Джульбарс

Николай Белесов
 рассказ.

ДЖУЛЬБАРС

   Это случилось в городе Новороссийске.  Каких-то восемь часов было в моем распоряжении, чтобы ознакомиться с городом.  С чего начать?  Конечно же, с моря.  И как не побывать  на «Малой Земле».  Вот и пошел вдоль берега по набережной, до «Малой Земли».
   Осеннее утро выдалось пасмурное, накрапывал дождь. Но я любовался морем, огромными кораблями, которые видел близко впервые, чайками, парящими прямо надо мной и всем, что меня окружало. Часам к двенадцати – тринадцати, осмотрев весь мемориальный комплекс «Малая Земля», уставший я пошел к городу.  Слева, на большой площадке, которая, по-видимому, предназначалась для стоянки автомашин в летнее время, торговали шашлыками.
   Молодой продавец с виду армянин готовил их особым способом.  В большом чане кипело кукурузное масло, как сказал он.  Оно распространяло такой запах, что даже не голодный завернет отведать шашлыка.  Этот запах, по-видимому, привлек сюда и собак, которые вертелись поодаль.  Ловко нанизывая кусочки мяса на деревянные палочки, продавец  опускал их в кипящее масло.
   Я заказал себе порцию, взял  бутылку пива. И отошел к столику, ожидая, когда поспеет шашлык.  Но не успел я сделать и пару глотков, как услышал крик женщины и тявканье собак.  Оглянувшись, увидел, как она отбивается сумочкой от нападающих собак.  С бутылкой в руке я бросился на помощь.  Пока бежал я понял, что женщине никто не угрожает.  Две лохматые дворняги старались поймать и, по-видимому, хорошенько от трепать небольшую желтенькую собачонку.  Та своей защитой избрала женщину и старалась улизнуть от своих преследователей, металась вокруг нее.
   Дворняги разгадали маневр  желтенькой, и поэтому одна из них остановилась.  Не поздоровилось бы беглянке, не зашуми я вовремя.  Дворняги увидели, что им угрожает  опасность в моем лице,  прекратили  нападение, а желтенькая метнулась прочь.
   Вместо благодарности женщина набросилась на меня:
   -Распустили зверюг, пройти невозможно, я пожалуюсь, куда следует!
   Что можно сказать испуганному человеку, который  к тому же и прав.  Но, ни я же в том виноват.  Огорчившись, пошел допивать свое пиво.  К этому времени подоспел и мой шашлык, его мне принес продавец на прессованной из картона разовой тарелочке.
   Правильно говорят, что мало еще хорошо приготовить, надо суметь и подать.  Один только вид шашлыка, увитый кольцами порезанного лука и политый коричневой подливой, заставил меня забыть о неприятном инциденте. Я с удовольствием стал утолять голод.
   Дворняги резвились. Поодаль сбоку асфальтированной дорожки, лежала желтенькая собачонка.  Она, положила свою лисью мордочку на лапы, и смотрела в мою сторону. 
На дорожке показался мужчина.  Как только он миновал собачонку, та поднялась и, прячась за шедшим, побежала следом.  Она не просто бежала, а прижимала свое тело к земле и держалась так за мужчиной, чтобы ее не видели дворняги. 
   «Вот хитрюга, - подумал я, по-видимому, хочет под прикрытием перебежать на эту сторону.  Ну-ну, посмотрим, что из этого получится».
   Дворняги забавлялись.  Но как только до шашлычной осталось не более трех – четырех  шагов, собаки с лаем ринулись к мужчине.  Мужчина зашумел, и собаки отступили.  На дорожке показалась парочка, и все повторилось.
   В чем же дело?  Вертелось в моем сознании.  Что же она хочет? Если на эту сторону перебраться, то можно обежать стороной.  Нет, что-то здесь есть, и я решил проверить. Взяв недопитую бутылку пива, я прошелся мимо Хитрюги (так я окрестил желтенькую собачонку), а затем вернулся. Она повторила свой прием.  Теперь я знал, что Хитрюга крадется за мной.  Шел я не спеша, наблюдая за поведением дворняг.  Они, казалось, беспечно резвились.  Но теперь от меня не ускользнули их быстрые хитроватые взгляды, которые только и говорили: «А ну-ка, подойди, подойди поближе».
   Не доходя до того места, где дворняги обычно делали на-падение на желтенькую, я угрожающе погрозил в их сторону, те растерялись.
   В это время Хитрюга метнулась к стоящему мусорному ящику, куда сбрасывались отходы со столов, схватила что-то и бросилась назад.  Дворняги ринулись следом. Мои окрики не помогли.  Хитрюга мчалась в сторону ларьков, которые со всех сторон окружали площадку.  По-видимому, летом здесь бойкое место для торговли.  Дворняги ее почти настигли, но она ловко юркнула под один из ларьков.  Преследователи полаяли, покружили и вновь вернулись на свой пост.  Тут-то я понял, дворняги охраняют свою «столовую», а  Хитрюга от голода вынуждена воровать.  И я вспомнил рассказы многих писателей, которые в один голос утверждают, что у каждой собаки есть своя территория, которую она охраняет и люто за нее дерется.  Теперь я  лично убедился в этом.  Хотя здесь охрана была коллективная.  Как смогли дворняги договориться для меня, так и осталось загадкой, хотя я прекрасно знал, что именно собаки охотятся стаями, а не в одиночку.
   Мне жаль стало собачонку. Я подошел к  продавцу, купил у него две порции хлеба и попросил  полить их подливой.
   -Жаль стало, да?  Всех не пере жалеешь, – с явным армянским акцентом, улыбаясь, говорил изготовитель шашлыка,   поливая хлеб подливой, - их смотри сколько.
   Я направился к ларьку, под который забилась Хитрюга.
   -На, лопай, да подыщи-ка ты себе другое место, здесь долго не протянешь, - посоветовал я ей.
   Собачонка словно поняла меня, высунула мордочку, взглянула своими ясными коричневатыми глазами и лизнула мою руку.  Она с жадностью принялась уплетать принесенный мной хлеб.
   Автобус  на Ставрополь отправлялся в четырнадцать двадцать, и мне надо было торопиться.  Я тяжело вздохнул, сетуя на тех людей, которые способствуют  размножению
бездомных собак, и зашагал к троллейбусной остановке.
Чтобы добраться до автовокзала, мне еще предстояло про-ехать полгорода.
   Но не успел я отойти от Хитрюги и на половину площадки, как, взвизгнув тормозами, неподалеку от шашлычной остановился автофургон.  Из кабины выскочили два юрких человека и, схватив огромный сачок, направились в сторону двух дворняг.  Я даже позавидовал, с какой ловкостью они пленили сразу двух стражей «столовой».  И невольно подумал, что теперь свободна территория для моей Хитрюги.  Обе собаки быстро очутились внутри фургона. И собаколовы подошли к  продавцу шашлыков. Тот указал им в сторону собачонки спрятавшейся под ларьком.   Оба, не мешкая, пошли в сторону ничего не подозревающей Хитрюге.
   Не знаю, зачем я это сделал, но вернулся.  Когда я подошел к ларьку, мой хитрец уже болтался в огромном сачке, жалобно повизгивая.  Ему так и не удалось доесть свой хлеб.
   -Ребята, отпустите мою собачонку, - не понимая, что говорю, выпалил я.
   -А где видно, что она ваша? -  спросил один.
   -Раз ваша, то почему она под ларьком? – добавил второй.
   -Я кормил ее здесь,  мы с ней гуляем, - зачем-то соврал я.
   -А почему собака без ошейника?
   -Да ведь она никого не кусает, она такая умная… - но я не договорил.
   -Умная - не умная, а порядок есть порядок, придете… И
они назвали мне адрес, - а там разберемся. И оба направились к машине.
   -Ребята, да отпустите вы собаку, мы с ней уйдем домой, и больше этого не повторится. – Я вынул из кармана три рубля и протянул их одному из собаколовов. – А это вам штраф, или что там еще положено, возьмите.
   -Еще чего, не нужны нам ваши деньги, что мы, не люди что ли, забирайте свою псину, да не нарушайте больше порядка, – и они вытряхнули Хитрюгу из сачка.
   В этот миг  мне было, искренне жаль собачонку.  Я наклонился над ней, погладил ее по голове и тяжело вздохнул.
   -Что же теперь мне делать с тобой, - размышлял я вслух, нежно теребя ее взлохмаченную шерстку.  И не придумав  ничего лучшего, я подошел вместе  с Хитрюгой к шашлычной, сунул  продавцу три рубля и попросил:
  - Слушай, дорогой, корми собаку, дал бы больше, но израсходовал все, на дорогу осталось.  Из Ставрополя я.  А собака умная, может хозяин найдется.
   -Зачем хозяин?  Их здесь полно.  Всех кормить.  До них никому дела нет,  Но раз просишь, покормлю, других гнать буду, ее покормлю.  А деньги не возьму, для твоей собаки и так корма хватит.
   Поблагодарив продавца, я заспешил к остановке.  Хитрюга ринулась следом.
   -Вернись, кому сказал! – строго прикрикнул я и, не оглядываясь, чтобы лишний раз не расстраиваться, поспешил к отходящему троллейбусу.
   На автовокзал добрался во время.  Шла посадка в автобус.
Водитель устанавливал вещи в багажное отделение, пасса- жиры занимали места.  Кроме дипломата у меня с собой ничего не было, поэтому я прошел сразу в салон автобуса,
Уселся поудобнее на свое место, вынул книгу и углубился в чтение.   
   Около моих ног что-то зашевелилось.  Отстранив книгу, и заглянув под сидение, я увидел Хитрюгу.
   -Ну что ты, дуреха, делаешь?  Откуда ты взялась? – тихо шептал я, нежно поглаживая ее по затылку, – надо же нашел, вот умница, а устал то как?
   Бока собаки широко раздувались и сужались, она, вывалив язык, часто дышала.  Как она нашла меня и пробралась в салон, оставалось только догадываться.  Но ведь собак без намордников и особого на то разрешения перевозить в общественном транспорте запрещено, вспомнил я и подумал, что же мне делать?  Но, глядя на это безвинное создание,  я решился, пусть сидит под сидением, а там видно будет.
   Она словно поняла меня, забилась под сидение и затихла, а я поставил дипломат, так чтобы ее не было видно с прохода.  Все шло нормально. Пассажиры уже заняли свои места.
  Отправляющая проверила документы у присутствующих,  билеты и пожелала счастливого пути.
   Но не успела она еще выйти из салона, как за моим сидением раздался визг:
   -Собака! Собака! Она нас всех перекусает!
   Я оглянулся и узнал ту женщину, которая была около шашлычной.  Это, по-видимому, она вызвала собакаловов. Сейчас она поджала ноги на сидении и без умолку орала.  И впрямь говорят, что гора с горой не сходятся,  да уж лучше быть горой, чем дважды встретиться  с подобным человеком.
  На мои уверения, что это безобидное животное, женщина не реагировала и продолжала орать:
   -Давайте сюда начальника станции, что это за безобразия, развели здесь псарню!..
   Но ее я больше не слушал, а  соображал, что же мне делать дальше.   Подошел водитель.
   -Товарищ!  Перевозка собак в таком виде действительно запрещена.  Не задерживайте автобус!   
   -Пойдем дорогой, - обратился я к собаке, - на сей раз, не повезло.  Возвращайся на место, ничем помочь не могу, пока есть такие… я не договорил.
   -Какие такие? – Еще пуще завопила женщина. – Он еще и оскорблять, собаковод  несчастный, позовите сюда милиционера!
   Я, молча, прошел на свое место.  Женщина не унималась
   -Да полно вам, - не выдержал пожилой человек, сидящий напротив, - собака друг человека.  Я вот сейчас жив, здоров, а все благодаря вот такой псине, – и он, не ожидая вопроса, продолжал. – Дело было в минувшую войну.  Крепко фашист прижал нас  к Матушке-Земле.  Несколько раз поднимались в атаку, но тщетно.  Пулеметчик врага, укрытый в дзоте, так и косил, стоило только пошевелиться.  И вновь команда: «Вперед!»  Вы  знаете, что такое команда «Вперед!»  Под пули вражеского пулемета!? – Обратился он к женщине, которая все еще что-то бурчала.
   -Нет, не знаю! – зло выпалила она.
   -То-то и я вижу, что не знаете, и дай бог, чтобы вы этого никогда не знали.  Команда есть команда, встаю и тут же падаю, сраженный очередью врага.  Вначале я не понял в чем дело.  Земля под ногами качнулась, я упал. Вцепился руками в траву.  Мне в тот миг показалось, что земля наша колышется из стороны в сторону, вот я и вцепился в траву, чтобы дальше не упасть, не покатится.  Следуя приказу, я вновь попытался вскочить, но меня пронзила нестерпимая боль, и я потерял сознание. Очнулся оттого, что кто-то чем-то теплым протирает мне лицо.  Открываю глаза и замираю.  Передо мной звериная морда, которая лижет меня языком.  Думаю, не убило, значит, зверюга сожрет.  Пытаюсь вскочить, но вновь теряю сознание.  Смутно помню, что меня кто-то тащил.  Мне казалось, что мое тело терзают звери.  Очнулся уже на носилках. Меня несли два пожилых бойца, а рядом бежала собака.  Увидев, что я открыл глаза, один из санитаров сказал:
   -Ожил, значить долго, жить будешь, благодари вот этому псу, это он тебя с поля боя вытащил, а так бы кровью истек.
   Вот я и живу благодаря вот такой же псине, которую вы сейчас бросили на произвол судьбы.  И ветеран замолчал.
   -А собака здесь причем? – спросил парнишка, сидящий рядом с пожилым человеком.
   -Как причем?  Это она нашла меня на поле битвы.  Она почуяла, что я живой и вытащила меня к санитарам.  Да она ни одного в этот день с поля боя вытащила.  И учти, что
она под огнем пулеметов и артобстрела работала.  Сама рисковала, а людям жизнь спасала.  Таким собакам надо памятники ставить.  Сколько они человеческих жизней спасли.  Сколько вражеских танков уничтожили.  А сейчас не нужны.  Видите ли, искусают…
   Автобус выбрался из города и, натружено урча, поднимался все выше и выше по дороге, уходящей от Новороссийска.  Он  шел между красивых усеянных лесом сопок.  Почти на самом верху водитель притормозил у контрольного пункта. В салон вошел контролер.
   -С вами только ехать, - вновь зашумела женщина, - то собак напустят, то еле тянется, то на каждом шагу проверка. Делать что ли нечего?
   Действительно, мы только от вокзала, где у нас уже проверяли билеты, поэтому сидящие в салоне недоумевали, к чему такая щепетильность, но молчали, а парнишка грубовато пошутил:
   -Вот бы мне такую тещу! На второй бы день повесился у какой-нибудь  вдовушки на шее или утопился бы в девичьих очах.
   Все поняли, что эти слова были направлены не в сторону проверяющих билеты, а адресовались постоянно не довольной пассажирке.  Поэтому в салоне тихонько засмеялись.
   -А ты сиди и помалкивай, когда старшие разговаривают, - огрызнулась женщина.
   Контролер этим временем проверил документы у водителя, пересчитал пассажиров и пожелал счастливого пути.  Водитель, закрывая дверь за контролером, обращаясь ко мне, сказал:
   -Ты бы вышел и прогнал свою собачонку домой, подохнет же.  Посмотри, сколько пробежала и почти не отстает.
   -Некуда прогонять ее, вот в чем беда, - поднимаясь со своего сидения, сказал я и в двух словах рассказал водителю и пассажирам  краткую историю знакомства с этой собачкой 
   -Смотри, как привязалась, - промолвил пожилой человек, - собаки за версту чувствуют доброго человека.
   И он начал рассказывать какую-то историю, но я вышел из салона.  Хитрюга, увидев меня, подползла ко мне, виляя хвостом, и, заглядывая дружелюбно в глаза, начала тереться о мои ноги, переворачиваться на спину, играть лапами.  Ей было не до игр, она устала, бока ее вздувались как кузнечные мехи, шерстка взлохматилась, а с языка вода так и бежала.
   -Вернись, Хитрюга, вернись, - умоляюще просил я собачонку, - пропадешь же. Но она не понимала, ласково повиливала хвостом, припадала к земле.  По-своему, по-собачьи, выражая свою радость общения.  Смотри, мол, я вновь с тобой.  Я понял, что она меня не послушает, что бы я ни пытался предпринять.  Не выдержав подобной сцены, я резко вскочил в автобус и крикнул: «Поехали!» - плюхнулся на свое сидение.  Меня душили слезы.
   Автобус тронулся, я закрыл глаза и вспомнил себя мальцом.  Мы с братом, который старше меня на три года, ходили в соседнее село в школу.  Расстояние было приличное, и мы старались сократить путь, шли прямиком,  полями.  Была ранняя весна.  Туман затянул все вокруг, и в радиусе ста метров уже плохо узнавались знакомые предметы.  Мы не боялись заблудиться, потому что дорогу знали хорошо.  Шли вдоль лесонасаждения, в конце, которого начиналась дорога, по ней до хутора рукой подать.  Вдруг брат остановился.
   -Смотри, - вымолвил он растерянно.
   Я увидел у края лесополосы двух огромных исхудалых собак.  Хвосты их были опущены, зубы оскалены.
   -Волки, - еле слышно пролепетал брат и попятился.
   Я никогда еще не видел волков, но был наслышан о их зверствах, поэтому по моей спине, как говорится, поползли мурашки, волосы на голове словно зашевелились, ноги мои онемели и стали непослушны.  Я даже бежать бы не смог.
   В этот миг мимо нас, словно молния метнулся Джульбарс - наша огромная лохматая собака.  Она всегда сопровождала нас в школу и дожидалась конца наших занятий, возвращалась с нами домой.  Джульбарс бежал всегда неподалеку, то забегал вперед, то отставал.  Он постоянно что-то искал, вынюхивал,  рыл землю передними лапами, совал свой нос в вырытую ямочку, принюхивался, громко отфыркивался, счищая лапой прилипшую к морде почву.  Он и сейчас приотстал, по-видимому, снова рылся в земле.   Джульбарс сходу ввязался в драку.  От неожиданного удара впереди стоящий волк отлетел в сторону, а другой бросился на Джульбарса.  Это была не драка обычных уличных собак, а яростная битва не на жизнь, а на смерть.  Глухое угрожающее рычание, визг от боли входящих в тело клыков, яростная борьба.
   От испуга я остолбенел.  Брат схватил меня за руку, и мы помчались, не разбирая дороги к дому.  Запыхавшись, еле выговаривая слова, брат закричал:
   -Волки!.. Там…. у, лесополосы… Джульбарс!..  – и больше он ничего не мог выговорить.
   Отец сорвал со стены берданку, сунул в карман патроны и убежал, мать подалась к соседям.  Через некоторое время люди вернулись, пришел  отец, а Джульбарса не было.
   -Загрызли, наверное, - устало произнес отец.
   Я заревел. Отец обнял меня, прижал к себе и сказал:
   -Не плачь, сынок, так поступают настоящие друзья, сами гибнут, а друга выручают.
   Но к великой радости поздно вечером Джульбарс вернулся.  Хромой, израненный, с оборванными боками, он лежал у порога, поскуливая, как бы  прося помощи.
   Отец остриг шерсть, промыл раны, чем-то смазал и на руках перенес его в сарай.  А мы с братом таскали ему еду, все, что смогли достать повкуснее.
   Автобус резко остановился. Водитель вышел из-за перегородки и, обращаясь к пассажирам, буквально прокричал:
   -Да люди же мы!  Разве так можно!  Собака то все бежит!
Пропадет же псина, загоним. -  И, обращаясь уже ко мне, добавил, - а пусть жалуется!  Иди, бери свою собаку! – и он открыл дверь.
   Я выпрыгнул из автобуса. Желтенькая далеко отстала. Но она по-прежнему бежала ко мне.  Даже издали было видно, как она устала, порой спотыкаясь, пошатываясь, но бежала. Я ринулся навстречу, подхватил ее на руки, прижался к ее грязной морде и пошел  в автобус. 
   Водитель откинул сидение, которое было пристроено при входе в салон, и спросил:
   -Удобно будет?
  Я кивнул головой и уселся, прижимая к себе еле живого пса. В салоне воцарилась тишина.  Автобус набирал скорость.  Тишину нарушил голос парнишки:
   -Я недавно читал, как в Ташкенте во время землетрясения овчарка спасла всю семью.  Она стащила хозяина с постели, бросилась к ребенку, схватила его в зубы и побежала к двери.  Хозяин решил, что собака сбесилась. Вырвал ребенка и хотел вышвырнуть ее  за дверь. Но та вцепилась ему в руку и поволокла на улицу.  Он ее бил, кричал, а она
все волокла и волокла.  Следом с ребенком  на руках бежала жена.  Хозяин изловчился, и стукнул пса по голове, тот разжал зубы.  Они еще не успели опомниться, как зашаталась под ногами  земля, в одно мгновение дом рухнул.  И только после, когда они поняли, что собака спасла им жизнь, все бросились к ней, но та была мертва.
   Вот это и есть истинная дружба, которая издревле связывает человека и собаку.
   В салоне еще долго говорили о собаках, рассказывали, всевозможные  были и небылицы, а я сидел и шептал Хитрюге:
   -Не стану я тебя, моя псина, называть Хитрюгой, а буду звать Джульбарсом.  Ты поверила в меня. Ты поняла, что я не виноват и бежала, бежала, изнемогая от усталости, ты хотела быть рядом с человеком, которому ты поверила.
   Дальше мы ехали без остановок и приключений.