Записки преподавателя. Плоды просвещения

Ирина Кузина-Анащенкова
«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся»... Каждый раз, приступая к чтению нового лекционного курса, я вспоминаю эти строки, задумываясь над тем, что останется в головах и в душах студентов, после наших встреч, бесед. Станут ли они мудрее, сильнее, добрее или полученное знание даст им власть над людьми и сделает бессовестными...

Горестным разговором завершился для меня нынешний год учебный.
Обсуждали мы с ребятами, во время одного из последних занятий, проблемы социальные. Говорили, в том числе, и о том, что современное западное общество может быть охарактеризовано, как «общество двух третей». Где «две трети» - это «средний класс», сплочённый зрелищем бедности тех, кто вытеснен на обочину жизни, оказался за бортом. Я проиллюстрировала этот тезис страшной статистикой: в современной Эстонии каждый шестой ребёнок не оканчивает даже средней школы. И никто не бьёт в колокола, ни у кого, из власть имущих, об этом голова не болит. Детская проституция, наркомания, преступность стали нормой жизни. В этом больше не видят ни странного, ни страшного, а просто перешагивают, как через лужу, в которой главное не испачкаться, и спокойно идут дальше. Студенты слушали меня внимательно, даже, как мне казалось, сочувственно головами кивали. И думалось мне, что мы единомышленники. Что и у них сердце рвётся, и совесть их, как и меня мучить начинает каждый раз, когда они об этом задумываются. И стыдно им, как и мне становится, что мы сытые и благополучные сидим и только рассуждаем, ничегошеньки при этом не делая, о тех, у кого крыши над головой нет, и кому денег на кусок хлеба не наскрести. Ан, нет... Одна из студенток, прелестная барышня, ладненькая, умненькая, с отличным чувством юмора вдруг выдала на-гора: «Зря Вы, Ирина Всеволодовна, - говорит, - о них переживаете. Во-первых, за редким исключением, все эти люди сами виноваты в том, что состояться в жизни им не удалось. Ленивые они, не предприимчивые. Во-вторых, всё, что не делается в этом мире – к лучшему. А, в-третьих, страдания душу человеческую совершенствуют». Удивилась я, услышав такое, растерялась. «Да неужто, - говорю, - душам девочек и мальчиков, на улицу выброшенных, по подвалам ночующих, проституцией и воровством занимающихся, на пользу и во благо весь этот ужас пойдёт?!» «А может они заслужили всё это, - парировала барышня, глазом не моргнув, - а, может они в прошлом воплощении грешили без меры, вот им и даётся новая реинкарнация во искупление, так сказать, во исправление». А на вопрос о том, откуда в её хорошенькой головке взялись мысли столь беспощадные, ответила, как припечатала: «Да ведь Вы же нам сами, Ирина Всеволодовна, на лекциях по религиоведению о буддизме рассказывали, идеи протестантизма излагали. Вот я их в единое целое и соединила».
Пощёчиной прозвучали для меня её слова: «Спасибо Вам за это. Хорошим Вы были для нас педагогом».