Кукушкины слёзки из цикла сказки седого урала

Елена Белозёрова
Ятрышник

Стары, как Мир, горы Седого Урала. Много рассказов и сказок хранит он в своём каменном сердце. Не каждому открывается оно, услышать его может лишь тот, кто верит в любовь. Послушайте и Вы, сказки гор, которые нашептал нам с дочкой на ушко уральский ветер.

Отдыхали мы прошлым летом всей семьёй у реки. Мужчины ловили рыбу, жарили шашлыки. Ближе к вечеру отправились мы с девочками на прогулку, полюбоваться дивными видами и набрать букет цветов, которые в изобилие растут в середине июля у подножья горы Малиновой. Природа этих мест всегда завораживала своей неповторимостью и сказочной красотой. Горы, солнце, сосны, ели - в небо стрелами, реки чистые и холодные, даже в самый разгар лета - всё казалось Раем земным. Покоем и вечностью веяло отовсюду.

Заходящее солнце уже тронуло розовым цветом горные вершины. Цветы поражали своим многообразием, небольшой букет мог потягаться в красоте с пышными букетами садовых красавиц.

Особенно были красивы лилово-красные колокольчики - цветы "кукушкины слёзки"- уральские, дикие орхидеи или ятрышник. Кто хоть раз в жизни видел цветущую орхидею - никогда не останется равнодушным к ней. Нежные, яркие, необычные и загадочные цветы, навсегда завладеют Вашими душами.

"Мама, а почему их так называют?" - спросила меня любопытная дочка Даша, которая не уставала задавать вопросы, и хотела знать всё в свои семь лет. Я начала свой рассказ: "Много есть легенд и сказаний о цветах, есть рассказ и о нашем. Листья его покрыты чёрными пятнами. За эту пятнистость и прозвали в народе эту дикую орхидею "кукушкины слёзки" Считается, что пятнышки - следы от слёз, которые роняет непутёвая кукушка от горького одиночества.

На Земле более ста видов этого прекрасного растения, из них сорок растёт в России. Для своего убежища оно выбирает тенистые, непроходимые места: болота, густые кустарники, влажные сосновые и еловые леса.

Лечебные свойства "кукушкиных слёзок" известны очень давно. Местные жители используют его корни для лечения. Корень похож на две соединённые руки: мужскую и женскую. Нашли применение ему и колдуны, делая из него приворотное зелье (люби-меня-не-покинь). Англичане зовут цветок орхидеи бабочкой.. Один из видов этого цветка тебе хорошо знаком, самая душистая - ваниль. Это единственная, съедобная орхидея.

Но не успокаивается маленькая проказница: "Старинные сказки давно рассказаны, записаны. Придумай новую сказку о "кукушкиных слёзках""
"Давай я её расскажу ночью у костра"- уговариваю я Дарёнку,-"Всем будет интересно послушать"

И вот уже сидим мы вокруг лесного костра, весело пылает огонь, улетевшие искры феерверком гаснут на звёздном покрывале ночного неба.
Один человек очень долго не женился. Уже отпраздновали свадьбы все его друзья, взяв в жёны самых красивых девушек, а он всё не мог сделать выбор. Выбирать было из чего: с каждым годом красавицы расцветали одна краше другой, но всё было не то. Хотелось юноше встретить свою единственную - ту, которая станет ему верной женой, надёжной подругой, нежной любовницей и доброй матерью его детям.

Молодой, спокойный, статный парень мог привлечь внимание любой прелестницы. Не одна девушка вздыхала, о нём, утонув в серых глазах -омутах. Тёмно-русые волосы, слегка вьющиеся, и пухлые, чувственные губы делали его похожим на большого ребёнка. Чтобы выглядеть старше своих лет, он для солидности, отпустил усы, которые ему были очень к лицу. Приветливо обращался он с окружающими. Даровала ему судьба нежное, трепетное, доброе сердце, способное любить, и холодный трезвый ум, оберегающий его от необдуманнных поступков.

Так и повелось в жизни нашего героя: сердце, жаждущее любви, билось птицей в груди при виде молодой особы, но холодный разум останавливал его: "Постой, не спеши, мы ещё встретим красивее и достойнее..."

Однажды, путешествуя по по Седым Уральским горам на коне, юноша приехал в далёкий посёлок, искать любовь. Остановился он около колодца, чтобы коня напоить Молодая девушка, набиравшая воду в вёдра, помогла ему. Она была прекрасна, как роза в росе на утренней заре, чиста и невинна, как сама Аврора.

Забилось сердце молодого человека от любви, выпорхнуло оно из своего гнёздышка и устремилось в высь, к солнце. Сердце пело счастливую песню любви, но расчётливый и трезвый рассудок остановил его: "Погоди, не спеши, мы встретим ещё лучше, ещё прекраснее..."

Упало с высоты влюблённое сердце, разбилось о камни гор, разлетелось на миллионы осколков. И лишь одинокая кукушка спела в утешение ему песню и уронила свои слёзки. Теперь каждое лето, покрываются подножья гор в этом месте прекрасными цветами, которые зовут в народе "кукушкины слёзки" Долго собирал юноша по горам своё разбитое сердце...

"А что стало дальше с юношей?"- робко поинтересовалась одна из девушек, сидящих у костра. "Ну, если Вы ещё не устали, то я расскажу продолжение этой истории"- предложила я.

Имя твоё

Шли годы, уже давно раздался в горах плач первенцев в семьях его друзей, посадили первый раз на коней отцы своих сыновей, пошли в школу маленькие надежды своих молодых родителей, а мужчина всё не мог сделать выбор. Хотя сотни молодых женщин жаждали отдать ему свою душу и любовь. Но всё было не то - самые нежные и красивые - уже замужем. А ему так хотелось встретить и взять в жёны самую лучшую, самую неповторимую, самую преданную.

Наш герой возмужал из молоденького, застенчивого юноши превратился в видного мужчину.
С работой ему повезло больше, чем с любовью и женитьбой. Семья и дети не отнимали душевные силы и драгоценное время. После окончания института его карьера быстро и верно шла в гору. Необременённый заботами о ближних, он в свои тридцать лет проделал путь от инженера до начальника цеха металлургического комбината, пользовался уважением. Дом его - полная чаша, лишь не хватало хозяйки. "Вот не везёт человеку"-вздыхали сердобольные кумушки. "Вот повезёт же какой то счастливице"- шипели завистники.

Ехал однажды мужчина на своей новенькой машине, в гости к родителям в ближайший посёлок. Видит, что миловидная, молодая женщина с мальчиком лет десяти голосуют на дороге, он остановился. Мальчик был сильно похож на свою мать: тёмноглазый, темноволосый, с бледной, почти прозрачной кожей, худенький, модно одетый в джинсовый костюмчик. Длинные, каштановые волосы случайной попутчицы уложены в аккуратную причёску. Одна прядь выбилась из правильности, спускалась, как горная река, по длинной, белоснежной шее, указывая дорожку в ложбинку на высокой груди.

Стройная фигура, в ладно пошитом бежевом костюме, наклонилась к водителю и спросила приятным высоким голосом: "Не довезёте ли Вы нас до Сосновки? На рейсовый автобус опоздали, к маме на юбилей едем" Что то удивительно притягательное было в молодой женщине, что то магнетическое. Глаз не мог оторвать наш герой от своей попутчицы. Лился взгляд её глаз прямо в его тревожное сердце.

И заметалось оно, птицей в клетке, просясь на волю, застучало в висках бешеной волной, защемило нестерпимой тоской и одиночеством, вырвалось на свободу и улетело в синь июльского неба, к солнцу. Недолго так оно пело и пылало от желания и восторга - жёсткий и расчётливый разум быстро отрезвил, спустя на грешную землю: "Постой, успокойся, не спеши. Миллионы великолепных незнакомок на нашей планете, и мы успеем, найдём, выберем себе ещё лучше, приятнее, без детей..."

Прошло много лет. И вот уже отправились молодые сыновья его ровесников охранять мир и покой своей Родины. Уже начали выдавать замуж своих милых дочерей, передав заботу о них в заботливые и надёжные руки, его друзья. Скоро счастливые, молодые дедушки и бабушки возьмут на руки и будут няньчить своих любимых внуков и внучек, даря им тепло своей души.

Но никак не мог найти себе спутницу жизни наш герой. Выбирать было из кого, желающих - достаточно. Но ни одна дама не трогала его требовательное, нежное сердце, не трепетало и не улетало оно в заоблачные дали весенним жаворонком, не звенело колокольчиками и не пьянило от счастья.

Раз в конце мая, когда по его родному городу Белореченску бушевали цветущие сирени, и манили тревожные, дивные сны тёмными ночами, подобралась к его сердцу весенняя тоска. Пребывая в этом состоянии ожидания и тревоги, он неожиданно был разбужен первой грозой и ливнем, который хлынул с небес на Белый город очищающим потоком. Земля, давно истосковавшись, ждала дождя и несказанно радовалась. Повсюду - лужи, ручьи, и ранние прохожие торопились найти укрытия, чтобы на время схорониться от весеннего гостя.

Нужно ехать на работу, а потоки воды лились и лились сверху и лечили своей чистотой и успокаивали прохладой. Заметил наш знакомый необычную женщину лет сорока, проводил её под своим зонтом до двери подъезда. Дождь промочив её одежду, бесстыдно показал красивые формы. Женщина была похожа на богиню Афродиту, только что родившуюся из морской пены. "А наша вышла из майского ливня..." - подумал он, красивое женское тело заманчиво звало к себе и притягивало. Закружилась его голова, ударил в голову, разливаясь по всему телу хмель. Уставшее сердце, жаждущее ласки, любви и тепла, беспокойно застучало в истерзанной груди и улетело в лазурь весенего дождя, остудилось в его каплях и упало к ногам богини.

И тут вечный мудрый страж - рассудок вдруг решил, что больше ждать нельзя - можно безнадёжно опоздать и пропустить жизнь... Наш герой, не долго думая, предложил прекрасной незнакомке руку и сердце. Женщина, засмущавшись, покачала головой: " Что Вы, я замужем..."

Потеряв сон и покой с этого дня, мужчина решился наконец жениться. Нашёл в соседнем городке немолодую, но приятную женщину и приказал сердцу: "Хватит искать, терзая себя радужными мечтами - пора детей заводить, иначе не успеешь их поставить на ноги" А так, как самые красивые, нежные, добрые и хозяйственные были давно в семьях, то досталась новоиспечённому молодожёну самая обыкновенная жена. Стали они жить, время зря не теряли, торопились детей родить, растить, воспитывать, да в люди выводить.
Избранница оказалась неплохой женой, в доме порядок, сварено, муж и дети ухожены. Вот так и жили они.

Давно уже успокоилось тревожное сердце, подружившись с разумом, и не напоминало больше хозяину о неземной любви, которую жаждало найти всю жизнь. Дни торопились за днями, заботы заслоняли радости жизни. С годами небо над головой нашего героя стало чуть темнее, солнце светило, но не согревало своими лучами, ручьи весной пели лишь грустные песни, а соловьиные трели и вовсе не слышались под окном...

Так прошло ещё много много лет. Совсем поседел наш старый знакомый, белые волосы и морщины на лице придавали ему вид аксакала. Да он и был уже мудрецом, прожив длинную жизнь. Два его сына выросли и улетели из родительского гнезда, уехали в далёкую столицу, искать лучшей доли. Характером вышли в отца - жениться не торопились, внуками не радовали. В редкие приезды на малую Родину на вопросы отца о женитьбе, отшучивались, чуть ли не в один голос: " Не встретили ещё женщин, достойных быть нам жёнами и матерями наших детей, успеем ещё, в наши то годы..."

С женой наш старец прожил душа в душу, да только ушла она в мир теней, уплыв по реке забвения, пять лет тому назад, нашла себе вечное пристанище в небесном саду, оставив ему воспоминания, одинокую старость да печаль.

Вот отправился в выходной день наш мудрец на городской базар.И приветствовали его, приподнимая шляпы, встречные мужчины, а женщины кивали и улыбались в знак уважения. Детишки весёлыми стайками разлетались, если встречали его на пути, почтительно затихая, и давая старому человеку пройти.

Все знали и уважали в небольшом городке нашего героя, будучи много лет главой города он много сделал для его благополучия, чтобы его жителям было легче преносить тяготы трудного перестроечного времени, которое бременем легло на их плечи. А теперь одинокого старика все жалели...

Сделав нужные покупки, поспешил он в обратный путь, согнувшись под тяжестью корзины с продуктами. Ныла и болела его спина, стонало и билось в груди больное сердце - лишь бы скорее до машины дойти. Проклятая гордость не позволяла ему показать, на людях, каким старым и беспомощным стал он, и попросить помощи.

С большим трудом поставив ношу в багажник, наш герой уже собрался ехать домой, на окраину, где сосновый бор с трёх сторон обступал его старый кирпичный дом - его крепость, коротать свои одинокие, бесконечно длиннные, дни и ночи. Вокруг дома удобно расположился старый сад, который быстро зарастал после смерти жены. Одичавшие яблони и кусты роз придавали дому загадочный вид заброшенного замка. Да и сам хозяин напоминал сказочного волшебника.

Вдруг его взгляд привлекла пожилая женщина, одетая в чёрное, за руку она вела маленького мальчика лет трёх. Её седую голову покрывал кружевной чёрный платок - видимо траур по близкому родственнику, а на лице застыла полуулыбка - полуболь.

Маленький мальчик весело щебетал, зажав в другой руке воздушный, красный шар. Пожилая дама кивнула головой и поздоровалась. Ну что это?

Давно уже не тревожилось сердце нашего героя, оно, как в далёкой юности, встрепенулось, как от долгого сна, от приветливого голоса. Выбравшись на свободу, полетело выше гор, выше облаков, в восторге и счастье, к солнцу, запело свою долгожданную песню и, сорвавшись в самую глубокую расщелину, искупалось в горном ручье, холодном и отрезвляющем. Странно, но почему наш замечательный рассудок молчит в этот раз и не отчитывает своего беспокойного соседа?

Малыш весело скакал на одной ножке, порыв ветра вырвал из руки шарик и унёс в небо. Мальчик заплакал. Женщина погладила его по голове, присела перед ним, прижав к себе, поцеловала заплаканные глазки: " Не горюй, мой зайчик, купим тебе новый, а этот пусть на воле летает..." Она вынула белый платок из сумки, висевшей у неё на плече, вытерла слёзы малышу и дала ему конфету. Быстро высыхают слёзы детей и забываются обиды. Успокоившись, ребёнок снова забегал вокруг, напевая весёлую песенку, видимо собственного сочинения.

Пожилой человек, поздоровавшись в ответ, поинтересовался: "Не встречались ли мы с Вами раньше?" Женщина поправив платок, подняла на него свои глаза. Кого же напоминала она ему? Казалось, что они знают друг - друга много лет. Почему же так нестерпимо болит и ноет его сердце, привыкшее безоговорчно подчиняться?

Старая женщина, не спеша, с улыбкой заговорила: "А помнишь, как в горном посёлке поил ты коня у колодца и повстречал девушку, когда был молод и горяч? Это была я. Помнишь, как однажды подвозил женщину с ребёнком в Сосновку на своей новенькой " Волге"? И это то же была я. Помнишь, ту - насквозь промокшую под майским ливнем, которой ты предлагал руку и сердце? И это - я..."

Совсем растерялся наш герой. Исчезли вдруг все звуки мира, слышал он лишь бешенный стук своего старого, больного, растревоженного сердца. Собеседница,мило улыбнувшись, попрощалась, взяв за руку маленького то ли внука, то ли правнука и пошла по дороге, не оглядываясь.

"Как имя твоё?" - крикнул ей в догонку старый человек, очнувшись от своих дум. Старая женщина остановшись, с грустью в голосе, тяжело вздохнув, проинесла: " Я - твоя судьба..."

Долго стоял ещё старик, глядя на удаляющиеся силуэты, которые дрожали и таяли в жарком июльском мареве, не в силах пошевелиться. Вдруг из груди, не выдержав, вырвалось его уставшее сердце, запрыгало вслед за женщиной, ударяясь об острые камни, утопая в дорожной пыли, не боясь жаркого солнца. Летело оно и плакало кровавыми слезами, желая лишь одного - догнать и лечь у ног своей судьбы, верным псом, охранять её покой и успокоиться...

А трезвый ум старого человека больше ничего не говорил своему хозяину.

Я рассказала свою сказку. Старые мудрые горы Седого Урала смотрели на нас, звёзды лили сверху свой таинственный свет, шумела горная река, цикады пели свои нескочаемые песни.

Сидевшие вокруг костра, притихли. Я не знаю о чём думали они, наверное каждый о чём то своём.
А может быть - о своей судьбе?