н.э.
2. Период расцвета. Сократ, Платон, Аристотель. В.п. 5 - 4 вв
3. Эллинистическая ф-я. 3 в.до н.э. - 1 в.н.э.
4. Стагнация и гибель. 2-6 н.э.

ОСОБЕННОСТИ
1. Космоцентризм. КОСМОС - высший порядок и гармония, причина соразмерности и согласованности многообразных природных явлений.
2. онтологизм: совокупность гносеологических, антропологических, соц-философских воззрений подчинена той или иной интерпретации космоса
3. установки на рациональную аргументированность и логическую системность знания
4. Разнообразие школ и подходов

ДОСОКРАТИКИ
Что лежит в основе мироздания? Из чего все возникло? Что явл. субстанцией?
1. Милетская (физическая) школа
1.1. Фалес: Вода
1.2. Анаксемандр: АПЕЙРОН
1.3. Ксенофонт: земля
2. Пифагорейская (математическая) школа
2.1. Пифагор: Число
3. Атомисты (учение об атомах)
4. Элеаты (мир неизменим)
5. Софисты (доказательство справедливости своего мнения)

---

8. Проблема бытия в философии Демокрита, Платона и Аристотеля

ДЕМОКРИТ
Преамбула. 5-4 вв. до н.э.Первая целостная философская система (учение об атомарности бытия, теорию познания, учение о происхождении космоса, о душе, этику).
Онтология. Родоначальник материализма. Атомизм (в основе мира - мельчайшие неделимые частички). Фатализм (человек не свободен, нет случайностей. Случайностью мы называем перекрешивание двух необходимостей)
Гносеология. познание - постижение причин событий.
Антропология. Человеческая душа смертна, но составляющие ее атомы вечны. Человек - микрокосм.
Соц.ф-я. Идеал - демократия, она сохраняется благодаря высоким нравственным качествам граждан.

ПЛАТОН.
Преамбула. 5-4 вв. Знаком был с Сократом, стал его учеником. Основал собственную школу - Академию. "Апология Сократа", "Государство", "Законы".
Онтология. Учение о 2 мирах: ВЫСШИЙ, мир идей, общих понятий - настоящий; МИР ТЕНЕЙ, вещей - отражение высшего.
Соц.ф-я. Политическая утопия. Идеальное государство - сообщество правителей (философы), стражей (воины) производителей (земледельцы и ремесленники). Уничтожение частной собственности.

АРИСТОТЕЛЬ.
Преамбула. 4 в. Ученик Платона. Уходит из Академии. Учитель Александра Македонского.  В Ликее создал перипатетическую ("прогуливаюсь") школу. "Метафизика".
Онтология. 2 первоначала мира: материя (ГИЛИО), форма (МОРФОС). Источник движения - перводвигатель (идея Бога). Душа присуща всем предметам живой природы. Виды: растительная, чувственная, разумная.
Гносеология. Познание-процесс постижения бытия. Ступени - ощущение, представления, опыт, искусство, наука.
Соц.ф-я. Идеальное государство опирается на частную собственность, моральные добродетели и рабов.

---

9. Проблема человека в ф-и Сократа
Преамбула. 5 в. "Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают даже этого". Сократ был обвинен в том, что не чтит богов, вводит новые. ПРинял смертный приговор, выпил яд.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА. Познание природы - дело богов. Дело человека - познать самого себя, образование и просвещение. Метод МАЙЭФТИКИ (ДИАЛЕКТИКИ) - нужно помочь человеку мыслить самостоятельно. Сократ призывал прислушиваться к внутреннему голосу - ДАЙМОНИОНу.
Главное - постижение сути добродетели. Сдержанность, мужество, справедливость.

---

10. Проблема отношения человека и космоса в философии греческого эллинизма.
С 4 в. Центр - Александрия.
Проблема мудреца. Как должен жить мудрый человек? Какие ценности определяющие?
1. ЭПИКУРИИЗМ. Эпикур. Материалистический атомизм. Мудрый - тот, кто наслаждается жизнью. Наслаждение - отсутствие страданий, страхов перед богами, загробным миром, перед миром.
2. СТОИЦИЗМ. Зенон. Всепроникающий ЛОГОС (внутренний принцип развития Вселенной) определяет путь развития и судьбу человека. Человеку нужно следовать судьбе, чтобы стать независимым от внешних обстоятельств (АВТАРКИЯ)... Сенека, Марк Аврелий
3. СКЕПТИЦИЗМ. Представитель - Пиррон. Нужно всю информацию подвергать сомнению, чтобы найти такое знание, на которое можно опереться.
4. НЕОПЛАТОНИЗМ. Плотин.
5. (!РАНЬШЕ!) КИНИКИ. Диоген: ценность - свобода и независимость.
6. ГЕДОНИЗМ. Чувственное наслаждение
7. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА, Интеллектуальное наслаждение