Деревня Михаила Евдокимова и Шукшина В. М

Владимир Ашихмин
                Большое счастье маленького человечка.


 Суббота. Я этот день ждал с понедельника. В субботу я уходил к своему деду, с ночёвкой. Во времена моего детства в нашем селе бабушек и дедушек не называли "бабушка"или "дедушка" Называли Мама Старая и Папа старый.
    Это до того было привычно, что когда я приехал в Новосибирск. Вернее меня привезли попроведать отца, Он лежал там в больнице. И там, в Новосибирске, я первый раз услышал, что деда называют не Папа Старый, а дед.
    Мне это было так смешно, что я тут же оговорил своих ровесников-родственников. Теперь уже они надо мной ржали. Как это Папа Старый? Кто такой? Мне пришлось защищать своего Папу Старого кулачками(мне было всего шесть лет), и конечно мне накостыляли. Во первых их было трое, во вторых они были меня старше.
    Взрослые нас разняли, помирили и дело было "закрыто". Теперь Вы поняли, как я буду называть своего деда и бабушку.?
    Вернёмся к субботе. Я ждал её с понедельника, и почему то думал, что суббота не "придёт". Суббота пришла всем назло, а мне на радость. Я сидел в школе и считал часы, потом минуты, когда наконец-то эти школьные мучения закончатся.
    Урра! Последний звонок, и мы на "воле". Я бегом домой, портфель со всего размаху, с порога летит куда захочет, а я переодеваюсь в своё "обычное". Не пообедав(только записка маме, что мол меня не ждите, я у Папы Старого).
    Идти было довольно далеко. Усть-Иша расположена была так, как захотела природа-Матушка. Только вдоль реки Иши. Тогда водопровода не было и воду брали из реки. Строиться было не выгодно в далеке от воды.
    Но я дошёл быстро, или мне так казалось. Зашёл к Папе Старому и Маме Старой, поздоровался и мигом на улицу. Там меня уже ждала толпа ребятёшек(тоже звались не ребятишки, а ребятёшки.
    Было в этом всё родное. Сейчас особенно), потому что клюшки были наготове, а конских катышей мильён. Играй босота, не хочу. Быстро разделились на обычную считалку:"Шишли мышли, сопли вышли!". И когда последняя"сопля" вышла, началась игра.
    Играли прямо на дороге, в валенках, но зато с клюшкой. Клюшки были на вес золота, и заготовлялись летом, на одно рыльце по несколько клюшек. Это был обыкновенный черенок, который изогнула природа.
    Выбрать этот черенок было делом не простым. Но так как почти все ребятёшки возили в совхозе копны  в сенокос, то клюшек хватало до весны, когда уже конские катыши разваливались.
    Это было негласное закрытие зимнего хоккейного сезона. Всё, катыши разваливались, играть нельзя! Играли до темноты, пока видели друг друга и "шайбу". Были конфликты. Так как "шайб" конских было много, то часто спорили, той ли "шайбой" забили гол.
    Если спор затягивался, то разыгравали "спорный!, и дело до драки не доходило, правда не всегда. Темно. Захожу в дом, Мама Старая меня быстро загоняла на русскую печь.
    Там я быстро высыхал и уже приноравливался спать, но была суббота. Надо было идти в баню. Баня была уже готовая и мы  с Папой Старым шли мыться.
    В то время он парился так, что всем чертям было тошно. Я сидел внизу и кряхтел от жары. Папа Старый несколько раз выскакивал на снег, курялся в нём и опять парился. Потом мы мылись и разговаривали.
    Разговаривал он со мной всегда, как со взрослым, а мне было семь лет. Почему он разговаривал со мной как со взрослым? Потому что я уже был у себя в доме за хозяина. Отец болел, не мог работать. А я старался сделать так, что бы меня похвалили.
    Корова, свинья(одну только держали. Хрущёв запрещал), куры были на "мне". Я этим очень гордился и делал это с удовольствием.
    После бани пили чай с мёдом или с малиновым вареньем. За столом разговоров обычно не было. Суббота, все устали, баня и уже дремота где-то пряталась. Её ещё не было видно, но она уже давала сигнал, мол спать надо. После ужина мне стелили постель в горнице. И я  засыпал через несколко секунд.
    Просыпался  от того, что кто-то где-то шабуршит. А это Мама Старая разжигала русскую печь. Электричество не включали, берегли копеечку, хотя киловатт тогда стоил две копейки. Мои деды не были скупыми людьми, просто так делали почти все в деревне. Свет от лучинок падал на стену, и было довольно светло, и необычайно уютно.
     Я ещё не проснулся, а уже на душе была тревога и тоска. Ёлки зелёные, а ведь в школу пора. Потом еле-еле доходило, что сегодня воскресение и в школу не идти. И на меня наваливалось такое счастье, такое блаженство, что мне трудно это передать. Из-за этих строчек, я и пишу Вам своё детское воспоминание.
    Оно самое яркое из моего детства. Русская печь затопилась, а я уснул опять. Проснулся я, а уже на улице светло. У Мамы Старой на столе стояли в вазочках какие-то лепёшки, креньдельки. Очень часто она стряпала свой хлеб, потому что Папа Старый "казённый" хлеб не любил.
    Мама Старая садила меня за стол, и я завтракал. Мама Старая как-то незаметно, нет-нет да и погладит меня по голове. Я конечно дёргался, что я маленький что-ли?. Сейчас, когда у меня трое маленьких внуков, я часто вспоминаю, как Мама Старая гладила меня по голове.
    Я сейчас тоже стараюсь незаметно погладить старшую внучку по голове, и она так же дёргает головой, показывая, что она не маленькая. Мне хочется, когда она вырастит, и у неё будут дети, она тоже вспомнит, как дед её украдкой гладил по голове.
    Наевшись до полного опупения, ещё жуя, тут же "шпащибо", и уже одеваюсь. Знаю, что меня ждут ребятёшки, клюшка и "шайба" из конского котеха. Воскресение только началось, и мы все были уверены, что это воскресение не кончится никогда!!!
    У каждого человека есть детское воспоминание, которое не забывается никогда. У меня это воспоминание - "Суббота у Папы Старого и у Мамы Старой".
    И я много бы отдал, что бы вернуться на одно мгновение в то воскресение, когда я проснувшись, ощутил счастье, огромное человеческое счастье, маленького человека.
     Пишу я конечно коряво, но поверьте - это идёт из души.
    Ваш Владимир Ашихмин Чуйский тракт. Алтай.