Анна Павлова

Константин Рыжов
                1.

Анна Павловна Павлова родилась в январе 1881 года в Петербурге. Ее отец был рядовым солдатом Преображенского полка, родом из тверских крестьян (он умер, когда дочери исполнилось два года). Мать работала прачкой. «Мы были бедны, очень бедны», - писала позже о себе Павлова. Девочка появилась на свет слабенькой и болезненной, и потому провела почти все детство у бабки в Лигове, под Петербургом. В 1891 году матери удалось устроить ее в Императорскую  балетную школу, в которой Павлова провела девять лет. Устав школы был по-монастырски суров. Павлова вспоминала потом: «Каждое утро в восемь часов торжественный звон большого колокола будил нас, и мы торопливо одевались под надзором надзирательницы, следившей затем, чтобы мы тщательно мыли руки, чистили ногти и зубы. Одевшись, мы шли на молитву, которую вслух нараспев читала одна из воспитанниц перед иконой, возле которой красной звездочкой мерцала лампада. В девять завтракали чаем с хлебом и маслом; затем следовал урок танцев. Мы собирались в большой комнате, очень высокой и светлой. Мебели было только несколько диванчиков, рояль и огромные, до полу, зеркала… Сначала танцевали маленькие, потом старшие. В полдень по звонку мы завтракали, потом шли на прогулку, потом опять учились до четырех часов, потом обедали. После обеда нам давали немного свободного времени; потом опять начинались уроки фехтования, музыки, иной раз и репетиции танцев… Ужинать давали обыкновенно в восемь, а в девять мы были уже в постели».    Впрочем, учили в школе великолепно. В то время Петербургское балетное училище несомненно было лучшим в мире. Только здесь и сохранялась еще классическая техника балета, и Академия танца, основанная в Париже, давно уступила свои лавры Петербургскому училищу.

    В 1898 году, еще ученицей, Павлова выступила в балете «Две звезды», поставленном Петипой. Уже тогда знатоки отметили какую-то особенную, только ей присущую грацию, удивительную способность поймать в партии поэтическую суть и придать ей свою окраску.  По окончании школы в 1899 году Павлова сразу была зачислена  в труппу Мариинского театра. Не имея ни протекции, ни имени, она некоторое время оставалась на вторых ролях. Но в 1900 году в «Пробуждении Флоры» она уже получила партию Флоры (в роли Аполлона выступал Фокин). Потом  ответственные роли стали следовать одна за другой и каждую из них Павлова наполняла особым смыслом. Оставаясь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполняя   старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры. Петербургская публика вскоре стала отличать молодую талантливую балерину. Возрастал интерес к ней критики. В апреле 1902 года Петипа поручил ей партию Никии в «Баядерке» - жемчужине своего репертуара. За нее Павлова  впервые получила «большую прессу». Но подлинная слава пришла к ней в 1903 году после исполнения главной партии в «Жизели». (Роль Жизели потом в течение многих лет считалась одной из лучших в ее репертуаре).

     Уже будучи весьма популярной в России, Павлова в 1903 году уехала в Милан брать уроки у знаменитой Беретты. Старая итальянка помогла ей довести технику танца до высочайшей виртуозности. В Петербург Павлова вернулась первой танцовщицей – подлинной балериной. С этого времени ее восхождение превратилось в сплошную цепь триумфов. Современники с восхищением отмечали ее исполнение в «Наяде и рыбаке» (1903), «Пахите» (1904), «Корсаре» (1904), «Дон Кихоте» (1905), «Очарованном лесе» (1906), «Дочери фараона» (1906) и многих других спектаклях. В 1905 году Павловой официально было присвоено звание балерины, а через год – прима-балерины. В 1906 году  она делила с Кшесинской лавры первой российской балерины. С прежней бедностью было покончено навсегда. Павлова переселилась из  убогой квартирки на Коломенской, которую снимала после выхода из училища, в недавно отстроенный дом на Английском проспекте и устроила здесь собственный танцевальный зал.

   Короткая, но очень важная творческая страница в жизни Павловой была связана с Фокиным. Смелый реформатор балета Фокин постарался избавиться от всего обветшавшего и устаревшего в этом искусстве: он покончил с установившимися десятилетия назад штампами, когда «первые сюжеты» танцевали на фоне обезличенного кордебалета, с нарочитой симметрией построений массовых танцев, с обязательным дивертисментом в последнем акте. Для каждого балета Фокин искал особых средств танцевальной выразительности, он восстает против условной пантомимы, когда действие балета раскрывалось лишь через «немые разговоры» с помощью жестов, а танцы существовали независимо от сюжетов. Наконец Фокин потребовал особого внимания к декоративному оформлению балетных спектаклей и особенно к костюмам, о чем до него заботились очень мало.

   В течение нескольких лет Павлова была в фокинских постановках главной танцовщицей. Не порывая с императорской казенной сценой, она охотно участвовала в его частных благотворительных спектаклях: «Виноградной лозе», «Шопениане», «Египетских ночах», «Павильоне Армиды», «Сильфидах» и других. Но стать до конца актрисой фокинского репертуара Павлова так и не смогла – вскоре их пути разошлись. В то время как Фокин продолжал свои реформы балетного искусства, Павлова сохранила верность старой балетной школе.   Однако коронным ее номером  вплоть до самой смерти оставался поставленный Фокиным танец Умирающего Лебедя на музыку Сен-Санса, впервые исполненный в декабре 1907 года на одном из благотворительных концертов в Петербурге. Эта небольшая, поистине гениальная вещь, в исполнении Павловой вызывала затем восторг миллионов зрителей в разных странах. «Если можно балерине на сцене подражать движениям благороднейшей из птиц, то это достигнуто: перед нами лебедь», - говорилось в одной из первых рецензий.

                2.

Спустя полгода после своего появления «Лебедь» вылетел в мир. Весной 1908 года, как только закончился театральный сезон в Петербурге, Павлова  с группой товарищей по сцене, преимущественно молодых, отправилась в первую заграничную поездку. Сначала труппа выступила в Финляндии, потом были спектакли в Стокгольме, Копенгагене, Праге, Берлине. На следующий год Павлова была приглашена Дягилевым для участия в первом «русском сезоне» в Париже и стал главной звездой всего его репертуара, главной героиней всех трех балетов: «Павильона Армиды», «Сильфид» («Шопенианы») и «Клеопатры» («Египетских ночей»). Но более в фокинских спектаклях она участвовать не пожелала. В 1910 году Павлова наотрез отказалась от предложенной ей Дягилевым роли в новом балете «Жар-птица» и уехала в Лондон танцевать свое.

     Англичане были очарованы ее выступлениями. Павлова и ее напарник Михаил Мордкин сразу завоевали лондонскую публику своим искусством и грацией. «Павловой предшествовала ее слава, - писала газета «Дейли Телеграф», - но на этот раз слава оказалась ниже правды. Редко можно видеть танцы столь чарующие и опьяняющие, еще реже – танцы, соединенные с такими совершенными жестами и мимикой… Танец ее был настоящий дух весны, весь дышащий и трепещущий; каждый шаг, каждый жест были полны радости, каждый взгляд сияющих глаз полон гармонии, все дышало чистым благоуханием весны. Весь танец был столь же очарователен, как совершенное лирическое произведение в его веселой непосредственности и чистой красоте деталей». Такого искусства англичане еще не видели, и оно буквально завораживало их. По воспоминанию современников, люди ходили смотреть на Павлову снова и снова, их изумление было так велико, что казалось недостаточным увидеть ее лишь один раз. В коммерческом плане эти гастроли так же были очень выгодны –  антрепренер Альфред Бат выплачивал Павловой по 1200 фунтов стерлингов в неделю. Именно тогда у нее родилась мысль о создании собственного балета.

    В 1910 году Павлова внесла в дирекцию императорских театров  неустойку за нарушение контракта в размере 21000 рублей и навсегда ушла с казенной сцены. Ее постоянным домом стал Лондон. Здесь находился ее Айви Хауз – «дом, увитый плющом», где она отдыхала среди множества живых цветов и птиц (Павлова обожала тюльпаны и лебедей).  В России она появлялась теперь лишь изредка в качестве гастролерши. Зато в течении пяти лет она имела постоянные сезоны в лондонском театре «Палас». Вскоре у нее уже были собственные балетмейстеры, художники, своя труппа актеров, свой кордебалет  (в основном состоявший из английских девушек), свои костюмеры, осветители, техники, множество своих декораций и костюмов, словом, настоящий театр, который кочевал за ней по свету. Делами распоряжался  муж Павловой Виктор Дандре, но художественное руководство находилось всецело в ее руках.

    Следующие двадцать лет прошли в беспрерывных гастролях по всему свету. За годы своей артистической деятельности. Павлова проделала около 500 тысяч миль, дала тысячи представлений для многих миллионов зрителей. Уже в 1910 году она отправилась в Америку и имела огромный успех в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и Балтиморе. А затем одна страна стала сменять другую. Слава Павловой и популярность росли с каждым днем. Очень скоро  каждое ее появление  в какой-либо стране превращалось в событие первой величины. Короли, президенты, главы правительств и меры устраивали в ее честь торжественные приемы. Однако не эта сторона ее жизни была главной. Основным для нее было искусство, которому она отдавалась  до конца. Вплоть до самой смерти Павлова оставалась величайшей труженицей и нигде, даже в самых глухих уголках планеты, даже там, где публика не имела никакого представления о классическом балете, не позволяла себе никакого послабления. Везде, где бы она не выступала, она выкладывалась полностью – будь то сцена столичного театра, убогий провинциальный зал для танцев, или арена для боя быков. На ней лежала основная тяжесть любого выступления, поскольку большинство ее балетов представляли сольный танец  на фоне кордебалета. Под конец жизни Павлова настолько утомлялась, что после спектакля едва держалась на ногах от изнеможения. Несомненно, непосильные нагрузки стали одной из причин ее  ранней кончины.   До самой смерти Павлова сохраняла верность классической школе и оставалась равнодушна к балетам Прокофьева, Стравинского, Равеля даже в разгар всеобщего увлечения ими.    Умерла она внезапно, после короткой болезни, в январе 1931 года.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375