Бал Харбинцев в Модерне в 2009 г
НАВСТРЕЧУ ВЕСЕННЕМУ БАЛУ ХАРБИНЦЕВ В "МОДЕРНЕ" в 2009 г.
(Воспоминания бывшего харбинца, в настоящее время проживающего в Москве Иннокентия Николаевича Пасынкова)
Адрес: г. Харбин, Китайская улица, дом 176 - очень старое и очень памятное многим поколениям харбинцев многоэтажное здание кинотеатра, фасадом, выходившее на Китайскую улицу. Это была центральная улица большого района города под названием "Пристань". Район примыкал к берегу реки Сунгари ("Сунхуа цзян" - "реки кедрового цветка"). В "Модерне" на Китайской улице и был запланирован харбинским старожилом Николаем Заикой через 55 лет, прошедших после начала "Великого разъезда", "Весенний бал" бывших харбинцев, рассеянных ныне по всему белому свету. Но мало, очень мало осталось сейчас тех харбинцев, которые "живьем" помнят ещё тот старый, запавший в душу самый шикарный в городе кинотеатр.
Кое-что о "Великом Немом". В начале минувшего века "Великий немой" не был ещё широко распространен. Демонстрация кинофильмов была сенсацией, праздником, особенно, для детворы. Сейчас я уже не помню точно, какие фильмы и где увидел, когда мне было 5-6 лет, но всё же феномен детской памяти кое-что так и сохранил навсегда - те очень далёкие впечатления. Кажется, первый кинофильм я увидел в Благовещенске в 5-6 лет. В город по какому-то поводу привезла меня мама из Алексеевска, где мы жили. Удивительно: запомнилось название этого фильма - "Анна Болейн". Этот фильм о жене Английского короля Генриха 8, которая царствовала 1000 дней, прежде, чем ее казнили.
Конечно - иностранный, но с русским переводом, который мне читала с экрана и поясняла мама. Никакой музыки не было, кроме рояля, который звучал с перерывами. Стоял, кажется, рояль на сцене, недалеко от экрана.
"Кинематограф" - от греческого "кинема" - движение, и "граф" - изображение. Первые киноаппараты были изобретены в 1885 году (братья О. и Л. Люмьер и Ж. Демени во Франции, М. Складановский - в Германии). Дневное и цветное кино появилось в 1927-1929 гг.
Летом 1928 года я с родителями оказался в Харбине, приехав из Сахаляна с мамой по её педагогическим делам и, отчасти, по моему неважному здоровью. О бегстве из Благовещенска в Сахалян и о жизни там - это уже сосем другая история.
И вот тут, в Харбине, случилось семейное несчастье: дней через десять мама моя умерла, заразившись сыпным тифом. Была похоронена на Харбинском православном Св.-Успенском кладбище, уничтоженное впоследствии в 1956 году.
Огромная территория кладбища была приспособлена для развлекательных мероприятий. Ни крестов, ни памятников, ни следов могил - ничего не осталось. Гранитные и чугунные материалы с кладбища пошли на облицовку набережной реки Сунгари.
Мы с папой остались вдвоём и, фактически, без средств, без жилья. Квартира в Сахаляне со скромной мебелью была, видимо, продана по дешёвке, так как российские беженцы в Сахаляне нуждались в квартирах. Положение наше с папой в Харбине оказалось тяжёлым. Он был безработным, и специальность папы (юрист высокой квалификации) не была востребована. Устроился он в Харбинский комитет помощи русским беженцам, на Конной улице, д. N 9. Сам "Комитет" ютился в маленькой квартирке, состоявшей из комнаты и кухни с плитой. Тут папа был и секретарем, и уборщиком, и истопником. Зарплата была мизерная или её вообще не выдавали. Из этого детства запомнился председатель Комитета Виктор Иванович Колокольников - невысокого роста, в очках, строгого вида. Таким он мне запомнился с детства. Помнится, что было и Правление комитета - среди таковых запомнился Валентин Васильевич Пономарев. В последующие годы был заведующим харбинским реальным училищем в Новом городе (район Харбина). Попал затем в 1945 году в советские лагеря, а после досрочного освобождения и реабилитации жил в Караганде. Там нашел подругу жизни тоже из числа бывших репрессированных. Оба были уже пожилые (из лагеря освободился в возрасте около 70 лет, если не больше), давно умерли и похоронены в Караганде. Кроме Колокольникова и Пономарева из числа правления Комитета запомнились фамилии Полуянова и, особенно, Владимира Васильевича Поносова, который затем стал крупным учёным по востоковедению, археологом, пржевальцем (состоял в кружке пржевальцев). Формально работал в Харбинском краеведческом музее в Новом городе (около кафедрального собора).
Домовладельцы-эмигранты, а также предприниматели и энергичные купцы постепенно освоились в Харбине и на "Линии", т.е. на разных станциях КВЖД и даже на нетронутых ещё плодородных маньчжурских землях. Кое-где начали обустраиваться, заводить скот, пасеки, молочные хозяйства, занимались охотой. В Харбине постепенно образовался "класс" домовладельцев, владельцев магазинов, ресторанов, кафе, и даже было кабаре. Эти богачи эмигранты не были чужды и благотворительной работы, помогали неимущим эмигрантам. Например, в Новом городе, имел хороший многоэтажный дом Федор Иванович Слинкин, с сыном которого Андреем мы вместе учились в гимназии. Владельцем кондитерской в Новом городе был предприниматель Васильев (потом она стала кондитерской Ражева). На Пристани был крупный домовладелец Александр Иванович Лякер. Все эти удачливые эмигранты не были чужды благотворительной работы, помогали неимущим безработным эмигрантам. В Новом городе было основано бесплатное общежитие на Почтовой улице, напротив женского монастыря для бездомных беженцев им же предоставлялись бесплатные обеды. Мы с папой тоже пользовались этой помощью.
Но вернемся назад на Конную улицу в Русский беженский комитет. Мне нужно
было учиться дальше, приближалась осень. В Харбине были бесплатные русские начальные школы. И папа отдал меня во 2-ю городскую школу на 4-й линии. (Линиями назывались короткие улицы, они упирались в полотно железной дороги, которая шла через город к заводу по ремонту составов).
В школу папа отдал меня в 3-е отделение. Вообще, было четыре отделения, по окончании которых можно было поступить в вышеначальное училище или гимназию. В Харбине было их несколько. Здание 2-й городской школы примыкало вплотную к 5-й городской школе. Заведующим в ней был Пётр Тимофеевич Сковородников. До чего же детская память сумела сохранить эту 2-ю школу, когда я был уже сиротой. Жили кое-как вдвоем с папой, так и не имевшим постоянной работы. 2-я городская школа осталась в сердце навсегда. Классным руководителем у меня была Анастасия Андреевна Чикурова уже пожилая женщина с дореволюционным педагогическим образованием. Как раз в год моего поступления в школу у Анастасии Андреевны случилась трагедия - умерла единственная её дочь Тамара, уже девушка, и наша классная наставница осталась одинокой. Тем не менее, у неё хватило сил продолжать педагогическую работу. Не выпадает из памяти ещё один эпизод. Уже после кончины дочери Анастасия Андреевна расплакалась во время утренней молитвы. Каждый день в школе начинался с молитвы в классе. Откуда же снова эти слезы? Оказалось, что из школы уволили заведующую Софью Львовну Троицкую за то, что она имела советское гражданство. Её очень любили все педагоги за доброту и профессионализм. На её место назначили Николая Демьяновича Вишневского - опытного педагога средних лет приятной внешности.
Кто же из педагогов и учащихся запомнился мне, и какова была их судьба далее? Законоучителем был о. Иоанн Тростянский (кажется, настоятель Старохарбинского храма). Учителем рисования Евдоким Михайлович (фамилию не помню). Пение преподавал Христофор Семенович Морозов: давал нам понятие о нотах, учил петь простейшие песенки. Естественную историю преподавала молодая красивая учительница (имя отчество не помню) Все же основные предметы вела сама Анастасия Андреевна - "учительница первая моя".
Сохранились, конечно, в памяти и многие соученики: это Венедикт Карыпов, Георгий Коренев, Сергей Родин, Василий Василенко, Тагир Бичурин, Габбас Мухамедзянов, Стенякин (имя забыл), Израиль Бычков, Сорокоумов - жил на другом берегу Сунгари и ежедневно ходил пешком через мост из Затона. Из девочек, прежде всего две красивые подружки Люся Ситина и Галя Шебалина, Нина Васильева, Таня Мясникова (обе учились очень хорошо), Кимстач (имя забыл). Всего в классе было около 40 учащихся. Но вот имена так и остались в памяти почти через 80 лет! Да, учился Николай Стариков, живший на другом берегу Сунгари, впоследствии священник и настоятель Свято-Николаевского Затонского храма. Конечно, запомнить всех соучеников невозможно через такие годы и расстояния. А вдруг кто-то окажется читателем и откликнется. Всё, всё может быть. Если не сами упомянутые, то их потомки. И, наконец, хочется вспомнить, как к большой перемене приходили женщины с корзинами, закрытыми чистыми полотенцами, а из корзин так соблазнительно пахло ароматом ещё горячих пирожков - мясных, с капустой и ягодой. Стоили пирожки по пять копеек, это тоже было видом заработка для женщин-беженок. Мне редко перепадали такие деликатесы. Иногда папа, не имевший постоянной работы, всё же давал мне пять копеек на пирожок. Вот и подошли мы к тому тяжёлому моменту в жизни, когда я уже не смог продолжать учение в школе - папа не мог устроиться. Жили впроголодь. В то время в Харбине была такая форма выхода из положения, как "снять угол". Именно так получилось у нас с папой. Сняли угол у Ольги Петровны Сысоевой, проживавшей в Нахаловке, впоследствии переименованной в "Сунгарийский городок". Это был район почти целиком одноэтажных, редко двухэтажных, домов "нахальной застройки", потому долго держалось название "Нахаловка". Там можно было снять не только квартиру, но и угол. На снятие комнаты денег не было, снимали угол у упомянутой выше Ольги Петровны Сысоевой. Остался в памяти её муж Степаныч (имя не помню). Он работал на Сунгарийской пристани, охраняя ночью баржи. Высокого роста, более 50 лет, помню, один глаз был протезирован. Я не помню, сколько нужно было платить за такие углы, но конечно гораздо меньше, чем за комнату. Даже адрес этого дома запомнился: Зоринская ул., N 41. Нельзя не упомянуть, что земля в Нахаловке представляла как бы трясину. От нас шел сыроватый полугнилой запах. Но застраивать район китайские власти разрешали. Вот в таком дворе мы и оказались с папой в 1929 году.
Из жителей этого двора запомнилась семья Опрокидневых. Девочка Валя была моего возраста. Помню, мы с ней бегали в ближайший кинотеатр "Атлантик" на Саманной улице, где детские билеты стоили по 10 копеек в первые ряды - партер, а в задние ряды билет стоил вдвое дороже. Странно, но из тех детских лет запомнились и названия "немых" картин и имена любимых артистов: Дуглас Фербанкс, Мэри Пикфорд, Алиса Терри, Рудольф Валентин, Иван Мозжухин, Ольга Чехова (эмигрантка, оказавшаяся за границей после революции) и другие. Потом Валю Опрокидневу постигла участь большинства русской эмиграции. Она прошла через 10 лет ГУЛАГа. Была, как и почти все остальные, досрочно освобождена "за отсутствием состава преступления". Вышла замуж за земляка, тоже отсидевшего свое, Владимира Сергеевича Васинского - харбинского журналиста и работника харбинского радио. Жили они в Новосибирске, и мы с покойной ныне женой бывали у них в гостях несколько раз. Владимир Сергеевич завещал мне свой ценный литературный архив, материалы которого использовались потом мной как в лекционной работе, так и в журналистике, и в частной переписке. В газете"НСМ" была моя статья об этом архиве (см. "НСМ"N130).
Но, вернемся к "Атлантику". О посещении "Атлантика" запомнилось ещё, что между сеансами были выступления балетных пар. Запомнились Москалева и Суворин, Римш и Казанджи, а из кинофильмов "Земная жизнь Иисуса Христа" (чья продукция - не помню), но в одном кадре показали верх креста, как бы за стеной, который нес Иисус Христос, и известен случай, когда одна из зрительниц упала в обморок. Все это было!
Вернусь к своей судьбе. Лето заканчивалось. Мне нужно было поступать в 4-е, последнее отделение 2-й городской школы. Тут случилось несчастье: папа заболел тяжелой формой бронхита (последствия бегства через Амур зимой из Благовещенска в Сахалян, когда папе приходилось лежать в снегу на Амуре, прикрываясь белой простынёй). Положение у меня оказалось отчаянным - жить одному, да ещё и учиться было невозможно. Перед тем как лечь в больницу, папа обратился за помощью к Ольге Григорьевне Борщ - это была близкая знакомая моей покойной мамы еще по Сахаляну. Муж у Ольги Григорьевны умер. Жила она с двумя дочерьми Ниной и Лидой. Обе симпатичные и грациозные барышни. Старшая Нина - блондинка, младшая Лида - брюнетка. Обе они, обладая сценическими данными, выступали в кабаре "Фантазия", которое в то время было на Пристани, на углу Новогородней и Полевой улиц. Работа была нелёгкой, ночной. Посетители были иностранцы и русские богачи. Иногда такие гости приглашали в антрактах балерин за столики, угощали их. Вот добрейшая Ольга Григорьевна и её дочери и пригласили меня, пожить у них, пока папа в больнице. Квартира была двухкомнатная плюс кухня с плитой, которые, как обычно, отапливалась дровами. Жила семья Борщ очень скромно, но денег на основное хватало. Именно в это время, в новогодние гадания 1929-1930 гг. за Ниной и Лидой ухаживали двое русских юношей: один - Володя Рыков, будущий чемпион Харбина по теннису, второй - студент Миша Смирнов.
Случилось во время гадания со мной необычное. В зеркале в кольце я увидел себя года на три старше в белой форме (этот эпизод был описан мною в газете "Московская правда"). Священник, к которому я обратился после гадания, предупредил меня, что о будущем не нужно загадывать при помощи гадания - на всё воля Божия.
Тут добавлю ещё немного о дворе, в котором жила семья Борщ на Торговой улице, номера дома не помню. Хорошо помню, что там во дворе была фабрика Заики по производству колбасы.
Перехожу далее к своей судьбе. Жить у чужих людей, учиться и как-то питаться было для меня уже невозможно. Оставалось бросить учение. У Ольги Григорьевны была знакомая ещё по Сахаляну пожилая подруга - Надежда Митрофановна Холодович, сын которой Владимир, солидный деловой человек, имел связи с журналистами. Вот он и предложил мне пойти на работу в издательство киножурнала "Зигзаги", конечно, бросив учение. Выхода не было. Пришлось согласиться, тем более, что папа был ещё в больнице. Редактор журнала Александр Фаддеевич Любавин и его жена Ольга Леонидовна хорошо приняли меня, и я стал продавать журнал. Чета Любавиных жила вдвоем в гостиной на углу Мостовой и Участковой улиц на Пристани, в шикарном большом номере. Относились ко мне с сочувствием, даже ласково.
Стал я зарабатывать так, что днём мог питаться, а деликатный папа, имея случайные работы, ни разу не брал у меня денег. Так я попал в иной мир - шикарный с огромными зеркалами во все стены в фойе, паркетным полом, баром, бильярдной, киосками и прочей обстановкой иной шикарной жизни, столь необычной для меня. Нужно сказать, что ходил я в форменном кителе тёмного цвета, на воротничке которого было золотом вышито "Зигзаги". Причёску носил уже с пробором. Все работники кинотеатра и входившие в него службы относились ко мне очень хорошо, даже сочувственно.
Но учиться я уже не мог и пропускал целый год. Удивительно, как со столь далеких лет, запомнились не только обстановка, но и люди, ставшие милыми сердцу. Прежде всего, кассирша Варвара Александровна Макарова, дама средних лет, очень модная и красивая, которой я оказывал услуги. Она посылала меня в перерыв купить для дневного чая булочки, которые до сих пор не могу забыть. Они были очень маленькие, разной формы, очень сладкие и ароматные, а также шоколад "Каэ", который продавался в "Марсе" напротив "Модерна".
Шоколад продавался не плитками, а на развес, кусками, весом по заказу. Причем, рубился тут же на прилавке. Старшим билетёром в кинотеатре был Александр Дмитриевич Банников - высокий, стройный. Костюмы у всех были хорошо отглажены. Контроль в кинотеатре был двойной - у двери в зал ожидания и у двери в зал просмотра. Входов было несколько: слева в передние ряды, справа в партер, за фойе партера в бельэтаж, ложи и на галёрку. Самые дешёвые места были высоко под потолком. В бельэтаже были очень удобные стулья-кресла.
Запомнились милые сердцу среди контролёров: Севва - молодой человек, стоявший у внешнего входа в фойе партера. Билетёры Николай Николаевич Нестеров и Василий Дмитриевич Бухаров, Илья Николаевич Дунаев. Вот так и стоит перед глазами его средних лет невысокая коренастая фигура почти всегда навытяжку. Потом он был начальником спортивного отдела в БРЭМе в Харбине. Как и коренастую фигуру пожилого билетёра на входе в лоджии и на галёрку Просвиркина (имя-отчество забыл).
Очень подружился с молодым симпатичным китайцем "Мишей", прекрасно говорившим по-русски и всегда называвшим меня ласковыми именем. Помню, были и различные, так называемые коммивояжёры, или агенты для поручений. Одеты они были всегда по форме в тёмно-синие костюмы. Особенно запомнился высокий стройный и курчавый Лысцов (имени-отчества не помню). Он был мужем будущей звезды харбинской оперетты Александры Ивановны Лысцовой.
Главным заведующим всеми службами театра был Исаак Ильич Билицкий - полный, пожилой и с неуклюжей фигурой, но строгий - соблюдал везде нужный порядок. Запомнились ещё приятные мне люди Коля Мазин и Дима Шереметьев.
Киноленты были, конечно, "немые", и одни и те же фильмы шли одновременно в четырёх кинотеатрах: "Модерн", "Палас", "Ориант" и "Гигант". "Палас" напротив "Модерна", на Монгольской улице, был менее аристократичным и потому более дешёвым для посетителей. А два театра "Гигант" и "Ориант" были в Новом городе (другая часть Харбина). Причём одни и те же фильмы шли одновременно. По-моему, специальная машина перевозила части фильма к нужному времени из одного кинотеатра в другой. И это расписание работало точно. Был ещё кинотеатр "Аре" на Пекарной улице недалеко от "Модерна", но там шли кинофильмы по другой "линии", то есть от другой кинокомпании. Все театры работали чётко.
Поскольку фильмы были "немые", надписи на экранах были на русском, английском и китайском языках. Украшением кинофильмов был замечательный оркестр. В "Модерне" он размещался в оркестровой яме. В газетной рекламе фильмов всегда говорилось: "оркестр под управлением М.М. Силецкого - это была "фирма". Запомнил состав оркестра и расположение инструментов. Мирон Моисеевич, средних лет, стройный в светло-сером костюме - дирижёр оркестра и одновременно первая скрипка. Второй скрипкой был молодой талантливый Ёня Орлов с немного нескладной фигурой, но простой и приветливый. Ещё сидел на высоком стуле виолончелист Николай Дмитриевич Коцарев - это был классный музыкант русской дореволюционной школы. Наконец, крайним слева - контрабас Кантор, высокий и сутуловатый, и тоже "артист на своем месте". Посмотрим справа от Силецкого - пианист Абрам Субботовский. Его в шутку звали Абраш Воскресенский. Затем правее кларнет Виктор Коптевский, затем тромбон (фамилии не помню) и, наконец, барабанщик Пашевич - уже немолодой, но артист своего дела: мог изобразить и гул, и залпы, и паровоз, и машину. Всё это, удивительно, так и стоит перед глазами.
Харбинская публика любила бывать в кино. Обычно залы были переполнены. Любимцами кинозрителей в эти времена были киноактёры: Бастор Китон - "человек с каменным лицом", Рамон Наварро, Алиса Терри, Рудольф Валентино, Иван Мозжухин, Ольга Чехова (эмигрантка), Чарли Чаплин, Иван Петрович (югослав), Бригитта Хельм, Марлей Дитрих, Грета Гарбо, Дуглас Фербанкс, Мэри Пикфорд, Морис Шевалье, Ширли Тэмпл, Джанет Гайнор, Джон Барримор, Пола Негри, Жозефина Беккер - знаменитая африканская танцовщица, выступавшая обнажннной, и даже собачка Рин-Тин-Тин.
В те времена между киносеансами выступали различные певцы, актёры, танцоры. Запомнились колоритные солидные фигуры старой русской школы - Марии Александровны Садовской, исполнявшей русские народные песни (тоска по родине) и Софьи Александровны Реджи с репертуаром "песни улицы". Одеты они были скромно и по старинной моде. Две эти певицы были любимцами публики. Аплодисменты на их концертах не смолкали, а у некоторых зрителей-эмигрантов на глазах появлялись и слёзы тоски по Родине, потерянной России. Из других выступавших запомнился артист Вительс (старые и современные песни). Бури восторга и аплодисментов вызывали зажигательные кавказские пляски Илико Казбека и Берты Червонной. Всех выступавших через столько лет запомнить невозможно.
Тут необходимо сделать отступление: за годы до всего описанного на Китайской улице угол Аптекарской был небольшой кинотеатр "Декаданс". Там шли небольшие фильмы и ставились короткие пьесы-водевили. До сих пор в памяти остался водевиль "Чертёнок" на две роли - Он и Она. Весёлые частушки, танцы и пляски. Оба красивые, изящные. В этом же театре выступал замечательный куплетист-сатирик Лев Блюменталь. Как сейчас, вижу перед собой его выступления. Он выходил на сцену стремительной походкой в простом чёрном костюме и с цилиндром на голове, лицо немолодое, но хорошо сдобренное гримом. Он, сняв цилиндр, исполнял частушки на тему дня. Успех был огромный. Как ни странно, так и осталась в памяти одна из его частушек. В то время женская половина населения чересчур увлекалась общественной работой в ущерб домашним делам. И вот через 70 лет у меня удержалось в памяти:
Жена в собраньи На заседаньи Муж благородный, Как волк голодный.
Но вернемся к "Модерну". Между сеансами там были популярны песенки Вертинского и "того старого" Петра Лещенко. Песни Вертинского (он в это время был в Шанхае) с большим успехом исполнял А. З. Кармелинский, а потом и Андреев под псевдонимом Моложатов. Это был родственник моего хорошего знакомого Иннокентия Павловича Андреева, с сыном которого, Володей, мы потом учились в одном классе, в гимназии Достоевского. Еще у него была дочь Татьяна, но она была ещё маленькой.
Андрей Моложатов задумал взять советское подданство и уехать в СССР - продолжать карьеру, но, как почти всегда бывало с экс-эмигрантами, так и сгинул где-то в недрах ГУЛАГа. В кинотеатре "Модерн" перед каждым сеансом исполнялись увертюры - чаще классические - оркестром под управлением М.М. Силецкого (отчего и билеты, всегда были дороже, чем в других кинотеатрах). Очень красивой и оригинальной была "световая игра" на открытой сцене. По её бокам и в глубине роскошная драпировка постепенно меняла цвета, начиная от нежно-голубого, и кончая ярко-красным. Причём, всю эту смену игры цветов проводил за кулисами тот самый Миша, о котором я упомянул выше. Зрители тепло и с восторгом воспринимали эту игру цветов и звуков. По окончанию увертюры сразу опускался экран, и начиналась демонстрация самого фильма.
В "Модерне" была своя электростанция, находившаяся в полуподвале в одном из отдаленных участков здания. Помню, как однажды электромеханик предложил мне поближе познакомиться с этой электростанцией и повёл меня туда. Шли мы по какому-то не очень широкому настилу, а когда я прикасался к электромеханику меня слегка било током. Такое развлечение не было приятным и больше уже ходить вниз не хотелось.
В "Модерне" во всех залах и подсобках всегда был образцовый порядок. Экономкой всего огромного хозяйства была Любовь Львовна (фамилию не помню), одинокая нервная женщина лет под 50, с пронзительными чёрными глазами, острым взглядом. Дисциплину она держала крепко, и вся обслуга её боялась. Элегантно и просто одета, невысокого роста, малоразговорчивая - она была опорой хозяйства. И вот эта с виду непривлекательная дама однажды связала для меня тёплый голубой шарф к какому-то празднику. Подарила мне, и я очень долго вспоминал её: шарф был и теплым и прочным. Даже будучи учеником, а потом студентом, я очень долго носил этот шарф, вспоминая эту строгую на вид и добрую женщину. Ясно, что она жалела меня и хотела мне сделать что-то хорошее.
Осталось сказать о частых "файв-о-клоках", которые организовывались по воскресеньям в просторном фойе партера. Зал его был с до-блеска натёртым полом, с потолка до пола завешен бархатными драпировками вишнёвого цвета. Начинался "файв-о-клок" в пять часов вечера и одолжался примерно до десяти. Я не знаю, кто и по какому признаку приглашался в гости, и сколько им это стоило, но обычно это были богатые русские и иностранцы. При этом дамы были одеты в строгие вечерние платья, а мужчины - во фраки или смокинги. Столики располагались по краям этого зала, а в середине оставалось место для танцев, конечно, иностранных: фокстрот, танго, медленный вальс. На столы подавались "сказочные угощения", закуски и сладости, которые готовили специальные повара и кондитеры-китайцы. Сама кухня и кондитерская были на верхних этажах. На столах в хрустальных вазах стояли букеты свежих, прекрасно подобранных садовых цветов. И до чего же искусными были эти повара и кондитеры.
Одну стену этого зала занимал неглубокий бассейн с фонтаном, с плавающими золотыми рыбками. Над бассейном была небольшая полукруглая площадка для джаза, который размещался иногда не только на "сцене", а в углу самого зала. Обычно джаз был небольшой, играл без оглушения гостей. Инструменты были начищены до блеска. Мелодичные звуки звучали в меру громко, и не было какофонии. Мы, работник кинотеатра, подглядывали сквозь складки бархатных занавесей и любовались красотой, вдыхали аромат дорогих духов, который распространялся от танцующих в зале. Особенно популярными были в то время французские "Суар де Пари" ("Вечер Парижа"). Обычно веселье заканчивалось в одиннадцатом часу. Дамы и господа чинно расходились, и мне не помнится ни одного случая какого-либо происшествия, тем более скандала. Гости выпивали в меру, и всё было "так чинно и благородно". Картина этих "файв-о-клоков" запомнились на всю жизнь. Нужно дополнить, что день мой строился так: жили мы с папой, снимая где-то "угол" в квартире в Нахаловке, днём я шел к А.Ф. Любавину, отчитывался за прошедший день, сдавал деньги, брал новый запас журналов "Зигзаги". Но, кроме журналов, продавал ещё брошюры "Песни Вертинского", ещё чьи-то, а также большие календари на год, имевшие вид толстых журналов, с различными статьями и рекламой. Понятно, что от продаж всего этого мне причитался процент. Именно в это время я увлекся работой в мастерской по изготовлению больших бумажных реклам - киноплакатов на рамах. Мне довелось клеевыми красками вырисовывать буквы и окантовывать их кисточкой, так и разных плакатов, что вклеивались на рамах в щиты. Получалось очень красиво, и меня хвалил мой прямой руководитель Павел Черняк. Никогда его не забуду. Однажды он прекрасно угостил меня в кафе Ощепкова, размещавшегося рядом с "Паласом" на Монгольской улице. Тут впервые, в кафе, я попробовал прекрасный кефир и пирожные. Кафе Ощепкова славилось своим меню и очень предупредительным обслуживанием клиентов. Официантами были красивые молодые девушки, у всех была форма. Кроме Павла Черняк, помню еще второго художника Володю Попова. Ещё позже появился художник Николай Григорьевич Мызников, по странному совпадению в это время бежал тайно из СССР Ассерьянц - брат известного в Харбине Наголена, майор красноармеец. Он тоже подвизался подмастерьем в плакатной мастерской. Конечную судьбу всех означенных лиц не знаю, так как моя дальнейшая судьба изменилась резко. Об этом тоже вкратце нужно сказать.
Еще один штрих моей работы в "Модерне". Примерно в 1931 году там появился владелец этого здания - И.А. Каспе, кажется, французский подданный. Запомнилась сухощавая фигура стройного человека, который по вечерам частенько гулял один медленным шагом по залу кинотеатра, заложив руку за борт (о его трагедии вспоминать не буду - в Харбине был убит его взрослый сын, наследник огромных богатств). У Каспе, кроме комплекса кинотеатра и шикарного отеля, ещё был ювелирный магазин в этом же здании.
Остался ещё один штрих моей "кинобиографии". Поскольку я работал хорошо, А.Ф. Любавин был мной доволен. Как только на Пекарной улице, на Пристани же, открылся первый "говорящий" кинотеатр "Капитол" (бывший "Арс") я был туда переведён. С грустью расставался с "Модерном", который так полюбил. Запомнился в "Капитоле" старший билетер Всеволод Владимирович Транквилеский, и его жена Лидия Владимировна, такая же статная красивая, тоже работала билетёром. Ещё запомнился билетёр Николай Михайлович Рейн, с уже стареющей невысокой, стройной и выдержанной, с хорошей выправкой фигурой. Он тоже стоял на контроле. До сих пор помню двух красивых и симпатичных барышень Лиану и Олю. Обе были контролёрами уже при входе в зрительный зал. Запомнилась из "Капитола" красивая девушка, в форме "шоколадницы" - она носила на лотке много разных сортов шоколада и продавала их зрителям. Особенно раскупался у нее "Nestle". Гордостью для меня было то, что администрация часто доверяла мне показ русских надписей. Поскольку в "Капитане" шли только иностранные фильмы на английском языке, а большинство зрителей были русскими, нужно было давать перевод английской речи русскими надписями. Адскую работу проделал харбинец (бывший сахалянец), фамилия, кажется, Вертопрахов. Он коптил стёкла определенного одинакового размера до нужной черноты, а потом по ним специальным пером выцарапывал русский перевод шедших с экрана речей. Сбоку от большого экрана стоял маленький экран, диапроектор, и этот оператор по ходу фильма вовремя в специальную форму вставлял очередное стекло, а затем менял на другое. Так русскоязычное население понимало смысл содержания фильма. Так вот, мне была доверена та же работа на том диапроекторе, но не в основном фильме, а в картинке - "картонаже" в дополнение перед началом основного фильма (минут на 8-10). Я с гордостью в эти минуты восседал перед прибором в оркестровой яме и никогда не ошибался в смене стекла. Этой нагрузкой я очень гордился.
Однажды мне пришлось быть даже участником спектакля иллюзиониста. Приехал в Харбин со своей труппой и реквизитом англичанин м-р Левант. В его арсенале
были фокусы-сценки. И вот в какой-то роли я несколько раз предстал перед публикой обычно перед зрительным залом. Фокус заключался в следующем. М-р Левант, высокий и стройный, выходил на сцену в больших перчатках. Перед ним ставили столик, и он обращался к публике через переводчика: "Уважаемые леди, дайте мне временно своё кольцо, я использую его и верну вам".
Обычно народ колебался, но всё же кто-то подходил к сцене и давал своё кольцо, чаще всего золотое обручальное. М-р Левант брал кольцо и пробовал зарядить им пистолет, что лежал на столике и имел длинное дуло. Фокусник пытался через дуло втиснуть кольцо внутрь. Так как отверстие дула было маленькое. Левант брал молоток и к ужасу владельца сплющивал кольцо - тогда оно заходило в дуло. После этого, глядя за кулисы, говорил: "У меня есть мальчик, который не боится выстрелов". Я выходил на сцену, пройдя в другой конец, и Левант командовал мне: "Закрой глаза ничего не бойся, открой рот", что я и делал. Раздавался выстрел, даже появлялся дым из дула. После чего мне снова была команда Леванта: "Теперь, мальчик, иди через зал к выходной двери. Там висит коробочка и принеси её мне". Это я выполнял. Затем Левант на сцене на столике снимал с коробки цветную ленточку, открывал коробку, и там лежало целое кольцо, через которое была продета веточка живой розы. После этого Левант приглашал на сцену владелицу кольца, целовал ей ручку и вручал кольцо с розой под громкие аплодисменты. Гастроли Леванта в Харбине длились примерно месяц. Затем он со своим реквизитом и помощниками ехал дальше по городам Маньчжурии и Китая. За каждое участие в этом номере я получил от Леванта по три рубля, а в то время это были немалые деньги.
Так и шла моя жизнь среди "богемы", а папа перебивался случайными работами, и опять нам приходилось жить по "углам". Примерно в 1932 году, наконец-то, папу как опытного юриста взял на работу владелец страховой фирмы Владимир Александрович Пинаев и назначил его в качестве своего представителя на станцию Имяньпо. После устройства папа должен был и меня выписать к себе, и я смог бы дальше учиться в Имяньпо, где были русские школы. Не забуду никогда, как я провожал папу. Он стоял в тамбуре вагона, я - на перроне. Когда поезд начал двигаться, папа, как бы прощаясь со мной, заплакал. Больше я его не видел. Оставшись один, я продолжал работать в "Капитоле". Помню, что прошло несколько дней, и ко мне в "Капитоле" приходит врач Ольга Петровна Палимпсестова - старая знакомая моей мамы еще по России - и говорит: "Мы получили от папы письмо из Имяньпо. Завтра же приходи к нам. Будешь жить у нас, и учиться, работу бросай, а потом уедешь к папе". Ольга Петровна велела мне по просьбе папы бросать работу и переехать к ним. А потом уже от них уехать в Имяньпо, когда папа устроится получше. И стал я жить у Ольги Петровны Палимпсестовой в Саманном городке.
С ней жила её родственница Елена Павловна Полумордвинова с сыном Ильей Николаевичем. Вот я и был принят в их семью на правах родного человека. О, ужас! В декабре 1932 г. Ольга Петровна получает письмо от Пинаева, что папа мой умер от заболевания сердца и лёгких. Сказался побег зимой через Амур примерно в 1919-1920 годах. Тогда-то он и был простужен ночью при лежании на снегу. А мы с мамой оставались в Алексеевске в своем доме и бежали позже в Сахалян же, где до этого образовалась целая группа беженцев. Одним из первых беглецов был Чернышёв. У него и останавливались последующие беглецы. У Чернышёва остановились мы с мамой. Ольга Петровна с Еленой Павловной и их сын приняли меня как родного. Так началась моя новая своя жизнь. При этом запомнилась фраза Ольги Петровны: "Вот так и поплывём вместе". Меня отдали в школу РСО в Корпусном городке, где я проучился год, а потом устроили меня в гимназию им. Достоевского.
В школе РСО директором был Константин Николаевич Звягинцев, он же преподавал русский язык, законоучителем - о. Александр Кочергин, английский преподавала Нина Алексеевна Звягинцева, у них была дочь Наташа (уехала в Шанхай), математиком был Вячеслав Виссарионович Капутовский. Он был парализован, у него не сгибались колени, ходил, держась за стенку. Пение преподавал Приклонский, историю - Пётр Алексеевич Матросов. Ольга Петровна и Елена Павловна восхищались им, он был ижевцем. Боткинские и ижевские рабочие организовали отряды против советской власти. Но это было уже далекое будущее: гимназия и институт, стажировка в Японии и работа в БРЭМе, и 10 лет ГУЛАГа, где я чудом остался жив. На этом можно поставить точку, так как трудные годы и мучения в советском лагере подробно описаны в прессе несколько раз. В заключение нужно отметить, что и после формальной реабилитации какое-то время было насторожённое, мягко говоря, отношение к репрессированным. Отношение | к реабилитированным смягчилось особенно после прихода к власти Б.Н. Ельцина.
Философски осмысливая пройденный нелегкий путь жизни, всё равно благодарный взор обращается к нашему заграничному воспитанию, к нашим архипастырям, педагогам, воспитателям, что были заграницей, как изгнанники Родины.
Со школьной скамьи запали идеи "Коперника духа" - Ф.М. Достоевского. В "Записках из мёртвого дома" он учил, что в каждом человеке, как бы низко он ни пал, теплится искра Божия. Вот такие искорки удавалось порой узреть в душах и преступников, и новых пополнений, в основном из-за границы.
Как писал мудрые слова Иммануил Кант, которые мы знали со школьной скамьи: "Есть две вещи, которые приводят меня в содрогание - звёздное небо над головой и нравственный закон в душе человека".
Эпилог
Александр Тимофеев, инженер из Красноярска, покойные родители дедушки и бабушки которого были моими друзьями с детства в Харбине, прислал мне часть официального документа, полученного из Читы. В книге "Чита историческая. Сборник научных статей. Чита, 2007 г. Автор С.А. Насибулин в подборке "Почётные граждане Читы в 1851-1917 гг. под N 24 указывается: "Пасынков Николай Алексеевич, личный почётный гражданин".
Это мой папа. Там же жила и работала моя мама - Александра Алексеевна Пасынкова (в девичестве Филиппова), иркутянка, была начальницей женской гимназии. Никаких документов о родителях у меня не осталось. Сейчас официальным путём я пытаюсь установить точное место работы моих покойных родителей в Чите.
В приведённом мною очерке упомянуты некоторые фамилии и имена, не имеющие прямого отношения к теме о "Модерне". Но сведения об указанных лицах могут быть интересны харбинцам или их потомкам, которые могли их знать.
Иннокентий Николаевич Пасынков, бывший харбинец.
г. Москва
P.S.
Пасхальный бал в Харбине состоялся. Он торжественно открылся 16 апреля 2009 года. Празднования продолжался несколько дней. На встречу съехались 230 человек, из них 63 человек из России, 100 из Австралии, а также из Канады, Японии, Кореи и других стран. Одна бабушка приехала издалека даже в инвалидной коляске. О торжественном заседании и экскурсиях по Харбину и окрестностям города снят видеофильм.