Апофения

Никузькин
                ПРОЛОГ


Приведенная сжатой во времени история легко узнаваема и вряд ли нова по своей сути. И как же не узнать героя, если каждый из нас хоть раз в жизни был в роли предсказателя. Не важно, предсказывали ли результат футбольного матча или характер соседа. Важно то, что каждый раз мы пользовались собственной интуицией и всецело доверяли ей. Верим ей как самому себе, так как это неотделимая часть нас. Но какая она, наша интуиция? Обратите внимание на ее поведение у главного героя истории. И вам нетрудно будет обнаружить взаимосвязь уверенности в себе и интуитивного предсказания.

                * * * * *

- Сергей Иванович, прочти СМС. Моя прислала. Не пойму ее смысл. Подскажи…
Сергей Ивановича прочел СМСку с текстом: « Мне все надоело. Приходи пораньше. Есть разговор». Внутреннее чутье ему подсказало
- Наверное, сосед сверху залил или нижнего соседа залили. А может… бочек унитаза сломался, не сливает, поэтому она устала. Или еще что-то подобное, но несерьезное… Сергей Иванович поразмыслил и доступно объяснил коллеге «как отрезал»
- Опять ты, Васек, не понимаешь намеков женщин. Когда ты последний раз заглядывал в унитазный бочек?
-Месяцев восемь назад, а что? - неуверенно ответил Васек, бегая глазками по сторонам.
- Надо по-мужски любить, - Сергей выпятил грудь. - Мужик должен создавать удобства женщине, а не ждать когда зальют соседи или он зальет. Создай все удобства, и женщина от тебя никуда не уйдет. Вот! – И прозорливо добавил.
- Прихвати домой паклю. Если ТЕБЕ не понадобится в ремонте, то непременно пригодится соседям. По-моему у вас протекли трубы или бочек …
- Спасибо Иванович за помощь. Выручил, дружище! Пойду к станку, а то начальство идет…
Васек ушел, а Сергей Иванович остался один на один с внутренним чувством. Иногда чувство называют интуицией, а он звал его Апофенией. Красивое слово, ласковое и другого не могло быть.

- О начальство идет. Сейчас скажут, что ты предсказатель… - заворчал внутренний голос Сергея.
- Тише-тише не скажут, - успокаивал Иванович Апофению
Группа поравнялась со станком Сергея Ивановича. Начальник цеха, мельтешащий в группе, представил
- А это наш знаменитый предсказатель, Сергей Иванович. Он недавно подсказал другу выигрышную комбинацию цифр в лотерее. Огромную сумму выиграли.
– Группа заулыбалась, рассматривая Сергей Ивановича как экспонат. Слышали они о нем на перекурах, слышали.
- Ну что я говорила… – обрадовалась своей очередной победе Апофения.
- Может, вы нам подскажите, когда к нам придет новое оборудование? - ни то, шутя, ни то всерьез, спросил всегда улыбчивый заместитель директора.
Иванович слышал об этом оборудовании. Робот какой-то. Говаривали, что скоро приплывет оборудование и тогда жизнь в цехе изменится. Вот-вот прибудет.
- Судно буквально на днях прибудет в порт, - подсказало внутреннее чувство Ивановичу.
- На этой или на следующей неделе оборудование будет на заводе, - озвучил прогноз Сергей Иванович группе.
- Ваши слова, да Богу в уши, - по-доброму произнес зам директора. Улыбнулся. Кивнул головой и продолжил продвижение по цеху. Начальник цеха подмигнул Ивановичу и побежал за группой.

Василий по совету Ивановича купил паклю. Упаковал ее в газету продолговатым свертком и незамедлительно пошел домой. В дверях встретила Марина - жена из романа ну никак не переходящего в законный брак. Заметила пакет. Посветлела на лице улыбкой
- Что ты принес, дорогой, - спросила она, не дожидаясь момента вручения...
- Паклю принес, - коротко ответил Васек и поспешно направился к унитазу. Предположительно, торопился улучшить удобства…
- И даже меня не поцелуешь? – ударила вопросом ему в спину. Он открыл туалетную дверь.
- Я все перестирала, наготовила. Соседи в лифте обозвали. Унизили. И ты туда же... – голос Марины сорвался. Она выбежала в ванную, но по дороге успела бросить виновнику
- Ты черствый чурбан и эгоист. - Васек бегло проверил под бочком, осмотрел унитаз – все сухо. - Никогда меня не понимал и не поймешь.
Учуяв начало ссоры, он закрылся в туалете переждать. Авось успокоится.

Голос Марины некоторое время доносился из ванной, но вскоре утих. Раздался хлопок входной двери. Васек выглянул из туалета. Попытался понять произошедшее. В квартире было тихо. Прошелся по комнатам, но Марины не нашел. Заметил приоткрытую дверь шкафа. Осмотрел его. Шкаф был пуст.
- Ушла, - метнул сверток в никуда. - Стараешься-стараешься и тебе никакой благодарности. Ну, и…
Он отчаянно махнул рукой, вкладывая в этот жест всю горечь непонимания и обид.

…До поздней ночи Васек нервно ходил по квартире, раскладывая и анализируя страницы последних событий.
- А ведь хотел жениться. Даже деньги насобирал на кольцо и свадьбу, - крикнул он в кухне и даже ударил по столу. – Почему ушла?
Не удавалось ответить на вопрос. Долго ходил по квартире, пока не наткнулся на пакет с паклей. Продолговатый сверток напомнил ему цветок, завернутый в газету. Вначале даже удивился – откуда цветы, а потом предположением как током ударило
- А может, она ожидала в свертке цветы? Как я сразу не догадался… - удивился он простой отгадке и начал злиться на ушедшие событие…
Зародыш злости разрастался. Злился Васек на невнимательность, злился на доверчивость, но больше всего злился на Сергея Ивановича. Злился всю ночь. Не спал…

Утром, условный рефлекс работоголика, приволокал его на работу в состоянии крайней депрессии. Там, у входа на предприятие, он наткнулся на Ивановича, вяло ответил ему на приветствие.
- …Ну, Васек, починил унитаз? – поторопился с разговором Иванович
- Не чинил я его. Маринка ушла… Зря притащился с паклей домой, - Васек прошел через турникет вслед за Ивановичем.
- Почему зря… Ты разбирал унитаз? – Иванович повернул голову к другу
- Нет, не разбирал…И сосед сверху не залил…
- Ну и чего так сильно растраиваешься? Ты ведь не знаешь, что тебя ждет завтра. У тебя унитаз старый – старый! Пакля всегда пригодится!! В крайнем случае, соседу подаришь, чтобы не заливал. Будь хозяйственным. Женщины любят таких, - продолжал он поучать молодого.
Васек замолк под напором «доводов», а потом махнул рукой, и сказал сам себе
- Что толку ему объяснять? Все равно ничего не поймет…

В этот день, как сговорились. Все жаловались на никудышность советов Сергея Ивановича. Иванович же защищался. Подолгу объяснял жалобщикам их собственные ошибки. День выдался трудным, и домой он пришел уставшим. С порога накричал на домашних. Изрядно выпил и когда алкоголь овладел разумом, то Иванович не на шутку разбушевался. Ругался самыми крепкими словами, грозился, стучал кулаком по столу. Внутри себя он сотворил шок. Обругал Апофению за прошлые и настоящие ошибки. Орал, что больше никогда ей не поверит. Причинял ей нестерпимую боль бранными словами. Слова и недоверие хлестали ее наотмашь больнее всего.

С той поры голос Апофении стал тихим, пропали нотки уверенности. В лексиконе появились новые для нее слова: возможно… я не уверена… на ваше усмотрение. Она теперь боялась попасть на повторную процедуру воспитания. И все это за прошлое неправильное предсказание. Этот страх с течением времени стал сутью зарождения фобии. У нее появилось неведомое доселе и прогрессирующее сейчас чувство ответственности за предсказания.

Иванович в родном коллективе теперь выглядел неуверенным. На конкретные вопросы отвечал уклончиво: возможно, может быть и т.п. Его авторитет предсказателя быстро таял и превращал Ивановича в среднестатистического человека. От начальника он все чаще встречал злобные взгляды. Стал прятать глаза, так как история с доставкой оборудования оказалась столь запутанной, что его обвиняли в черной магии и порче оборудования. Захотелось ему побыть в одиночестве, так как в коллективе только и гудели о перипетиях с оборудованием. Он все больше и больше отдалялся от коллектива.

События изменили отношение с коллективом настолько, что его, не частые советы коллегам, начали нагло оспаривать. Потом и вовсе махнули рукой на Ивановича. Васек к нему не подходил. Боялся тревожить личное счастье, которое с трудом вернул в дом. Остальные «бывшие почитатели» совсем отбились от рук и зубоскалили предсказателю. Он чаще и чаще испытывал страх, неуверенность, скрывался от просьб близких. Внутренний голос молчал. Он пытался воскресить Апофению, но она все глубже и глубже утопала в болезненном молчании…

Прошло немного времени, Сергей Иванович в текстах чувствовал уже только оскалы, опасность, другую агрессивность. В безобидных детских мультфильмах находил обман детей. Его внутренние мимолетные видения все чаще предсказывали беду. Апофения серьезно заболела. Жизнь Ивановича насытилась скандальными историями и невезениями. Предсказания Апофении стали неадекватными. Она молчала при опасности, но поднимала переполох, когда опасности не было. Иванович стал странным - бурно реагировал на любой шорох, прятался. Жарким днем пришел на работу и объявил о скором начале апокалипсиса. Сообщение коллеги приняли за шутку, но когда он начал перекладывать содержимое рабочего стола в коробки, начальник поинтересовался происходящим. Тут ему Иванович и поведал про апокалипсис, про необходимость срочной эвакуации, сопровождая рассказ мимикой ужаса, чрезмерной жестикуляцией и повышенной эмоциональностью голоса. Вызвали неотложную помощь…

Врач-психиатр приехал быстро. Составил анамнез. Иванович с удовольствием рассказал о былых своих способностях составлять портреты, например, по запаху духов или по кашлю. Даже привел фамилии авторитетных предсказателей. Закончил рассказ слезной жалобой о потере свого дара и нахлынувшей волне невезений.
- Апофения, - тихо заключил врач, делая ударение на букве «и» и поставил точку в записанном диагнозе.
- А вы откуда знаете АпофЕнию? Я ведь не называл ее имени… - затараторил Иванович, утопая в расслабляющем действии недавно сделанного укола.
Психиатр закончил заполнение карты больного апофенией.
- Не переживайте, скоро все наладится, – положил ладонь на голову Ивановича, - мы вас вылечим. Более тяжелых больных вылечивали, а вас - подавно.
…Загудела сирена, и машина с Ивановичем уехала…

                ЭПИЛОГ

Апофения – видение (переживание), заключающееся в способности видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных. Оно (видение) живет в каждом из нас Мы подчас «узнаем» о настроении другого по прочтенному тексту или по походке . Определяем характер человека по цвету волос, запаху парфюма, почерку, жестикуляции или тембру голоса. Угадываем по мочкам ушей – умственные способности, по носу – сексуальность, а по походке – величие. Легко составляем точный «портрет» человека, опираясь на не реальные, а косвенные данные о нем. Для этого пользуемся в предсказаниях сомнительными методиками и интуицией(как опытом из прошлого), всецело доверяя им и составленному портрету.

В рассказе слово-символ Апофения - суть субъективной способности находить смысл в казалось бы бессмысленном. Такое субъективное наиболее отчетливо видно в области искусства. Мы порой не замечаем, как, подходя, например, к картине в первую очередь читаем ее название. После, наше рассуждение ограничивается руслом этого названия и устремляется по нему. Это есть не что иное, как наша придумка по теме и руслу названия полотна. В процессе синтеза придумки мы лишь находим ей подтверждения фрагментарными вычленениями из картины. Вычленения являются субъективной опорой синтеза, его остовами. Такое поведение зрителя особенно очевидно при рассмотрении абсурдных модернистских работ, где без подписи картины, порой, подступиться к толкованию невозможно. В случаях же крайней неуверенности или тех, где нет надежных остовов, человек при синтезе представления, может поддаваться авторитетному мнению, которое (аналогично названию картины) служит руслом собственного толкования или априорного принятия. А в музыке разве нельзя найти подобного поведения слушателя? Или других областях искусства. Наше субъективное представление и предсказание приводит нас к собственной правде, которую мы защищаем, не замечая лукавости в себе. В этом вся краса и коварство апофении.

Я всегда вспоминаю историю Сергея Ивановича, его Апофению, когда пытаюсь по аватару или интернетному тексту составить полный «портрет» владельца. Вспоминаю историю, когда рассматриваю картины, требующие анализа и поиска мыслей автора, их отгадки. Улыбаюсь необычной игре сознания с человеком, понимая всю хрупкость полученной им правды. Знаю, что составление «портрета» зависит от настроения читателя и других внешних факторов. Для примера, прочтите один и тот же текст в различном настроении. Текст покажет вам разный окрас и принесет суть, зависящую от настроения. На этом проделки Апофении не заканчиваются. Их значительно больше, представленных в рассказе. Но важнее не выявление их, а должное отношение к ним.


15.06.10. Ред-1.
Никузькин