Выпуск 6. Воображение - инструмент сказочника 1

Сергей Сергеевич Трубников
Перед вами шестой выпуск рассылки "Как написать сказку". В этом выпуске мы поговорим о том, как развивать воображение и находить идеи для сказок.

Воображение
Воображение - чуть ли не основной инструмент сказочника. Придумать сказку легко, когда у вас есть в запасе хорошая идея. А идей много - стоит лишь поискать. Почитайте сказки своих любимых авторов. Идеи большинства сказок простые и понятные. Как научиться находить идеи для своих сказок?

Воображение сказочнику необходимо. Некоторые люди (в особенности, дети) имеют прекрасное воображение, и умеют буквально слету придумывать новые идеи и сочинять сказки. Но даже если у вас не так - не огорчайтесь. Научиться придумывать может каждый. О том, как развивать воображение, я расскажу в этом выпуске, но давайте сначала определимся с тем, что же это такое - воображение.

Воображение - это мысленная работа по созданию чего-то нового (идей, образов, мыслей, сюжетов) из старого.

Новое не появляется из ниоткуда. Для того, чтобы придумать что-то новое, нужно взять нечто уже существующее ("сырье") и переработать его. В этом и заключена суть воображения. Научитесь находить "сырье" для сказок, научитесь его "перерабатывать" - и тогда сказочных идей у вас будет более чем достаточно.

Сырье для сказочных идей
Сырье - это то, из чего рождаются идеи. Сырьем для сказок может служить практически все, что нас окружает. Где же найти источники вдохновения?

1. Жизнь.
Все, что с вами происходит, ваши наблюдения, мысли и чувства. Вспомните, что интересного произошло с вами за последний день, неделю, месяц. Возможно, из этого родится идея для новой сказки.
Кстати, если вы застряли с каким-нибудь переживанием, попробуйте рассказать происходящее в виде сказки. Такие сказки не всегда получаются добрыми, зато придумывается легко и прекрасно поднимают настроение.

2. Искусство.
Фильмы, картины, музыка, стихи, проза. Важно не просто смотреть фильм или читать книгу, но и попутно отмечать для себя, что вам нравится, что может пригодиться в собственном творчестве.
Особенно рекомендую изучать сказки любимых авторов. И не бойтесь подражать другим. Любое творчество начинается с подражания. Вначале ученик повторяет за мастером, а затем отделяется от него и идет собственным путем. Это абсолютно нормально.

3. Интернет.
В интернете можно многое найти, даже если не знаешь что искать. Анекдоты, новости, картинки на любую тему, творчество других авторов, блоги современных писателей. Поищите - наверняка найдется что-нибудь интересное.
Кстати, есть такая игра: придумывать сказку по картинке. В интернете полно фотографий и картин на любые темы. Попросите кого-нибудь из знакомых найти для вас интересную картинку - и придумайте по ней сказку. Несколько моих сказок были придуманы именно так.

4. Новые впечатления.
Рутина убивает творчество. Разнообразьте ваш досуг: съездите на экскурсию, сходите в поход, прыгните с парашютом, купите билеты в театр, соберитесь с друзьями на шашлыки и т.д. Чем больше новых впечатлений, тем больше новых идей.

5. Словесные игры.
Играя словами можно получить множество интересных идей. Словесные игры стоят того, чтобы рассказать на них подробнее.

Словесные игры от Джани Родари
Итальянский писатель Джани Родари в книге "Грамматика фантазии" описал много словесных игр. Секрет этих игр в том, чтобы совместить несовместимое. Парадоксальное сочетание слов "выбивает" наш мозг из привычного русла. Вот тогда воображение и начинает работать на полную катушку.

1. Бином фантазии.
Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать сказку по мотивам этих слов. Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному.
Например, один человек загадал "уголек", другой "башня".
Бином: уголек - башня
Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты. Например:
- Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их.
- Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить.
- Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков.
- и т.д.

2. А что произойдет если?
Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что нужно загадать "героя" и действие, которое оно совершает. А потом задайте себе вопрос: а что произойдет, если [герой] [действие].
Например:
- А что произойдет, если тело закружится в танце?
- А что произойдет, если Москва улетит на небо?
- А что произойдет, если гвоздь захочет помыться?

3. Префикс.
Суть этой игры в том, что берется какое-нибудь слово и к нему добавляется приставка. Получается бином из оригинального и измененного слова. В качестве префиксов можно использовать:
"не" "анти" "раз", "дву" "трех", "полу", "супер", "мини", "микро", "макро", "недо", "пере", "при", "под", "над", "квази" и др.

Пример:
- снежинка - антиснежинка (сказка о том, как встретились снежинка и искорка)
- ежик - квазиежик (сказка о том, как кактус вообразил себя ежиком)
- азбука - суперазбука (о том, как встретились две азбуки - русская и китайская)

4. Заголовки перепутались.
1) Пройдемся по новостным сайтам и позаимствовать оттуда несколько заголовков.
2) Затем берем заголовки, и разбиваем их на части:
- подлежащее (кто)
- сказуемое (что сделал)
- обстоятельства (какой, как)
3) Берем части разных заголовков, и случайным образом складываем между собой.

Например, у меня во время игры получились такие заголовки:
- Пачка сигарет впервые улучшит демографическую ситуацию
- Грабитель в австралийских горах написал тетрадь мемуаров

Это очень веселая игра, и к тому же пробуждает фантазию.

На этом я заканчиваю шестой выпуск рассылки. В следующем выпуске я продолжу рассказывать о воображении и приемах, которыми можно пользоваться, чтобы придумывать идеи для сказок.