Волшебник изумрудного города-2-Страшила и Дровосек

Елена Одинцова
Жевуны проводили Элли и Тотошку. Зазвучала музыка на смену картины. И на сцене появился забор, над которым возвышалось соломенное чучело с вороной на плече, это был Страшила.

ВОРОНА. Кагги-карр! Вот так чучело! Толку-то от него ничуть! Какой это чудак-фермер думал, что мы, вороны, будем его бояться?..
СТРАШИЛА. Пш… пш… пшла… прочь, гадкая! Нс… нс… Не смей клевать меня! Я прт… шрт… я страшный! (Страшила скинул Ворону, но она перелетела на другое плечо и стала нахально клевать колосья прямо перед носом Страшилы).
ВОРОНА. Эка, удивил! Точно я не знаю, что в стране Гудвина и чучело сможет заговорить, если сильно захочет! А все равно я тебя не боюсь! С шеста ведь ты не слезешь!       СТРАШИЛА. Пшш… пшш… пшла! Ах, я несчастный! И, правда, куда я годен? Даже поля от ворон уберечь не могу.
ВОРОНА. Если бы у тебя были мозги в голове, ты был бы как все люди! Мозги — единственная стоящая вещь у вороны.… И у человека!
СТРАШИЛА.  Эй-гей-гей-го! Да здравствуют мозги! Я себе обязательно их раздобуду!
ВОРОНА(хрипло захохотала).  Кагги-карр!…  Коли нет мозгов, так и не будет! Карр-карр!…

Ворона улетела, а прямо к заборчику со Страшилой вышли Элли и Тотошка. Страшила подмигнул Элли, она испугалась. Он закивал головой, Элли взвизгнула, а храбрый Тотошка с лаем набросился на изгородь.

СТРАШИЛА.  Добрый день!
ЭЛЛИ. Ты умеешь говорить?
СТРАШИЛА. Научился, когда ссорился тут с одной вороной. Как ты поживаешь?
ЭЛЛИ. Спасибо, хорошо! Скажи, нет ли у тебя заветного желания?
СТРАШИЛА. У меня? О, у меня целая куча желаний!  Во-первых, мне нужны серебряные бубенчики на шляпу, во-вторых, мне нужны новые сапоги, в-третьих…
ЭЛЛИ. Хватит, хватит! Какое из них самое заветное?
СТРАШИЛА. Самое-самое?  Сними меня отсюда! Очень скучно торчать здесь день и ночь и пугать противных ворон, которые, кстати сказать, совсем меня не боятся!
ЭЛЛИ. Разве ты не можешь сойти сам?
СТРАШИЛА. Нет, в меня сзади воткнули кол. Если бы ты вытащила его из меня, я был бы тебе очень благодарен!

Элли вытащила кол из Страшилы и он очутился на земле.

СТРАШИЛА. Чрезвычайно признателен! (Чучело заботливо расправило кафтан, стряхнуло с себя соломинки и, шаркнув ножкой по земле, представилось девочке) Страшила!
ЭЛЛИ (очень обиделась). Что ты говоришь!
СТРАШИЛА.  Меня  назвали Страшилой: ведь я должен пугать ворон. А тебя как зовут?
ЭЛЛИ. Элли.
СТРАШИЛА. Красивое имя!
ТОТОШКА.  А почему ты со мной не здороваешься?
СТРАШИЛА. Ах, виноват!  Честь имею представиться, Страшила!
ТОТОШКА. Очень приятно! А я Тото! Но близким друзьям позволительно звать меня Тотошкой! ЭЛЛИ. Ах, Страшила, как я рада, что исполнила самое заветное твое желание!
СТРАШИЛА. Извини, Элли,  но моё самое заветное желание — получить мозги! Очень неприятно, когда голова у тебя набита соломой…
ЭЛЛИ (расстроилась). Как же тебе не стыдно обманывать?
СТРАШИЛА.  А что значит — обманывать? Меня сделали только вчера, и я ничего не знаю…
ЭЛЛИ (ловит на слове). Откуда же ты узнал, что у тебя в голове солома, а у людей — мозги?СТРАШИЛА. От вороны. Элли, ты можешь  дать мне мозги?
ЭЛЛИ.  Нет, что ты! Это может сделать разве только Гудвин в Изумрудном городе. Я как раз сама иду к нему просить, чтобы он вернул меня в Канзас, к папе и маме.
СТРАШИЛА. А если я пойду с тобой в Изумрудный город, Гудвин обязательно даст мне мозги?ЭЛЛИ. Не знаю. Но если великий Гудвин и не даст тебе мозгов, хуже не будет, чем теперь.
СТРАШИЛА. Это верно. Видишь ли, меня нельзя ранить, так как я набит соломой. Ты можешь насквозь проткнуть меня иглой, и мне не будет больно. Но неудобно чувствовать себя глупцом, когда даже вороны смеются над тобой.
ЭЛЛИ. Бедный! Пойдем с нами! Я попрошу Гудвина помочь тебе.
СТРАШИЛА. Спасибо! Дай  твою корзинку. (Тотошка зарычал) Мне это нетрудно, я ведь не могу уставать! (Страшила сделал пару шагов, споткнулся  и упал с непривычки).
ЭЛЛИ (поднимая его). Не бойся Тотошку. Он не укусит тебя.
СТРАШИЛА. Разве можно укусить солому?  Скажу тебе по секрету, есть только одна вещь на свете, которой я боюсь.
ЭЛЛИ.  Мышь?
СТРАШИЛА. Нет! Горящая спичка!!!

Пока Элли поднимала Страшилу, Тотошка сбегал и принёс палку. Он сердито гавкнул на Страшилу,  тот взял её, и ему стало легче шагать. Звучит музыка на смену картины. Темнеет. Высоко в луче появляется Виллина, она внимательно смотрит в волшебную книгу. В сумерках возникает  застывший Железный Дровосек с топором в железных руках. На сцене вновь Элли, Страшила и Тотошка. Элли села передохнуть и достала из корзинки бутыль, но вода закончилась.

СТРАШИЛА. Я не понимаю, почему ты хочешь вернуться в свой сухой и пыльный Канзас.
ЭЛЛИ.  Ты  не понимаешь, потому что у тебя нет мозгов.  Дома всегда лучше! Надо поискать воды.
СТРАШИЛА.  Фу, как неудобно быть сделанным из мяса и костей!  Вы должны спать, и есть, и пить. Впрочем, у вас есть мозги, а за них можно терпеть всю эту кучу неудобств.

В это время Железный Дровосек застонал.

ЭЛЛИ (испугавшись). Что это?
СТРАШИЛА. Понятия не имею.

Тотошка с лаем бросился к Железному Дровосеку, но, схватив его за ногу,  сам взвизгнул от боли. Элли изумлённо вскрикнула.

ТОТОШКА. Что за безобразие, ав-ав-ав! Разве можно подставлять порядочной собаке железные ноги?.. Я чуть не сломал зубы!
СТРАШИЛА.  Наверно, это лесное пугало. Не понимаю только, что оно здесь охраняет?
ЭЛЛИ (обращаясь к Дровосеку). Это ты стонал?
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Да. Уже целый год никто не приходит мне помочь… Мои суставы заржавели, и я не могу двигаться. Ты найдешь масленку в моей хижине на полке.

Элли с Тотошкой убежали, а Страшила ходил вокруг Железного Дровосека и с любопытством рассматривал его.

СТРАШИЛА. Скажи, друг,  год — это очень долго?
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Еще бы! Год — это долго, очень долго! Это целых триста шестьдесят пять дней!..
СТРАШИЛА. Триста… шестьдесят… пять.…  А что, это больше чем три?
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК.  Какой ты глупый! Ты, видно, совсем не умеешь считать!
СТРАШИЛА.  Ошибаешься!  Я очень хорошо умею считать! Хозяин сделал меня — раз! Я поссорился с вороной — два! Элли сняла меня с кола — три! А больше со мной ничего не случилось, значит, дальше и считать незачем! (В это время Элли принесла масленку).
ЭЛЛИ. Где смазывать?
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Сначала шею.

И Элли смазала шею, но она так заржавела, что Страшиле долго пришлось поворачивать голову Дровосека направо и налево, пока шея не перестала скрипеть. Потом Элли стала смазывать суставы рук, а Страшила осторожно поднимал и опускал руки Дровосека, пока они стали действительно как новенькие. Тогда Железный Дровосек глубоко вздохнул и бросил топор.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Я стоял бы здесь до тех пор, пока не обратился бы в железную пыль. Вы спасли мне жизнь! Кто вы такие?
ЭЛЛИ. Я Элли, а это мои друзья…
ТОТОШКА. Тото!Страшила. Страшила! Я набит соломой!
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Об этом нетрудно догадаться по твоим разговорам. Но как вы сюда попали?
ЭЛЛИ. Мы идем в Изумрудный город к великому волшебнику Гудвину. Я хочу, чтобы Гудвин вернул меня в Канзас, к папе и маме.
СТРАШИЛА.  А я хочу попросить у него немножечко мозгов для моей соломенной головы.
ТОТОШКА.  А я иду просто потому, что люблю Элли и потому, что мой долг — защищать ее от врагов!
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Если вы примете меня в компанию, я пойду с вами в Изумрудный город и попрошу великого Гудвина дать мне сердце. Ведь иметь сердце — самое заветное мое желание!ЭЛЛИ (радостно захлопала в ладоши)  Теперь вас двое, и у вас два заветных желания!ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Я могу попасть под дождь и заржаветь. (Железный Дровосек протянул Элли  масленку,  и она положила ее на дно корзинки). Ах, как это ужасно — стоять целый год в лесу и думать о том, что у тебя совсем нет сердца!(Железный Дровосек зарыдал).
СТРАШИЛА. Осторожней!  Ведь ты сразу же заржавеешь от слез.

И они пошли по дороге из жёлтого кирпича. А впереди их ждали испытания. Зазвучала тревожная музыка, на сцену выскочил странный, невысокий, но  очень толстый человек  и услышав, как Элли с Тотошкой весело перекликаются вдалеке, злобно хмыкнул и повесил на дерево табличку с надписью «Путник, торопись! За поворотом дороги исполнятся все твои желания!!!» Это был Людоед.  Голова его походила на котел, а туловище — на бочку. У него были длинные руки, как у гориллы, а ноги обуты в высокие сапоги с толстыми подошвами. На нем был косматый плащ из звериных шкур. На голову вместо шлема людоед надел большую медную кастрюлю. Он спрятался тут же, как только Элли появилась на сцене. Она увидела табличку и вслух прочитала, что было написано.

ЭЛЛИ. Что это? Я попаду отсюда прямо в Канзас, к маме и папе?

Тотошка радостно залаял, Элли побежала, а навстречу ей выскочил Людоед. Он ловким ударом оглушил Тотошку, зажал Элли рот, засунул её в мешок и утащил. В это время появились Страшила и Железный Дровосек, увлечённые спором о том, что лучше – сердце или мозги.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Во всяком случае, мозги — не самое лучшее на свете. Когда приходится выбирать между мозгами и сердцем, я предпочитаю сердце.
СТРАШИЛА. А я,  все-таки предпочитаю мозги: когда нет мозгов, сердце ни к чему.
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Ну, а мне нужно сердце!  Мозги не делают человека счастливым, а счастье — лучшее, что есть на земле. (Они остановились как вкопанные, увидев лежащего без памяти Тотошку).
СТРАШИЛА (растерянно). Что случилось?
ВОРОНА (насмешливо).   Каги-карр! Что случилось? Двое больших, сильных мужчин отпустили маленькую девочку, и ее унес людоед!
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК.  Я не слыхал, что в этом лесу живет людоед.
ВОРОНА. Кагги-каррр!… каждый муравей в лесу знает о нем. Эх, вы! Не могли присмотреть за ребёнком! Только черненький зверек смело вступился за нее и укусил людоеда, но тот так хватил его своей огромной ногой, что он, наверное, умрет…
СТРАШИЛА. Надо спасать Элли!
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Иначе я умру с горя (и он горько заплакал).
СТРАШИЛА (в испуге вытирая ему слёзы платочком). Что ты делаешь!  Масленка у Элли!ВОРОНА. Я покажу вам, где живет людоед. Я люблю помогать другим в несчастье, особенно, когда это не стоит мне большого труда.

Ворона полетела, показывая дорогу, друзья поспешили за ней. Появилось жилище Людоеда. Связанная Элли со страхом смотрела, как Людоед точил большой нож.

ЛЮДОЕД. Ба-га-ра! Знатная попала добыча! Уж теперь полакомлюсь вволю, ба-га-ра!  А ловко я придумал повесить доску с надписью! Ты думаешь, я действительно исполню твои желания? Как бы не так! Это я нарочно сделал, заманивать таких простаков, как ты! Ба-гар-ра!
ЭЛЛИ (расплакалась). Пожалуйста, не убивайте меня! Мне нужно вернуться к маме и папе в Канзас! Они умрут от горя, если меня не увидят!
ЛЮДОЕД(радостно захохотал и занёс над Элли нож, она в ужасе закрыла глаза) Ба-га-ра! Конечно, тебя никто больше не увидит! А где моя кастрюля?
ЭЛЛИ. Она у вас на голове!
ЛЮДОЕД (потрогал голову и обнаружил на ней кастрюлю) Ага! Устал я точить этот большой нож! Пойду-ка отдохну часок-другой. После сна и еда приятней.

Людоед пощекотал Элли ножом и ушёл, и вскоре раздался его могучий храп. И вдруг Элли услышала голос Страшилы. Она запрыгала вместе со стулом, к которому была привязана.

СТРАШИЛА. Сюда! Сюда!
ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Надо спасать Элли, пока он спит!

Страшила стал распутывать верёвки, и в это время на шум влетел разъярённый Людоед. В руках у него была дубинка с острыми шипами. Страшила кинулся ему под ноги, Людоед кувырком перелетел через Страшилу и дубинка выпала у него из рук.

ЖЕЛЕЗНЫЙ ДРОВОСЕК. Как ловко ты бросился под ноги людоеду, друг Страшила! Уж не завелись ли у тебя в голове мозги?
СТРАШИЛА (ощупывая голову). Нет, солома…
ЛЮДОЕД.  Ба-гар-ра! Это еще что за чучело? (Пока Людоед поднимал дубинку, Железный Дровосек прикрыл Страшилу и замахнулся на Людоеда  своим топором). Ба-гар-ра! Не уйдете, мошенники!..

Людоед размахнувшись со всей силы ударил дубинкой, но Железный Дровосек успел уклониться, и дубинка воткнулась в пол. И пока Людоед вытаскивал дубинку,  Железный Дровосек ударил его топором по кастрюле. Людоед  упал без чувств. Страшила к этому времени освободил Элли. За сражением с восторгом наблюдала ворона.

ВОРОНА.  Кагги-карррр… славно сделано!

Друзья быстро связали Людоеда и утащили его в кладовку, а сами бросились наутёк. Им навстречу выскочил Тотошка. Храбрый маленький песик опомнился от бесчувствия и приполз по следу.… И вот жилище Людоеда скрылось из виду, а запыхавшиеся и уставшие герои упали без сил.