Туонела

Санкари Ахола
    Я всегда хотела быть с тобой. Мы провели вместе долгое время, и я думала, что всё будет тянуться вечно, но ты ушёл. Наверное, так надо, и я хочу, чтобы ты постарался быть счастливым без меня. Хотя я и знаю, как у тебя сейчас болит сердце. Но это не только твоя боль, но и моя. Ты уходишь против воли, а я буду тебя ждать…
    Я буду ждать тебя на берегу чёрно-белой реки. Там будет много таких же, как я, невест без обручального кольца. Я не увижу тебя. Ты позовёшь меня по имени. Я не услышу тебя. На берегах той реки у меня другое имя.
   Я буду ждать тебя всю свою вечность. Всё равно для меня она будет не дольше дня. А ты… Живи и будь счастлив.
         Вечно твоя,
                Туонела.

 Он вывернулся из объятий лежавшей рядом с ним девицы, оделся и выбежал из дома, сжимая в руках записку. Позвал её по имени. Повертел головой, бросился бежать, крича её имя. Опять побежал. Бежал, пока не выдохся. Туонела… Её же не так зовут, и никогда так не звали. Чьё это имя?
 Растерянный, он отправился на берег реки, на которой стояла деревня. Долго всматривался в волны. Было пасмурно, и потемневшая трава колыхалась от ветра, будто бы ласкаясь к его ногам. Серые тяжёлые тучи нависли над тёмными водами реки, грозясь порваться и залить всё потоком небесных слёз.
 Туонела….
 -Ищешь её, парень? – он обернулся. К нему медленно, опираясь на клюку, приближался старик с курительной трубкой во рту. Глаза старца с интересом смотрели на него, и он не выдержал. Отвернулся. – Так похоронили её. Дня два тому. Сердце не выдержало, умерла она, - пояснил старик, увидев его лицо. – И будешь ты искать теперь свою Туонелу…
 Он поднял глаза и встретил взгляд старика. Мудрый, печальный, взгляд раскаивающегося глупца, который, тем не менее, смеялся над собой и над своей глупостью.
 -Да, когда-то и я её искал… - старец затянулся, вытащил трубку изо рта, выпустил дым. Повертел трубку в пальцах. – Свою Туонелу. На самом деле их там всех Туонелами зовут. Разве что, когда позовёшь её этим именем, остальные лишь голову слегка повернут, будто ветер дунул, а она обернется, услышит, пойдёт к тебе…И уйдёте вы вместе, если сердце так велит.
 - А что стало с твоей… Туонелой, дедушка?
 -Упустил я её. Позвал, да испугался. Видел же, как её хоронили, убежал без неё. Так она, наверное, и сидит там, ждёт меня, вечно молодая…невеста без обручального кольца.
 -Так что же мне делать? – спросил он, пытаясь унять лихорадочный стук сердца.
 -Видишь ли, юноша, их мир – мир загробный. Так раньше речку нашу называли, как их зовут. Считалось, что по ней души в последний путь отправляются. А на берегах те сидят, кого дело какое-то держит. Так вот попадешь ты туда, коли в ночь на полнолуние в сердце себе кинжал серебряный воткнёшь. С ней али не с ней вернёшься, а жив останешься. Правда вот, если без нее, то шрамы и тут, – старик похлопал себя по груди, – и в душе остаются. Начинаешь понимать, что недостоин был, чтоб она тебя любила, да и обрёк её ещё на годы ожидания… В любом случае встретитесь однажды, когда умрёшь. Вот и мой час подойдёт скоро, вернусь я к своей Туонеле. Да вот нынче ж поколение пошло, не верят в старые легенды о речном берегу, да записки своих возлюбленных выкидывают. И горюют потом. Ты может, один такой, кто за свою любовь настоящую побороться решил. Ну, пойду я, - старик опять зажал в зубах трубку и двинулся к деревне, под первыми каплями дождя. На полпути обернулся, - мало мне времени осталось.
 И ушёл, оставив его одного под тяжёлыми, будто бы свинцовыми каплями дождя. Ушёл встречать свою Туонелу.
 Он вернулся домой и лёг на кровать. Гулял по деревянной избе из угла в угол, перечитывал старые книжки, и всё же втайне боялся. Скоро стемнело, и с наступлением темноты погасла оплавившаяся свечка. На ощупь он нашёл лежавший на столе нож, повертел его в руках, боясь того, что должен был сделать, а потом с размаху воткнул его меж ребёр.
Больно не было.
 Он стоял на берегу реки и не узнавал его. Небо было таким же пасмурно-серым, трава цвета пыли, и чёрная вода Туонелы. По берегу гуляли девушки, все в белых платьях, с распущенными волосами. Невесты без обручальных колец. Некоторые из них медленно, словно во сне ходили по траве, другие просто сидели и смотрели на воду.
 -ТУОНЕЛА!!!
 Они резко вздернули головы, и глаза их будто бы загорелись жизнью, в тот же миг потухнув, и они тут же вернулись к своим пустым занятиям. Одна из них повернулась, направилась к нему всё так же медленно.
 Он не поверил, что она мертва. Её нежные руки обвили его шею, голубые глаза пронзили душу взглядом, а мягкие тёплые губы прошептали:
 -Я ждала тебя…
 Он обнял её, прижал к сердцу, провел рукой по её гладким чёрным волосам.
 - Прости меня… Прости… моя Туонела…
 -Ты пришёл… в этом имени больше нет необходимости. Ты уйдёшь со мной, да?


 …Рассвет озарил лучами деревню. Спокойные воды речки отозвались прекрасным лазурным сиянием волн и серебром изредка выпрыгивавшей из воды рыбы. Они шли прочь по пыльной дороге, держась за руки. Шли навстречу своей собственной вечности…