Мысли о русской традиции чаепития

Сергей Водолазкин
Ах, эти русские чаепития на террасе или балконе, в саду под яблонями или в беседке у пруда!
Тихими летними вечерами, когда сама природа устав от дневной жары тиха и наполняет воздух негой и ароматом цветов.
В жаркий полдень, когда тягучий воздух звенит от кузнечиков, а пчёлы и мухи с гудением надолго зависают  над накрытым столом, на котором в блюдечке плавится янтарный мёд, а в вазочках искрится варенье.
Отношение к варенью у русских дворян и помещиков было особое. Это отношение мы еще помним у наших бабушек и мам. Рецепты варенья у каждой хозяйки были свои, особые и неповторимые, они передавались по наследству по женской линии, как и огромные, блестящие, громыхающие медные тазы, которые являлись достоянием семьи.
Но самое важное было то, что каждая хозяйка стремилась придать варенью вкус и аромат, присущий только варенью, сваренному в её усадьбе по особому рецепту.
 Хорошее варенье как бы впитывало в себя атмосферу дома. Атмосферу    любви и  спокойного  счастья, а так же   улыбки  детей,  которые  путались  под  ногами   в  ожидании,  когда  им  позволят  «снять»  пенку.
К варенью на стол подавали всевозможные изделия из слоёного, песочного и сдобного теста. Ставили на стол и восточные сладости: халву и пахлаву, сладкий миндаль и орехи, изюм, курагу и чернослив.
Я потому так подробно стараюсь описать накрытый к чаепитию стол и атмосферу чаепития, потому что, без  этого  не  понять,  как  эти  люди  жили. Это  был  их  образ  жизни, так  с  детства  накрывали  на  стол   и  приглашали  «идёмте  чай  кушать».

Стоит упомянуть и о слугах. О том как они любили пить чай.
Вот какое описание находим у А.И.Герцена: «Пить чай в трактире имеет другое значение для  слуг. Дома ему чай не в чай; дома ему все напоминает, что он слуга; дома у него грязная людская, он должен сам поставить самовар; дома у него чашка с отбитой ручкой и всякую минуту барин может позвонить. В трактире он вольный человек, он господин, для него накрыт стол, зажжены лампы, для него несется с подносом половой, чашки блестят, чайник блестит, он приказывает — его слушают, он радуется и весело требует себе паюсной икры или расстегайчик к чаю".1                                                


А  какая  атмосфера  царила  за  столом   на   чаепитиях!
Чаепитие было своего рода ритуалом и традицией. Обычно вся семья собиралась за самоваром, разливался по чашкам чай, и начинался неторопливый разговор и обмен мнениями. Обсуждали прошедший день и прочитанную книгу, делились впечатлениями от прогулки в лесу, купания в озере и т.п.
Обязательным атрибутом, без которого немыслимо русское чаепитие, был самовар, изобретенный на рубеже XVIII века. По сути дела, самовар представляет собой переносную печку, способную не только греть воду, но и варить супы, кашу и сбитень. Благодаря гениальной идее, расположить сосуд с водой вокруг трубы, внизу которой находится топка, был достигнут небывалый эффект. Вода быстро, и без особых затрат тепла, закипала и потом, в течение долгого времени, оставалась горячей, давая возможность в полной мере наслаждаться чаем и использовать горячую воду на хозяйские нужды.

Попробую описать  процесс чаепития в подробностях.
 Вы наливаете из пузатого самовара в чашку, которая стоит на блюдечке, крутой, пахнущий дымком кипяток и добавляете заварку из заварочного чайника.
Заварочный чайник ставится наверх самовара, на предварительно надетую, похожую на корону, подставку, которая называется конфоркой. Так как донышко чайника, установленного на подставку, находится над самоварной трубой и постоянно подогревается, распаренный чайный лист полностью отдает свай аромат и вкус, поэтому заварка всегда настоявшаяся и горячая.
Осторожно, стараясь не пролить ни единой капли на скатерть, столы обычно накрывали скатертью с вышивкой, наливаете чай в блюдечко, и аккуратно подняв (чай очень горячий) устанавливаете на поднятые вверх « щепотью» пальцы правой или левой руки и подносите ко рту (ну что попробовали?). Делаете губы трубочкой, дуете на поверхность чая и медленно - медленно втягиваете в себя вместе с ароматом душистый чай и чувствуете, как тепло и блаженство разливается по телу. Уф, даже сам  вспотел после такого описания.

Я не случайно упомянул о скатерти. Представьте себе гостиную, в доме преподавателя гимназии, в каком ни будь уездном городишке средней полосы и накрытый к вечернему чаепитию стол. В центре комнаты под лампой стоит круглый стол, покрытый белой скатертью, а в центре стола самовар. На скатерти, руками хозяйки дома, разноцветными мулине вышиты цветы, которые придают обстановке комнаты уютный и праздничный вид. Сейчас, когда мы со всех сторон окружены яркими, порой кричащими красками, нам трудно представить, что в то время, домашний уют и атмосферу праздника в доме создавали украшенные  разноцветными, яркими вышивками скатерти, салфетки, подушки и т.п. Вышивали целые картины с различными сюжетами, вставляли их в рамки и вешали на стенах. Технику вышивания, в зависимости от назначения, применяли разную, но в основном распространение получила вышивка крестом и гладью. Каждая барышня, стремилась овладеть искусством вышивания в совершенстве.

Но я отвлёкся, возвращаюсь к чаю.
Пить чай из стакана, вставленного в подстаканник, доставляло особое удовольствие. Но подстаканник был доступен далеко не всем.
Чай из тонкого стакана, вставленного в узорчатый подстаканник,  пили  только  дворяне  и  состоятельные  люди, имеющие  возможность  купить  подстаканник.  Подстаканники были разные, их изготавливали из простой жести, а также из драгоценных металлов и сплавов, с узорами  и без.
Мой отец любил пить чай из мельхиорового подстаканника, на котором была чеканка - скачущая тройка лошадей. Его стакан в подстаканнике всегда стоял на столе, и я, маленький мальчик, любил брать его в руки, внимательно рассматривать и любоваться несущейся тройкой на боковой поверхности подстаканника. Мне хотелось быстрее вырасти, чтобы иметь свой, такой же красивый подстаканник, который, как мне казалось, был атрибутом  главы семьи. Красота работы, весомость металла, осознание того, что это подстаканник отца, и только он пьёт с ним чай, придавали особую ценность этому подстаканнику.
 Но важно ещё и то, как выглядел чай в стакане, вставленном  в  подстаканник.
Через чай с янтарным отливом, просматривается «сломанная» ложечка и фантастический узор внутренней  части  подстаканника, а также увеличенный и окрашенный бликами узор скатерти или клеёнки. Приближая лицо к  стакану, заглядывая в него сверху или с боку через просеченные узоры подстаканника, наблюдая за игрой света в чае, можно имея воображение, увидеть любую фантастическую картину или образ. А когда на поверхности плавает золотистый лимон, от красоты этой картины и сочетания цветов нельзя оторвать глаз. Попробуйте, и вы убедитесь, что пить чай из подстаканника несравнимо лучше и «вкуснее» чем из чашки. Кстати блюдечко, особенно с замысловатым узором на дне, тоже  дает  возможность  любоваться красотой чая.

Хочется сказать и о сахаре, без которого нельзя было пить чай в «прикуску».
 У В.Даля читаем: «Для прикуски берутъ корку самого жёсткого рафинаду, либо верхушку головы».1
Сахар покупали большими кусками, «головками», кололи их на куски, и складывали в сахарницу. От этих кусков специальными щипчиками, да-да были для сахара специальные щипчики, откусывали необходимые кусочки, чтобы положить в чашку или выпить чай в «прикуску».
Мне хочется особо остановиться на способе пить чай в «прикуску». Это можно было делать несколькими, не особо отличающимися друг от друга способами, по крайней мере, я делаю такое разграничение. В первом способе, кусочек сахара клали в рот, и, отхлёбывая чай из блюдечка или чашки, уже во рту смаковали душистый, горячий чай.
После того, как сахар начинал растворяться во рту, и появлялся сладкий вкус, чай проглатывался, делался еще глоток и т.д. Второй способ от первого отличался тем, что откусывался маленький кусочек сахара, после чего делали глоток чая из блюдца. Чтобы сахар было легче кусать, его краешек окунали в чай и откусывали. Скорее  всего, этот способ пития чая и стал называться в «прикуску».
Я заметил: только русские пили чай из блюдечка, и не просто из блюдечка, а в            «ПРИКУСКУ». Многим это словосочетание уже ни о чём не говорит, а в нем заключается целая культура  пития чая на Руси. Перед глазами сразу встает картина Б.М Кустодиева «Купчиха за чаем». Эта сочная колоритная картина передаёт нам не только красоту русской женщины, но и как раз сцену чаепития из блюдечка.
А вот как об этом говорится у Владимира Даля  в «Толковом словаре»: «Пить чай въ прикуску, въ накладку, въ прилизку, въ приглядку. Для прикуски берутъ корку самого жёсткаго рафинаду,либо верхушку головы. Она говоритъ всё въ прикусочку, чёпорно, осторожно. Прикусник,- ница, кто пьёт чай въ прикуску; чопорная гостья. Прикусничать, пить чай въ прикуску».2 
Читаем у А.И Герцена:
«…Марья Степановна занималась чаем; она, оставаясь одна или при близких друзьях, любила чай пить продолжительно, сквозь кусочек, с блюдечка, это ей нравилось, между прочим, и тем, что сахару выходило по этой методе гораздо меньше. Перед ней сидела на стуле какая-то длинная сухая женская фигура в чепчике … Старуху эту звали Анна Якимовна. Докончивши аристократические воспоминания вместе с четвертой чашкой чаю, она вдруг начала, громко опрокидывая чашку (это был фальшивый сигнал) и положивши на донышко крошечный кусочек сахару:
- Право, довольно; я обыкновенно пью три чашки, а у вас четыре выпила; покорнейше благодарю; чай у вас отменный.
- Что вы это опрокинули чашку, выкушайте еще.
И Анна Якимовна принялась за пятую.»3
       
Важно понять, что только народ с чистой душой, у которого всё в жизни спокойно и основательно, мог с такой степенностью, неторопливостью и красотой, потягивать чай из блюдечка, откусывая маленькие кусочки сахара.
Я надеюсь, что прочитавший эти строки, станет по другому относиться к ставшей уже повседневной привычке, выпаиванию стакана вечернего чая. Появиться желание  хотя бы раз, выпить чай из блюдечка в прикуску и почувствовали себя русским человеком. Я гарантирую, что на первом же блюдечке ваши мысли потекут неторопливо, плавно. Наступит такое умиротворение, что захочется любить, быть любимым, жить и наслаждаться  жизнью.
Хочется верить, что  традиции русского чаепития, возобновятся в наших семьях и, возможно, станет больше добра  в отношениях между близкими людьми.

Литература:
1 А.И.Герцен Сочинения в четырех томах. Москва. Издательство «Правда», 1988 год. Том первый. Роман «Былое и думы», часть первая, глава вторая, стр.51
2.Владимир Даль  «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырёх томах. Москва «ТЕРРА-ТЕRRA», 1995 год. Том третий, стр. 421, «ПРИКУСЫВАТЬ».
3.А.И.Герцен Сочинения в четырех томах. Москва. Издательство «Правда», 1988 год. Том четвёртый. Роман «Кто виноват», часть вторая, глава третья,стр.135-137.