Азбука Розанова. Женщины

Юрий Прокуратов
Нет пророков в своем отечестве.
(Евангелие от Матфея)

 * * *

Сколько я гимназистом простаивал (когда ученики разойдутся из гимназии) перед большим зеркалом в коридоре, - и «сколько тайных слез украдкой» пролил. Лицо красное. Кожа какая-то неприятная, лоснящаяся (не сухая). Волосы прямо огненного цвета (у гимназиста) и торчат кверху, но не благородным "ежом" (мужской характер), а какой-то поднимающейся волной, совсем нелепо, и как я не видал ни у кого. Помадил я их, и все - не лежат. Потом домой приду, и опять зеркало (маленькое, ручное): «Ну, кто такого противного полюбит». Просто ужас брал…  Ища красоты лица до «выпученных глаз», я, естественно, не видел у себя «взгляда», «улыбки», вообще, жизни лица и думаю, что вот эта сторона у меня - жила, и пробуждала то, что меня все-таки замечательно и многие любили (как и я всегда, безусловно, ответно любил).
                «Уединенное»
* * *
Все женские учебные заведения готовят в удачном случае монахинь, в неудачном - проституток.
«Жена» и «мать» в голову не приходят.

* * *
Нравились ли мне женщины как тела, телом?
Ну, кроме мистики... in concrete? Вот «та» и «эта» около плеча?
Да, именно – «около плеча», но и только. Всегда хотелось пощипать (никогда не щипал). С детства. Всегда любовался, щеки, шея. Более всего грудь.
Но, отвернувшись, даже минуты не помнил.
Помнил всегда дух и в нем страдание (это годы помнил о минутно виденном).

* * *
Хищное («хищная женщина) меня даже не занимало. В самом теле я любил доброту его. Пожалуй - добротность его.

* * *
 Волновали и притягивали, скорее же очаровывали - груди и беременный живот. Я постоянно хотел видеть весь мир беременным.

* * *
Любящему мужу в жене сладок каждый кусочек. Любящей жене в муже сладок каждый кусочек.

* * *
 Два раза зимою 1917 г. я остановил курившую барышню на дороге (правда вечером).
 - Позвольте мне докурить вашу папироску. Оба раза не отказали. Затягиваюсь - я долго держу дым в легких, чтобы все всосалось в кровь. Тогда головокружение - и так согреется и облегчится душа.

* * *
 Женское тело отличается от мужского не половыми органами, а каждой складочкой, каждым пальчиком - кровинкой, душком, черточкой, волоском.
 Женское тело - совсем другое существо, чем мужское тело. Более «другое», чем минерал.
 И только от этого - такое стремление, такой порыв друг к другу.

* * *
Жена входит запахом в мужа и всего его делает пахучим собою; как и весь дом.

* * *
 "Он недавно женат, сам молод, военный - и почти болен от жены, до бегства, до желания развестись. Говорит, что ее могли бы насытить только три мужа. И удивительно - это такая милая дама. Он ничего не может сделать, потому что, ненасытная сама, она вечно его возбуждает, и он не в силах уклониться от исполнения ее желаний.

* * *
Женщина – исподнее существо.
Договаривают: «и преисподнее».
- Нет, она небесное существо
                (еду в клинику)

* * *
 - Вы говорите, она приятная женщина?
 - Чрезвычайно. Наблюдая ее в обществе, никак нельзя предположить, что у нее такой... исключительный аппетит. И какой голос: такого нежного, глубокого голоса я ни у одной женщины не слыхала!

* * *
 «Голос»... но ведь это то, чего не подделаешь! Это уже не «кокетство скромностью», которую еще можно подделать: это - сама душа, вернее говорящая о сокровищнице сердца, о характере, чем взгляд, чем улыбка. Все поддельно, кроме голоса. «Задушевный голос»... И вот у такой женщины, которая, судя по отзыву мужа, носила в себе утроенную самочность, - голос был «неги, какой я ни у кого не слыхала»: и шел явно от «души» - утроенно человечной, небесной...

* * *
 “Без похоти и не рождают”, а где “похоть” - сейчас “роды”.
 Святая похоть: ибо свят мир.
 Ею живет, играет, светится, сверкает.

* * *
 "Интересна половая загадка Гоголя. Ни в каком случае она не заключалась в он......., как все предполагают (разговоры). Но в чем? Он, бесспорно, «не знал женщины», т.е. у него не было физиологического аппетита к ней. Что же было? Поразительна яркость кисти везде, где он говорит о покойниках. «Красавица (колдунья) в гробу» – как сейчас видишь...
 Поразительно, что ведь ни одного мужского покойника он не описал, точно мужчины не умирают. Но они, конечно, умирают, а только Гоголь нисколько ими не интересовался. Он вывел целый пансион покойниц, -- и ни старух (ни одной), а все молоденьких и хорошеньких. Бурульбаш сказал бы: «Вишь, турецкая душа, чего захотел». И перекрестился бы".
 "Анунциата была высока ростом и бела, как мрамор" (Гоголь) - такие слова мог сказать только человек, не взглянувший ни на какую женщину, хоть "с каким-нибудь интересом".

* * *
Не сторожит муж, - не усторожит отец.

* * *
 ...стояла темная старуха. Большой рот ее, раскрывался при разговоре, обнаруживал совершенное отсутствие верхних зубов, и 2-3 зуба в нижней челюсти... Она была очень спокойна, медлительна, и все в ней было плавно. “Верно, помещица, затесавшаяся в пропаганду”. Была очень скромна: при малейшем движении кого-нибудь - вставала и давала дорогу. Фигура крупная, вся в черном, воротничка нет. «Вот старая игуменья, попала в среду молоденьких. Да кто она?»

* * *
 Как хорошо, что эта Дункан своими бедрами послала все к черту.

 * * *
 Любовь есть взаимное пожирание, поглощение. Любовь – это всегда обмен – души-тела. Поэтому, когда нечему обмениваться, любовь погасает. И она всегда погасает по одной причине: исчерпанности матерьяла для обмена, остановке обмена, сытости взаимной, сходства-тождества когда-то любивших и разных.

 Зубцы (разница) перетираются, сглаживаются, не зацепляют друг друга. И «вал» останавливается, «работа» остановилась: потому что исчезла машина, как стройность и гармония «противоположностей».

* * *
 Любить - значит «не могу без тебя быть», «мне тяжело без тебя», «везде скучно, где не ты».
 Это внешнее описание, но самое точное.
 Любовь вовсе не огонь (часто определяют), любовь - воздух. Без нее - нет дыхания, а при ней "дышится легко".
 Вот и все.

 * * *
Девушки, девушки - стойте в вашем стоянии! Вы посланы в мир животом, а не головою: вы - охранительницы Древа Жизни, а не каменных ископаемых дерев, находимых в угольных копях.

Охраняйте Древо Жизни - вы его Ангел "с мечом обращающимся". И не опускайте этот меч.

* * *
Девушка без детей – грешница. Это «канон Розанова» для всей России