Воинская честь. Выдумка первая

К началу http://www.proza.ru/2010/06/20/1012

В статье Сергей Вшивцева есть примеры той чести, против которой я пишу мою статью. Я стала разбирать два примера, и оба они оказались выдумкой. Другие примеры я разбирать не хочу, они могут быть и правдой, я не вникала.

Первая выдумка - о том, что офицеры в Варшаве застрелились, потому что Константин Павлович, брат императора Александра I, заставил их маршировать в одном строю с солдатами. Причем маршировать в одном строю с солдатами пришлось двум офицерам, а застрелились в этой выдумке аж семь офицеров "один за другим". А выдумка это - и гнусная выдумка - потому что не были русские офицеры такими пустыми болванами, которым делать нечего, только блюсти свою "честь", как - как наложницам ревнивого султана в гареме? Вроде бы они загрязнятся, "запятнают свою честь", если окажутся рядом с солдатами, в одном строю.

И еще: у англичан, у военных и аристократов, самоубийство считается позорной смертью, позором и для самоубийцы, и для семьи. И я думаю, что у русских офицеров были похожие принципы. Ведь если вспомнить литературу - кто не хотел жить, тот искал смерти или в бою, или на дуэли.

Так вот, почему это выдумка. Выдумка это, потому что как раз об этом полке написана книга "Уланы Цесаревича Константина. Эпизод из истории Уланского Его Величества полка", написана она Всеволодом Крестовским в 1876 году. "Эпизод" начинается в 1803 году и заканчивается в 1814 году. Ничего в ней нет о безобразном происшествии, на которое ссылается Сергей Вшивцев. А если бы такое происшествие действительно было, то Всеволод Крестовкий обязательно бы о нем написал. Потому что писал он социально остро, часто в стиле "физиологических очерков". Oн автор стихов, ставших в народе революционными песнями. Hапример, стихи "Полоса" (скопировала только три строфы):

                ... ...

                Но горька мне твоя нагота,
                Как взгляну я на ниву-то божью:
                Отчего ж ты одна, сирота,
                Не красуешься матушкой-рожью?

                Знать, хозяин-то твой в кабаке
                Загулял не одну уж неделю
                Иль от горя - в гробовой доске
                Отыскал на погосте постелю;

                А быть может и то: в кандалах
                По Владимирке пахаря гонят;
                За широкий, за вольный размах
                Богатырскую силу хоронят.

                ... ...


Роман Всеволода Крестовского "Петербургские трущобы" Лесков назвал "самым социалистическим романом на русском языке". По этому роману сделали в 1990-х годах телесериал, но полностью исказили и сюжет, и характеры, в соответствии с духом времени, ведь тогда нам показывали исключительно благополучную "Россию, которую мы потеряли".

Вот Сергей пишет, копирую: "В  истории  русской армии есть не мало ярких примеров соблюдения кодекса чести офицерами. Наследник престола, великий князь Константин,  в  1814  году,  будучи наместником в Польше, при смотре 3-го полка в Варшаве приказал двум офицерам взять ружья, встать в солдатский строй и промаршировать пару кругов. Затем вернул их на свое место. Офицерами полка это было сочтено как оскорбление, семь офицеров один за другим, взведя курки, застрелились. Не помогло даже вмешательство генерал-адъютанта князя.  Что  вынудило Константина  явиться  к  обиженным  офицерам  и  заявить,  что  он  написал  завещание,  устроил все дела и готов встать к барьеру. Только этой его готовностью удалось свести дело к мирному исходу. Это при том, что дуэли были официально запрещены и наказывались по уголовному закону, но Князь Константин, как государственный деятель, не посмел стать препятствием на пути защиты офицерской чести и достоинства." Еще раз:

1) Константин этот, аристократ, крэм де ля крэм, типа сливки аристократии, приказал двум офицерам промаршировать в одном строю с солдатами.
2) Офицеры полка посчитали это оскорблением: ну да, как же это, в одном полку с солдатами?!? Тоже, наверно, аристократы были.  Замкнуться в своей группе, ни в коем случае не приближаться к подчиненным, а штатских из-за малейшей обиды убивать. Это как раз та самая честь, которую хочет от нас новая элита. Бейте все друг друга, им будет легче наживаться. "Разделяй и властвуй."
3) "...семь офицеров один за другим, взведя курки, застрелились."
4) Вмешательство еще одного аристократа и еще одного образцового носителя той чести "даже" не помогло - застрелившиеся не передумали и не вернулись к жизни?
5) Константин заявил, что готов к дуэли.
6) И дело свелось к мирному (?) исходу при семи застрелившихся.

И еще раз: "дуэли были официально запрещены и наказывались по уголовному закону", но - "но Князь Константин, как государственный деятель, не посмел стать препятствием на пути защиты офицерской чести и достоинства". Tакая корпоративная честь и такая "воинская честь" - в том, чтобы блюсти презрение к нижестоящим, ради этого презрения не жалеть своей жизни, плевать на долг, презрение как "честь" дороже всего, а государственные деятели ради этой дутой и безнравственной "чести" должны попирать законы?

Хоть это и выдумка, но выдумка характерная для той "чести", которая пропагандируется.

Когда я искала в интернете информацию об этом случае и еще не нашла книги Крестовского, прочитала в Википедии вот что:

"С именем Константина связана «одна из самых гнусных историй начала царствования Александра» (В. Штейнгель): Великий князь добивался благосклонности жены придворного ювелира Араужо, женщина отвергла его ухаживания. В один из вечеров лета 1803 года к дому ювелира подъехала карета, присланная якобы от больной тётки госпожи Араужо. Жену ювелира силой отвезли в Мраморный дворец на квартиру генерал-лейтенанта Боура (по версии Ф. П. Толстого, он был любовником Араужо и просто «уступил» её Константину), где она подверглась групповому изнасилованию (по версии официальных афиш, расклеенных в Петербурге, её разбил паралич). Женщину отвезли домой.
    "Несчастная Араужо бросилась почти без чувств, могла только сказать: «Я обесчещена!» — и умерла. На крик мужа сбежалось множество: свидетельство было огромное! На другой же день весь Петербург узнал об этом."
Дело замяли: генерала Боура, фаворита Константина, отправили в отставку, Араужо дали денег, он выехал за границу. Константин с того времени получил прозвище «покровитель разврата»."

Вот вам и "честь". И тоже характерно: куда направлена эта пропаганда особой чести и особого положения особых групп (будь это хоть офицеры, хоть аристократы, хоть очень богатые миллионеры-миллиардеры).

Продолжение http://www.proza.ru/2010/06/21/1092


Рецензии
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.