Как – то раз, давно, мне приснился странный сон. О Конце Света и Страшном Суде. Не могу про себя сказать, что когда – либо верил в сны, да и не принято у православных людей придавать снам большого значения. Но тот сон меня впечатлил настолько, что я даже специально постарался его запомнить.
Смысл сна в общем – то был в самом его конце. Мне не снилось то, что я много раз читал в православной литературе – в Апокалипсисе и в трудах Святых Отцов, - а нечто совсем иное… Сон вообще начался с того факта, что Конец Света уже как – то произошел, положенным ему образом, и все мы уже воскресли на Суд. Христос же в моем сне был представлен в образе Богомладенца, таким, каково Его изображение на Богородичных иконах. Ближе всего, как мне сейчас представляется, Он походил на Богомладенца с иконы «Достойно есть». Мальчик лет десяти, в белой рубахе по щиколотки…
Я не видел в этом своем сне ни Осуждения грешников, ни Оправдания праведников. Так как все это уже случилось. Но оставалась какая – то небольшая кучка людей, в которой был и я, про которых - я это знал, - не говорили, как о Достойных, но которые, потрудившись в меру при жизни на церковной ниве, не заслуживали и Осуждения в Геенне. Такое странное общество? Нас вели куда – то, и чем дольше был наш путь, тем тоскливее становилось на душе, потому, что мы ВЫХОДИЛИ за пределы Рая…
Как я могу это описать? Вероятно, то же чувствовали первые люди, покидающие пределы Родины… «сЕде Адам прямо раЯ, и свою наготу, рыдая, плАкаше: увы мне, прелестию лукавою увещАнну бывшу и окрАдену и Славы удалЕнну…». Никогда и нигде я не ходил по такой зеленой и мягкой траве, как в тот раз, когда нас выводили за пределы Рая. Никогда и нигде при жизни я не вдыхал такого сладкого воздуха, чистого и ласкового. Никогда и нигде при жизни я не испытывал такой Великой Тоски. Ибо как можно описать себе величие тоски от осознания потери Всего? Ведь будучи живыми, мы утешаемся тем, что смерть – это не навсегда. Тем, что наступит время, когда мы воскреснем для Вечной Жизни. Это утешение, производимое в нас нашей верой, бывает так велико, и действует в нас столь сильно, что многие и многие сворачивают горы в преодолении пути своего восхождения к Небесному Отечеству. А иные, наподобие меня, опьяняются обилием сладостных мечтаний по поводу того, как потом нам будет хорошо. Эта, вполне бесконтрольная мечтательность по поводу Будущей жизни, Рая, и т.п., бывает опаснее иных заблуждений веры. Поскольку она опьяняет, словно сильно действующий наркотик, и так же, как любой наркотик, ввергает тебя в полнейшее отсутствие какого бы то ни было самоконтроля. Со всеми вытекающими отсюда страшными последствиями. Да и похмелье бывает похлеще, чем от самогона. Об этом нас предупреждают Святые Отцы, говоря: "Нет добродетели без разсужденья!".
Не преодолевали. Не боролись. Не лечили наших искалеченных душ и не стяжали их пеленами смирения. Не слушали тысяч и тысяч раз призывающих голосов священников : «Остерегайтесь, яко опасно ходите!» Недоделали. Недоработали. Недожили… И вот теперь, идущим нам в свой последний путь, утешиться нечем. Так как уже воскресли, и уже осуждены, и значит далее – вечное изгнание и вечная смерть. Не та смерть, которой умирали все, расставаясь на время со своими телами, как и Сам Господь, и Его Пречистая Матерь, и все святые. Нет…Это совсем не та смерть! Здесь, за порогом Суда, если тебя не ожидает Вечная жизнь, то ожидает Она – Смерть Вечная, как Вечное пребывание в состоянии смерти. Богооставленность. Бесконечная удаленность от Бога, как Источника Жизни – вот, что есть Вечная Смерть. Было бы даже возможно сказать, что это вечная жизнь в состоянии Смерти. Вот, что это такое. Ты не будешь уничтожен в НИЧТО. Эта материалистическая байка была бы сейчас для нас, уводимых из Рая, наилучшим выходом. В том и суть Божьего о тебе промысла – в том, что будучи однажды созданным для жизни, ты уже не умираешь никогда. Ты принципиально бессмертен. И вопрос только в том, как ты распорядишься этим бесконечно великим даром – даром бесконечного своего Существования. Будет ли это бесконечное твое существование в форме Жизни, т.е. рядом с Источником Жизни, с Богом и в Раю. Либо ты выберешь для себя Бесконечное существование в форме Смерти – т.е. отдаленно от Бога, как Источника Жизни, и вне Рая.
Все, что вне Рая, есть ад.
Даже если тебя осудят на лежание на этой зеленой лужайке, по которой мы сейчас так скорбно и неторопливо шествуем. Если представить себе пребывание на этой великолепной лужайке в течение бесконечного времени, - то вот он, мистер Ад, собственной персоной.
Все это понимали мы, идущие на Смерть.
Удаление наше продолжалось настолько, насколько вообще это возможно во вселенной. До самых ее краев, где за пространством и временем, скручивающимся само в себя, более уже не существовало ничего… Или, может быть, мы покоились, а исчезал сам Космос, сворачиваемый в один большой Рулон двумя возникшими откуда-то Ангелами. В любом случае, и в силу относительности движения, мы разъединялись с тем, что становилось для нас уже более недостижимым.
Если честно, во сне я предполагал, что нас изведут в Абсолютное Ничто, за пределы Физической и Словесной Вселенной. Но вместо этого, нас посадили в вагоны – точные копии вагонов московской подземки. И я во сне был этому очень удивлен.
Нас приковали наручниками к верхним поручням и оставили так стоять. И я видел, как в тех вагонах, которые были заселены раньше нашего, гас Свет, и вместе с ним исчезали и сами вагоны. Они как бы исчезали из реальности, не переставая при этом Быть. Наконец, дошла очередь до нас. Мальчик шел по вагону, и Свет за Его спиною просто исчезал. Напдобие того, как исчезает из твоей души Радость, когда тебя оставляет Господь. Когда ты сам гонишь Его от себя своими мерзкими делами, тогда - О, Да! - Он оставляет тебя вкусить Великой Тоски, которая есть просто Неупоеваемая Жажда Радости, источником которой может быть только Он. О! Сколько раз при жизни я видел на лицах так называемых благополучных людей эту Печать! Как темны были их лица, пытающиеся скрыть свою великую Тоску за надетой на лицо улыбкой. И как при этом были холодны их глаза, как Неподвижны! И сколько суицидов было сотворено с этой надетой на лицо улыбкой. За ширмой, под которой скрывался лишь вой забитой до смерти собаки! ...
Поравнявшись со мной и уже готовясь выйти от нас навсегда, Мальчик задержался и сказал : «Спрашивай, что хочешь. Я отвечу.» И я спросил. А что, еще мне оставалось делать?
От Него исходило столько тепла, любви и одновременно, столько тоски! И я понял, что это я чувствую не свою тоску, а тоску Самого Бога. Потому она так огромна, и так неутоляема.
Это Его тоской о нас тоскуем мы о Нем.
И тогда я пролепетал : «Скажи нам, Господи, сможешь ли Ты нас вернуть, когда закончится ... это наше бесконечное пребывание в изгнании? Когда пройдет и когда закончится Бесконечность?» И услышал Его ответ : «Надейтесь. Ибо Аз есмь Альфа и Омега, Первый и Последний. Мое, да и ваше существование тоже, неограниченно никаким временем. Вы больше любой бесконечности. Надейтесь!»
И погасил в нашем вагоне Свой Свет…
***
Стоит ли вам говорить о том, что я очень и очень много раз думал о этом сне своем. И о том, что его смысл, мягко говоря, никак не согласуется с основными Догматами православной нашей веры, которой я предан и которой служу. (?)
Я очень много думал, читал и исследовал эту идею, идею Конца бесконечности.
Она восходит к постулату о том, что Бог невложим ни в какое пространство и ни в какое время – ни в конечное, ни в бесконечное. И из этого с неотвратимостью следует то, что Он невложим в сами понятия пространства и времени. Но, если это так, то и мы наследуем эти Его Свойства, будучи созданы по Его Образу и по Его подобию. Мы несем в себе Богоподобие, ибо сказано в Евангелии, что Бог стал человеком именно для того, и только для того, чтобы человек стал Богом, стал равным Ему по благодати. Это - аксиома православия, и из этого следует и наша с вами невложимость в какое бы то ни было время - ни в конечное, ни в бесконечное! И вот почему, говоря о Рае, о существовании с Богом и о Жизни Будущего века, наши Святые Учителя никогда не описывают это, как процесс. Ибо любой процесс есть то, что может существовать только в рамках Времени. А говорят они о Рае, как о Состоянии. Как о Восьмом, Невечернем Дне. Как о Жизни вне понятия времени, как такового.
Обратное, как говорят, справедливо! И там, где начинается эта самая сложная и непонятная ни уму ни сердцу вещь, то, что мы чувствуем и что понимаем, как Время, там не может быть никакого Рая. Существование Рая невозможно ни во Времени, ни в пространстве по очевидной причине. По причине того, что Рай, вмещающий в себя Ни во что Невместимого Бога, не может быть настолько примитивен, чтобы быть представимым через столь узкие и столь простые понятия, как время и пространство.
Так и стояли мы, недвижно, не дыша, не ощущая ничего, кроме бесконечной и ни с чем не сравнимой тоски. Бесконечно долго. ... До тех самых пор, когда эта бесконечность, наконец, чудным образом не закончилась, и мы (так долго!) терпевшие тоску, наконец, не покинули бесконечность, просто покинув пределы Времени. И там, во внезапно возникшей перед нами Зеленой лужайке, там я упал лицом своим вниз, в траву, и заплакал. ...
Надежда. Вот что может пережить любые бесконечно длинные времена и лета. …
Даже тогда, когда исчезнет вообще все, весь неживой, тварный мир, созданный именно как мир временный, мир, можно сказать, виртуальный, исчезающий в каждом новом мгновении Истории, мы не исчезнем. И поэтому можно питать надежду на то, что, будучи однажды осужденным на вечную смерть, на бесконечно долгое свое изгнание, ты будешь иметь шанс Возвращения на Родину, к Отцу. …
… когда закончится Бесконечность. … Потому что мы ее пересуществуем. ...
P.S. Я отношусь ко всему сказанному мною здесь, как ко сну. Ошибется тот, кто, заподозрив во мне признаки ереси от православия, скажет ... все это - ваши слова. Я же чту - Символ веры.