Скарлетт. Часть 2

Александр Иванович Алтунин
К сожалению, Скарлетт никто не объяснил, что красивая внешность - это один из авансов, которые дают человеку Высшие Силы. Личной заслуги конкретного человека в этом нет. Как нет и повода для чрезмерного самолюбования и гордыни. Если человек не понимает (или не желает понимать, что является еще более вызывающим явлением, потому что творящий по незнанию совершает проступок, а творящий зло и знающий, что творит зло, совершает уже духовное преступление), что его привлекательная внешность - это аванс, который нужно пожизненно отрабатывать, исходя из принципа "таланты и способности даны для пользы, в первую очередь, окружающим, (для того чтобы сделать жизнь вообще более приятной и гармоничной), а уже потом и самому человеку", то его жизнь будет нагромождением проблем и неприятностей.

Чем более яркая внешность и прочие врожденные таланты имеют место быть, тем интенсивнее нужно человеку-обладателю трудиться на общее благо. При этом, ни в коем случае не создавая ситуаций, когда удовлетворение личных желаний и потребностей, интересов и прихотей идет в противоречие с общественной нравственностью или наносит прямой или косвенный ущерб хотя бы одному человеку. Если же человек не желает понимать ни самого факта наличия личного долга перед Высшими Силами, ни величины этого долга, то он обречен.

Чувство должника перед конкретным человеком - это не самое приятное состояние, поэтому понятно закономерное желание большинства из нас избегать ситуаций, когда мы что-то
кому-то должны. И, тем более, должны длительное время.

Но здесь ситуация принципиально иная. Быть должником Высших Сил - это значит, в первую очередь, находиться в некотором смысле в определенном сотрудничестве с ними. Ведь многим из нас было бы приятно ощущать себя человеком, помогающим министру или президенту. А Высшие Силы - это партнеры, условно говоря, находящиеся несоизмеримо выше, чем президент самой могущественной страны в мире. Высшие Силы потому и называются Высшими, что выше них уже нет никого. И поэтому все положительные характеристики их максимальны, особенно такие, как мудрость, могущественность, сила, информированность абсолютно обо всем и всегда, способность легко читать все наши мысли и чувства, желания и стремления. Причем, не только в данный настоящий момент, но и ретроспективно из нашей же памяти с момента нашего появления на свет. Их нельзя обмануть или купить, войти с ними в сделку, ввести в заблуждение, переубедить или навязать свою волю или желание.

Каждый из нас должен знать и понимать, что большинство событий нашей жизни расписано задолго до нашего рождения. Жизнь как бы помещает нас в свой замысловатый лабиринт, в котором мы сами, по своей воле выбираем направление движения. А вот то, что ожидает человека, если он идет направо или налево, вперед или назад, - все это уже существует и в вполне конкретном виде. Это как путешествие по незнакомому городу. Направо пойдешь - попадешь, условно говоря, к театру. Налево пойдешь - к кладбищу придешь. Прямо пойдешь - к школе. Решение о направлении движения разрешено принимать нам самим. А вот то, что будет следовать за ним, - это мы уже изменить не можем.

В отдельных случаях, в предельно проблемных или тупиковых ситуациях, человек может принять определенный обет (клятву, обещание и т.п.). И это изменит систему координат движения человека. Например, будучи смертельно больным, человек дает Богу обещание, что если он останется жить, то посвятит свою жизнь служению Богу в качестве священника, монаха и т.д. Конечно же, проблема не решается окончательно только от одного обещания. Если человек дал обещание, выздоровел, избежал опасности и т.д., но не стал свое обещание выполнять, то Всевышний либо опять пошлет ему эту же болезнь, но в более тяжелой форме, либо просто заберет к себе, как неисправимого грешника. Проблема будет решена лишь после того, как человек выполнит свое обещание на деле. И никакие отговорки тут не пройдут. Поэтому перед тем, как давать такой обет, нужно очень основательно и серьезно подумать о том, а сможете ли вы его выполнить. И выполнить не как попало, а весьма прилично и достойно.

Если человек даже невольно сделал кому-то плохо, но осознал свою ошибку, раскаялся в ней и принял решение компенсировать, как минимум в полной мере, а лучше с некоторым дополнительным запасом в 20-50%, причиненный ущерб и воплотил его в жизнь, то Высшие Силы могут изменить свое решение о наказании. Они могут его отсрочить, смягчить или отменить вообще, в зависимости от того, какого рода психологическая и духовная метаморфоза произошла с человеком после совершения проступка и осознания его. Учитывается при этом не только чисто внешняя сторона поведения человека, но и его внутреннее состояние. Ибо есть много хороших актеров и лицемеров, которые на словах стремятся быть чуть ли не ангелами, а на деле продолжают делать прямо противоположное декларируемому. Обмануть можно только людей, но не Высшие Силы, которые видят все в нашем существе: разум, душу, дух.

Мне приходилось много раз видеть, как писанные красавицы превращались в старух уже в среднем зрелом возрасте только из-за того, что их мысли и чувства, желания и стремления, принципы и убеждения противоречили вечным и универсальным духовным законам жизни. Напрашивается аналогия с огурцом, помещенным в рассол, - желает огурец или нет, но он со временем станет соленым. Причем, не в той степени, какой ему хочется, а в той, какая соответствует концентрации соли в рассоле. Человек сам выбирает место, где он будет находиться: в сосуде для консервирования или в емкости для помоев. А результат уже от него зависеть не будет…

Чем меньше в человеке духовности и нравственности, тем в большей степени раствор, в котором он находится, напоминает помои. И наоборот, чем больше духовности (применительно к подавляющему большинству людей выражение "больше духовности" звучит слишком красиво; правильнее было бы сказать о несколько большей духовности, размер изменения которой, к величайшему сожалению, измеряется не в десятках процентов, а лишь в их единицах - от 5 до 15), тем больше раствор напоминает рассол. И, таким образом, не только убивает патологические микробы, присущие помоям, но и превращает огурец в нечто, похожее на соленый огурец, а не на банальную плесень и гниль.

Некоторые люди могут возмутиться столь нелестным для них сравнением. Но, во-первых, эта аналогия может быть (если не должна…) применена абсолютно ко всем людям, безо всякого исключения. А во-вторых, большинство людей (95-99%) предельно искаженно воспринимают самих себя, считая, что степень их несовершенства колеблется в пределах от 5 до 30%. В то время, как реальное совершенство их личности, в лучшем случае, едва превышает 10%. А все остальное лишь гипотетически предполагает свое превращение в нечто, более совершенное, чем оно имеет место быть на тот или иной момент времени.

Несовершенство в размере 10-20% не является особым стимулом для самовоспитания, для серьезной и основательной работы над своей личностью, умом и характером, мировоззрением и душой. Люди успокаивают себя тем, что и другие тоже в такой же степени несовершенны. Иначе говоря, они как бы вписываются в общепринятый стандарт степени совершенства. А поэтому считают, что повода для волнения у них нет. Не говоря уже о том, что имеется множество людей, которые отличаются еще большим несовершенством, нежели "аналитики". Поэтому на их фоне мы, мол, выглядим вообще почти образцово-показательными.

Как пишут мудрецы всех времен и народов, только тот человек становится лучше, который вдруг увидел себя во всем естестве, как бы со стороны. И понял то, насколько он плох и несовершенен. Что все его прежние представления и мнения о самом себе - это вредная и опасная (в первую очередь для него самого, а уже потом - для других людей) иллюзия, от которой нужно срочно и предельно безжалостно избавляться. Это также доказывает и моя 25-летняя профессиональная практика. Что только тот становится лучше, кто, для начала, пришел хотя бы на мгновение в ужас от своего реального, а не воображаемого естества, а не убаюкивал себя постоянно разными утешительными сравнениями и аналогиями.

Ситуация порой бывает похожа на анекдотическую, когда алкоголик говорит своей жене: "Почему ты называешь меня алкоголиком? Вот сосед Вася - тот пьет ежедневно, поэтому его можно назвать алкоголиком. А меня - ни в коем случае". Лень, особенно душевная, всегда найдет себе самое веское и вроде бы достойное оправдание.

Между характером человека и благополучием его жизни имеется очень жесткая связь. Чем хуже характер, тем несчастнее жизнь, сколько бы денег ни было у человека… Чем больше недостатков у человека и чем более снисходительно на деле, а не на словах он относится к ним, тем меньше шансов обрести душевное равновесие. Ибо мало того, что человек не борется со своими собственными злыми духами, он еще и как бы приглашает новых к себе в гости, потому что чаще всего не тормозит свои отрицательные мысли и чувства, относится к ним без должного внимания или с некоторой симпатией. А уж злые духи постараются испортить жизнь не только пригласившему их человеку, но и по возможности всем окружающим его людям. Поэтому когда говорят в оправдание того или иного человека, что у него плохой характер, то это как раз не может выступать в роли оправдания. Это, скорее, диагноз, требующий интенсивного и радикального лечения.

Поэтому тот, кто желает быть счастливым и благополучным, должен работать над собой долго и основательно. Если быть бесстрастным, то работа над собой должна идти всю жизнь, без пауз и остановок. Жизнь стремительно движется в перед, поэтому тот, кто на какое-то время остановился, оказывается уже в хвосте впереди идущих. А если человек вообще над собой не работает, то он в некотором смысле движется в противоположную сторону от основной массы людей.

Интересно посмотреть на то, как Скарлетт из бедной и обездоленной становится вдруг богатой. Казалось бы, теперь нет причин для раздражения и уныния, будь веселой и доброжелательной, внимательной и заботливой. Но нет, такое поведение идет вразрез с эгоизмом Скарлетт. Ее муж надеялся, что своей любовью и богатством он сделает жену нормальным человеком. Но оказалось, что именно к ней применима поговорка "горбатого только могила исправит". Никто и ничто не может против воли человека сделать его порядочным и благородным, добрым и хорошим, придавив его эгоизм в наибольшей степени, заменяя его альтруизмом и щедростью.

Невозможно богатому человеку остаться нравственно и духовно здоровым, если богатство падает на него с неба. И не требует от него никаких душевных сил. Если нет напряженной душевной работы по торможению своих недостатков и стимулированию добродетелей, то никакие блага в мире не сделают такого человека счастливым, как и его близких и родных, зависящих в той или иной степени от него. Не зря же в Библии написано, что "легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царствие небесное".
Скарлетт посчитала, что любое богатство она уже предварительно заслужила и поэтому не должна ничего менять в себе. И никто не развеял это ее заблуждение. Разным людям нужно разное время для того, чтобы привыкнуть к богатству, начать к нему относиться адекватно, понимая, что нужно ощущать чувство благодарности, как минимум, пропорциональное величине богатства. И строить свое отношение к жизни и к другим людям не с позиции глобального превосходства, а с точки зрения получения возможности помогать нуждающимся. Вам Господь дал богатство не для самолюбования, а для того, чтобы вы могли использовать его для добра. Большинство же, получая большие деньги, начинает пренебрежительно относиться ко всем, кто беднее его.

Большие деньги - это дар от Высших Сил, потому как если бы богатство не было угодно им, то и человек не получил бы ничего, несмотря на все свои усилия ума и тела, какими бы гигантскими они ни были. Не чувство вседозволенности в жизни от избытка денег должно владеть богатым человеком, а чувство благоговейного трепета перед Высшими Силами за доверие, оказанное при одарении его богатством. Всей своей жизнью, каждым словом и делом, каждым чувством и мыслью он должен благодарить Всевышнего за его дар. В противном случае либо его лишат денег или сделают так, что человек сам не будет рад уже никаким деньгам, хотя и будет их иметь.

Богатство - это очень тяжелое испытание для обычного человека, не имеющего должного духовного фундамента в своем мировоззрении, уме и душе. Богатство - это один из самых мощных развращающих факторов человеческой жизни, поэтому чтобы не  допустить разложения своей души от плесени и ржавчины, нужно сознательно делать регулярно вещи, которые препятствовали бы нравственной деградации. Нужно тратить деньги на благотворительность применительно к конкретным людям, на храмы и монастыри, делать бескорыстные поступки, проявлять заботу и внимание к тем, кто ниже богатого по социальному и интеллектуальному статусу, кто не имеет столько способностей и талантов, возможностей по получению и раздаче самых различных благ материального и морального плана. И к своим близким и родным нужно относиться еще более внимательно и заботливо, чутко и доброжелательно, не зависимо от того, что мы про них думаем. И дело тут не в них, а в нас, так как иначе страдать будем в первую очередь мы сами, а уже потом они. Это нужно нам самим в три раза больше, чем тем, кому мы делаем добро. Потому что тот или иной добрый поступок, будучи несовершенным, может испортить настроение другому человеку или в чем-то обездолить его на конкретный момент времени, а нравственная плесень, появившаяся в нас, будет еще многие годы разрушать незаметно нашу душу.

Богатство порождает в человеке равнодушие и черствость, высокомерие и чванливость, самовлюбленность и самоуверенность, рационализм и эгоизм, неуважение к законам и правилам, традициям и общественному мнению, интересам и потребностям окружающих "простых" людей.

Неудачи были у Скарлетт и до того, как ее муж ушел от нее. Но почему она не извлекла из них необходимые для себя уроки? Да потому что вообще не считала нужным анализировать какие-либо свои ошибки и неудачи. А вот если бы она научилась делать должные выводы из ситуаций с малой и средней степенью проблематичности и неприятности, то, таким образом, она смогла бы избежать гораздо более крупных проблем и трагедий. И финал ее жизни не был бы столь плачевным - рядом с ней не осталось никого, кто бы ее любил, кому бы она была интересна и нужна, кому было бы небезразлично ее мнение, ее проблемы и переживания, желания и потребности, мысли и чувства, душевное и физическое здоровье. Одним словом, все, что касалось ее. Что она посадила в своем саду, то и выросло. Если быть точнее, то ничего не посадила она в душах других людей, поэтому и вместо урожая перед ней была даже не степь, а пустыня, бесплодная и бесполезная, ужасная и безжалостная. Жизнь уж так устроена, что в произвольном порядке может расти и развиваться только что-то плохое, а все хорошее всегда требует сознательного и целенаправленного, постоянного и планомерного, интенсивного и внимательного усилия со стороны самого человека. Никто не может за другого отработать его долг перед Высшими Силами.

Умный человек отличается от глупого тем, что исправляет свои ошибки. А мудрый отличается от умного тем, что избегает ситуаций, в которых он мог бы совершить ошибку. Иначе говоря, не допускает ошибок. Мудрость увеличивается не от побед, а от поражений и неудач, которые были основательно и серьезно проанализированы. Были сделаны должные выводы и претворены в практическую жизнь. Не может стать мудрым тот, кто живет на всем готовом и кого ублажают окружающие. Чем меньше человек совершает душевной работы, тем меньше у него шансов обрести какую бы то ни было степень мудрости.

Отсутствие серьезной и насыщенной душевной работы, особенно духовного и нравственного характера, как и само нежелание вести такого рода работу, является наиболее благоприятной почвой для возникновения и развития самого изощренного и яркого эгоизма. Применительно к человеческому эгоизму имеет место один из парадоксов нашей жизни. Правильнее было бы сказать - парадоксов с житейской точки зрения, потому что с духовных позиций здесь нет никаких парадоксов и даже просто нелогичностей. Чем в большей степени человек является эгоистом, т.е. думает преимущественно лишь о своих интересах, капризах и прихотях, желаниях и потребностях, при этом почти полностью пренебрегая интересами других людей, тем в большей степени возникает ситуация, исключающая возникновение настоящего и продолжительного счастья.

Казалось бы, на первый взгляд: если человек постоянно, условно говоря, тянет одеяло на себя, то ему должно быть наиболее тепло и уютно. Но чем сильнее он тянет это одеяло на себя сегодня, тем с большей силой ему придется его тянуть завтра, потому что те люди, от которых он тянет на себя одеяло, теперь все больше и больше начинают понимать, что надеяться на его совесть и сознательность не стоит. Можно полагаться только на собственную силу и ловкость, чтобы вновь не оказаться у разбитого корыта. И ближние тоже начинают тянуть одеяло, но в гораздо большей степени завтра, чем сегодня. А так как эгоист наращивает свои усилия по дополнительному укрытию себя, то и окружающим приходится делать тоже самое. Чем сильнее тянет он - тем сильнее компенсаторно тянут они.  И уже в силу этого момента у эгоиста возникает еще более сильное и изощренное желание любым путем приобрести блага только для себя.

А главное - возникает еще более выраженный душевный дискомфорт, возникает раздражение, неприязнь, переходящая в ненависть. И так до бесконечности, пока не возникнет очередное несчастье в жизни эгоиста, когда он будет страдать и переживать обвиняя все и вся во всех смертных грехах. Эгоист переставит причину и следствие и будет заявлять, что это он (бедный и несчастный) вынужден с двойной силой тянуть на себя одеяло, так как другие тоже это делают. И если он не будет забирать одеяло себе, то останется совсем без него.
Конечно, на жизненном пути каждого из нас встречаются совсем даже нередко эгоисты самого различного вида и сути. Однако, это отнюдь не означает, что это является разрешением на эгоизм вообще. Эгоист ублажает своего злого духа эгоизма, а тот в свою очередь каждый раз накручивает человека все больше и больше, незаметно навязывая ему мысль о том, что его недостаточно любят и уважают, ценят и понимают. И поэтому, мол, ты сам должен отвоевывать свои блага у других людей. И никто из эгоистов не желает понимать что попытки улучшить свою жизнь за счет других людей обречены в принципе на неудачу, так как это противоречит законам Жизни.