Вход на выход Часть II Гл. XII

Ирина Гросталь
       
        Известие об ОПЗ не давало мне покоя. Уже лежа в койке, я представляла, как в нем рожают женщины, отвергнутые советским обществом по причине инакомыслия. Рожают под надзирательством врачей-врагов, возможно, – садистов…

         Из биде Васка вернулась на пару с Ольгой. На ходу они вели беседу и когда улеглись, продолжили разговор. Точнее, говорила Ольга, а Васка слушала.
         Я не прислушивалась к их беседе, но, видя, что разговор меж ними завязался плотный, решила воспользоваться минуткой и написать письмо мужу. Достала из-под подушки конверт с открыткой и предусмотрительно вложенным в него  листком тетради в клеточку, устроилась поудобней и задумалась, с чего бы начать.

         Конечно, хотелось излить душу и написать обо всем, что произошло, начиная с «дородового», но я остереглась наболтать лишнего. Потому решила рассказать главное – о нашей малышке. Остальное – когда выберусь из стен роддома.

         Я расписала, какая она замечательная, самая красивая крошка на свете! И нарисовала ее ладошку в натуральную величину. Ладошка заняла с десяток клеток на листе. Какая же она малюсенькая! Сердце мое снова сжалось: как там моя крошка, в детском отделении, одна?..

         Я тяжело вздохнула и продолжила. Сообщила, что здесь все время хочется есть, а потому нам, по-возможности, нужно присылать побольше съестного, так как роддомовские харчи ни на что не годны, а мы должны следить за качеством питания.
         Под «нам» и «мы» я подразумевала себя и Васку: вдвоем мы ели за троих и к вечеру продукты из посылки подошли к концу.
         Еще рассказала мужу, что видела его утром во дворе роддома, и дала ему примерный адрес своего местонахождения, обозначив, где и у какого окна коридора  буду поджидать его в следующий раз.
         По окончании  передала привет всем родным, обещая, что теперь уже скоро вернусь домой…

         Когда письмо было готово, закончилась и беседа Васки с Ольгой.
         Ольга поднялась с койки, накинула халат и пошла из палаты.  Васка тут же обернулась ко мне и с ехидцей подмигнула:
         – Знаешь, куда пошла?
         – Куда? – переспросила я, припрятывая письмо мужу под подушку.
         Она усмехнулась:
         – Туда!
         Глядя на ее шкодливую физиономию, я догадалась: Ольга направилась в закуток к дразнилке.
         – Но ей-то туда зачем? – удивилась я. – После родов она выглядит вполне прилично.
         Васка хмыкнула:
         – А ты до родов ее видела? То-то! Да и не дразнилка ей там нужна.
         – А что?
         – То же, что и тебе: плакатная дамочка на стене. Развелось тут вас, болтунов – пруд пруди! И вот готовы каждому встречному поперечному наизнанку выворачиваться, болтать что ни попадя. Пусть тоже там  постоит, нашпигуется, ей тоже не помешает.
          – Тоже? – переспросила я.
          – Да, тоже. Тоже болтает много.
          – А что она такого наговорила? Глупости какие-нибудь?
          – Глупости ты болтаешь, – хмыкнула Васка. – А она далеко не дура, есть в ее тыкве  и  зрелые зерна.
          – Какие?
          – Не впрягайся.
          – Но, Васка, почему ты не хочешь сказать? Умное-то к чему скрывать?
          – Не твоего ума дело! – отмахнулась она. – Много будешь знать, плохо станешь спать! Только вот что, пожалуй, кое-что тебе надо сказать. Предупредить, что ли… Ты с этой Ольгой поаккуратней будь, особо уши не развешивай. Станет вдруг говорить тебе чего, будь начеку! Она девка толковая, но что-то в ней не то…
          – Что?
          Васка задумалась:
          – Странная она какая-то… То ли с приветом, то ли... сектантка.
          – Какая еще сектантка? – усомнилась я. – Не похожа она на сектантку.
          – А ты их много видела-то? По-твоему, у них это на лбу написано? Нет, как раз она-то и похожа на сектантку. Мясо не жрет… Рассуждает… Сектантка! Из какой секты, пока сказать не могу. Но то, что не из наших, не из советских – точно!

          Глаза ее подозрительно сощурились, уши навострились, как у ищейки, нос зашевелился, будто она пронюхивала, к какой именно секте принадлежит Ольга.  Такой подозрительной, идущей по «следу», Васка меня настораживала.
          Я подумала и спросила:
          – Васка, а советские секты – это какие?
          Она дернулась, будто у ее носа чиркнули спичкой:
          – Ты что, белены объелась?! Какие, к черту, советские секты?!
          – Но ведь ты сказала, что Ольга из секты, но не из наших, не из советских. Выходит, есть и советские?
          – Ах ты, шалава! – накинулась она на меня. – Опять за свое?! Не цепляйся к словам! Короче… я тебя предупредила, а ты как знаешь! Выдастся минута побазарить с Ольгой, держи язык за зубами. И главное – не болтай!
          – Не болтай-не болтай, – невесело передразнила я. – До чего меня достало это «не болтай»! И так уже молчу как рыба об лед…
          – Чего? – усмехнулась Васка. – Ну, ты сказанула! Ну, надо же такое залимонить: молчит, как рыба об лед! Бедная рыбешка! Ее головой об лед трах-трах, мозги в стельку, из такой даже рыбкин суп не сваришь, а она при этом еще и молчит, гы-гы-гы! Ты вообще понимаешь, что несешь? Хоть иногда думаешь?

          Я покраснела:
          – Ну, бывает, что слова и слога местами путают. Иногда даже смешно получается: занимаешь мешаться, чайкий креп, ляфка от лимчика, шампань бакальского.
          Васка прыснула:
          – Шампань бокальского – в тему! Люблю такие приколы!
          – Угу, помню, – кивнула я и процитировала ее прикол: – Дальше едешь, тише будешь.
          – А еще такое слышала? – весело подхватила она. – И баба с возу, и волки сыты! А еще, как-то одна моя бывшая… клиентка сгоряча выругалась заковыристо: волчарная позора! Гы-гы-гы!

          И такое нехорошее было в ее гоготе, что я чуть не плюнула ей в хохочущий рот и ляпнула первое, что пришло на ум:
          – Хорошо смеется тот, кто хоть каких-то цыплят по осени считает!
          Васка зашлась пуще прежнего, сотрясая под собой пружинистый матрас, и неожиданно спросила:
          – Письмо-то мужу накатала?
          Я медленно кивнула.
          – Про меня отписала? – впилась она глазами-буравчиками.
          – Нет, – честно призналась я, тут же усомнившись, правильно ли поступила.
          Она одобрительно кивнула:
          – Обо мне молчок, милая девчушка… курочка-несушка!

          Я вздрогнула: курочкой-несушкой меня называл муж в письме! Васка цитировала его слова! Она прочла письмо?! Да как она посмела?! Ну, погоди, сейчас я тебе устрою!
          Я набрала воздуха в грудь, но и рта не успела открыть, как она опередила меня:
          – Да ладно, не заводись! Не читала я твоих маляв. Случайно получилось…
          – Случайно?! – готова была я спустить на нее всех собак.
          – Случайно, – как ни в чем ни бывало подтвердила она. – Когда деньги тебе под подушку засовывала, глянула, а там открытка...
          – Какие еще деньги?! – недоверчиво сощурилась я.
          – Которые ты выронила, когда сдачу от четвертного в косметичку запихивала. Ты в продол пошла, а я увидела их на полу, и тебе под подушку пихнула. Ну а там, смотрю, малява. Да не читала я ничего, очень мне интересно! Так, первые слова мелькнули… Короче, деньги припрятала, и все! Не веришь? Проверь сама.
         Не сводя с нее пристальных глаз, я сунула руку под подушку, пошарила там, надеясь, что смогу уличить Васку во лжи, но вместе с открыткой мужа и  письмом вытащила пару злополучных рублей.

         – Вот видишь, – упрекнула Васка, – все правда. Я ей деньги спасла, а она еще дуется, глупая курица! Лучше бы спасибо сказала, – наметилась она снова презреть меня спиной.
         Я спохватилась:
         – Спасибо, Васка! Ты действительно правильно поступила, что припрятала деньги под мою подушку.
         Мы улеглись и примолкли…

         Вскоре из закутка вернулась Ольга. Она торопливо подошла к своей койке, скинула халат и улеглась.
         Васка с ухмылкой обернулась к ней:
         – Ну, как прошла экскурсия?
         – Это ужас... – только и промолвила Ольга, тщательно подтыкая под себя края одеяла…

                ******

         Весь следующий день Васка не могла отоспаться. На нее напала такая лень, что она отрывала голову от подушки лишь с тем, чтобы накормить ребенка и себя. Возможно, она не спала ночью и теперь решила наверстать упущенное.
         Признаться, без ее общества я не знала, чем себя занять.
         Ольга, похоже, тоже томилась скукой. Она, было, вступила в контакт с соседкой по левую руку, но та оказалась малоразговорчивой.
         После полуденного кормления Ольга отправилась в коридор.
         Чуть позже на променад последовала и я.

         Выйдя в коридор, наткнулась на две каталки с вновь прибывшими родильницами, мест которым в палате еще не нашлось. Их головы вымученно торчали из-под одеял.
         Я поспешила прочь от них, бездомных, вглубь коридора – туда, где можно  побыть в одиночестве. Но, свернув за угол, приметила Ольгу. Она стояла у окна, склонившись над подоконником, и что-то чиркала шариковой ручкой на бумажной салфетке.
         Я думала пройти мимо, но Ольга окликнула меня.

         Боясь показаться невежливой, я подошла, спросила:
         – Письмо домой пишете?
         – Нет, стихи, – приветливо отозвалась она. – И можно на «ты».
         Нечаянно я обронила взгляд на салфетку. Она была испещрена мелким и ровным почерком – насколько он может быть ровным на гофрированной салфетке. Перед глазами мелькнула пара строк ее сочинения: «Корабль моей судьбы несется к облакам, и паруса, беременные ветром…».

         Ольга с улыбкой спросила:
         – Нравится?
         – Да, – кивнула я. – «Паруса, беременные ветром» – удачное сравнение. Вы давно пишете стихи?
         – С юности. А ты тоже любишь стихи?
         – Люблю. Некоторые даже записываю в свой дневник. Правда, заучивать их наизусть не люблю еще со школы.
         – Их и не надо заучивать, – рассудила Ольга. – Это же не таблица умножения. Стихи читают и сочиняют по вдохновению, когда душа просит.
         – Я тоже так считаю, – согласилась я. – Но вот в школе нас почему-то заставляли их зубрить. Для меня это было сущим мучением.
         – Почему? – удивилась Ольга. – Память плохая?
         – Да не то, чтобы… Просто не шли на ум всякие глупости.
         – Глупости? Какие?

         Я пожала плечами и  процитировала:
         – «Вынимаю из широких штанин дубликатом бесценного груза… смотрите, завидуйте, я гражданин Советского Союза!».
         – А что здесь глупого? – с улыбкой полюбопытствовала Ольга.
         Я заверила:
         – Все! Призывать завидовать, да еще тому, что у кого-то в штанине паспорт, то ли его дубликат, и этот бесценный груз хранится в штанах – разве не глупо?
         Ольга тихонько посмеялась.
 
         – Вот еще пример, – тоже развеселилась я: – «Глупый пИнгвин робко прячет тело жирное в утесах».
         – А что здесь глупого? – улыбалась Ольга.
         – Все!
         – А что именно, ты можешь сказать?
         – Во-первых, пингвин – не пИнгвин, а пингвИн. И вовсе не глупый. И не робкий: жизнь в вечной мерзлоте – не для робкого десятка. И тело его вовсе не жирное, а приятное. Когда видишь пингвина по телевизору, его всегда погладить хочется. И в утесах он не прячется. В Антарктиде вообще утесов нет.
         Ольга удивленно подняла брови:
         – Отчего же нет? Есть.
         – Нет. Нет там утесов! – настаивала я. – Кругом снег и лед, и пингвины всегда на виду там толпятся, ни от кого не прячутся. Даже людей не остерегаются, готовы подружиться с ними. Так что напраслина наведена на пингвина. Жалко птичку…

         Ольга похвалила:
         – А ты молодец, сообразительная.
         – Вовсе нет, – возразила я. – В школе была жалкой троечницей.
         – Почему жалкой?
         – Так учителя говорили, когда из жалости ставили тройку, а не двойку.

         Ольга подумала и серьезно спросила:
         – А почему ты плохо училась? Не нравилось, или что-то не давалось?
         – Не нравилось, – призналась я. – Неинтересно было… Но кое-что давалось:  физкультура и пение. А вы, конечно, хорошо учились? – в свою очередь  полюбопытствовала я.
         – Да. Я всегда была любознательная.
         – Отличница, значит? – глянула я на нее с легкой тенью презрения жалкой троечницы, у которой всегда имелись основания недолюбливать отличников.  – Выходит, зубрили день и ночь всю эту дребедень про штаны и пИнгвинов?
         – Порой приходилось, – игриво отозвалась Ольга. – Но я умела отсеивать ненужное: глупости не задерживались в голове. И все-таки, – снова спросила она, – неужели ни одно стихотворение не врезалось тебе в память само по себе, без зубрежки?

         – Из школьной программы  только про штанину и пИнгвина. Да и то потому, что всем классом вслух читали, по очереди, на оценку. Помню, смеялись, как до «широких штанин» и «глупого пИнгвина» доходили. Наверно, оттого на всю жизнь и запомнили, что глупость это…

         Ольга внимательно посмотрела на меня.
         На миг показалось, что она сочла меня за полного олуха и неуча. Чтобы не выглядеть в ее глазах абсолютной невеждой, я прочла небольшое стихотворение Юлии Друниной, которое не входило в школьную программу, но запомнилось на всю жизнь:
         – «Мы любовь свою схоронили,
           Крест поставили на могиле.
           Слава Богу! – сказали оба.
           Только встала любовь из гроба,
           Укоризненно нам кивая:
           Что ж вы сделали? Я – живая!»

         Ольга воскликнула:
         – Потрясающе! Ты даже не представляешь, насколько актуально сегодня это стихотворение!
         Я похлопала глазами. Конечно, стихотворение это мне тоже нравилось, но столь восторженная реакция на него слегка удивила.
         – Да, хорошее стихотворение, – согласилась я. – И рифма удачная. Меня всегда поражало, как поэты рифмы находят? Откуда они берутся? Вот у вас это как получается?
         – Трудно сказать… Иногда  думаешь о чем-то, что сильно впечатлило, и стихи рождаются сами собой, будто слышишь их. Словно картинка слуховая мелькает. Надо успеть запомнить или записать, иначе строки могут уйти бесследно. А хочешь, я прочту тебе, что придумалось мне после того, как у нас в палате обнаружилась отказчица от ребенка?
         Я кивнула.

         Ольга вытащила из кармана халата другую салфетку, тоже испещренную аккуратным почерком, пробежалась по строкам глазами, потом устремила взгляд за окно, и проникновенно прочла:

            – Свершилось чудо из чудес – рожден на белый свет ребенок!
            Уже прекрасны кротость глаз и зов беспомощных ручонок!

            Мать малыша к груди прижмет, накормит ласкою безмолвной
            И в упоеньи с ним заснет, объединясь дыханьем ровным.

            Что сдвинется в ее мозгу, когда рука, не зная толку,
            черкнет «Любому отдаю на воспитание ребенка».

            И пронесется вихрем новость: ребенка бросила одна!
            И осужденье – где же совесть? Надежды возглас – взять должна!

            Врачи используют приемы, дабы мамаше сей внушить
            Трагедии людской объемы: ребенок не просился жить!
   
            С ней проведут еще беседы, и уговорам нет конца,
            Примером на телеэкране спиной покажется она.

            На уговоры та не падка. Тверда в решенье, как скала.
            И в оправданье тому гадко падет притворная слеза.

            Она уйдет, не обернется, инстинкт и совесть победив.
            Малыш слезами вслед зальется, но в ожиданьи терпелив…

            Не плачь, малыш, и крепко спи. Печали годы унесут...
            И, знаешь, будешь ты любим, тебя иные люди ждут!
         

            Ольга вздохнула и тихо спросила:
            – Понравилось?
            – Да, здорово! – искренне похвалила я. – Если, конечно, к этой теме подходит «здорово». Хорошее стихотворение, и прочли вы его замечательно. А можно, я перепишу этот стих себе на память, когда мы вернемся в палату?
            – Конечно, – с  сердечностью отозвалась Ольга.

            Меня тронула ее неподдельная искренность, и я не заметила, как перешла на «ты»:
            – А знаешь, мне как-то самой довелось смотреть по телевизору интервью отказчицы от ребенка, и она действительно сидела спиной к экрану. А еще слезой умывалась – непонятно, по какому поводу. И меня удивило, отчего столько внимания таким уделяют врачи, упрашивают признать собственного ребенка. Это так странно! Мне после родов с грехом пополам удалось увидеться с дочерью. Я не могла дождаться, когда ее принесут… а этих отказчиц готовы умолять стать матерью! Получается, кто хочет ребенка, тому не дают, а кому он не нужен – втюхивают. До чего же гадкие эти женщины – вроде той, у нас в палате!

            – Не стоит судить их слишком строго, – сказала Ольга.
            – Почему?! – изумилась я. – Если кого и судить, то, прежде всего таких!
            – Прежде чем кого-либо судить, нелишне разобраться в причинах и понять мотивы поступков, – рассудила Ольга.
            – Понять причины?! И какие же причины могут быть для такой низости?
            – Причин много, – невозмутимо сказала она. – Но главная – это отсутствие любви у подобных женщин.
            – Это не оправдание! – с ходу опровергла я. – Многие женщины лишены  любви, но при этом рожают и от детей не отказываются. Бывает, без отцов растят детей, даже без алиментов, но им и в голову не приходит оставить ребенка.

            – Я не эту любовь имела в виду, – тихо сказала Ольга, – не между мужчиной и женщиной. Иную.
            – А какую еще? – опешила я.
            Ольга тихо, но отчетливо произнесла:
            – Высшую. Духовную. Космическую, если хочешь.
            – …Космическую? – потерянно повторила я.

            Она медленно кивнула и как-то особенно примолкла, глядя в небесную даль за окном. 
             Украдкой я всмотрелась в нее. Лицо ее нельзя назвать красивым, но в нем было что-то необъяснимо притягательное, так что на него хотелось смотреть еще и еще.
             Черты лица правильные и гармоничные. Выразительные глаза искрились удивительным лучистым светом. Милые ямочками на щеках, аккуратный рот и необычный для ленинградцев блеск белых, очевидно, от природы здоровых зубов, делали ее обаятельной. Кожа была гладкой, как у девушки. Казалось, Ольгу не тронул возраст: в свои тридцать четыре она светилась юностью.
             На губах ее играла едва заметная улыбка, свойственная незлобивому человеку. Высокий, чуть выпуклый лоб с распадающимися на прямой пробор волнами волос придавал ее лицу особую выразительность.
             Весь ее облик представлялся настолько утонченным, возвышенным и даже загадочным, что если б не чуть вздернутый носик, его можно было бы счесть иконописным.

            Внешность ее определенно располагала,  но слова про высшую, духовную любовь насторожили  меня: космическая любовь как-то не вязалась с прокоммунистическими воззрениями общества.
            И вдруг меня дернуло, как от укуса: Васка наказывала базарить с этой… сектанткой поаккуратней!
            Я не сводила глаз с иконописного лица Ольги. Ее взор почти молитвенно был устремлен за окно, вдаль, будто стремился слиться с небесами, а в моей голове застучало дятлом: не болтай, не болтай, не болтай!

            Я уже пожалела, что неосмотрительно ввязалась в разговор со столь странной особой и решила отправиться в палату, но любопытство взяло верх: отчего бы не послушать Ольгу? Ведь Васка-то ее слушала и признала, что у Ольги  мысли дельные. Да и слушать приятный голос Ольги – одно удовольствие.

             Я прервала затянувшуюся паузу:
            – Так какое отношение к женщинам, бросающим своих детей, имеет высшая… космическая любовь?
            – Именно никакого, – тут же отозвалась Ольга. – Они утеряли эту любовь. Утратили – как в стихотворении, прочитанном тобой: «Мы любовь свою схоронили…».  У таких женщин чувство любви атрофировано. В том числе и материнской.
            – Как это атрофировано?
            – Ты действительно хочешь знать истинные причины отсутствия материнского чувства?
            – …Ну да, – чуть уклончиво ответила я.
            Ольга  размеренно сказала:
            – Причиной того, что женщины бросают своих детей, являешься ты.
            – Чччто?! – отпрянула я от нее, точно от чокнутой. – ...При чем тут я?!

-------------------
Продолжение:http://www.proza.ru/2015/07/29/1288