Конец Бесконечности

Владимир Муляров
        Как – то  раз,  давно,   мне  приснился  странный сон.  О  Конце  Света  и  Страшном  Суде.   Не  могу  про  себя  сказать,  что  когда – либо   верил  в  сны,  да  и  не  принято  у  православных  людей  придавать  снам  большого  значения.   Но  тот  сон  меня  впечатлил  настолько,  что  я  даже  специально  постарался  его  запомнить. 
       Смысл  сна  в  общем – то  был  в  самом  его  конце.  Мне  не  снилось  то,  что  я  много  раз   читал  в  православной  литературе – в  Апокалипсисе  и  в  трудах  Святых  Отцов, - а  нечто  совсем  иное… Сон  вообще  начался  с  того  факта,  что  Конец  Света  уже  как – то  произошел,  положенным  ему  образом,  и  все  мы  уже  воскресли  на  Суд.  Христос  же  в  моем  сне  был  представлен  в  образе  Богомладенца,  таким,  каково  Его  изображение  на  Богородичных  иконах.   Ближе  всего,  как  мне  сейчас  представляется,  Он  походил  на  Богомладенца  с  иконы  «Достойно  есть».  Мальчик  лет  десяти,  в  белой  рубахе  по  щиколотки…
       Я  не  видел  в  этом  своем  сне  ни  Осуждения  грешников,  ни  Оправдания  праведников.  Так  как  все  это  уже  случилось.  Но  оставалась  какая – то  небольшая  кучка  людей,  в  которой  был  и  я,  про  которых   - я  это  знал, - не  говорили,  как о  Достойных,  но  которые,  потрудившись  в  меру  при  жизни  на  церковной  ниве,  не  заслуживали  и  Осуждения  в  Геенне.  Такое  странное  общество?  Нас  вели  куда – то,  и  чем  дольше  был  наш  путь,  тем  тоскливее  становилось  на  душе,  потому,  что  мы  ВЫХОДИЛИ  за  пределы  Рая…
       Как  я  могу  это  описать?  Вероятно,  то  же  чувствовали  первые  люди,  покидающие  пределы  Родины… «сЕде  Адам  прямо  раЯ,  и  свою  наготу,  рыдая,  плАкаше:  увы  мне,  прелестию  лукавою  увещАнну  бывшу  и  окрАдену  и  Славы  удалЕнну…».  Никогда  и  нигде  я  не  ходил  по  такой  зеленой  и  мягкой траве,  как  в  тот  раз,  когда  нас  выводили  за  пределы  Рая.  Никогда  и  нигде   при  жизни  я  не  вдыхал  такого  сладкого  воздуха,  чистого  и  ласкового.  Никогда  и  нигде  при  жизни  я  не  испытывал  такой  Великой  Тоски.  Ибо  как  можно  описать  себе  величие  тоски  от  осознания  потери  Всего?  Ведь  будучи  живыми,  мы  утешаемся  тем,  что  смерть – это  не  навсегда.  Тем,  что  наступит  время,  когда  мы  воскреснем  для  Вечной  Жизни.  Это  утешение,  производимое  в  нас  нашей  верой,  бывает так  велико,  и  действует  в  нас  столь  сильно,  что  многие  и  многие  сворачивают  горы  в  преодолении  пути  своего  восхождения  к  Небесному  Отечеству.  А  иные,  наподобие  меня,  опьяняются  обилием  сладостных  мечтаний  по  поводу  того,  как  потом  нам  будет  хорошо.  Эта,  вполне  бесконтрольная  мечтательность  по  поводу  Будущей  жизни,  Рая,  и  т.п.,  бывает  опаснее  иных  заблуждений  веры.  Поскольку  она  опьяняет,  словно  сильно  действующий  наркотик,  и  так  же,  как  любой  наркотик,  ввергает  тебя  в  полнейшее  отсутствие  какого  бы  то  ни  было  самоконтроля.  Со  всеми  вытекающими  отсюда  страшными  последствиями.  Да  и  похмелье  бывает  похлеще,  чем  от  самогона.  Об  этом  нас  предупреждают  Святые  Отцы,  говоря: "Нет  добродетели  без  разсужденья!".
       Не  преодолевали.  Не   боролись.  Не   лечили  наших  искалеченных  душ  и  не  стяжали  их  пеленами  смирения.  Не  слушали  тысяч  и  тысяч  раз  призывающих  голосов  священников : «Остерегайтесь,  яко  опасно  ходите!»   Недоделали.  Недоработали.  Недожили… И  вот  теперь,  идущим  нам  в  свой  последний  путь,  утешиться  нечем.  Так  как  уже  воскресли,  и  уже  осуждены,  и  значит  далее – вечное  изгнание  и  вечная  смерть.  Не  та  смерть,  которой  умирали  все,  расставаясь  на  время  со  своими  телами,  как  и  Сам  Господь,  и  Его  Пречистая  Матерь,  и  все  святые.  Нет…Это  совсем  не  та  смерть!  Здесь,  за  порогом  Суда,  если  тебя  не  ожидает  Вечная  жизнь,  то  ожидает  Она – Смерть  Вечная,  как  Вечное  пребывание  в  состоянии  смерти.  Богооставленность.  Бесконечная  удаленность  от  Бога,  как  Источника  Жизни – вот,  что  есть  Вечная  Смерть.  Было  бы  даже  возможно  сказать,  что  это  вечная  жизнь  в  состоянии  Смерти.  Вот,  что  это  такое.  Ты  не  будешь  уничтожен  в  НИЧТО.  Эта  материалистическая  байка  была  бы  сейчас  для  нас,  уводимых  из  Рая,  наилучшим  выходом.  В  том   и  суть  Божьего  о  тебе  промысла – в  том, что  будучи  однажды  созданным  для  жизни,  ты  уже  не  умираешь  никогда.  Ты  принципиально  бессмертен.  И  вопрос  только  в  том,  как  ты  распорядишься  этим  бесконечно  великим  даром – даром  бесконечного  своего  Существования.  Будет  ли  это  бесконечное  твое  существование  в  форме  Жизни,  т.е.  рядом  с  Источником  Жизни,  с  Богом  и  в  Раю.  Либо  ты  выберешь  для  себя  Бесконечное  существование   в форме  Смерти – т.е.  отдаленно  от  Бога,  как  Источника  Жизни,  и  вне  Рая.
       Все,  что  вне  Рая,  есть  ад. 
       Даже  если  тебя  осудят  на  лежание  на  этой  зеленой  лужайке,  по  которой  мы  сейчас  так  скорбно  и  неторопливо  шествуем.   Если  представить  себе  пребывание  на  этой  великолепной  лужайке  в  течение  бесконечного  времени, - то  вот  он,  мистер  Ад,  собственной  персоной.
       Все  это  понимали  мы,  идущие  на  Смерть.
       Удаление  наше  продолжалось  настолько,  насколько  вообще  это  возможно  во  вселенной.  До  самых  ее  краев,  где  за  пространством  и  временем,  скручивающимся  само  в  себя,  более  уже  не  существовало  ничего…  Или,  может  быть,  мы  покоились,  а  исчезал  сам  Космос,  сворачиваемый  в  один  большой  Рулон  двумя  возникшими  откуда-то  Ангелами.  В  любом  случае,  и  в  силу  относительности  движения,  мы  разъединялись  с  тем,  что  становилось  для  нас  уже  более  недостижимым. 
       Если  честно,  во  сне  я  предполагал,  что  нас  изведут  в  Абсолютное  Ничто,  за  пределы  Физической  и  Словесной  Вселенной.  Но  вместо  этого,  нас  посадили  в  вагоны – точные  копии  вагонов  московской  подземки.  И  я  во  сне  был  этому  очень  удивлен.
       Нас  приковали  наручниками  к  верхним  поручням  и  оставили  так  стоять.  И  я  видел,  как  в  тех  вагонах,  которые  были  заселены  раньше  нашего,  гас  Свет,  и  вместе  с  ним  исчезали  и  сами  вагоны.  Они  как  бы  исчезали  из  реальности, не  переставая  при  этом  Быть.   Наконец,  дошла  очередь  до  нас.  Мальчик  шел  по  вагону,  и  Свет  за  Его  спиною  просто  исчезал.  Напдобие  того,  как  исчезает  из  твоей  души  Радость,  когда  тебя  оставляет  Господь.  Когда  ты  сам  гонишь  Его  от  себя  своими  мерзкими  делами,  тогда - О, Да! - Он  оставляет  тебя  вкусить  Великой  Тоски,  которая  есть  просто  Неупоеваемая  Жажда  Радости,  источником  которой  может  быть  только  Он.  О!  Сколько  раз  при  жизни  я  видел  на  лицах  так  называемых  благополучных  людей  эту  Печать!  Как  темны  были  их  лица,  пытающиеся  скрыть  свою  великую  Тоску  за  надетой  на  лицо  улыбкой.  И  как  при  этом  были  холодны  их  глаза,  как  Неподвижны!  И  сколько  суицидов  было  сотворено  с  этой  надетой  на  лицо  улыбкой.  За  ширмой,  под  которой  скрывался  лишь  вой  забитой  до  смерти  собаки!   ...   
       Поравнявшись  со  мной  и  уже  готовясь  выйти  от  нас  навсегда,  Мальчик  задержался  и  сказал : «Спрашивай,  что  хочешь.  Я  отвечу.»  И  я  спросил.  А  что,  еще  мне   оставалось  делать?   
       От  Него  исходило  столько  тепла,  любви  и  одновременно,  столько  тоски!  И  я  понял,  что  это   я  чувствую  не  свою  тоску,  а тоску  Самого  Бога.  Потому  она  так  огромна,  и  так  неутоляема.
       Это  Его  тоской  о  нас  тоскуем  мы  о  Нем.
       И  тогда  я пролепетал : «Скажи нам,  Господи,  сможешь  ли  Ты  нас  вернуть,  когда  закончится  ...  это  наше  бесконечное  пребывание  в  изгнании?  Когда  пройдет  и  когда  закончится  Бесконечность?»  И  услышал  Его  ответ : «Надейтесь.  Ибо  Аз  есмь  Альфа  и  Омега,  Первый  и  Последний.  Мое,  да  и  ваше   существование  тоже,  неограниченно  никаким  временем.  Вы  больше  любой  бесконечности.  Надейтесь!»
       И  погасил  в  нашем  вагоне  Свой  Свет…
       ***
       Стоит  ли  вам  говорить  о  том,  что  я  очень  и  очень  много  раз  думал  о  этом  сне  своем.  И  о  том,  что  его  смысл,  мягко  говоря,  никак  не  согласуется  с  основными  Догматами  православной  нашей  веры,  которой  я  предан  и  которой  служу.  (?)
        Я  очень  много  думал,  читал  и  исследовал  эту  идею,  идею  Конца  бесконечности.
        Она  восходит  к  постулату  о  том,  что  Бог  невложим  ни  в  какое  пространство  и  ни  в  какое   время – ни  в конечное,  ни  в  бесконечное.  И  из  этого  с  неотвратимостью  следует  то,  что  Он  невложим  в  сами  понятия  пространства  и  времени.   Но,  если  это  так,  то  и  мы  наследуем  эти  Его  Свойства,  будучи  созданы  по  Его  Образу  и  по  Его  подобию.  Мы  несем  в  себе  Богоподобие,  ибо  сказано  в  Евангелии,  что  Бог   стал  человеком  именно  для  того,  и  только  для  того,  чтобы  человек  стал  Богом,  стал  равным  Ему  по  благодати.  Это - аксиома православия,  и  из  этого  следует  и  наша  с  вами  невложимость  в  какое  бы  то  ни  было  время - ни  в  конечное,  ни  в  бесконечное!  И  вот  почему,  говоря  о  Рае,  о  существовании  с  Богом  и  о  Жизни  Будущего  века,  наши  Святые  Учителя  никогда  не  описывают  это,  как  процесс.  Ибо  любой  процесс  есть  то,  что  может  существовать  только  в  рамках  Времени.  А  говорят  они  о  Рае,  как  о  Состоянии.  Как  о  Восьмом,  Невечернем  Дне.  Как  о  Жизни  вне  понятия  времени,  как  такового. 
       Обратное,  как  говорят,  справедливо!  И  там,  где  начинается  эта   самая  сложная  и  непонятная  ни  уму  ни  сердцу  вещь,  то,  что  мы  чувствуем  и  что  понимаем,  как  Время,  там  не  может  быть  никакого  Рая.  Существование  Рая  невозможно  ни  во  Времени,  ни  в  пространстве  по  очевидной  причине.  По  причине  того,  что  Рай,  вмещающий  в  себя  Ни  во  что  Невместимого  Бога,  не  может  быть  настолько  примитивен,  чтобы  быть  представимым  через  столь  узкие  и  столь  простые  понятия,  как  время  и  пространство.
       Так  и  стояли  мы,  недвижно,  не  дыша,  не  ощущая  ничего,  кроме  бесконечной  и  ни  с  чем  не  сравнимой  тоски.   Бесконечно  долго. ... До  тех  самых  пор,  когда  эта  бесконечность,  наконец,  чудным  образом  не  закончилась,  и  мы  (так  долго!)  терпевшие  тоску,  наконец,  не  покинули  бесконечность,  просто  покинув  пределы  Времени. И  там,  во  внезапно  возникшей  перед  нами  Зеленой  лужайке,  там  я  упал  лицом  своим  вниз,  в  траву,  и  заплакал. ...
       Надежда.   Вот  что  может  пережить  любые  бесконечно  длинные  времена  и  лета. …
       Даже  тогда,  когда  исчезнет  вообще  все,  весь  неживой,  тварный  мир,    созданный  именно  как  мир  временный,  мир,  можно  сказать,  виртуальный,  исчезающий  в  каждом  новом  мгновении  Истории,  мы  не  исчезнем.  И  поэтому  можно  питать  надежду  на  то,  что,  будучи  однажды  осужденным  на  вечную  смерть,   на  бесконечно  долгое  свое  изгнание,  ты  будешь  иметь  шанс  Возвращения  на  Родину,  к  Отцу. …
       … когда  закончится  Бесконечность. … Потому  что  мы  ее  пересуществуем. ...
P.S.  Я  отношусь  ко  всему  сказанному  мною  здесь,  как  ко  сну.  Ошибется  тот,  кто,  заподозрив  во  мне  признаки  ереси  от  православия,  скажет ... все  это - ваши  слова.  Я  же  чту - Символ  веры.