Вечер в Цюрихе

Андрей Аверин
  А вы знаете, как был прекрасен тот июль 1916 года в Цюрихе? Вы вообще бывали в Цюрихе? Цюрих маленький городок в Швейцарии, раскинувшийся на берегах реки Лиммат и прекрасного Цюрихского озера. Вдоль побережья вы можете увидеть дома в стиле барокко. Старый город встречает гостей тишиной узких улиц и площадей. Он знаменит своими банками, банковскими счетами и самыми надежными в мире сейфами. Финансовый центр города - улица Банхофштрассе, здесь зарабатывают, пускают в оборот и тратят деньги. Банхофштрассе - воплощение порядка, чистоты и красоты, любая витрина здесь - произведение искусства. Эта улица считается одной из самых красивых в Европе. На площади Парадов внимание привлекает помпезное здание банка "Швейцарский кредит", возведенное в 1876 году, и отель "Савой Бор-ан-Виль" - постройка 1838 года. Где - то совсем рядом, гремит мировая война, миллионы людей безжалостно убивают и калечат друг друга. А здесь в маленьком городе, совсем недавно пережившим эпидемию испанки, идет своя особая жизнь. Он словно затерянный оазис, островок жизни Европы посреди моря безумия и крови.
   На улице Spiegelgasse в "Кабаре Вольтер" сегодня особенно много гостей. В программе заведения фигурируют русские произведения и исполнители - будет звучать музыка Скрябина и Прокофьева, тексты Василия Кандинского и будет играть фольклорный оркестр из пяти балалаек.
  Сегодня аншлаг! Со сцены немецкий поэт Гуго Балль причудливо одетый читает свое обращение к гостям:
   - Дада - это новое направление в искусстве. Если до сих пор никто ничего об этом не знал, то завтра об этом будет говорить весь мир. Слово 'дада' взято... прямо из словаря. Все до безобразия просто. По-французски оно означает детскую игрушку - лошадку на палочке. По-немецки - адьё, пожалуйста, оставь меня в покое, до свидания, другим разом! По-румынски - да, в самом деле, вы правы, это так, конечно, действительно, договорились. Интернациональное слово. Всего лишь слово, и слово это как движение. Все просто ужасно. И если из него создается направление в искусстве, то лишь для того, чтобы предупредить возможные осложнения.
  Дда это весь мир в четырех буквах, которые так легко уместить в вашем сознании! Дада - психология, дада - литература, дада - буржуазия, да и вы, уважаемые поэты, творившие всегда при помощи слов, но никогда сами не создавшие ни одного слова, - вы тоже дада. Дада - это мировая война, не имеющая конца. Дада - революция, не имеющая начала. Дада - это вы, друзья и стихоплеты, дражайшие евангелисты. И вы господин Юнг тоже Дада!
  Зал смеется! Спущенный, но не подающий вида, великий психиатр глотает черное кофе... Он даже здесь не прекращает свою работу!
  -И вы господин Эрнст Нобс, тоже дада! - обращается, развлекающий толпу господин к сутулому очкарику, главному редактору одной из крупнейших социал-демократических газет "Фольксрехт", недавно ставшему членом избран в городского совета Цюриха, будующему сто первому президенту Швейцарии.
  - Хотите достичь счастья? Произносите: 'Дада'. Хотите стать знаменитым? Произносите: 'Дада'. С благородными жестами и изящными манерами. До полного помешательства, до потери чувств. Твердите это простое слово как молитву! Как заклинание! Как признание в любви всему миру! Как ликвидировать все склизкое и журналистское, все ладное и складное, все заморализованное, зарифмованное и разукрашенное? Произносите: 'Дада'. Дада - это вселенская душа. Дада - это кульминация. Дада - это самое душистое цветочное мыло в мире. Дада - господин Рубинер, дада - господин Корроди. По-немецки это означает: выше всего следует ценить гостеприимство Швейцарии, а в эстетике все зависит от принятых норм.
   Я читаю стихи, цель которых ни много ни мало, как отказ от языка. Дада - Иоганн Фуксганг Гёте, дада - Стендаль. Дада - Будда и Далай Лама. Дада - м'дада, дада - м'дада, дада - хм'дада.
   Все дело в связи, которую вначале нужно слегка нарушить. Я не хочу пользоваться словами, которые придумали другие. А все уже существующие слова придуманы другими. Я хочу творить свое собственное безобразие, используя соответствующие гласные и согласные. Коль размах в семь локтей, так и слова нужны под стать ему. Слова же господина Шульце едва дотягивают до двух с половиной сантиметров.
   Мы можем присутствовать при рождении нового членораздельного языка. Я просто произношу звуки. И возникают слова - плечи, ноги, руки слов. Ай, ой, у. Не надо, чтобы слов было много. Стихи дают возможность обходиться вообще без слов и языка. Этого проклятого языка, грязного, как руки маклера, мусолившего деньги. Я хочу безраздельно владеть словом, от момента, когда оно только зарождается, до момента, когда оно исчезает вновь. Для обозначения любой вещи существует слово; таким образом, само слово уже стало вещью. Слова, слова, вся беда именно в них; создание слова, господа, - это общественная задача первостепенной важности.
  Юнг скребет карандашом по бумаге: ' ...Существует еще один архетип, с которым мы почти регулярно сталкиваемся в проекциях коллективно-бессознательных содержаний,- это 'колдовской демон', чаще всего производящий жуткое впечатление. Хороший пример этого - Голем Майринка, а также тибетский колдун в его 'Летучих мышах', магическим образом развязывающий мировую войну. Разумеется, Майринк узнал это не от меня, а свободно выкристаллизовал из своего бессознательного, выражая в образе и слове сходное чувство, подобно тому, как пациентка проецировала его на меня. Тип колдуна встречается также в 'Заратустре', в 'Фаусте' же - это сам герой. Образ такого демона, пожалуй, относится к одной из низших древнейших ступеней в развитии понятия бога. Это тип первобытного племенного колдуна или шамана, личности особенно одаренной, заключающей в себе магическую силу. Мы знаем, что представление о шамане, общающемся с духами и обладающем магической силой, у многих первобытных народов укоренено настолько глубоко, что они даже полагают, будто у зверей тоже есть свои 'доктора'. Так, ахумави в Северной Калифорнии говорят об обычных койотах и о 'койотах-докторах'. Итак, фигура такого колдуна-врачевателя, если она представляет некоторый негативный и, случается, опасный аспект, часто обрисовывается как темнокожая и относящаяся к монголоидному типу. Порой ее лишь с большим трудом или почти нельзя отличить от тени, но чем больше преобладает в ней магическая черта, тем легче она может быть отделена от тени, что немаловажно постольку, поскольку она может иметь также и позитивный аспект мудрого старого человека...'
  -Что-то я сегодня устала,- шепчет женщина за столом своему лысоватому спутнику:
  -Не провожай меня Володя, я пойду одна! Еще рано.... Здесь скучно и мне не нравится слушать этот бред. Правильно Наденька сделала, что не пошла сюда, слушать эти глупости!
  -Господин Тристан Тцара, мой заклятый шахматный противник, уверял, что здесь будет интересно.... Идите Инесса, я останусь!- речь мужчины отличало и делало особенным то, что он картавил.
  Мужчина, нежно смотря в глаза, пожал даме ручку. Она встала, улыбнулась, кивнула ему на прощание, и покинула переполненный зал.
  Лысый выпил пива и придвинулся к Юнгу.
  -Все пишите доктор?-
  -Да весь мир, это просто фон моей работы!- отвечал Юнг старому знакомому по Цюрихским кафе, так же своему шахматному противнику.
  -А о чем, если не секрет?- спросил Володя.
  -О дьяволе! - рассмеялся Юнг.
  -О дьяволе? прямо мистика какая-то! -
  -Вы не верите в дьявола?- спросил Юнг.
  -Нет, увольте-с меня! Я закостенелый материалист! -
  -Да все вы русские такие! - печально вздохнул Юнг:
  -Хотя зря вы так о нем. Он сейчас в Цюрихе.
  -Кто?- удивился Володя.
  -Дьявол,-
  Владимир пытался найти на лице Юнга, этого странного немецкого психиатра, хоть какой-то след улыбки, какую-то искринку, едва заметное обозначение иронии на лице. Но не нашел. Он подумал: 'не зря говорят, про психиатров, что все они чокнутые! Работа с душевнобольными накладывает отпечаток'
  -Вы считаете меня больным? - спросил Юнг:
  -Зря. Просто я думал, где ему еще быть, как не здесь. Кругом война, а здесь спокойно. Вот и прячется где-то здесь, наблюдая за всем неподалеку! Я многое читал про него и поверьте, знаю его повадки.
  Вдруг Юнг наклонился ближе к уху русского и жарко зашептал:
  -И самое главное, что не позволяет мне усомнится в том, что он есть... я здесь его видел. Видел и узнал. Видел своими глазами черт побери! Он живет рядом. Он всегда здоровается со мной! Один глаз зеленый. Другой голубой! Ходит с тростью, пожилой седой такой господин, немного хромает.
  - Увольте! Простите господин Юнг, мне пора! Да и Наденька, наверное, заждалась. Да и работать надо! - русский встал, откланялся и покинул наполненный зал, а Юнг лишь пожал плечами, провожая приятеля и старого шахматного противника.
  На улице было пустынно, из открытых дверей кафе тут и там звучала музыка. Тут и там прогуливались счастливые парочки.
  На город ложился теплый вечер. У Владимира возникло желание прогуляться одному в тишине, погрузившись в свои мысли, и что б ни кто ему не мешал. Он обдумывал последние штрихи своего многолетнего философского труда 'Империализм, как высшая стадия капитализма'. Одинокий и задумчивый он вышел на берег озера выбрал лавочку и присел, любуясь закатом. Свежий воздух развеял в нем тревогу и сомнения. Мысли ровной струей потекли в нужном направлении, и рука его невольно просила пера...
  -Как жаль Наденька дома!- вздохнул он: - Ей так нравится гулять по вечерам!
   
  -Здравствуйте, здравствуйте милейший Владимир Ильич!- услышал сзади он скрипучий голос. Владимир сразу его не узнал. Он подумал: 'наверно это кто-то из немецких или швейцарских социалистов, тоже гуляет на берегу и подошел, что бы поболтать с русским'.
  -Здравствуйте, здравствуйте! Просиживайтесь! - и Владимир Ильич подвинулся.
  Незнакомец поблагодарил и сел рядом. Владимир в ужасе отпрянул. Это был тот самый господин, которого так живо описал этот сумасшедший Юнг. И правду возраста неопределенного, но уже за сорок. Седой. Глаза разного цвета. Хорошо одет. В руке трость с массивным набалдашником.
  -Простите милейший Владимир Ильич, что я разрушил ваш, покой, но уже признаться, я давно хотел поближе с вами познакомиться. Так сказать тет-а-тет. Лично. Поближе. Я немного в курсе ваших дел. Слежу, так сказать, за вашей работой, читаю ваши труды и являюсь их горячим поклонником!
  С трудом Владимир совладал с собой и что бы хоть, что-то ответить выдавил из себя:
  -Конечно, но мне хотелось, что бы вы представились!
  -Не волнуйтесь я не шпик! И не агент разведки и не присланный из России человек. Что бы за вами следить. Кроме того я не знаю, что наговорил вам мой сосед по дому этот странный психиатр Юнг. Но смею вас уверить я философ, профессор до войны преподавал в знаменитом Гейдельбергском университете курс философии. Позвольте представиться Альберт Крайм.
  Все встало на свои места. Ну конечно, этот Крайм спросил у своего соседа Юнга про русского философа социалиста, о котором так много слышал, а тот из-за каких-то своих ненормальностей решил сыграть с ними обоими эту злую шутку!
   
  -Конечно любезный господин Крайм. Я охотно отвечу на все ваши вопросы!
  - Да! Да! Вот это я и хотел бы услышать! - глаза немецкого профессора загорелись живым огнем и нескрываемым любопытством:
  -Вот скажите коллега, вы так много пишите о коммунизме. Вы и правду считаете, что его можно создать как пишут в этой маленькой книжечке! - и Крайм протянул Владимиру в старинном переплете на английском Утопию Томаса Мора.
   - Мы живем в мире, где нет равенства и свободны. Для одних все. А другим ни чего. Одни с рождения получают льготы, деньги, образование и власть. А другие прозябают в нищете и невежестве! А все люди по праву рождения равны. Просто одни угнетают других. Эксплуатируют их. Наша цель построить коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающихся науки и техники, все источники общественного богатства
  польются полным потоком, и осуществится великий принцип "От каждого -
  по способностям, каждому - по потребностям".
   Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа. В этом обществе не будет угнетателей-капиталистов, и рабочие люди то есть пролетариат,сами управлять собой!
  -Хорошо милейший это воистину благие намерения, но вы ведь знаете, что именно ими вымощена дорога в Ад? Ну ладно опустим даже то что вам для этого придется у кое-кого отнять власть и богатства и эти кое-кто вам их не отдадут...
  -Мы их или перевоспитаем или уничтожим! -
  -Уничтожим!? Великолепно, вот я про это говорил когда говорил про Ад и сколько вам надо будет уничтожить? Ваши коллеги Карл Маркс и Энгельс сами высмеивали христиан истреблявших иноверцев язычников. Смотрите у вас тот же принцип! -
  -Что бы построить царство свободы равенства и братства мы готовы уничтожить всех кто не с нами! -
  -И что вы готовы уничтожить миллионы людей, кто откажется идти к вашей задуманной цели, всеобщему благу ? -
  -Да мы готовы утопить в крови миллионы ради счастья сотен миллионов!
  -А вы у этих миллионов, ради которых вы будете всех убивать, спросили? Может это им и не нужно! Может им и не плохо так жить? К примеру, вы спросили у рабочего или крестьянина может ему это не нужно все? Может ему нравится, так как есть? Может он просто не хочет идти с вами? Если к примеру девушка не хочет лечь к вам, пардон, в постель, а вы ее туда тащите, это насилие!
  -С нами не хотят следоваать люди не сознательные, невежественные и цель нашей работы на данном этапе разъяснить простому русскому рабочему, что ждет в его во мраке капитала и зачем нужно ему следовать за нами! Мы проводим с рабочими и крестьянами беседы, в России разъясняя им суть того, что мы хотим для них.
  -А сами без бесед они ведь не знают? Вы, похоже, эту идею просто им внушаете? Вы рисуете им какие-то радужные картины такого рабочего рая, напоминающего рай для, скажем пингвинов, где будут одни люди труда! - ехидничал немецкий философ:
  -Ну да ладно, это пустое. Мне интересно другое. Вот вы хотите построить царство равенства и братства. А почему вы со щитов сбрасываете самое главное! Человеческую природу! Вы что думаете, вы первый встали на этот путь и да вас были неглупые люди, а где они? Куда делся месье Марат? Робеспьер? Дантон? Как пример ... Вы напрасно думаете, что данное человеческое общество противоречит человеческой природе, а вот то, что вы хотите сделать общество равенства, братства и справедливости. Оно как раз ей то и не соответствует.
  -В смысле?- удивился Владимир.
  -Да в прямом. Вот смотрите, вы, к примеру, взяли власть в России...
  -Ну, это не реально в ближайшие пятьдесят лет!- возмутился Владимир.
  -Как знать, - усмехнулся Альберт Крайм:
  - Хорошо взяли вы власть, но кто-то, же должен быть правителем или как?
  -Да но это временная выборная должность!-
  -Хорошо, но этот кто-то властолюбив! Простите Вальдемар, я ни имею вас в виду, но скажем этот кто-то ваш соратник! К примеру какой-нибудь революционер-азиат, ну скажем грузин. И он начнет интриговать, создавать себе коалицию, гвардию и так далее. Свою новую элиту, что бы власть взять и уже не потерять! Или вы не допускаете, что тот, кто придет к власти будет властолюбив? Знайте к власти такой, как ваша, выборной власти. Власти, которая брошена подобно куску мяса в клетку к тиграм, приходят только самые сильные и властолюбивые. Бросьте тиграм в клетку кусок мяса! Вы увидете драку и победит самый сильный, он схватив этот кусок зубами его уже ни кому ни когда не отдаст! Ведь здоровому и сильному не властолюбцу власть это обуза,ответсвенность,сомнения в принятии решений, переживания, бессонные ночи,а деньги у него и так есть, женщины его и так любят, а упиваться этим он не умеет и удовольствия не получает! И он легко уступит трон властолюбцу грезящему трону. А кстати при монархии, трон нередко груз ответственности для монарха, которую он готовится нести с детства. А властолюбец, лишенный своего наркотика - власти скорее умрет сам, чем ее отдаст! Мало того он перебьет других властолюбцев которые будут тянуть руки к трону! Такова человеческая природа!
  Владимиру, отчего то спорить не хотелось, если бы он верил, что РСДРП придет к власти, то конечно можно было бы вступить в полемику, а так...
  -Вот еще, к примеру, вы хотите создать общество благополучия, где все будут сыты. Но помилуйте большинство людей очень и очень ленивы, и работать их побуждает лишь нужда. А что вы будете делать в своем обществе с людьми, которые не захотят работать? Отавить голодными?Принуждать? Тогда чем вы будете отличаться от капиталистов - эксплуататоров?
  -Помилуйте! Мы рассчитываем. Что в нашем обществе возрастет сознательность и просвещенность масс и люди будут сами, стремится к труду!-
  -Интересно, а что мешает людям сейчас повышать сознательность свою и других? Кстати эту войну развязали очень и очень сознательные люди!
  -А еще, - профессор продолжал, в нем играл азарт и любопытство:
  -Меня интересует освобождение женщины и уравнение ее в правах с мужчиной. Как это? И для чего?-
  -Женщина тоже должна быть полноправным и образованным членом нового общества так сказать производящей силой, рабочей силой, а не быть придатком мужчины, на кухне с бельем...
  -Хорошо, допустим так, а кто тогда детей будет рожать, воспитывать, кормить? Если вы превратите женщину в таковую, то будет не кому! Ваша женщина вместо того, что бы выполнять свою заложенную в нее природой роль будет делать карьеру. Трудится рядом с мужчиной.... А как же простите секс? Да такая женщина сама будет себе выбирать партнера и менять их как мужчина. А не дай бог, она вступит в брак, и если, там что-то пойдет не так, то есть она сочтет, что социально она выше мужа, то все! Пропал! А дети такой женщине будут только мешать делать карьеру! Если в такой женщине победит социальная ее позиция, а биологическая будет не удовлетворена, то такую женщину, не выполнившую предначертание природы, ждет смерть от болезней! Сейчас женщины стремятся уровняться с мужчинами, а это не правильно, их нельзя равнять! В обществе и природе роль женщины и мужчины. Самца и самки разная! Подобное уравнение путь к истреблению человеческого рода!
  -Понимаете, мы коммунисты хотим создать общество эффективную машину. Где каждый его член был бы как винтик в сложном механизме! Общество равенства.
  -Вы верите в это? Какая глупость! Я повторяю, ваши идеи противоречат природе человека. Как вы думаете, зачем люди соревнуются друг с другом? Делают пари? Даже самые образованные, самые умные люди найдут кого-либо хуже, чем они, равно как и найдут тем, кому они завидуют! Даже ваш принцип от каждого по способностям, каждому по труду, уже желает все людей неравными друг другу! Уравнивая людей, вы сажаете их в клетки. Но знайте, даже сытыми в клетках животные не размножаются, а это самый главный признак или даже, пожалуй, единственный признак их благополучия! В то же время полуголодные, но на воле. Они дают отличное потомство!
  -А как же кролики, домашний скот? - задумчиво спросил Владимир.
  -Это да. Но для этого вам надо вывести новую породу людей, провести селекцию. Отбор. Отстрел. Надо приучить их жить, и размножатся в клетках. Но это будут просто рабы, а вы-то как я понимаю, строите общество свободы и братства! Кроме того, вы хотите отдать все трудящимся рабочим и крестьянам, но кто будет управлять всем этим? Скажем заводом, ведь завод, пардон не может быть без управляющего? И должность то эта выборная лишь условно. Хороший управляющий порой требователен и даже груб? Но кто же тогда его выберет, его лучше не выбирать толпой, а назначать.Так и вашей коммуной кто-то обязательно будет управлять, и потреблять продукты производства. А в чем сейчас отличие этой элиты от вашей, той эксплуатации от этой? Ведь тот аппарат, который будет управлять всей этой странной равенства и братства будет не такой уж маленький!
  -Кроме этого, мне любопытно милейший Владимир, отдав все в руки трудящихся, вы устраните частную собственность и все будет принадлежать народу! Так?
  -Так!-
  -Вы считаете, что всеобщее благо и всеобщая собственность может интересовать любого человека больше чем его пусть жалкая, но частная собственность! Нет, это ни в природе человека! Он собственник! А общее это значит ничье!
  Вы не верите в бога, считаете религию неизбежным злом! Но обратитесь, Владимир, к Евангелию. Какие благие идеи, какое доброе начало в нем? И что с этими идеями сделали люди? Казни ведьм, костры, убийства иноверцев, властолюбие князей церкви и крестовые походы, разве это создавал бог? Разве это говорил он людям словами Христа? Вы не боитесь, что ваши идеи как и идеи Всевышнего упрутся в самую большую твердыню мира, природу человека? И разрушатся о нее! А ваши выборы это просто передача власти толпе, а толпа слепа и кстати при определенном навыке управляема из вне! Кроме того знайте, толпа ни когда не права, ей очень легко затуманить голову, толпа ни за что ни когда не отвечает, за все и всегда и везде отвечают вполне конкретные люди. Эти люди кстати и могут навязать толпе свое мнение! Ваша власть толпы будет лишь игрой, ширмой и не более того!
  Владимир грустно вздохнул. Солнце село за горизонт. Ему захотелось домой, к Наде.
  -Знаете Владимир, мне вы понравились, я думаю, у вас все получится. Возможно, не все как вы хотите. Но получится!
  -Ерунда, а как мы попадем в Россию через Германию? Кругом война?
  -Ну как только ситуация возникнет, я думаю на поезде вы все туда и попадете.
  -Но ведь война кончится и революционной ситуации уже не будет!
  -Я думаю, вы ошибаетесь. Все еще только начинается! Мне нравится ваша убежденность! А готовы ли вы были бы мой друг, отдать за успех вашего безнадежного дела свою бессмертную душу, скажем, дьяволу? Как Фауст?
  -Конечно! - сказал Владимир. Он не заметил как в этот миг сверкнули глаза незнакомца, как загорелись они воистину дьявольским огнем! Подул ветер, набежали тучи. Над озером прогремел гром. На Цюрих надвигалась гроза.
  -Что ж учтем! Прощайте! - сказал немецкий философ.
  Они распрощались. Хлынул дождь... Ульянов (Ленин) поспешил домой...