Становление Личности

Александр Грайцер
 

Школа становления личности
(Образовательный проект)



Содержание

Семестр 1. Определение личности.

1.1. Урок 1. Введение или почему личность?

1.2. Урок 2. Что такое личность?

1.3. Урок 3. Личность и индивидуальность.

1.4. Урок 4. Характер.

1.5. Урок 5. Формирование личного мнения и позиции.
Как возникает личное мнение?

1.6. Урок 6. Принцип ответственности
или иерархия отношений.
 

Семестр 2. Инструменты развития личности


2.1. Урок 7. Власть – инструмент реализации ответственности.

2.2. Урок 8. Баланс свободы и ответственности.

2.3. Урок 9. Принятие ответственности, как механизм обретения власти.

2.4. Урок 10. Раб и Господин.

2.5. Урок 11. Реализация ответственности или сила жертвенности.

2.6. Урок 12. Бегство от ответственности, как уход от своего призвания.


Семестр 3. Структура опыта.

3.1. Урок 13. Этапы развития личности.

3.2. Урок 14. Ученичество и послушание.

3.3. Урок 15. Доверие.

3.4. Урок 16. Опыт духовности.

3.5. Урок 17. Вера в Бога.

3.6. Урок 18. Боговодительство.

3.7. Урок 19. Самодостаточность.

Семестр 4. Воплощение Слова.

4.1. Урок 20. Противостояние.

4.2. Урок 21. Смысл испытания.

4.3. Урок 22 Поражение или впадение  в искушение. Идолопоклонство.

4.4. Урок 23. Искушение богатством.

4.5. Урок 24. Овладение злым духом.


Семестр 5. Миссия человека.

5.1. Урок 25.  Средства для победы.

5.2. Урок 26. Предмет ответственности
или в чем состоит  призвание человека?

5.3 Урок 27.  Наказание, как следствие ответственности.

5.4. Урок 28. Жизнь, как становление личности.



Семестр 1.
Определение личности


Урок 1
Введение
или почему личность?

            Послушайте, ведь   если звезды зажигают,Значит это кому-нибудь нужно?..
                Владимир Маяковский

Мы начинаем новый проект – Школа становления Личности. В этой школе мы с вами поговорим о том, что такое личность, как стать личностью и зачем быть личностью? Чем личность отличается от своей противоположности -безликой особи? Из каких компонентов вообще слагается личность? Каковы ценности личности? Почему одним людям присущи личностные качества, и эти люди  ярки, заметны, неповторимы, они  оставляют след в жизни других людей, влияют на события, меняют ситуацию, а другие, наоборот, незаметны, серы, безынициативны, этакие «серые мышки».
Мы поговорим о том, как стать личностью? Что для этого нужно? Какой путь для этого нужно пройти? Какие испытания выдержать?
Но прежде всего этого позвольте мне ответить на вопрос -  почему именно личность? В чем актуальность этого курса? Почему именно личности он посвящен? Вот ряд соображений по этому поводу.

Соображение 1.   Будущее принадлежит личности.
Я убежден, что будущее принадлежит именно личности. Развитой человеческой личности. Потому что личность, образно говоря,  есть тот камень, на котором слагается все здание общественного благополучия. Уровень общества определяется именно качеством личности или личностными качествами людей, его членов.
Есть различие между обществом рабов и обществом свободных людей, и различие это прежде всего состоит в том, что последнее состоит из личностей, а первое – из манипулированного и управляемого  стада, в котором все особи подобны друг другу и отличаются друг от друга только по форме и окрасу.
В стаде или в обществе, построенном по стадному принципу, действует система круговой поруки, тогда как в обществе, состоящем из личностей – система взаимной ответственности. Общество будущего – это общество личностей, а не рабов или наемников. Итак, не рабу принадлежит будущее, но свободной, гармонической человеческой личности.
Соображение 2. Способность личности влиять на жизнь и исторический процесс.
В чем актуальность личности? В том,  что именно личность способна влиять на общество и изменять его. Личность является двигателем истории и инструментом, средством ее эволюции.
Мы знаем историю по личностям, которые ее изменяли, оставляли в ней след – Моисей, Лао дзы, Сократ, Платон, Аристотель, Будда, Леонардо да Винчи, Бах, Лобачевский, Менделеев, Лев Толстой, Достоевский и многие другие - в любой сфере человеческой деятельности – в науке, экономике, технологиях, политике, искусстве, религии развитие происходит именно благодаря заслугам и вкладу личности. Только личность способна сказать новое слово. Только личность способна повлиять или изменить ход истории. Личность – это то, вокруг чего и благодаря чему  и происходит общественное развитие. Поэтому путь эволюции личности – от бесправного раба, от которого ничего не зависит, - до господина своей судьбы и жизни, до владыки, который управляет собой и тем, что находится у него в подчинении, то есть, фактически всем миром – это путь развития цивилизации.  Итак, путь развития цивилизации – это по сути, путь развития человеческой личности.
Исходя из этого возникает следующее соображение:

Соображение 3. Воспитание, создание личности – есть забота общества.
Исходя из сказанного, именно личность человека является объектом для воздействия на нее общества. На нее направлены многие усилия различных институтов общества и государства. Религия в своей высшей форме сосредоточенна именно на изменении личности. На воспитание личности ориентировано искусство, образование, наука. Общество столь обеспокоено этим вопросом, потому что, как мы уже сказали,  через изменение личности, через воспитание личности происходит изменение мира и общества.
Только личность борется за свои права. И по существу, уровень развития человеческого общества определяется тем, что это общество может дать человеку – то есть, определяется уровнем развития прав и свобод личности, расширением возможностей для человека, развитием защищенности личности, уровнем ее благосостояния.

Соображение 4. Создании гармонической личности – цель человеческой истории.
И, наконец, именно личность, целостная, гармоничная, универсальная является смыслом и целью исторического развития человечества. В этом правда Ренессанса, в этом - правда религии, в этом - правда истории. Целью которой является Личность созданная по образу и подобию Божьему, гармоническая и универсальная.
Итак, общество будущего – это содружество таких свободных личностей.
Я надеюсь, что для вас будет полезна эта школа.
В добрый путь!




Урок 2
Что такое личность?


                Критика делает человека оригинальным.
                Шимон Перес, президент Израиля.

 


Итак, что такое личность и чем она отличается от своего антагониста – безликого существа? По сути, чем раб отличается от свободного человека? Отличием личности и ее основой является наличие у человека личного мнения, личного убеждения, личной позиции, собственного мировоззрения. И правом и возможностью человека жить, поступать, действовать в соответствии со своим мнением,  убеждениями, позицией и мировоззрением.
Именно в такой последовательности, как мы перечислили поэтапно совершается развитие личности – сначала появляется личное мнение, которое перерастает в личные убеждения, становящиеся со временем личной позицией, заканчивающейся созданием собственного мировоззрения.
Свои поступки личность совершается именно исходя из личного мнения, личной позиции, личного убеждения, собственного мировоззрения, то есть, изнутри человека, из своего личного внутреннего мира, а не из-за принуждения и давления окружающей среды. Личность – это то, что выделяется из окружающего мира, в чем-то противостоит ему, являя ему действенную оппозицию. Личность отличается от своего окружения.
Это именно тот критерий, который выделяет личность, действие личности от не личности. Личность выделяет себя из мира, а затем и противопоставляет себя ему.


Урок 3.
Личность и индивидуальность

                Словно бабочка кокон пробъешь, и поймешь –
                Непорочно зачатье и призрачна ложь.

 

Давайте сразу разберемся: чем отличается личность от индивидуальности?
Индивид – это человеческая особь. Каждый из нас рождается индивидуумом, с присущими ему индивидуальными чертами и формами: цветом глаз, чертами лица, отпечатками пальцев и так далее. Индивидуальные различия между людьми – это данность, и это различия по форме. Личностные же различия – это различия характеров, это различия внутренние, сущностные.
Характер возникает в процессе реализации личности. Индивидуальность – это дар, который человек получает от рождения – черты лица, темперамент, психофизические характеристики человека, обусловленные нашей генетикой.
Личностью же мы становимся в процессе жизни. Или же, не становимся вообще.
Таким образом, личность – это результат усилий самого человека, это духовный плод, который приносит человек, работая над собой и развивая себя. Тогда как индивидуальность дана человеку как данность, своего рода, как почва, именно для того, чтобы он вырастил в ней зерно духа, и стал неповторимой личностью.
Человек может прожить так, что даже в чем-то нивелирует свою индивидуальность, свое своеобразие, не разовьет его. И даже внешне станет похож на окружающих, станет таким как многие, этаким усредненным, среднестатистическим человечком, носящим гоголевскую шинель. А может прожить жизнь так, что из его индивидуальности, как бабочка из кокона, из гусеницы, проявиться оригинальная творческая личность, способная влиять на исторический процесс.
Таким образом, главным отличием личности от безликой особи, является внутреннее богатство, не материальное, но духовное как то - собственное мнение, собственная позиция, собственное мировоззрение, собственная цель, собственный путь, собственный характер.

Урок 4.
Характер

Как-то один человек нашел кокон бабочки.Он принес его домой,чтобы понаблюдать,как происходит появление бабочки из кокона.Вскоре он увидел,что в коконе появилось маленькое отверстие.Несколько часов бабочка пыталась выбраться,но казалось,что в какой-то точке ей не удается протолкнуть свое туловище.Человек решил,что с бабочкой что-то произошло,он взял ножницы и разрезал оставшуюся часть кокона.Наружу легко выскользнуло большое распухшее туловище с маленькими морщинистыми крыльями.Человек думал,что через пару часов крылья приобретут свою красоту,но,увы,этого не случилось.Бабочка продолжала свою жизнь, тяжело передвигая вздутое туловище с морщинистыми крыльями,вместо того,чтобы превратиться в прекрасное,готовое свободно лететь создание.Тесный кокон и борьба,необходимая,чтобы пролезть сквозь узкое отверстие,это и есть путь природы,заставляющий жидкость перейти из туловища в крылья.Надрез,сделанный человеком "из сострадания",был на самом деле роковым.   

 

Характером называют систему приобретенных качеств человека, обуславливающих его поведение.
Но для того, чтобы обрести характер, нужно пройти  путь развития и становления личности. Без этого пути личности невозможно сформировать характер. Иными словами, личность не осуществляется без усилий.
Путь этот  включает в себя позиционирование себя как личности, то есть формирование своих взглядов, убеждений и позиции. Когда собственное мнение и взгляды сформированы, личность позиционирует (определяет) себя по отношению к миру.  Затем происходит утверждение себя, связанное с преодолением своих слабостей и несовершенств. Это происходит в моменты испытания личности или выработки характера.
И, наконец, завершающий этап – реализация личности. Реализовать себя означает воплотить в жизнь свою внутреннюю реальность – убеждения, позицию, мечту, веру, любовь.
Таким образом, мир с одной стороны и личность с другой - входят в динамические отношения, в которых личность формирует себя и влияя на мир, побеждает мир, то есть, преодолевает его и изменяет. Либо мир побеждает и «поглощает» человека и человек перестает, в собственном смысле этого слова быть личностью, и становиться, как все.
В конечном итоге, личность выступает как самоценная величина, превосходящая все остальное. Никто и ничто  не стоит выше развитой личности, кроме, конечно, Господа Бога, Который Сам является Личностью, и Который формирует личность человека по Своему образу и подобию. Ни государство, ни религия, ни  партия, ни семья, ни общественные институты, ни весь мир в совокупности не в состоянии навязать развитой личности свои ценности, если, конечно, сама личность того не хочет.
Личность таким образом способна противостоять давлению окружающей среды и давлению обстоятельств и отстаивать свои ценности. Личность активна, она «осоливает» этот мир, делая его лучше, совершеннее.Тогда как не личность побеждена и подчинена этим миром и пассивна.
Обретению и реализации своего личностного начала и посвящена наша школа становления личности.




               
Урок 5.
Формирование личного мнения и позиции.
Как возникает личное мнение?

Верблюд  выносливее  человека;  слон  крупнее; лев  превосходит  его  в
храбрости;  корова  может  съесть  больше,  чем  он;  птицы  приносят  более
многочисленное потомство. Человек был создан для того, чтобы учиться.
                (Мудрость суфиев).
               

 

Вот вопрос – когда и как возникает личное мнение?
Оно основывается на приобретенном опыте человека и осознании человеком этого опыта, то есть, вынесение из него для себя уроков. К примеру, человек научился ходить и плавать. Благодаря чему? Благодаря тому, что он узнал и освоил ряд приемов, с помощью которых он управляет собой на земле и в воде.
Фактически опыт – это путь человека. Это путь научения. Опыт говорит о пути, который прошел человек, о том, чего достиг человек. Опыт – это то, что связывает человека с условиями его жизни, и связывает активным, динамическим образом.
Но можно ли жить и не приобретать при этом опыт?
К сожалению, можно. И если ходить умеют практически все люди на земле, плавать – большое количество людей, то другие умения, такие, к примеру, как умение любить, умение жить полной и счастливой жизнью, умение отстаивать свои права – недоступны многим, и притом, зачастую по их же собственной вине. Из-за чего это происходит?
Ключевым моментом обретения опыта или «присвоения» опыта, его обязательным условием является принцип личной ответственности. Человек не может научиться ходить, не отвечая «самим собой» за ушибы и шишки (не получая «наказание» за неверные движения в виде шишек и ушибов). Человек не может научиться плавать, если не возьмет ответственности за свою жизнь в свои руки. Он, конечно, может выучить все приемы плавания, повторяя их на земле с инструктором. Но реально плавать он может научиться, когда применит свою личную ответственность, то есть возьмет дело в свои руки и  станет лично отвечать за его результат.
Однако жизнь многих из нас является ничем иным, как попыткой избежать личной ответственности в самых разных сферах.
К примеру, если государство гарантирует человеку бесплатное образование, жилье, трудоустройство, то человек нередко передоверяет эти вопросы в ответственность государству и снимает эту ответственность с себя. Это  приводит к тому, что человек перестает получать опыт. Школьник может оставаться за неуспеваемость на «второй год» и сидеть годами в одном классе. Работник может рутинно продолжать ходить на работу, которую будет «просиживать» для галочки в ведомости зарплаты и так далее.
Таким образом, ответственность  «включает» человека в путь, вводит в  процесс обретения опыта. Без ответственности фактически нет опыта и нет пути. Без ответственности человек не отвечает за результаты опыта и пути, а значит, и ни чему не учиться. Без ответственности человек не заинтересован в результатах.
Мы говорим о личной  ответственности за свой шаг, за свой поступок, за сказанное слово, за дело, которое ты совершил, за самого себя, или за слова, поступки, жизнь кого-то из других людей и т.д.
Итак, личная ответственность – это ответственность, которую человек берет на себя и не передоверяет в ничьи другие руки, благодаря чему сам человеку несет на себе все последствия совершенного. И благодаря чему он усваивает уроки своего опыта. Поэтому только через личную ответственность человек по большому счету способен что-то понять и чему-то научиться.
Поскольку ответственность – это очень важное, точнее сказать, краеугольное понятие для личности, давайте подробнее рассмотрим, что это такое?






Урок 6.
Принцип ответственности или иерархия отношений

                «Кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение Божье»
                (Псалмы Давида, 49, 23)

 

Быть ответственным по сути означает держать ответ перед кем-то. Скажем так – держать ответ перед вышестоящим над собой. Этим вышестоящим для ребенка являются его родители. Для ученика – его учителя. Для солдата – его командир. Для подчиненного – его начальник. Для самого человека – его высшее начало, его совесть. Для верующего – Бог. Любящие отвечают друг перед другом и так далее.
Сама ответственность подразумевает то, что у человека есть какая-то высшая инстанция, на которую он должен равняться и которой он должен подчиняться. Перед которой он должен держать ответ и которой должен давать отчет. Таким образом, без иерархии отношений, когда есть высший и низший, когда есть высшие ценности и есть низшие ценности ответственность невозможна в принципе. Если нет высшего начала, то и не перед кем держать ответ, не так ли?
Итак, ответственность выстраивает  иерархию в человеке и организует в нем личность посредством обретения человеком опыта и усвоения его результатов. Личность вообще невозможна без иерархического порядка своей организации, без системы внутренних ценностей, определяющей ценности высшие и низшие.
Далее, ответственность человека дает ему власть над сферой ответственности, над так называемыми  низшими ценностями, данными человеку во владение. То есть, выстраивая иерархию отношений, человек обретает власть над низшими ценностями и  включается в систему подотчетности перед ценностями высшими.
Господство над низшими ценностями – это  власть, данная человеку. Власть, как известно, это  возможность и способность управления тем, что находится под властью.
Теперь нам становиться понятным, почему личность возникает там и тогда, когда человек берет на себя личную ответственность. И, наоборот,  личность нивелируется, разрушается, когда человек отказывается брать на себя личную ответственность, и когда он пускает дело на самотек.
 По большому счету, свобода воли, свобода выбора дана человеку именно для этого решения – взять на себя ответственность либо отказаться от нее.
Отсюда можно сделать вывод, что развитие личности есть ничто иное, как выстраивание отношений по линии высшее – низшее.
Далее мы подробнее рассмотрим обрение власти и развитие ответственности.





Семестр 2.
Инструменты развития личности

                Познаете истину и истина сделает вас свободными.
                (Иисус Христос)

      
               
Урок 7.
Власть – инструмент реализации ответственности.               
               
Как мы уже сказали, ситуация ответственности дает человеку власть. Иначе говоря, личность имеет власть, которую дает ей принятие на себя ответственности. Безответственный человек не имеет такой власти и не может ее иметь. Он отказался от нее, отказавшись от права что-то решать.
Но стоит человеку взять над чем-либо ответственность, как он сразу оказывается в положении, наделяющем его властью для управления своей ответственностью. Предметом власти есть то, над чем человек властвует, над чем он берет ответственность. Это может быть власть над своим временем, хотя бы над той его частью, которая называется свободным временем. Или это может быть властью над определенным заданием или делом, которое поручают человеку. Например, ученику поручают выполнить домашнее задание и ученик свободен (властен) либо сделать это задание, либо не сделать его, либо сделать его хорошо или плохо. Он же, однако, и будет отвечать за то, как распорядился своей ответственностью.
Или это может быть властью человека над самим собой, над своим словом, к которому человек начинает относиться ответственно. Над своими чувствами, когда человек не позволяет чувствам управлять собой, а сам управляет ими. Над своими поступками, которые человек начинает совершать осознанно и ответственно,  и так далее. Умение властвовать, то есть управлять властью и определяет уровень или качество личности.

Рассматривая природу власти, можно увидеть, что она имеет две стороны – свободу и собственно, ответственность. Свободу решать и действовать с одной стороны, и ответственность за принятое решение и сделанное дело, с другой стороны. Человек господствует над низшим – над сферой своей ответственности, - и отвечает  перед высшим за то, как он управляет.
Таким образом, свобода и ответственность являются двумя сторонами одной и той же медали, и одно не существует без другого. Свобода без ответственности – это миф и иллюзия. Без свободы невозможна ответственность (за что тогда человек может отвечать, если у него нет выбора). Свобода же без ответственности вырождается в анархию, беспредел, и превращается в конечном итоге в свою противоположность – рабство. Если человек использует свою свободу не на добро, а на зло, то рано или поздно он теряет ее, то есть, теряет свое положение и власть.
Вообще, неумение человека распорядиться своей властью приводит его к ее потере. К примеру, если вы имеете свободное время и тратите это время неразумно, оно «съедает»  и все ваши возможности использовать власть позитивно, то есть, для созидания. Вы дисквалифицируетесь, как власть имеющий, и ваша власть становиться фикцией.
Или еще один  пример неразумного употребления власти –  коррупция власть предержащих. Коррупция – это пример власти, используемой безответственно, лишь для личного обогащения, а не для блага подвластных. И поэтому такая власть сама себя разрушает. Падение СССР – хорошая иллюстрация для данного тезиса.





Урок 8.
Баланс свободы и ответственности.

"Начальник есть Божий слуга, тебе на добро, Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носитмеч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое"
                Апостол Павел.
 

Власть предполагает разумный баланс между свободой и ответственностью. Как правило, люди бегут от ответственности, рассчитывая оставаться свободными людьми. Однако, это общераспространенное заблуждение. На самом деле, все обстоит как раз наоборот.
Бегство от ответственности приводит человека к несвободе и рабству. Тогда, как принятие ответственности, наоборот, освобождает человека. Это звучит парадоксально, но тем не менее, это так. Давайте рассмотрим, как работает принцип свободы и ответственности.
Дело в том, что пока человек не может отвечать за себя сам, за него отвечают другие люди: родители, учителя, коллектив, государство и пр. Они и властвуют над ним. Он не свободен от их власти над собой, даже если они эту власть и не употребляют или употребляют ее мягко. Даже какой-нибудь бездомный, до которого никому нет дела, почувствует эту власть над собой, стоит ему начать нарушать законодательство своей страны.
В  состоянии же, когда человек лишен ответственности за себя,  он лишен и настоящей свободы. Недостаточный надзор над человеком  в такой ситуации способен развратить его и он потеряет свою свободу, оказавшись безответственным по жизни или на скамье подсудимых.
 Иными словами, человек поставлен в сферу зависимости, из которой ему можно выйти только по мере взросления, то есть по мере обретения ответственности.
По мере же познания и приобретения опыта самостоятельности, человек перестает нуждаться в том, чтобы им управляли извне и обучали его. И он становиться свободным от влияния, которому был подвержен ранее. Это естественный процесс.
К примеру, научившись плавать, человек более не нуждается в инструкторе по плаванию, а научившись ходить самостоятельно, более не нуждается в тех, кто его учил ходить. Подмастерье научившись мастерству перестает нуждаться в мастере, и сам становиться таковым. Он выходит из под власти своих опекунов, его свобода возрастает, но одновременно и возрастает и мера его ответственности.  Власть, которую имели над человеком его учителя переходит теперь в руки самого человека.
Однако ту важно не перепрыгивать через этапы. Бремя ответственности, взятой на себя человеком, может быть  непосильным для него и раздавить человека. Поэтому так важно соблюдение баланса между свободой и ответственностью. Человек не должен брать на себя  ответственность, если он еще не овладел уровнем свободы, соответствующим ей. Человек не может и не должен отвечать за то, чем он не способен управлять.




Урок 9.
Принятие ответственности,
как механизм обретения власти.

                Свобода – есть осознанная необходимость.
                (Философский постулат)

 
               
Что такое вообще – принятие ответственности?
Принятие ответственности - это осознание необходимости. Если, к примеру, человек берет на себя ответственность что-то сделать (выучить урок, совершить работу или осуществить встречу), он берет на себя обязательство это сделать. И как следствие, он начинает относиться к этому, как к неизбежности. Он готовит себя к этому. Он настраивает себя, что это будет именно так, а не иначе. Он ищет способы осуществления этого.
Иными словами,  меняется мотивация человека, то есть, меняется его отношение к делу. Человек концентрируется, начинает прилагать усилия, и что важно, прилагать достаточные усилия для совершения самого дела.
Он берет ответственность на себя и знает, что никто другой не сделает этого за него. Поэтому ответственность мобилизует человека, обостряя все его силы и способности до максимума. И в этот момент происходит то, что человека освобождает и поднимает на уровень власти. Что же именно происходит?
А то, что человек из стороннего наблюдателя превращается в действующее лицо. И не просто в действующее лицо, а – в главное действующее лицо, от которого, собственно, и зависит результат. Человек из пассивного превращается в активного. Из объекта над которым властвовали, - в субъект власти, то есть, в осуществителя власти.
Из жертвы обстоятельств он становиться их господином! Человек поднимается на ту высоту, на которой он получает возможность решать и действовать. Конечно, в меру своего развития и в меру своей ответственности.
И в конечном итоге, он совершает прыжок из состояния  задуманного и решенного в состояние осуществленного. То есть, реализует свою ответственность. За счет этой реализации задуманного и происходит обретение опыта. Обретенный опыт в свою очередь служит основанием для личного мнения, позиции, убеждения, мирровоззрения. Обретенный опыт складывается в характер человека или лучше сказать, формирует его. А наличие характера и определяет личность.

Урок 10.
Раб и Господин.

Весь огромный мир – это очень узкий мост.
(Слова из песни хасидов).

 

Таким образом становиться понятным, что свобода человека возникает из его положения по отношению к объекту – к делу, к ситуации, к самому себе, к жизни. На самом деле, существует только два положения  человека– это положение вверху (во главе) и положение внизу (в хвосте). Положение активности и положение пассивности. Положение жертвы (обстоятельств, ситуации, момента и пр.) и положение жертвователя, то есть, приносящего себя в жертву ради дела. Положение раба и положение господина (свободного).
К примеру, ощущение себя жертвой – это позиция пассивной стороны, тогда как тот, кто сознательно приносит себя в жертву – позиция активной стороны. Чтобы позволить ситуации владеть человеком, ему нужно остаться пассивным в ней, то есть, жертвой. Чтобы овладеть ситуацией, человеку необходимо стать активным. И для того, чтобы изменить ситуацию, нужно чем-то пожертвовать, то есть, заплатить цену изменений.
Таким образом, быть жертвой и быть жертвователем – это два диаметрально противоположных положения или состояния. Ощущение себя жертвой – это, соответственно, признание того, что от человека ничего не зависит и ему остается только быть жертвой. Жертвенность – это принятие на себя ответственности за положение и активное действие по изменению ситуации.
Оставаться в положении жертвы – ситуация человеческого банкротства.
Принесение  жертвы– дает власть человеку и в конечном итоге, приводит к победе.
И именно человек решает в какой позиции ему пребывать – в роли жертвы или в роли жертвователя, в роли пассивной или в роли активной? В роли господина или в роли раба?

Урок 11.
Реализация ответственности или сила жертвенности

Кто хочет душу свою сохранить,
тот  потеряет ее.  А кто потеряет ее ради
истины, сохранит ее.
(Иисус Христос).
 

Приняв на себя ответственность, то есть,  войдя в нее, далее необходимо  реализовать ее. Реализация ответственности – это посвящение себя ей, отдача себя делу.
Почему посвященность, жертвенность обладает  силой, способной полностью изменить ситуацию? Потому что жертвователь платит цену, своеобразный выкуп за это изменение. Чем выше заплачена цена, тем большой силой обладает такая жертва. К примеру, вам нужно совершить какую-то работу: написать статью или книгу, совершить уборку в доме или победить в соревновании. Чем больше вы вкладываете, жертвуете или посвящаете этой работе  сил, времени и умений, тем выше результат на выходе. Одно дело, когда вы посвятили уборке час и другое дело, когда при равной самоотдаче вы посвятили уборке целый день. Результат будет различным. Человек, посвящающий себя какому-то делу, и платящий за это определенную цену, получит на выходе соответствующий результат.
Лишь отдавая, жертвуя, человек получает. Это – формула власти и ответственности. Это формула изменений. Цена изменений – размер вашей жертвы.
Человек может посвятить всю свою жизнь воплощению какой-либо идеи, и принести себя в жертву на ее алтарь. Результат придет обязательно, даже если сам человек не доживет до того, чтобы увидеть этот результат. Много борцов за свободу положили свои жизни, некоторые из них так и не увидели при жизни результатов, но это не значит, что их не было вовсе. Просто результат пришел позднее. Результат определяет величина усилий или жертвы.
Возьмем, к примеру, развитие христианства. В основании христианства лежит жертва Христа за определенные ценности и идеалы. И сегодня, по прошествии двух тысяч лет после принесения Христом Себя в жертву, можно видеть определенные результаты ее. Христианство из маленькой группы из двенадцати человек превратилось в мировую религию, насчитывающую миллионы последователей, которые изменили лицо человеческой цивилизации по всему миру и продолжают менять его.
Жертвенность – это качество зрелой личности. И чем выше уровень личности, тем большую цену она способна заплатить в качестве жертвы.





 Урок 12.
Бегство от ответственности,
как уход от своего призвания

"Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: И придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник."
                Соломон

 

Таким образом, ответственность – это то, что позволяет человеку внести свой вклад в мир, изменить его. И соответственно, отказ от ответственности – это игнорирование этой возможности, фактически, это отказ от возможности влияния и более того, отказ от судьбы, как пути становления личности.
Разумеется, человек не может взять ответственности, если он не готов к этому. Маленький ребенок не в состоянии отвечать за свои слова и поступки. Поэтому за него отвечают его родители. Однако это состояние временное и допустимо лишь до определенных пределов. По мере взросления человек должен учиться ответственности и самостоятельности. Ненормальна ситуация, когда взрослые дяди и тети находятся в безответственном состоянии, в состоянии жертвы, перекладывая свою ответственность на родителей или опекунов. Бегство от ответственности или избегание ответственности по сути есть отказ от личностного роста и развития. И если процесс обретения ответственности запущен, искусственно приостановлен, то это неминуемо приводит к личностной деградации человека.
Это касается любой сферы жизни человека – семьи, школы, общества, работы, религиозной общины и пр. А также и самого пути жизни человека, его судьбы.
Нередко можно видеть, как  человека искусственно ограждают от ответственности или забирают ее, вынуждая его пребывать в состоянии незрелости, детства, инфантильности длительное время или всегда. Человека, что называется «бъют по рукам» отказывая ему в личном мнении, в праве на высказывание, на поступок, на активность, на самовыражение, на борьбу. Отказывая ему в праве быть личностью.
Подобное происходит, как правило, в тоталитарных структурах – государственных, общинных, религиозных, где власть имущие заинтересованы, чтобы их подданные пребывали в положении рабов, которыми можно легко управлять. Так, историческая неправота социализма, как общественной формации заключается в том, что государство взяло на себя функции (фактически отобрало у человека), которые необходимы личности для ее реализации - экономическую и идейную самостоятельность.
К примеру, когда ваш покорный слуга учился в школе и далее в институте, то меня не покидало ощущение ситуации всеобщей тотальной безответственности, царящей вокруг.  Безответственности, как порока системы. Это было в самый разгар брежневской эпохи развитого социализма. Требовательность в нашем институте была минимальной и большинство студентов и преподавателей беспокоила только формальная сторона дела – дипломы, бумажки, отчетность. Большинство учились, что называется «от сессии и до сессии». И лишь в сессионный период сдачи экзаменов  можно было видеть студентов, сидящими за учебниками. Приближающаяся сессия лишь временно обостряла ответственность у студентов, которая по большей части, находилась в сонном или замороженном состоянии. Люди с ограниченной ответственностью становились в дальнейшем неважными специалистами или вообще несостоявшимися людьми. Атмосфера всеобщего равнодушия, или как еще говорят – пофигизма – разъедала в то время саму человеческую личность, толкая ее на безответственное поведение.  Широко распространенная и ставшая социальной болезнь безответственности, приводила и к другим различным негативным последствиям, таким как алкоголизм, коррупция, воровство, очковтирательство, получившими масштаб социального бедствия.
В такой атмосфере при наличии некоторых способностей и ловкости можно было хорошо учиться спустя рукава, да еще и получать при этом повышенную стипендию. То есть, можно было удобно пристроиться к порокам системы. Делать вид, а не работу. Учиться казаться, а не учиться быть. Все это неизбежно вело к деградации личности и самого общества.
               

               
Семестр 3.
Структура опыта
 
Урок 13.
Этапы развития личности
                Верный в малом и во многом верен,
                а неверный в малом неверен и во многом.
                (Евангелие от Луки).

Итак, мы выяснили, что основой и началом становления личности является принятие ею на себя ответственности. Однако ответственность не может быть делегирована человеку сразу в полной мере и объеме. Ею нужно овладевать постепенно. Человек не может иметь ответственности за весь мир, если еще не способен нести ответственность за самого себя. Человек не может быть допущен к ответственности за большое число людей, к примеру, к руководству какой-либо большой организации, если он не умеет отвечать за свою собственную семью. Человек не в состоянии отвечать за серьезное дело, если он не способен ответить за какой-нибудь пустяк. Поэтому в процессе развития личности, человек должен пройти свои этапы. И на каждом этапе он должен утвердиться и усвоить  его уроки. В самом общем виде таких этапов два: этап ученичества и этап зрелости. Из этих этапов состоит опыт. И если на этапе ученичества происходит формирование мнения, убеждения, позиции и мировоззрения. То на этапе зрелости опытным путем происходит укрепление и утверждение этих понятий. Знание, воплощаясь в дела, становиться опытом. Этап ученичества характерен тем, что  человек учиться у тех, кто выше его –  у родителей,  у школы, у общества, у учителей,  у церкви, у Бога. Этап  зрелости характерен тем, что человек успешно применяет полученные знания на практике и отвечает за результаты такого применения. Знания без опыта их применения – балласт. Опыт без возможности его осознания и превращения в знание – неполноценен и хаотичен, как вино без сосуда. Можно всю жизнь получать знания, но не быть способным к их применению. Потому что получить знание еще не означает применить его. Опыт же без осмысления и  сохранения его в категориях знания – во мнении, убеждении, позиции, мировоззрении – непрезентабелен. Собственно зрелость – это умение успешно применить знания на практике. Как и способность научить других этому знанию, по принципу – прошел свой путь, научи другого. Применение знаний – это тот «оселок», на котором и вырабатывается зрелость. Человек, усвоивший знание, утвердившийся в их истинности через испытание практикой и способный применять эти знания в жизни, называется зрелым человеком. Такой человек уже способен приносить положительный результат, или плод своей деятельности.

Урок 14.
Ученичество и послушание
 
В широком смысле, послушание или ученичество – это постоянное состояние человека, стремящегося чему-то научиться. Человек отвечает перед высшим началом, и взаимоотношения ученик – учитель всегда сопровождают человека. Ответственность, таким образом,  – это постоянная реализация ученичества. Можно сказать и так, что ответственностью ученика является послушание учителю и без послушания человек не может реализовать свою ответственность. Как правило, люди не желают послушаться высшему началу, потому что это связано с дисциплиной. И если ученик отказывается послушаться учителю, значит, фактически, ученик должен научиться необходимым умениям и знаниям самостоятельно. И есть большая вероятность, что этого не произойдет вообще. Кроме того, ученик без учителя усложняет себе путь, делая его извилистым и непредсказуемым. Не всегда в данной ситуации ученик может найти путь самостоятельно. Он может заблудиться и, что называется,  сойти с дистанции. Огромных усилий в данном случае стоит  добиться успеха.
В этапе послушания, как мы уже сказали, сокрыт дисциплинирующий фактор. Ведь учитель нужен не только для того, чтобы дать ученику специальные знания, но и для того, чтобы помочь ученику организовать свою личность. Фактически, учитель помогает ученику познать самого себя и научиться владеть самим собой. Если человек не обрел навыки к послушанию, не обуздал свою гордость и амбиции, он остался не подконтрольным и сам себе. Такой человек не сможет эффективно владеть самим собой и будет проблемой как для самого себя, так и для окружающих. Неумение владеть собой так или иначе скажется и на его профессиональной деятельности и в семье, и в общественных отношениях.
Таким образом, ситуация ученичества требует почтения к учителю со стороны ученика. Там, где нет такого почтения и уважения невозможно ученичество. Общество, в котором авторитет учителя находиться не на должной высоте – больное и несчастное общество. Молодое поколение в таком обществе необузданно, оно, фактически – потерянное поколение. Оно злословит то, чего не понимает, и в своей попытке сокрушения святынь, лишает себя всяких ориентиров.  «Да чему меня учить, я сам все знаю» - такое отношение пагубно для ученика и этот путь ведет по большей части в никуда. Даже если учитель сам недостаточно хорош, даже если он своим поведением дискредитирует высокое звание учителя, то это еще не повод для того, чтобы вообще отказаться от ученичества. Даже плохому учителю можно быть благодарным, хотя бы и за то, что он показывает, как не надо поступать. Однако, до такого отношения необходимо еще дорасти.




Урок 15.
Доверие

Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как можно в ней ездить?  (Конфуций)
Доверие к самому себе — первое необходимое условие великих начинаний. (Джонсон С).            
 

Послушание основывается на доверии. Если нет доверия к учителю, то очень сложно добиться послушания. Поэтому разрушение доверия равнозначно  преступлению, с чьей бы стороны это разрушение ни исходило – то ли со стороны учителя, дискредитирующего своим поведением имя учителя, то ли со стороны ученика, бунтующего против учителя, то ли с третьей стороны, например, со стороны государства, низко оценивающего труд учителя и таким образом обесценивающего, снижающего авторитет профессии. С другой стороны учитель должен завоевать доверие у своих учеников. Так как без доверия не будет послушания, а значит, и учитель не сможет выполнить свою миссию.            
Доверие основывается на соответствии сторон своему предназначению или своей роли. Доверие ученика к учителю - на том, что учитель должен правильно учить. А доверие учителя к ученику основывается на том, что ученик должен учиться, то есть, проявлять свое послушание. Каждый должен двигаться в пределах своей ответственности. Когда нет доверия, особенно когда нет взаимного доверия, процесс обучения фальсифицируется. Обучение становиться формальным и внешним. Такое обучение не приводит к цели, и лучше бы было, чтобы обучения не было вообще, нежели оно было сфальсифицировано. Разрушение доверия есть деструктивный фактор в развитии личности, который приводит фактически к отказу человека от пути становления личности. Когда разрушено доверие, человек становиться скептиком и циником, не верящим ни чему и ни во что. Он теряет свою путеводную звезду, ту нить, которая связывала его с высшими ценностями. И эти ценности в его глазах обесцениваются. Как правило, в таких случаях наступает разочарование и человек теряет способность к пути совершенствования. Единственное, что человека может спасти в данной ситуации – это проявление сверхъестественных сил в его жизни.


Урок 16.
Опыт духовности

                Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.               
(Евангелие Иоанна).               
 
Доверие естественным путем должно привести человека к вере в Бога, потому что все дороги так или иначе приводят человека к Его Творцу, Учителю учителей и Даятелю всякой мудрости. Возрастание знания и опыта человека на определенном этапе подводит его к вопросам экзистенциальным, затрагивающим самую суть и смысл человеческой жизни и мироздания. В чем смысл  жизни? Как появился мир? Где источник всего живого? – эти и подобные  вопросы терзают каждого человека на определенном этапе. В какой-то момент или период человеческой жизни (у каждого – это свой  собственный момент) человек получает познание то ли в виде откровения или озарения, возможно и в виде внутреннего опыта или интуитивного предчувствия о том, что он  является не просто физическим телом, и даже не столько физическим телом, сколько неким духовным образованием (духовным существом или духовным телом). То есть таким телом, которое нельзя увидеть глазами, но которое доступно другим способам восприятия – ощущению, представлению, переживанию. К примеру  ваш покорный слуга на тридцатилетнем рубеже пережил опыт выхода из самого себя. Я увидел себя самого как бы со стороны и ощутил, что мое тело – это не совсем я сам. Приблизительно такое же состояние испытал один мой знакомый, когда, лежа в ванной, вдруг как бы вышел из себя и, глядя сверху, из-под потолка, увидел свое физическое тело, находящееся  в ванне. Это духовное тело всегда присутствует в человека с самого его рождения. Однако человек о нем ничего не знает, и оно как бы и не участвует в жизни человека. Оно может проявлять себя в виде фантазий или видений во сне или наяву. Кто-то, например, видит себя летающим по небу или прыгающим с одной вершины горы на другую. Однако не придает этому особого значения. Но в какой-то момент «оно» «напоминает» о себе и человек начинает чувствовать его или знать о его существовании.Это – духовная составляющая человека, тот образ и подобие Божье, которое когда-то было им потеряно, забыто или утрачено. Это духовное тело может начать проявлять себя совершенно неожиданно. В человеке, например, могут внезапно «проснуться» какие-то творческие способности и умения. Он начнет писать стихи или сочинять музыку или обнаружит в себе какие-то иные способности или таланты. Если это духовное тело начало проявляться в жизни человека, это свидетельствует о том, что наступил духовный этап в развитии личности и человек уже должен заботиться и о нуждах своего духовного тела и не угашать (подавлять) его.
               
               
Урок 17.
Вера в Бога.

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. (Апостол Павел)
 
Однако и в  духовном мире нужен учитель и проводник точно так же, как он нужен и в мире физическом. И таким проводником в идеальном случае является Бог, высшее духовное существо. У человека есть инструмент для общения человека с Богом,  который называется вера. Но для того, чтобы научиться пользоваться этим инструментом, его сначала нужно получить. Вера в Бога дается человеку как дар от Бога. Вера– есть дар Божий. У кого-то этот дар есть с самых детских лет, кто-то получает этот дар в более позднем возрасте. Вера возникает исключительно через переживание человеком опыта встречи с Божественной реальностью. Веру следует отличать от воспитания и образования, в частности от религиозного и культурного образования. Веру в  Бога, как таковую привить невозможно, как невозможно ее внушить или заставить человека верить. Привить и внушить можно доверие. Заставить человека можно подчиняться указаниям или послушаться. Но вера – это внутренняя убежденность, которая основывается на непреложном факте. А именно, на факте переживания человеком Божественной реальности или, как еще говорят на факте встречи человека с Богом.  Вера в Бога либо есть, либо ее нет. Человек либо имел переживание Божественного присутствия, либо не имел. Те, у кого был опыт подобного переживания, знают, что его нельзя спутать ни с чем другим. Когда человек встречается со своим Творцом, то пусть хоть и по непонятным до конца для него самого  причинам, он непреложно знает, с Кем он встретился. Это знание превышает умственную и сознательную сферы. Это знание духовно,  глубинно для человека. Но у человека, испытавшего это,  отпадают всякие сомнения в существовании Бога. С Богом, Который есть Дух, встречает дух человека или его духовное тело.
Доверие естественным образом может привести человека к вере, к Богу. Но к вере может привести и глубочайшее разочарование, падение человека, личностное банкротство человека. Потому как Бог является Спасителем человека и  пути спасения Божьего неисповедимы, то есть, непредсказуемые, оригинальные, творческие.  Многие люди приходят к Богу через страдания, болезни, критические обстоятельства, спасаемые Им из огня  в прямом и переносном  смысле слова. Таким образом, приход человека к вере в Бога, обретение веры – это важнейший  этап в жизни человека, поскольку человек открывает для себя невиданные доселе горизонты. Такой момент в духовной литературе назван вторым рождением человека или духовным рождением, рождением свыше, и обретением человеком своего Богосыновства. В мировом искусстве этот сюжет известен, как возвращение блудного сына в Отчий Дом, возвращение к своим истокам. Человек в этот момент осознает себя, как бесконечную, бессмертную личность, какой он чувствовал себя в безмятежном детстве.  Благодаря встрече со своим личным Богом в человеке заполняется та внутренняя ниша, которая  отведена (создана) в человеке для Бога и только для Него. После этого заполнения человек перестает себя чувствовать одиноким во вселенной. Он обретает свою полноту и Богоподобие. И на этом этапе человек встает на прямой путь созидания своей личности. Уже ничто не должно отвлечь человека от главного предназначения его на земле – воплощения в себе образа и подобия Божьего.




Урок 18.
Боговодительство

«Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою»
                Книга Псалмов
 
Боговодительство есть ничто иное как процесс или путь Божественного воспитания человека, образования в нем личности по образу и подобию Божьему. Этот процесс строится подобно тому, как строился процесс обучения и обретения опыта на физическом плане. И он также включает в себя духовное питание (оснащение человека знанием или видением) и испытание, то есть, практическое применение полученных знаний. Все это необходимо для формирования личности человека. Благодаря духовному питанию человек научается  и возрастает духовно, а благодаря  испытанию, которое называется еще искушением, человек, утверждается в духовном знании и совершенствуется  как личность. И подобно тому, как горшечник лепит свой сосуд из глины, а потом вводит его в огонь для закалки, так и Бог формирует и затем испытывает человека в горниле испытаний.
Но сначала человек, пришедший к Богу, укрепляется в любви и благодати Божьей, подобно тому, как маленький ребенок купается в ласках и нежностях родительской любви. Словно младенец он ощущает удивительную защищенность и безопасность, и весь мир обретает для него новое значение и новые краски. Человек испытывает удивительные переживания радости на этом этапе, словно Небо спускается на землю и одаривает человека своими сокровищами. В человеке отрывается неизведанные доселе источники вдохновения и любви. Он ощущает реальную заботу и помощь Божью в самых простых и бытовых вещах. Жизнь с Богом становиться для человека естественной и счастливой. Однако, после периода духовного младенчества неизбежно наступает период взросления, когда младенца перестают носить на  руках и ставят на его собственные ноги, чтобы  научить  ходить самостоятельно. Здесь начинаются испытания, здесь начинаются падения. Здесь человек переживает периоды, в которые у него возникает ощущение, будто Бог его оставил. И еще много времени пройдет, пока человек состоится как совершенная и гармоничная личность, пока он  научится сотрудничать с Богом и достигнет духовной зрелости.


Урок 19
Самодостаточность
                Вся слава Дщери Царя - внутри Ее.
                (Псалмы Давида).               
 
Духовная самодостаточность, самостоятельность – это этап зрелости человека, к которой постепенно подводит человека Бог. Однако, даже придя к вере в Бога человек не всегда достигает этого этапа. Как правило, религиозные структуры, такие как церковь, синагога, мечеть или ашрам, заботятся о человеке и еще долгое время держат его в своей юрисдикции. Они обучают человека духовным основам до тех пор, пока человек не созреет к самостоятельности. Русло организованной религии оказывает человеку первоначальную духовную помощь, но оно также способно держать человека в повиновении до последних дней его жизни и препятствовать развитию его ответственности. Подобно тому, как некоторые родители до конца своих дней не отпускают своих детей от себя, связывая их инициативу и превращая в этаких «маменькиных сыночков».
И порой верующий человек так и не выходит на этап личного Боговедения, и не воспринимает Бога как своего Личного Бога и водителя. Из-за чего он так и не задействует потенциал веры, заложенный в него Богом. В этом опасность организованной религии, которая может подменить обрядовой и культовой деятельностью духовный путь развития личности. Но личности нужен путь становления, без которого все теряет свой смысл.
Мы должны подчеркнуть, что путь верующего, как личные отношения человека с Богом, раскрывается в свой полноте только на этапе самодостаточности, самодеятельности личности, когда упраздняются все посредники между Богом и человеком. Когда человек вырастает из доктринальных и догматических одежд, когда он перестает копировать, навязанные ему в религии модели поведения и отправляется в свободное духовное путешествие. Когда он вступает на стезю творчества или как говориться, когда он вступает в этап поклонения Богу в духе и истине.На этом этапе человека ведет только вера и поиск истины. И все события своей жизни человек воспринимает, как Божественное учительство и ведение.





Семестр 4.
Воплощение Слова
Не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божьих.
Библия
 
Урок 20. Противостояние

Нужно понять грядущее не как сражение, но как подвиг.         (Агни Йога).

Если принятие (получение) знаний нередко сталкивается с различными препятствиями на своем пути, такими как непослушание, лень, неорганизованность, невежество и т.д. ученика, некомпетентность учителя и неблагоприятные условия учебы, то процесс воплощения духовных знаний или Слова Божьего в жизнь сталкивается с еще большими препятствиями. На этом этапе человек получает помощь Божью, но против него выходит противник значительно более сильный нежели все предыдущие вместе взятые. Человеку противостоит непосредственно сам диавол, или  как его еще называют, сатан, сатана, падший ангел, цель которого поработить человека, а затем и уничтожить его. Дьявол назван отцом зла, потому что все зло, которое существует в мире, имеет своим началом его, равно, как все доброе, что есть в мире, исходит от Бога. Человек  таким образом становиться ареной битвы двух духовных сил и от выбора и веры самого человека зависит как и его собственная судьба, так и исход духовной битвы, происходящей в мире. Мир вообще представляет из себя огромное поле ни на мгновение непрекращающейся битвы добра и зла. Мы видим постоянное столкновение старого и  нового, отживающего с наступающим, которое есть лишь внешним выражением процессов, происходящих в духовном мире. Но прежде всего полем битвы является сама личность, ее внутренняя сфера, где происходит утверждение высших принципов (или наоборот, сдача их позиций). Также личность действует в мире, где она одерживает свои победы или терпит поражения. Поэтому и говориться, что прежде чем побеждать мир, нужно победить самого себя.

Урок 21.
Смысл испытания

"Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу
то приготовь душу твою к искушению:
управь сердце твое и будь тверд,
 и не смущайся во время посещения"
(Сирах).
 

В чем же смысл духовного противостояния? В чем смысл искушения и испытания человека? В чем смысл его борьбы со злом?
Тема испытаний (искушений) велика и многообразна. Нет человека, который бы не сталкивался с ними. Причем у каждого могут быть свои искушения. Каждый испытывается своим собственным несовершенством. Один может испытываться богатством, а второй бедностью. Один человек испытывается болезнью, а второй – здоровьем. Один – цейтнотом (нехваткой времени), а второй – его переизбытком (не знает куда девать время). Один испытывается  людьми, второй – одиночеством и так далее. С выходом на духовный уровень пути, когда человек сознательно становиться на путь совершенствования, по допуску от Бога к человеку приступает дух искусителя, диавол, названный еще противником человека. Его роль состоит в том, чтобы обнаружить слабое место в человеке и воздействуя на это слабое место, привести человека к погибели, к разрушению. Это подобно противоборству или соревнованию, в процессе которого, чтобы победить, человек должен приложить все свои силы и умение, и даже более того. Но только в таком соревновании в человеке выковывается дух победителя и он обретает совершенство. Только через соперничество и соперничество на грани, на пределе сил и возможностей, выковывается дух и характер человека, как клинок выковывается в огне. И конечно, на этом пути человеку уготована помощь от Бога, потому что сам человек порой не в состоянии справиться с противником. Однако, подчеркнем, что эта помощь не заменяет и не подменяет собой усилий самого человека.

Итак, в чем состоит смысл искушения? В том, чтобы вынудить человека проявить свое истинное состояние и выявить в нем слабину. С тем, чтобы человек мог ее обнаружить и преодолеть. Искушения выявляют изъян, слабое место, которое человек таким образом может обнаружить и в дальнейшем преодолеть. Искушение подобно известному розыгрышу, когда к денежной купюре привязывают ниточку и кладут на дороге. Прохожий, видя ее, как правило нагибается, чтобы поднять, а тут хозяева купюры и дергают за ниточку. И если человек жаден до денег, то он и будет бегать, как кошка за мышкой, за этой купюрой. Пока не поймет, что его разыгрывают. В этом - суть искушения – свести, отвести человека от пути, от истины, от Боговоплощения. И дается искушение для того, чтобы человек смог научиться отделять подлинное от подделки, добро от зла, истину от лжи. Путь личности – это путь подлинности, путь истины. Но как порой трудно отличить истину от подделки. Чтобы отличить нужно стать искусным, то есть преодолеть искушение и обрести способность различения добра и зла.
Преодоление искушения вырабатывает в человеке совершенные качества характера, такие как терпение, стойкость, стремление к добру, мудрость, закаленность, милосердие, любовь, сильную веру. Таким образом, искушение - это средство, которое дано для того, чтобы научить людей отличать подлинное от ложного и для приобретения характера личности по образу и подобию Божьему.



Урок 22.
Поражение или впадение  в искушение. Идолопоклонство

                Не стоит прогибаться под изменичвый мир,
                Когда-то он прогнется под нас.
                («Машина времени», культовая рок-группа).
 
Из испытания (искушения) возможны два различных исхода. Победа или поражение. Первое состоит в том, что человек проходит с честью свой экзамен, свое испытание и идет по пути совершенствования далее, наученный и утвержденный в истине. Второй – когда человек не справляется с заданием и падает со своей духовной высоты. Подобно тому, как упал Адам, вкусивший плод древа познания добра и зла. Ведь мы, люди, все искушаемся этими плодами.  При духовном падении человек перестает развиваться и расти, как личность, он теряет ответственность, теряет власть и свое положение владыки. Он уже подчинен своим гадам – своим слабостям и порокам. Его противник празднует победу. Поэтому при духовном падении, нужно как можно быстрее подниматься. Человек поднимается и в одной из следующих попыток преодолевает искушение. Или не поднимается вообще.
Если же человек не поднимается и пребывает в падении некоторое время, порой даже длительное время, то возникает эффект привыкания к своей роли проигравшего. Поражение становиться его привычкой и он все сдает без боя. У такого человека формируется пораженческая психология: со временем она становиться даже удобной и комфортной – человек уже больше не борется, он смирился. Человек становиться духовно мертвым, то есть, нечувствительным к духовной жизни и ведет исключительно животное или растительное существование. Ведь он уходит при этом от своего главного предназначения – возрастания и становления личности. Симптомы такого состояния распознаваемы: жизнь становиться хоть и спокойной, но пустой, бессмысленной. Она теряет радость и наполненность борьбы. Часто человек вообще теряет цель. Бывает, что  пускается в самообман, чтобы оправдать  свое положение. На религиозном языке это состояние называется идолопоклонством, то есть, поклонением идолам. Идол, в отличии от Бога, - это ложная цель. Это то, что заступает на место Бога и Его воли для человека, и  толкает человека на ложный путь. Идолом  может быть все что угодно: деньги (богатство), здоровье, карьера, работа, успех, известность (популярность и слава), собственные амбиции, и даже семья и дети  – одним словом, все, что способно увести человека в сторону от решения его главной цели – становления зрелой, гармонично развитой личности. Бывает, что человек всю свою жизнь посвящает погоне за призрачными ценностями, но в какой-то момент, рано или поздно, все летит в тартарары и он переживает личностный крах или личностное банкротство. Так, например, как это случилось с Шекспировским королем Лиром. Дальше мы рассмотрим один из  примеров  идолопоклонства, связанный  с  искушением богатством.
.
Урок 23.
Искушение богатством.
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Иисус Христос).
 
Материальное богатство (деньги) являются  необходимым условием для современной жизни. Особенно это касается жизни в капиталистической стране, где над человеком, словно дамоклов меч, висит необходимость всевозможных денежных расходов (оплаты жилища, коммунальных и банковских услуг, питания и т.д.). Без денег прожить невозможно и перед человеком неизбежно встает искушение посвятить всего себя, все свои силы и все свое время заработку или поискам денег. Личностные ценности  при этом смещаются в сторону. В деньгах начинают видеть гарантию безопасности и гарантию пристойного образа жизни. По количеству денег у человека измеряют его жизненный успех и состоятельность. Недаром, нередко можно слышать выражения типа – «нужно встать на ноги (в смысле, обеспечить себе денежный запас)».  Страх остаться без денег нередко парализует духовные и творческие способности человека, заставляя его отказываться от главной цели жизни. И человек попадает в ситуацию, когда он меняет свое первородство – свою главную цель и достоинство - на  материальные блага, образно говоря, - на похлебку, как это произошло у еще одного библейского персонажа Эсава, брата Иакова.
Конечно, умение зарабатывать деньги важно для человека, однако это не должно подчинять себе всю сферу человеческой личности. Нужно заботиться о своей семье, о  своем жилище, о том, чтобы зарабатывать деньги, о работе, о карьере. Можно даже стать миллионером и при правильном отношении к богатству это не повредит человеку. Настоящие миллионеры – это люди, которые владеют своим богатством, но не позволяют богатству владеть ими.
Мы живем в мире, где вынуждены отдавать кесарю – кесарево. Но при этом нельзя отдавать кесарю – Божье. Нельзя высшее предназначение человека менять на материальное преуспевание. В этом случае деньги (богатство) станет для человека идолом и сетью, улавливающей его.  Высшие силы человеческой личности, высшее его предназначение не связано с деньгами. Ведь человек не заберет деньги с собой в дальнейшее после земной жизни путешествие. Но он заберет с собой свои духовные достижения и богатство (или, наоборот, духовное банкротство) своей личности. Даже уже и при земной жизни человека, видящего в деньгах свою главную цель, поджидают серьезные беды. Я вспоминаю своих соседей по подъезду, одну преуспевающую и зажиточную  семью, которая была занята накоплением богатства. Их квартира была обставлена шикарной мебелью и дорогостоящей аппаратурой. И в один прекрасный день, точнее ночь, когда их не было дома, квартиру ограбили.За несколько часов они лишились всего, чему посвятили долгие годы жизни. Хозяйка квартиры заболела и на нее было жалко смотреть. Человек вмиг лишился своего главного богатства и потерял смысл жизни. В то время, как истинное богатство личности – ее свобода и ответственность, ее знания и умения -  то сокровище, которое остается с человеком всегда, остались невостребованными ею и, таким образом, нереализованными. Поэтому для ведения духовной жизни хорошо подходит следующий совет – «Лучше научиться довольствоваться тем, что есть, нежели, желая обогащения, впадать в различные скорби».


Урок 24.
Овладение злым духом

Я освобождаю вас от химеры, именуемой совестью.
 Адольф Гитлер.

 

Если человек, пребывая  в искушении, идет до конца и платит цену жертвенности, то он получает духовную силу. Но сила эта не Божьего Духа, а духа зла. Дух зла овладевает человеком и делает его орудием своей воли.
Дух зла дает ему способности выполнять угодные ему функции.
История знает немало таких примеров среди деятелей религии, политики, науки или искусства, ведомых жаждой наживы, власти или другими ложными идеями.  В любой сфере такой  человек может добиться высот, однако, конец этого человека ужасен.
По свидетельству некоторых источников, Адольф Гитлер был слабым и любящим подчиняться человеком. Но с некоторых пор им овладела демоническая сила, и впадая в экстаз Гитлер получал магическую энергию заражать массы своими идеями. Ему удалось поднять целый народ, умело играя на его амбициях и манипулируя большинством. Национал-социалистические идеи, проповедуемые Гитлером  овладели массами и ему удалось прийти к власти, после чего он развязал вторую мировую войну.
Он внушил немецкому народу идею Богоизбранности арийской нации и повел ее на порабощение всех остальных наций и народов. Идея мирового господства любой ценой – ценой жертв других людей и целых наций – это воля диавола, стремящегося подчинить себе весь мир.
Подобным инструментом в руках диавола был и Сталин, уничтоживший огромное количество своих сограждан в лагерях ГУЛАГа.
Подобным инструментом в руках диавола мог стать и предпоследний президент Украины Виктор Ющенко, если бы его не остановило волеизъявление украинцев, проголосовавших  на выборах против его второго срока президентства. Ющенко, придя к власти на волне национального подъема, поначалу  умело прикрывался  демократическими и религиозными лозунгами,   но логика его пути неумолимо привела его к национализму. Национализм утверждаемый как приоритет одной нации над остальными, в своем развитии неминуемо скатывается к человеконенавистничеству и фашизму.






Семестр 5.
Миссия человека

Урок 25.
Средства для победы

Се, Человек!
(Понтий Пилат, римский Прокуратор Иудеи)

 

Для победы над искушением, а затем и над искусителем, духом лукавого, верующему человеку даны мощные средства. Ими является молитва – общение  человека с Богом, заповеди и законы Божьи, пребывание в которых охраняет человека и оберегает его от нападений лукавого, учение, оставленное теми, кто прошел этот путь и их личный пример, а также собственная вера и мудрость, приобретаемая с опытом.
Подытоживая все это, можно сказать – для того, чтобы победить, человек должен устоять в истине, устоять, даже порой ценою собственной жизни. Пример Христа является в этом эталоном, непревзойденным образцом. Он учил, как нужно реагировать на искушения и испытания, а также и Сам поступал так, как учил: не воздавал злом за зло, не мстил за Себя Своим противникам и больше жизни возлюбил истину, вплоть до Своей крестной смерти, Которую Он принял добровольно (Которую мог избежать). Так, что даже Его враги признали в Нем высший образец человеческого достоинства и чести.
Таким образом, истина – это то, что создает и формирует личность. И стремление к истине и верность истине является лучшим средством борьбы и оружием человека. Истине, открываемой человеку в опыте его пути.


Урок 26.
Предмет ответственности
или в чем состоит  призвание человека?

                И воззвал Господь Бог к Адаму,
                и сказал ему: где ты?
                (Библия. Книга Бытия)

 

Возрастание ответственности должны привести человека к осознанию его главной миссии, задачи на земле и к принятию  и исполнению этой задачи. Каково же конечное призвание человека? В чем его стратегическая задача?
Для ответа на этот вопрос мы должны обратиться к древним священным Писаниям человечества, содержащим в себе  многовековую мудрость. В частности, мы обратимся к Библии, в которой рассказано как и для чего Бог сотворил человека.
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
В этих стихах мы видим цель, для которой был создан человек – владычествовать над земным творением,  над землей. Владычествовать – на современном языке означает – взять на себя ответственность, то есть властвовать. Потому как власть, как мы уже сказали, означает прежде всего ответственность за подвластных.
Иными словами человек, в соответствии с Божьим замыслом о нем, должен  взять на себя ответственность за все, что происходит на земле. Владычество, власть –  есть  осуществление и реализация своей ответственности.
Однако из дальнейшего библейского рассказа мы видим, что человек от этой ответственности попытался отказаться.
«Где ты, Адам?» (в смысле, дай мне отчет за свое поведение) – вопросил Бог в Эдемском саду, когда Адам согрешил и спрятался, убоявшись Бога. Вместо достойного ответа, Адам  увиливает, перекладывая ответственность   (вину) на Еву (это она меня подбила и дала мне плод от запретного древа). Далее Адам обвиняет Бога – «Жена, которую Ты мне дал, совершила это» ( якобы, это Бог виноват, что дал Адаму такую нехорошую жену). То есть Адам элементарно  попытался уйти от ответственности.
Однако уход от ответственности, в конечном итоге, приводит к еще большему  наказанию. Бог сурово наказал Адама, лишив его того высокого положения, которое Адам занимал до своего падения.

Урок 27.
Наказание, как следствие ответственности

Проклята земля за тебя.
(Наказание Адама за преступление против Бога).

 
Некоторые комментаторы Библии удивляются суровости наказания, которому подверг Адама Бог. За одну ошибку Адам был наказан изгнанием из Эдема и потерей своего царственного положения, как владыки мира. Оправдано ли такое наказание?
Однако, как мы уже сказали выше, только благодаря ответственности, то есть, тому, что человек отвечает за совершенное им, он может чему-либо научиться. Чему же научился Адам, вкусив плод с древа познания добра и зла? Какое же добро и зло познал человек, в результате этого?
Когда Адам съел запретный плод, у него открылись глаза, и он увидел, что наг. Адам лишился своих царственных одеяний. Нагота в духовном смысле – есть несостоятельность. Говоря современным языком, человек увидел свою несостоятельность. То есть, неспособность быть тем, кем он должен быть. А значит, и неспособность быть владыкой над землей.
Почему же возникла эта неспособность, если Адам был сотворен способным решать возложенные на него обязанности?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что из-за нарушения Божьего запрета, Адам потерял часть себя, фактически он отказался от части себя, причем части высшей, лучшей, главной. Проявив непослушание истине Адам отказался от своего основного богатства – от гармонии со своим высшим началом, Господом Богом – своим Творцом. Отказавшись от источника своей жизни, Адам отказался и от источника своей власти.
Ведь человек был сотворен по образу и подобию Божьему. Адам был  не просто физическим телом, но телом, обладающим духом. Точнее сказать, Адам был сотворен духом, помещенным в физическое тело.  Говоря современным языком, Адам был помещен в энергетическое поле (оболочку), благодаря которой он имел образ и подобие Божье. И лишившись этого образа и подобия человек оказался несостоятельным. Он потерял свою духовную высоту, проще говоря, остался без Бога. И вот  без своего Творца, Адам, имя которого переводится как земляной, остался лишь  перстным, то есть, состоящим только из элементов земли, элементов химической таблицы Менделеева. Из из своего высокого положения владыки над землей, Адам пал в порабощение тленному началу.
Вместо господства над землей, Адам стал зависеть от нее сам.
И  земля, без господствующего над ней Адама стала проклятой, то есть, она стала для него проклятием, а не благословением. Жизнь превратилась для Адама в ад.
Таким образом, без ответственности, Адам не мог реализовать задачу, возложенную на него – управление землей.  А раз так, то и наказание Адаму было адекватным. Только таким путем - через обретение ответственности, через наказание за неправильное ее использование, Адам мог научиться ответственности.
 

Урок 28.
Жизнь, как становление личности

Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не  бывал.
(Владимир Высоцкий)

 

Все, что имел Адам, он получил в дар от Бога. Он получил прекрасную землю для владения, он получил дар жизни, то есть, самого себя с прекрасным телом и высоким духом, помещенным в это тело. Он получил жену – Еву. Единственное, чего не получил Адам, так это способности управлять всем этим – и самим собой, и женой, и землей. Он получил ответственность, но не умение ею пользоваться. Этому  умению Адам должен был научиться. Это умение, как мы уже выяснили, не дается как дар. Оно вырабатывается только в процессе обретения опыта. И задачей Адама, задачей каждого человека на земле. является научиться пользоваться ответственностью, то есть, реализовывать ее.
Смысл грехопадения Адама в том, что Бог дал Адаму возможность самому испытать принцип ответственности, и вкусить, то есть, познать две стороны этой ответственности – добро и зло.Древо познания Добра и зла – это духовный закон ответственности, который назван еще
законом «сеяния и жатвы» в Библии, или законом кармы в восточных учениях. Кармический закон – это закон научения человека ответственности.
Что человек «сеет», то есть совершает, то он и «пожнет», то есть, наследует результаты своих дел и поступков.

Таким образом,  подытожим сказанное. Возникновение личности происходит в момент принятия ею на себя ответственности.  И развитие личности происходит через осознание, а затем и укрепление, утверждение этой ответственности, расширения ее сферы. Отсюда следует, что уход человеком от ответственности, соответственно, ослабляет в нем личностное начало, позволяя ему как бы спрятаться от самого себя и от Бога, уйти в тень.
И отсюда можно сделать определение личности, как таковой. Личность – это личное предстояние человека перед высшей инстанцией, в конечном итоге, перед истиной, перед Богом. Личность – это статус человека, ответственного за свое поведение. Это принципиальный отказ от безответственности.





                Александр Грайцер©Тель-Авив, 2010 г.