Кружилась голова от запаха малины

Юрий Першин 2
              «Во мгле земной, лишь с лучиком во лбу,
              Угля шахтёр обрушивает скалы,
              Чтоб быть теплу, чтоб не скудеть добру,
              Чтоб на земле еще светлее стало».
   
     1 марта 1957 г. из лавы № 17-1 шахты «Малиновская» были выданы первые тонны угля. Эта дата считается днем рождения шахты.
Я прибыл в Малиновку к своим родителям впервые во время каникул  летом того же года. Мой отец работал здесь сначала на строительстве новой шахты проходчиком, а позднее горным мастером. Здесь мои родители строили дом, вот я и приехал им помочь из Прокопьевска, где учился в горном техникуме.
Первое, что меня здесь поразило, - абсолютная тишина и горы, поросшие дремучим лесом. Кондома тогда была, как мне показалось, довольно большой рекой.
Я пошёл в сторону посёлка, вниз по Кондоме, и вышел на улицу с деревянными двухквартирными финскими  домами. За ними виднелось ограждение с колючей проволокой и высокие вышки с вооруженными охранниками. Оказывается, здесь находился лагерь для заключённых. Старшина указал мне дорогу, по которой мне нужно было идти.
             Наш немного недостроенный  дом оказался  87-м  по счету. Родители         
        проживали пока  у  соседей,  там,  естественно, было тесно, так что мне   
        пришлось поселиться на  чердаке. Стройка  давалась нам всем  тяжело   
        из-за практически  отсутствующих   дорог. Отчасти положение   спасала   
        близлежащая согра, сплошь покрытая кедрами, которые  вырубали  как 
        на строительство своего жилья, так  и на чисто производственные  нужды.
        Кстати, кедровыми брёвнами  была выстлана по улице Угольная  дорога, 
        по ней потом возили уголь для погрузки его в железнодорожные вагоны  в   
        районе лесоперевалочной базы.
              Хорошо я  помню  деревянный  административно - бытовой комбинат
      шахты и клуб, которые  были в  то время построены  на  болоте,  напротив
      улицы Кузбасская.
     Сорок  пять  лет  уже  прошло  со  дня  пуска самой первой лавы  на  шахте «Малиновская». Здесь много лет работал и я.
            Вспоминаются и отдельные факты из  нашей жизни в  те  далёкие  уже
      годы.  Так, в мойке не было тогда  душа, и мыться  шахтерам приходилось
      из деревянных шаек, которых на всех  не хватало.
   Трудно было с крепёжными материалами и поэтому нередко надзору приходилось давать наряд на вырубку леса, окаймляющего шахту, и его   доставку на место работы – в забои.
    Посёлок был похож тогда на небольшую, спокойную, патриархальную деревушку.  А название шло, естественно, от малинового кустарника, который сплошным полотном покрывал один из склонов высокой горы, подходящей к промплощадке шахты. Малина там была такой спелой и ароматной, что от неё у нас кружилась голова. Естественно, приходил полакомиться сюда сладкой ягодой и медведь. Бывало, и рысь прыгала с деревьев на людей. Дело иногда заканчивалось больничной койкой. Прежде, на шурфах, где были установлены участковые вентиляторы, дежурили женщины - мотористки. В ночную смену их приходилось  проведывать – они из-за обилия дикого зверья боялись оставаться одни.
     Запомнилась мне и весна 1958 года. Тогда случилась большая беда –   река Кондома вышла  из своих  берегов  и  затопила  практически  весь   район лесоперевалки. Вода  там доходила почти  до железнодорожных путей. Люди спасались на горе, где сейчас расположена улица имени  «60 – летия Октября». Однако большинство  жителей  оставалось  в  своих  домах, опасаясь мародерства. Так и жили они на чердаках, сообщаясь  с  берегом посредством лодок.
     Не забыть мне и замечательных людей, строящих шахту, а потом на ней работавших. Это И.И. Белоногов, Н.Я Тырышкин, А.Ф. Ардатов, И.М. Снеговской, начальник горного участка Ф.С. Погодин. И по сей день лог, где стоит дом последнего, называется Погодинским. Это сколько же нужно было сделать для шахты и для людей, чтобы твоё имя эти самые люди увековечили в географическом названии!
Куратором строительства шахты был тогда И.П. Ходыкин, первым начальником шахты – В.И. Чудинов.
      При директоре А.И. Шундулиди на посёлок Малиновку пришёлся               
         пик её развития и расцвета.
В числе тех, кто выдал первые тонны угля, были В.М. Вагин, И.Л. Моисеев, А.Н. Щербаков, В.И. Титов. На шахте в своё время ударно трудились бригадиры Ю.В. Вагин, Г. Ржаницын, заслуженный шахтёр РСФСР С.Р. Кустов, кавалеры ордена Ленина А.В. Панов и Н.И. Фурин. Их эстафету подхватили бригадиры В.Н. Чушкин, А.А, Гейн, В.Ф. Голышев, М.А. Карташов.
10 февраля 1978 года бригада М.А. Карташова выдала за сутки комплексом КМ-87 - 3044 тонны угля – это был рекорд рудника.
В 1981 году бригада В.Н. Чушкина установила рекорд месячной добычи из лавы в объёме 77295 тонн угля.
                Автор: Юрий Першин