Волшебник изумрудного города-1-Жевуны

Елена Одинцова
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕДАКЦИЯ ЕЛЕНЫ ОДИНЦОВОЙ ПО КНИГЕ А. ВОЛКОВА "ВОЛШЕБНИК ИЗУМРУДНОГО ГОРОДА" ДЛЯ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.

Действующие лица:
Элли
Тотошка, её собака 
Страшила            
Железный Дровосек         
Трусливый Лев               
Гингема, злая волшебница
Бастинда, злая волшебница
Виллина, добрая волшебница   
Гудвин, волшебник Изумрудного города
Людоед
Ворона
Страж ворот Изумрудного города   
Предводитель летучих обезьян
Жевуны и мигуны  – жители Волшебной страны

Роли Гингемы и Бастинды может исполнять одна актриса. Ворону лучше решать, как элемент кукольного театра. Так же и другие исполнители могут играть по две роли. Например – исполнитель роли Людоеда, потом может выйти в образе жителя Фиолетовой страны, мигуна. 
Когда в зале начинает гаснуть свет, в зале звучат два голоса. Один -  детский, это маленькая девочка и второй – её мамы:      

ГОЛОС ДЕВОЧКИ. Мамочка. А теперь волшебники есть?               
ГОЛОС МАМЫ. Нет, моя дорогая. Жили волшебники в прежние времена, а теперь перевелись. Да и к чему они? И без них хлопот хватит.
ГОЛОС ДЕВОЧКИ. А все-таки без волшебников скучно. Если бы я вдруг сделалась королевой, то обязательно приказала бы, чтобы в каждом городе и в каждой деревне был волшебник. И чтобы он совершал для детей разные чудеса. Вот чтобы каждая девочка и каждый мальчик, просыпаясь утром, находили под подушкой большой сладкий пряник.…  На свете должна быть страна, в которой живут волшебники.

       Как раз в это самое время в далекой стране, за высокими горами, колдовала в угрюмой глубокой пещере злая волшебница Гингема. В большом закопченном котле Гингема варила волшебное зелье. Она бросала в котел мышей, отрывая одну за другой от связки.

ГИНГЕМА. Куда это подевались змеиные головы?  Не все же я съела за завтраком!.. А, вот они….Ух, ненавистные люди! Вот и готово мое зелье на погибель вам! Окроплю леса и поля, и поднимется буря, какой еще на свете не бывало!

Высоко в луче мы видим добрую волшебницу Виллину. Ветер развевает её платье, в руках она держит большую книгу.

ВИЛЛИНА. Бамбара, чуфара, скорики, морики…

Гингема,  размахивая помелом, продолжала колдовать.

ГИНГЕМА.  Сусака, масака, буридо, фуридо! Уничтожай, ураган, людей, животных, птиц! Только лягушечек, мышек, змеек, паучков не трогай, ураган! Пусть они по всему свету размножатся на радость мне, могучей волшебнице Гингеме! Буридо, фуридо, сусака, масака!  Разразись, ураган! Лети по свету, как бешеный зверь! Рви, ломай, круши!  Опрокидывай дома, поднимай на воздух!
ВИЛЛИНА. Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики… Пусть этот ураган подхватит маленький домик, который всегда пустует в бурю, и больше никому не причинит вреда!
ГИНГЕМА. Круши, рви, ломай!  Сусака, масака, лэма, рэма, гэма!.. Буридо, фуридо, сэма, пэма,фэма!..               
Ветер. Буря. Молнии. Гром. Гингема в диком восторге кружится  на месте и ветер развевает  полы ее длинной черной мантии…Мрак…. И вдруг всё стихло. Засияло солнце. И мы видим маленькую девочку, которая, зажмурившись от страха, сидит прямо на земле. За ней наблюдают трясущиеся от ужаса жители Голубой страны – жевуны. Они перешёптываются.

ЖЕВУНЫ.  Фея убивающего домика!
ЭЛЛИ (замечает их и понимает, что это говорят о ней). Вы очень любезны, но тут ошибка: я не фея, и я никого не убивала! (зовёт)Тотошка!               

С лаем выскочил пёс и Элли с радостью прижала его к себе. Появилась волшебница Виллина, и жевуны склонились перед ней с возгласами: «Виллина! Это Виллина – волшебница Жёлтой страны!»

ВИЛЛИНА. Скажи мне, как ты очутилась в стране жевунов, юное дитя?
ЭЛЛИ.  Меня сюда принес ураган в том домике.
ВИЛЛИНА. Странно, очень странно!  Я узнала, что злая волшебница Гингема выжила из ума, захотела погубить человеческий род и населить землю крысами и змеями. И мне пришлось употребить все свое волшебное искусство…
ЭЛЛИ. А мама говорила мне, что теперь нет волшебников!
ВИЛЛИНА. Где живет твоя мама?               
ЭЛЛИ. В Канзасе.               
ВИЛЛИНА.  Никогда не слыхала такого названия. Но, что бы не говорила твоя мама, в этой стране живут волшебники и мудрецы. Я - волшебница Желтой страны— Виллина.  А твой домик раздавил злую волшебницу Голубой страны Гингему.               
ЭЛЛИ. Вы, конечно, ошибаетесь: я никого не убивала.
ВИЛЛИНА. Я тебя не виню. Ведь это я, чтобы спасти людей от беды, лишила ураган разрушительной силы и позволила захватить ему только один домик, чтобы сбросить его на голову коварной Гингеме, потому что вычитала в своей волшебной книге, что он всегда пустует в бурю…
ЭЛЛИ.  Это правда, сударыня, во время ураганов мы прячемся в погреб, но я побежала в домик за моей собачкой…
ВИЛЛИНА.  Такого безрассудного поступка моя волшебная книга никак не могла предвидеть!  Значит, во всем виноват этот маленький зверь…
ТОТОШКА.  Тотошка, ав-ав, с вашего позволения, сударыня. Да, с грустью признаюсь, это я во всем виноват… (Элли упала от изумления)
ЭЛЛИ. Как, ты заговорил, Тотошка!?
ТОТОШКА.  Не знаю, как это получается, Элли, но, ав-ав, из моего рта невольно вылетают человеческие слова…
ВИЛЛИНА. Видишь ли, Элли, в этой чудесной стране разговаривают не только люди, но и все животные и даже птицы. Посмотри вокруг, тебе здесь нравится?
ЭЛЛИ. Да. Но я хочу вернуться на родину, к маме и папе…             
ВИЛЛИНА. Вряд ли это возможно. Боюсь, моя крошка, что тебе придется остаться с нами.    

Элли заплакала, и добрые жевуны тоже стали плакать, а шляпы сняли и поставили их на землю, чтобы бубенчики своим звоном не мешали им рыдать.               

ЭЛЛИ. А вы совсем не поможете мне?
ВИЛЛИНА. Я совсем забыла, что волшебная книга при мне. Надо посмотреть в нее: может быть, я там что-нибудь вычитаю полезное для тебя…

Виллина вынула из складок одежды крошечную книжечку величиной с наперсток. Волшебница подула на нее,  и  на глазах книга начала расти, и превратилась в громадный том. Он был так тяжел, что волшебница положила его на большой камень. Виллина смотрела на листы книги, и они сами переворачивались под ее взглядом.    

ВИЛЛИНА. Нашла, нашла!  «Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики… Великий волшебник Гудвин вернет домой маленькую девочку, занесенную в его страну ураганом, если она поможет трем существам добиться исполнения их самых заветных желаний, пикапу, трикапу, ботало, мотало…»
ЖЕВУНЫ (в священном ужасе). Пикапу, трикапу, ботало, мотало…
ЭЛЛИ. А кто такой Гудвин?
ВИЛЛИНА. О, это самый великий мудрец нашей страны. Он могущественнее всех нас и живет в Изумрудном городе.   
ЭЛЛИ. А он злой или добрый?               
ВИЛЛИНА. Этого никто не знает.
ЭЛЛИ. Как же я дойду до Изумрудного города?
ВИЛЛИНА. Дорога в Изумрудный город вымощена желтым кирпичом, и ты не заблудишься. Когда придешь к Гудвину, проси у него помощи…
ЭЛЛИ. А долго мне придется здесь прожить, сударыня?
ВИЛЛИНА. Не знаю. Об этом ничего не сказано в моей волшебной книге. Иди, ищи, борись! Я буду время от времени заглядывать в мою волшебную книгу, чтобы знать, как идут твои дела. Прощай, моя дорогая!

Виллина наклонилась к огромной книге, и та тотчас сжалась до размеров наперстка, и исчезла в складках мантии. Налетел вихрь, стало темно, и, когда мрак рассеялся, Виллины уже не было: волшебница исчезла. Элли и жевуны задрожали от страха, и бубенчики на шляпах маленьких людей зазвенели сами собой.               

СТАРШИНА ЖЕВУНОВ. Могущественная фея! Приветствуем тебя в Голубой стране! Ты убила злую Гингему и освободила жевунов!
ЭЛЛИ. Вы же слышали, что мой домик упал на Гингему по приказу волшебницы Виллины…            
СТАРШИНА ЖЕВУНОВ.  Мы этому не верим,  ботало, мотало.… Ведь только феи могут разъезжать в своих домиках, и только фея могла раздавить злую волшебницу Гингему – крак! Крак! – как пустую яичную скорлупу!!! И с тобой удивительный зверь, которого мы никогда не видели!               
ЖЕВУНЫ (перебивая друг друга).Гингема много лет правила нами и заставляла нас работать! Она заставляла работать нас день и ночь! Она приказывала нам ловить пауков и летучих мышей, собирать лягушек и пиявок по канавам. Это были ее любимые кушанья… А мы… мы очень боимся пауков и пиявок!
Жевуны заплакали.
ЭЛЛИ. О чем же вы плачете?  Ведь все это прошло!
ЖЕВУНЫ. Правда, правда!  (Они дружно рассмеялись и бубенчики на их шляпах весело зазвенели).
СТАРШИНА ЖЕВУНОВ. Могущественная госпожа Элли!  Хочешь стать нашей повелительницей вместо Гингемы? Мы уверены, что ты очень добра и не слишком часто нас будешь наказывать!          
ЭЛЛИ.  Нет!  Я только маленькая девочка и не гожусь в правительницы страны. Если вы действительно хотите помочь мне, дайте возможность исполнить ваши самые заветные желания!      
ЖЕВУНЫ. У нас было единственное желание избавиться от злой Гингемы, пикапу, трикапу!    Но твой домик — крак! крак! — раздавил ее, и у нас больше нет желаний!
ЭЛЛИ. Тогда мне нечего здесь делать. Я пойду искать тех, у кого есть желания. Только вот башмаки у меня уж очень старые и рваные — они не выдержат долгого пути.
ТОТОШКА.  Не горюй, Элли, я тут неподалеку видел кое-что…               

Тотошка  исчез. Жевуны встревожились и о чём-то начали горячо переговариваться. Через минуту он вернулся с красивыми серебряными башмачками в зубах и торжественно положил их у ног Элли. На башмачках блестели золотые пряжки.               

ЭЛЛИ. Какая прелесть! Откуда ты это взял?
ЖЕВУНЫ (в ужасе закричали)   Ай-ай-ай!  Ты осмелился  войти в пещеру Гингемы?!      
ТОТОШКА. А что тут страшного? Ведь Гингема-то умерла!               
СТАРШИНА ЖЕВУНОВ.  Ты, должно быть, тоже волшебник! (Все другие жевуны согласно закивали головами и бубенчики под шляпами дружно зазвенели). 
ЭЛЛИ (нежно прижала пёсика к груди). Ах, ты, мой милый смельчак! В этих башмачках я пройду без устали сколько угодно…      
СТАРШИНА ЖЕВУНОВ. (обращаясь к Жевунам). Милостивая госпожа Элли уходит от нас, принесите её еды на дорогу (Жевуны побежали за едой, а  он сказал по секрету Элли). Это очень хорошо, что ты надела башмачки злой Гингемы,  кажется, в них заключена волшебная сила, но какая это сила, мы не знаем…

Жевуны прибежали и принесли столько еды, что Элли рассмеялась.

ЭЛЛИ. Куда нам столько! Это и за год не съёсть!               
СТАРШИНА ЖЕВУНОВ.  Дорога до Изумрудного города длинная и трудная. Прощай, могущественная фея убивающего домика!