О сказках, былинах, притчах - часть 1

Николай Жук
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
(СКАЗОК, БЫЛИН, ПРИТЧ И Т.П.) - Доклад в Харьковском доме учёных 16.06.2010

Жук Н.А. и Жук Л.В.
 
1. «Сказка ложь, да в ней намёк» – о чём намёк?

«Сказка – ложь, да в ней намёк, кто познает – тем урок» – такой поговоркой обычно заканчиваются старые сказки. Что вкладывали в это высказывание наши предки? Почему сказку они называли ложью? На какой урок они делали намёк? Сегодня вы узнаете ответы на все эти вопросы, которые тесным образом примыкают к теме языка и письменности наших предков. А наш язык и письменность могут быть темой отдельного семинара. Мы же сегодня затронем лишь те языковые основы, которые касаются только темы сегодняшнего семинара.

В дохристианскую эпоху на Руси было около десятка разновидностей письма, основным и наиболее популярным из которых была Древлесловенская Буквица из 49 символов-образов, а язык и письменность (и соответственно, мышление людей) были образными. (А образность, в свою очередь, перешла к ним от ещё более древних Рун).

В IX веке для нужд христианизации славянских народов Кирилл и Мефодий упростили Буквицу, превратив её в кириллицу, которую ещё называют церковно-славянской азбукой. Потом Петр I убрал 5 символов, Николай II – ещё 4, а после 1917 г. по настоянию Луначарского из русского языка изъяли знак «ять». Получился алфавит из 33 знаков с беканием и меканием, поскольку была также отменена и образность нашего письма, т.е. были отменены образные названия буквиц.

Следует отметить, что русские цари (а русские ли они?) с церковно-славянской азбукой сделали то, чего не сделали с Буквицей даже Кирилл и Мефодий, – они удалили из азбуки образы духа и души, т.е. символы «Kси» и «Пси», чтобы лишить славянские народы родного русского духа и духовности и привить им чуждую культуру Запада. Но это, как показывают последующие события, им сделать до конца не удалось. В нашем же языке использования этих символов остались в терминах: КСЕнофобия – боязнь духов и ПСИхология – наука о душе. Образность же русского языка сохранилась ещё на 30-40%.

Так вот, возвращаясь к теме нашего семинара, следует сказать самое главное: древние тексты, записанные с помощью Буквицы, имели 4 уровня прочтения или, точнее, извлечения информации:

1) фонетическое прочтение по звучаниям Буквиц как фонем (сейчас – по звукам букв), дающее бытийное, т.е. поверхностное прочтение информации: а, б, в, г, д, е, ё, ж, s, з… ;

2) прочтение образов Буквиц по их наименованиям и восприятие их смысла: аз, Боги (буки), веди, глаголь, добро, есть, есмь, живот, зело, земля… ;

3) соединение образов Буквиц попарно и воссоздание смысла их соединений, т.е. тварение новых образов: аз Бога ведаю, глаголя добро, глаголить добро – есть бытие, жизнь вельми на земле… ;

4) извлечение глубинной сути образного письма, как из голограммы, во всём многообразии множества синонимов образов: я многое ведаю, множа информацию о бытие, кое есть форма существования разнообразной жизни на землях (т.е. на планетах)...

Я привёл только кусочек азбуки (всего 10 символов) с расшифровкой образов по Буквице, и как преобразилось восприятие той информации, которая оказалась в нём сокрыта.

Фонетическое прочтение текста – это только поверхностное восприятие информации. Хотя раньше и устная речь была богаче, чем теперь, но первый уровень восприятия записанной информации всегда происходил на уровне устной речи, а не на уровне сокрытых в письме образов. А маленькие дети, которые не умеют читать, сказки воспринимают только на слух. Получается, что они воспринимают только первый уровень информации, содержащейся в сказочных текстах.

Так в чём же ложь сказок?

Оказывается, «ложью» у славян называлась неполная, поверхностная правда. «Ложь» и «ложе» – это слова однокоренного происхождения. Они оба подразумевают то, что лежит на поверхности, или на поверхности чего можно лежать, или поверхностное суждение о предмете. А то, на поверхности чего можно лежать, называется ещё основанием. В «Праведах», древнем учебнике по основам Мироздания для детей 7-12 лет, так прямо и сказано, что ложь является основанием для знаний. Сегодня же основанием любой науки является набор фактов.

С другой стороны, сегодня ложь противопоставляют правде, что тоже в корне неверно. Ложь – это часть правды. Кривда – это тоже не противоположность правды. Это – искаженная, извращённая (т.е. искривленная) информация и обоснованные ею действия, поступки людей. А вот противоположностью правды является неправда.

Итак, С-КАЗ-КА по образам Буквиц – это выраженная через слово, неполная, поверхностная информация о далеком прошлом, содержащая в себе рациональное зерно. Так что урок сказок состоит в том, чтобы понять их суть и увидеть существование более глубоких знаний.

В свою очередь, слово «быль» произошло от древлесловенского глагола – «быти», то есть то, что было и происходило в Мире Яви. Небылица (небыль) – то, что не было в Яви, но происходило в Мирах: Нави, Слави или Прави, то есть в другой форме бытия.

Исходя из всего приведенного, можно сделать вывод, что сейчас все люди пользуются только первым, т.е. детским уровнем восприятия написанной информации и не понимают ни глубинного значения слов, ни законов и методологии словообразования, т.е. создания новых образов для компактной и правильной записи знаний.

А сейчас давайте посмотрим, как в целом информация передаётся из поколения в поколение людей и в чём состоят духовные аспекты народного творчества.

2. Духовные аспекты народного творчества

Для начала задумаемся над следующими вопросами:
1) какое различие между информацией и знаниями?
2) что такое «духовное наследие»?
3) что такое эгрегор?

Вопросы эти не простые и требуют своего освещения. Без лишних рассуждений сразу скажу, что только осознанная часть информации становится знанием. Таким образом, знание является относительным понятием, поскольку появившаяся информация для одних людей становится знанием, а для других – остаётся набором букв, слов и пустых звуков.

Посмотрим на остальные термины.

Народное творчество в форме сказок, былин, притч, пословиц и т.д. всегда было направлено на формирование у детей, подростков и взрослых на доступном уровне объективного мировоззрения, а также на воспитание нравственности путём осознания ими духовного наследия своих предков и освоение своего собственного духовного потенциала.

К сожалению, к настоящему времени смысл термина «духовное наследие» извращён. Вследствие этого он превратился в не связанную с реальной жизнью высокопарную метафору. И когда называются имена наших великих предков, то к их духовному наследию обычно относят их произведения. Согласно такому воззрению, это – стихи Пушкина и Шевченко, музыка Чайковского и Гулака-Артемовского,  картины Шишкина и Айвазовского, научные труды Ломоносова и Менделеева и т.п. Однако это не наше духовное наследие, а наша культура.

Дух же – это биополевой, а не вещественный, носитель информации. Согласно современным научным представлениям, основой духа является эфир, состоящий из частиц – амеров, имеющих массу порядка 10-69 кг, что почти на 40 порядков меньше массы электрона.
Как известно, всё вещество в Природе состоит из отрицательно заряженных электронов, положительно заряженных протонов и не имеющих заряда нейтронов. Амеры тоже бывают двух типов: с отрицательным и положительным зарядом. Ничто не указывает на то, что в эфире не может быть и нейтральных частиц. Ничто также не противоречит тому, что все эти частицы могут образовывать в эфире сложные соединения, наподобие атомов и химических веществ в Природе.

Таким образом, наряду с Природой, т.е. нашим миром, существует ещё и тонкий мир, который мельче нашего мира на четыре десятка порядков. Именно из субстанций этого мира и состоит наше биополе, которое несёт в себе в миллионы (если не в миллиарды) раз больше информации, чем наши гены.
 
С учётом сказанного, духовное наследие каждого человека – это та информация, которая зафиксирована в его биополе, а также в биополях его семьи, рода, народа, человечества и всей биосферы Земли, т.е. в разного рода эгрегорах.

Соответственно, и духовная культура – не культура вообще, а личностная культура каждого человека в его обращении с биополевыми носителями информации: культура вхождения в существующие эгрегоры и культура построения новых эгрегоров, культура работы с их информацией, энергетикой и алгоритмами.

Что же такое «эгрегор»?

Как уже было сказано, человек имеет биополе, которое несёт колоссальную информацию и на подсознательном уровне отражает состояние его здоровья, психики и эмоций. Если собираются два и более в чём-то близких человека, то их биополя пересекаются, образуя общую часть, которая способна обособиться и существовать отдельно, т.е. вести самостоятельную жизнь. Такая обособившаяся часть коллективного биополя называется эгрегором. А в древности эгрегоры назывались духами.

Эгрегоры образуются по сходным параметрам коллективной психики, имеют соответствующие резонансные частоты и каналы связи с людьми, их породившими, и способны входить в контакт с другими людьми, имеющими такие же параметры своей психики. Через эгрегоры переносятся проклятия, порча, наговоры, сглазы и т.п., как переносятся компьютерные вирусы через компьютерные сети. Ведь компьютерные сети (например, Интернет или городские локальные сети) – это тоже не принадлежность персонального компьютера, а общая, обособленная часть множества компьютеров.

Наши далёкие предки знали больше об эгрегорах, чем мы теперь, и умело использовали свои знания. Человек, обладает всеми теми же качествами, что и Бог, но в гораздо меньшей степени. Он, например, не может управлять, стихиями Природы (засухой, дождём, тучами, ветром), но объединяясь вместе с другими людьми, способен образовывать мощные эгрегоры для управления этими стихиями. В древности эти эгрегоры для каждого случая имели свои названия (или имена) и считались богами. Отсюда происходит многобожие наших предков наряду с существованием единого Бога – Творца всего живого.

Есть и меньшие эгрегоры. Так, эгрегор семьи раньше звался (а во многих семьях и теперь зовётся) домовым, поскольку семья собиралась воедино чаще всего дома и примерно половину суток была вместе (занималась домашними делами и спала ночью).
 
Наиболее сильным и значимым для человека является родовой эгрегор, в котором хранится вся его родовая информация биополевого характера – как передаваемая по наследству, так и формируемая человеком и живыми представителями его рода в процессе жизни самого человека.

Человек (как тело) – смертный, а его род (как и душа человека) – вечный (не считая вырождающихся родов, состоящих из дегенератов, ставших таковыми ввиду нарушения законов продления рода, т.е. Законов РИТА). Поэтому и эгрегор рода – вечный в отличие от эгрегора семьи, который образуется только с созданием семьи. Эгрегор семьи в конечном итоге должен перерасти в эгрегор рода или сочлениться с уже существующим эгрегором рода, если между ними (так же, как и между людьми в явном мире) нет антагонизмов.

Есть полезные эгрегоры: семьи, рода, профессий, сил Природы и т.п. Они помогают человеку в жизни и не вампирят его, а питаются бескровными жертвами-дарами, т.е. энергиями пожертвованной части той же пищи, которую едят сами.

А есть эгрегоры-паразиты, которые вампирят создавшего их человека. И тех людей пытаются вампирить, кто может войти с ними в биополевой резонанс и имеет потенциально сходную психику. Или имеют соответствующие вирусы в своих семейных и родовых эгрегорах (как вирусы в компьютерных программах). Таковы эгрегоры курильщиков, алкоголиков, наркоманов, игроков, проституток, бабников, политиков и т.п. Эти эгрегоры основаны на низменных чувствах (точнее даже, на страстях и низших эмоциях) человека. Пока человек не выпьет, не курнёт, не нюхнёт, не поругается – до тех пор соответствующий эгрегор будет его теребить, пробуждать желание, чтобы потом получить из него энергию для своего существования, т.е. отвампирить.

Связь с подобными эгрегорами, полученная от своих предков в наследство в виде вирусных программ в своём биополе, составляет суть кармы. Но и после получения такого «наследства» нет гарантии от того, чтобы оно не приумножилось как самим человеком, так и его окружающими.
 
Здесь следует отметить, что даже полезные эгрегоры семьи и рода при внутрисемейных и внутриродовых конфликтах (ссорах, драках, разводах) могут превратиться в свою противоположность, вести своего рода разбойную жизнь, известную под названием «полтергейст». Так что полтергейст – это разбушевавшийся домовой и не более того.
 
Сегодня в большинстве случаев мы не знаем, что такое проклятье, тем более – родовое проклятье. Сегодня мы не знаем, что такое порча, привороты-отвороты, сглазы и биовампиризм. Сегодня мы не знаем, как действуют на человека и на его близких уныние, обида, злоба, страх, зависть, осуждение и другие негативные эмоции. Тем более, мы не знаем их проявления в потомстве и в окружении его близких.

А наши предки передавали своим детям информацию обо всём этом через устное творчество. Их сказки и былины полны персонажей-духов, с которыми они учили общаться своих детей.
Следует отметить, что кармическое наследие передаётся из поколения в поколение преимущественно только со сменой пола: от отца к дочери и от матери к сыну.

Есть и другие закономерности взаимосвязи человека и эгрегоров – это целая наука. Но здесь нужно только подчеркнуть, что защититься от негативных кармических последствий (как, впрочем, и от приобретённых в своей жизни) может только сам человек при наличии соответствующих знаний, силы воли и душевного настроя. Детей же защищали их родители, дедушки-бабушки и эгрерор Рода, которого именовали просто – Род. О нём народ сочинил много хороших сказок и даже песен. Например:

«Ходить Гарбуз по городу, питається свого Роду:
Ой чи живі, чи здорові всі родичі Гарбузові?»

Итак, на сегодня нам известны следующие каналы передачи наследственной информации:

- гены – о строении клетки: растение, животное, человек;
- биополе клетки – о строении организма;
- биополе организма – о приспособлении организма к внешней среде;
- коллективное биополе – о взаимодействии организмов между собой на подсознательном уровне (через эгрегоры);
- культура – о знаниях, традициях, обрядах на сознательном уровне.

Таким образом, следует ещё раз подчеркнуть, что духовная культура – это культура создания эгрегоров, вхождения в существующие эгрегоры (или выхода из них) и алгоритмика работы с ними. Хотя духовность человека гораздо шире и включает также общение его души с Богом. Народные предания, сказки, сказы, былины, притчи во многом отражают эти свойства и процессы в жизни человека. Кроме того, они как у детей, так и у взрослых формируют определённое мировоззрение.

3. Мировоззренческие основы народного творчества
Что же такое «мировоззрение»?

Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.
 
Есть три основных вопроса, формирующих мировоззрение:
1) «О сущем» – что значить существовать и быть действительным или реальным;
2) «О должном» – что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью», к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать;
3) «О реализации должного в сущем» – каким образом, какими путями можно достичь должного, короче – как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями. Но это уже ближе к нравственности.

Не вдаваясь в иные характеристики, укажем только современные типы мировоззрений: калейдоскопическое и мозаичное (хаотическое, отрывочное и системное, целостное представление о мире). Наши предки с детства прививали своим потомкам мозаичное, т.е. целостное представление о мире. Сейчас целостного мировоззрения не прививают ни в садике, ни в школе, ни в вузе, ни в каком ином заведении. И даже потеряли мировоззренческий смысл многих наших сказок. Примером может служить «Сказка о Змее Горыныче».

Много сказок имеют сюжет со Змеем в своем повествовании. Разберём, что подразумевали наши предки под эти образом:

«Налетела туча черная, скрыла Ярило Красное, поднялся ветер великий. Налетел той тучей чёрною Трехглавый Змей Горыныч. Избы разломал, стога разметал, людей и скот в полон унёс».

Это – образное описание смерча. Он круглый, как Змей, да размером с гору – Горыныч поэтому. Вот она – громовая туча с тремя хоботами смерча. Меч, конечно же, не сечёт головы Змея Горыныча. И лишь кованая рукавица, или шапка, или щит могут снести голову Змею, т.е. нужно перекрыть потоки энергии смерча. Только такие широкие и плоские предметы, как щит, способны нарушить систему восходящих и нисходящих потоков смерча, чем прекращают его действие.

И только позже появились бездумные сюжеты, где Иваны Царевичи одним мечом лихо срубают головы Горынычам, очередной раз лишив смысла эти сказки.

Другим примером может служить сказка «Колобок». Вот подлинный текст древней сказки:

Попросил Рас Деву:
– Испеки мне Колобок.
Дева по Сварожьим амбарам помела, по Чертожьим сусекам поскребла и испекла Колобок. Покатился Колобок по Дорожке. Катится-катится, а навстречу ему – Лебедь:
– Колобок-Колобок, я тебя съем!
И отщипнул клювом кусочек от Колобка. Катится Колобок дальше. Навстречу ему – Ворон:
– Колобок-Колобок, я тебя съем!
Клюнул Колобка за бочок и еще кусочек отъел. Покатился Колобок дальше по Дорожке. Тут навстречу ему Медведь:
– Колобок-Колобок, я тебя съем!
Схватил Колобка поперек живота, да помял ему бока, насилу Колобок от Медведя ноги унес. Катиться Колобок, катиться по Сварожьему Пути, а тут навстречу ему – Волк:
– Колобок-Колобок, я тебя съем!
Ухватил Колобка зубами, так еле укатился от Волка Колобок. Но Путь его еще не закончился. Катится он дальше: уж совсем маленький кусочек от Колобка остался. А тут навстречу Колобку Лиса выходит:
– Колобок-Колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Лисонька, – только и успел проговорить Колобок, а Лиса его – «ам», и съела целиком.

А теперь давайте проанализируем данную сказку.

Колобок у славян никогда не был ни пирожком, ни булочкой, ни ватрушкой, как поют в современных мультиках. Мысль народная куда более образна и сакральна, нежели её пытаются представить. Колобок – это метафора, как почти все образы героев русских народных сказок.
 
Сказка о Колобке – это астрономическое наблюдение предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния (в Чертоге Раса), до новолуния (в Чертоге Лисы). «Замес» Колобка, т.е. полнолуние в данной сказке происходит в Чертогах Девы и Раса (примерно соответствует современным созвездиям Девы и Льва). Далее, начиная с Чертога Вепря, Месяц идет на убыль, т.е. каждый из встречающихся Чертогов (Лебедь, Ворон, Медведь, Волк) как бы съедает часть Месяца. К Чертогу Лисы от Колобка уже ничего не остаётся, т.е. освещённая часть Месяца совсем исчезает, и наступает безлунье.

С помощью этой сказки дети получали начальные познания в астрономии: они днём видели Солнце, а теперь им показывали ночное небо, Месяц, небесные Чертоги (т.е. созвездия) и они образно изучали звёздную карту мира.

Следует учитывать, что славянские созвездия не соответствуют в точности современным созвездиям. В Славянском Круголете было 16 Чертогов, и они имели иные конфигурации, чем современные 12 Знаков Зодиака. Чертог Раса (или семейство Кошачьих) примерно можно соотнести с зодиакальным знаком Льва.

Современные взгляды "специалистов" на эту сказку более подробно изложены на http://proza.ru/2009/12/24/699 . Там же есть и иллюстрация.

Не менее интересны и познавательны другие народные сказки, если их правильно понять. Так, в сказке «Крошечка-Хаврошечка», рассказывается о сиротке Хаврошечке, которую все обижали, а она получала помощь от коровы, влезая в одно её ушко и вылезая из другого. Как известно, часть наших предков прилетела с планет Малой Медведицы, которая в древности называлась Коровой Зимун. Вот в народе и сохранилась память о том, что через Врата Междумирья можно попасть в свисающее ушко Коровы Зимун, т.е. в свисающую, как ухо, петлю, образованную этим созвездием, и получить там необходимые знания, помощь и защиту.

Другим примером является «Сказ о Финисте – Ясном Соколе», который повествует о путешествии девушки Настеньки на большом торговом космическом корабле – Вайтмаре за тридевять Земель в тринадесятое царство к своему жениху. За тридевять Земель – это за пределы Солнечной системы, в которой тогда было тридевять, т.е. 27 планет.  И не в тридесятое, а в тринадесятое царство, т.е. в 13-е созвездие, которое называлось в древности Чертогом Финиста или Рарога. Жених же её – Ясный Сокол, а этим именем называли витязей, защитников родных земель.

За время путешествия совершалось 6 промежуточных посадок на различные Земли возле самых необычных Солнц. Настенька за это время износила 7 пар железной обуви и съела 7 железных хлебов. По-современному, аккумуляторы её обуви с металлическими подошвами для передвижения по металлическому кораблю в невесомости подзаряжались 6 раз при посадках Вайтмары. А железные хлеба – это тюбики с едой, какие и сегодня используют космонавты.

Вот какие чудеса, даже по нынешним временам, рассказывались в древнем сказе. Его подробный анализ и сопоставление описанных солнц с реальными звёздами можно найти в книге Николая Левашова «Сказ о Финисте Ясном Соколе. Прошлое и настоящее». Этот анализ там занял порядка 150 страниц.

Ещё в древности был Бог морей Ний – эгрегор одной из самых мощный стихий, т.е. воды. Ний поливал дождём и землю, порождая реки, т.е. он посеял дон, поскольку в древности река называлась доном. (Например, Тихий Дон – это просто тихая река). Таким образом, у древних греков Ний закрепился под именем Посейдона, т.е. рождающего реки.
 
С другой стороны, Ний «ходил» в тучах, как в одежде, т.е. был Ний в туне, что превратилось у древних римлян в Нептуна. Отсюда следует, что древнеримская и древнегреческая мифология – это заимствование образов более древних славянских богов и сказочных персонажей.

Нептуном названа и одна из наиболее крупных Земель системы Ярилы-Солнца, т.е. нашей Солнечной системы. Интересно, что в древних сказках у Ния было 8 дочерей. До средины ХХ века у планеты Нептун было известно только 2 луны, т.е. 2 спутника планеты, и только в 1989 г. американский исследовательский корабль «Вояджер-2» открыл ещё 6 лун. Таким образом, их стало 8. Но ведь даже в наших древних сказках детям рассказывалось, что у Нептуна есть 8 дочерей, т.е. лун! Вот вам и сказки, в которых ложь! А ключом познания сказки является неизменный образ её корня. Поэтому сказки старались передавать дословно.

Не менее интересны и нравственные аспекты народного творчества, о чём будет рассказано в следующем разделе нашего доклада.

(Продолжение доклада читайте у Радомилы на http://proza.ru/2010/07/05/1161)

Смотрите другие работы автора - на http://proza.ru/avtor/zhuck.