Скарлетт. Часть 1

Александр Иванович Алтунин
(Унесенные ветром)
Поведение Скарлетт в значительной степени было обусловлено особенностями ее личности: психологическими, мировоззренческими, духовными, нравственными. Возникает вопрос о том, а почему она выросла такой, мягко говоря, своеобразной натурой. Ведь ее сестры, которых воспитывали, по большому счету, аналогично, не стали такими стервозными. В чем специфика ситуации? Ответ, как ни странно, прост. Именно потому, что родители воспитывали ее также, как и других своих детей. В то время, как ее-то нужно было воспитывать совсем иначе. Хотя бы для того, чтобы она получилась такой же добродетельной, как и ее сестры. Психология воспитательного процесса, направленного персонально в ее адрес, должна была быть более сложной и изощренной, более продуманной и многогранной.

Способны ли были ее родители в принципе обеспечить такого рода воспитание - это уже другая сторона медали. Большое подсобное хозяйство и большая семья - все это требовало от родителей гигантского количества времени и сил. Поэтому на особые психологические тонкости и изощрения у них просто-напросто не оставалось ни физических, ни умственных, ни душевных сил. А няня, занимающаяся бытовыми вопросами бытия детей, к сожалению, не имела должного авторитета в глазах Скарлетт. Поэтому многие мудрые наставления и рекомендации, высказанные ею в адрес Скарлетт, остались с ее стороны совершенно безо всякого внимания. Что называется, "в одно ухо влетело, а в другое - вылетело".

Родители не разглядели того, что растят психологическое и нравственное чудовище, считающее всех окружающих обязанными угождать ей всегда и во всем. Потребительская доминанта ее психологии и мировоззрения не только не корректировалась ее родителями, но с их невольного молчаливого согласия весьма активно стимулировалась в своем патологическом и, в конечном счете, злокачественном развитии. Это росло не просто чудовище - это был дракон с пятью или семью головами, каждая из которых была предельно агрессивна и злобна. И этот отрицательный потенциал каждой из голов усиливался от их одновременного коллективного существования не только количественно, пропорционально числу голов, но и в значительной степени качественно. Причем не на 10-20%, а на 50-70%.
Можно себе представить что это был за громадный кусок концентрированного зла. Подобный большому куску урана, который убивает не только при взрыве, но и во внешне спокойном состоянии, облучая все живое вокруг, медленно и непрерывно, безжалостно уничтожая все, что дышит и движется.

Что же давало основание Скарлетт с детских лет считать себя лучше других сестер и прочих ровесниц? В основе ее обостренного самолюбия, переросшего в чрезмерную личностную, человеческую и женскую амбициозность, лежала всего лишь симпатичная мордашка. Скарлетт чисто внешне была симпатичнее и привлекательнее большинства своих ровесниц. Ее естественная потребность в чувстве собственной значимости постепенно и, вроде бы незаметно,  перешла в ярко выраженную самовлюбленность и самоуверенность. Родители вольно и невольно создали ей имидж первой красавицы в доме, потом в округе. Многие соседи, желая сделать приятное родителям Скарлетт, также многократно и регулярно, настойчиво и, в некотором смысле, целеустремленно высказывали аналогичные мысли. И даже, если при этом Скарлетт и не присутствовала, то она нередко подслушивала разговоры своих родителей, сестер и служанок между собой, в которых они не только не только так или иначе высказывали свое мнение и впечатление о внешности Скарлетт, но и передавали друг другу мнение другие людей. В результате у Скарлетт возникла иллюзия, что она самая лучшая во всей округе и поэтому заслуживает самого лучшего к себе отношения.

Родители так и не смогли привить ей мысль, что ценность человека определяется не внешними данными, какими бы хорошими и замечательными они не были, а чисто человеческими добродетелями. В первую очередь, добротой и нежностью, внимательностью и чуткостью, альтруизмом и душевной щедростью, великодушием и снисходительностью к чужим слабостям и недостаткам, способностью к сопереживанию и состраданию, возвышенностью и чистотой мыслей и чувств. А способность тонко и изощренно плести интриги, пускаться во всевозможные авантюры, эгоистически манипулировать окружающими, проницательно выбирать наиболее слабых жертв для своих козней, а также выявлять наиболее слабые места в личности того или иного человека для нанесения коварного удара в спину - это не повод для гордости. Это, в лучшем случае, достоинства чисто умственного характера, но ни в коем случае, не нравственного, и, тем более, не духовного плана. В то время, как  общественное мнение ценит, в первую очередь, нравственность человека, а уже потом его прочие таланты и способности, какими бы яркими и неординарными они не были.
Изначально система нравственных и духовных ценностей Скарлетт была в значительной степени искажена и деформирована. Она жила по принципу "цель оправдывает средства" или "хорошо лишь то, что хорошо для меня".

Способность к психологическому прогнозированию (когда на основе лишь некоторых психологических данных обстановки или личности составляется серьезный и основательный, логический философско-психологический наиболее вероятный положительный или отрицательный прогноз на будущее), которой как раз и не было у родителей Скарлетт, видимо является одной из весьма редко встречающихся. Так как составляет обычно один из элементов истинной жизненной мудрости (не формального интеллекта, опирающегося хоть на десяток дипломов и аттестатов, а именно мудрости), встречающихся даже у интеллигенции (которая почему-то ошибочно полагает, что между уровнем интеллекта и степенью мудрости существует прямо пропорциональная зависимость, т.е. чем выше интеллект, тем больше мудрость; на самом деле, это всего лишь чисто внешне приятная и удобная иллюзия для самоуспокоения и самоутешения, самореабилитации и самовознесения на иллюзорный воображаемый пьедестал) встречается всего лишь в 2-3 случаях на 1000. 

И это не теоретическая выкладка, а результат более 30-летних наблюдений и исследований. Каждому человеку приятно думать, что и он является обладателем высокого интеллекта и мудрости, но почти всегда серия серьезных испытаний, возникших на жизненном пути конкретного человека, предельно наглядно выявляет  реальность, суть которой прямо противоположна той, что декларируют претенденты на обладание мудрости не только окружающим, но, что еще более драматично, и самим себе. Уровень объективности и самокритичности у большинства людей во все времена, мягко говоря, оставлял желать лучшего.

Другой вопрос, что плохую оценку по очередному жизненному экзамену большинство людей относит не к своим реальным способностям и талантам, а к так называемым неблагоприятным стечениям житейских обстоятельств. Тот факт, что такого рода житейские обстоятельства, в лучшем случае, повторяются с неотвратимой регулярностью, а в худшем, - составляет основу жизни конкретного человека, ни на какие серьезные и основательные размышления или хотя бы сомнения последнего не наводят.

И это, как ни парадоксально, закономерно. Люди пожизненно варятся в собственном соку и ходят по замкнутому кругу, так как у них нет ни сил, ни возможностей вырваться из сложившегося положения вещей. У одних это происходит из-за того, что нет должного интеллекта, чтобы проанализировать столь сложные и противоречивые, многослойные и многогранные, своеобразные и проблемные явления. У других нет необходимого для этого творческого начала, обеспечивающего мощность и неординарность мышления. У третьих преобладает душевная лень. И поэтому самоанализ высокой степени продуктивности для них невозможен в принципе. Мышцы души нуждаются в такой же тренировке, регулярной и достаточно интенсивной, как и мышцы ума, духа и тела.

У четвертых для бесстрастной оценки своих недостатков и ошибок, заблуждений и недоделок, да и всего несовершенства их личности в его неприглядности, а порой и отвратительности, не хватает элементарного мужества. Потому что, скорее всего, никто и никогда не говорил им о том, что мужество в общении с самим собой - это свойство во много раз более ценное и редкое, трудно достижимое, чем внешнее мужество, когда тебя так или иначе воспринимают окружающие. И дают тебе соответствующую оценку, которая в дальнейшем становится достоянием общественного мнения, таким образом укрепляя и улучшая имидж конкретной личности, проявившей внешнее мужество.

Не зря же народная мудрость гласит, что "богатырь - это не тот, кто победил тысячу раз по тысяче богатырей, а тот, кто один раз победил самого себя"… Одним словом, для появления самокритичности необходимо одновременное присутствие целого комплекта весьма редких качеств, что делает вероятность такого сочетания еще более малой, менее 1%.
На примере Скарлетт мы можем наиболее ярко и отчетливо увидеть с формальной точки зрения парадоксальную ситуацию: красавица и чудовище в одном лице. Насколько симпатична Скарлетт внешне, настолько она отвратительна с нравственной точки зрения. Потому что для нее нет ничего святого вообще. Нет достойных авторитетов, нет каких-либо нравственных и духовных принципов, как основополагающего фундамента для личности хотя бы с самой минимальной степенью гармоничности.

Не может ребенок и подросток вырасти приличным человеком, если у него нет авторитетного лица, к мнению которого он бы прислушивался, чье мнение было бы веским и значительным, не подвергающимся сомнению в принципе. В результате воспитания без должного контроля и коррекции личности на примере Скарлетт мы видим интенсивное развитие многих отрицательных качеств. Это импульсивность и сумасбродство, пренебрежение и равнодушие к интересам и проблемам других людей, примитивный рационализм, изощренный эгоцентризм (эгоизм по качественным и количественным характеристикам во второй степени), безграничная самовлюбленность и самоуверенность, капризность и привередливость, завистливость и злопамятность, жестокость и периодическая грубость, принципиальное нежелание признавать свои ошибки, не говоря уже о том, чтобы хоть как-то компенсировать нанесенный ею моральный и материальный ущерб окружающим. Это также своенравность и упрямство, демонстративность и экзальтированность, экстравагантность и легкомысленность, лживость и лицемерие, двойственность и переменчивость, болезненное самолюбие, неумение и нежелание устанавливать прочные человеческие отношения с ориентиром на дальнюю перспективу, пренебрежение к вечным и универсальным духовным законам человеческого бытия. Все это и многое другое постепенно, но неуклонно формировали судьбу Скарлетт.

Человек такого духовного типа не может быть счастливым ни при каких обстоятельствах даже чисто теоретически. Потому что мало того, что она была дисгармоничной личностью, она еще постоянно и усиленной сеяла вокруг себя зло, практически никогда не терзаясь угрызениями совести, раскаянием, не говоря уже о покаянии. И тут уместно вспомнить поговорку: "посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу". Никому и никогда не разрешалось пренебрегать законами Высших Сил. За подобное поведение человек, группа людей, народ или государство всегда сурово и неотвратимо наказывались как самозванцы, пытающиеся жить вопреки главному направлению жизни.

А ведь начало было таким хорошим. Скарлетт имела неплохие умственные задатки, стройную фигурку и симпатичную мордашку, обладала определенной психологической тонкостью, была не лишена чувства эстетики (правда применительно только к внешним аспектам жизни - предметам роскоши и развлечения). Пренебрегая, как не покажется странным и даже парадоксальным, самой главной и самой ценной эстетикой - применительно к своим чувствам и мыслям, желаниям и стремлениям, решениям и поступкам. Семья ее родителей обладала высоким авторитетом в общественном мнении. У нее был ряд способностей, которые, при желании, могли бы украсить любую личность. Но для нее было безразлично как мнение родных и близких, так и всех остальных людей. В удовлетворении своих сиюминутных капризов и прихотей она жила лишь сегодняшним днем.

О возможных и весьма вероятных последствиях и осложнениях при этом она и думать не хотела. В отдельных экстраординарных ситуациях такое поведение, быть может, имеет смысл. Но, как основная и постоянная линия поведения в жизни вообще, оно неприемлемо. Потому что является тупиковым вариантом как в плане развития личности человека, так и относительно развития его судьбы.

Итоговый драматизм жизни Скарлетт был обусловлен отсутствием не только внешнего (постороннего) цензора ее мыслей и чувств, поступков и решений, но и внутреннего - совести. А уже один этот момент в значительной степени определяет большое нравственное и психологическое уродство человека. Только тот человек, который хотя бы с умеренных позиций строгости и бесстрастности оценивает все элементы своего внешнего и внутреннего бытия, заслуживает минимальной симпатии и уважения. А если имеет место вседозволенность, сознательная и целенаправленная, то такой человек заслуживает с духовных позиций сожаления, а с психологических - презрения.

Нравственное уродство в сравнении с физическим имеет совершенно иную природу: физическое возникает чаще всего вопреки воле и желанию человека, поэтому не может быть поставлено ему в укор (особенно, если оно врожденное). А вот нравственное уродство - это то, что человек сделал с собой сам, по своему сознательному желанию и воле. И поэтому ни о каком великодушии и снисходительности речи тут быть не может. Ибо от физического уродства человек страдает сам, а от нравственного уродства, как правило, страдают, в первую очередь, окружающие. Неудачи и поражения, которые получает нравственный урод, он относит не на свой счет, а на счет несовершенства окружающего мира, отсутствия благородства и порядочности, доброты и понимания у других людей. При этом нравственный урод с очень большим и настойчивым энтузиазмом переносит все свои самые страшные и злокачественные пороки на других, не уставая обличать всех остальных, всячески оправдывая себя, изображая из себя жертву несправедливости и злобности всего человечества.

А зло-то как раз и участвует в его жизни. Только зло его собственное, которое как мощный магнит притягивает к себе злых духов всех категорий и мастей. А уж они постараются и жизнь такого человека и его душу превратить в банкетный стол для себя, где в качестве изощренных яств для них выступают самые неприятные и деструктивные мысли и чувства этого человека: ненависти и мести, зависти и ревности, раздражения и озлобления,  агрессивности и конфликтности, ощущения непризнанного гения, желания другим неприятностей и бед, неудач и проблем, поражения и душевного дискомфорта.

И чем больше человек вольно или невольно ублажает этих злых духов, тем в большей степени становится их рабом. Причем, чаще всего, рабом пожизненным. Ибо насытить этих злых духов невозможно в принципе, так как чем больше их подпитываешь, тем больше у них возникают аппетиты. И так до бесконечности. Именно поэтому нравственное уродство - это пожизненное состояние, так как злые духи старательно ссорят нравственного урода со всеми людьми, которые могут помочь в борьбе человека с его злыми духами даже в самой незначительной степени. А справиться в одиночку не дано никому. Как и самому понять, что находишься во власти злых духов, не говоря уже о том, в какой степени попал под власть того или иного конкретного злого духа.

Тут нужен человек, обладающий принципиально более высоким уровнем мудрости. И который не только чисто теоретически знает и понимает особенности и закономерности отношений со злыми духами, а имеет личный практический опыт общения с ними. Причем, как наедине с собой, так и по отношению к этим энергетическим вампирам, живущим в других людях.
При этом нужно правильно представлять степень сложности и трудности работы такого рода, как и степень ее важности и ценности (хотя бы примерно) для человека, которому помогают уменьшить влияние злых духов на его характер и жизнь, ум и душу, тело и дух. Проблемность ситуации заключается в том, что полностью освободиться от этих спутников нашей жизни и нашего подсознания никому не дано. И в идеальном случае, человек может научиться своевременно распознавать попытку воздействия на него со стороны злых духов. Они пытаются обычно выдать свои мысли и чувства, желания и стремления за продукт, который был произведен самим человеком. И поэтому вроде бы не требующим особого контроля и коррекции. По степени хитрости и сообразительности, изобретательности и коварства, психологической изощренности и фантастической артистичности, лицемерия и лживости самый примитивный злой дух на несколько порядков превосходит самого последнего негодяя и подлеца, авантюриста и интригана в человеческом обличье.

Одним из основных законов жизни является закон причин и следствий, согласно которому все, что мы чувствуем и думаем, делаем или не делаем, так или иначе пополняем либо мировое зло либо мировое добро. А в дальнейшем обязательно к нам возвращается в виде реакции Высших Сил в виде соответствующего по своей сути подарка. Сделали, таким образом, что-то плохое, потом получили его сами (во многих случаях в двух-трех-кратном размере). Скарлетт лишила двух своих сестер мужей, а в итоге сама осталась в полном одиночестве, что, учитывая ее болезненное самолюбие, было для нее еще более неприятным и драматичным, чем для ее сестер. И уже никто не хотел принимать какое-либо участие в жизни и судьбе Скарлетт, ибо она никому никогда не сделал ничего хорошего бескорыстно. И поэтому не могла рассчитывать на доброе отношение к себе.

И это не случайно, а закономерно. Ибо вот тут-то и важен момент наличия бескорыстности и альтруизма.  Если они имеют место быть, то в свое время и мы, возможно, получим что-то хорошее. Но если мы из лени, эгоизма и прочих отрицательных мыслей и чувств не сделали что-то хорошее другим людям, то и сами не должны ожидать и претендовать на подарки судьбы приятного характера. И чем больше у нас уровень запросов к жизни, тем чаще и больше мы должны делать добро тем, кто в нем нуждается. Подарки жизни, как победы и достижения, радости и праздники - все это урожай плодов в нашем духовном саду. Что мы посеяли, то и соберем. Насколько усердно и добросовестно, активно и трудолюбиво мы ухаживали за будущим урожаем, в такой степени мы его и получим.

Конечно, не всегда данная ситуация развивается столь четко и однозначно, но "без труда не вытащишь рыбки из пруда". По крайней мере, большую и вкусную. А если человек живет только в свое удовольствие, не желая делать никому ничего доброго и хорошего, то Жизнь будет периодически наказывать его все сильнее и больше, все чаще и драматичнее, пока человек не одумается и не изменится. Если же человек уже превратился в необратимого нравственного урода, то Жизнь стремится в максимальной мере ограничить сферу его влияния и воздействия (отворачиваются близкие и родные или они умирают), вплоть до смерти в любом возрасте самого урода. Достаточно вспомнить смерть дочери Скарлетт и выкидыш вторым ребенком. Видимо Жизнь решила, что из дочери растет нравственно дисгармоничный человек, а духовное состояние самой Скарлетт на момент ее беременности в принципе препятствует рождению и развитию нравственно нормального человека.

И тут не важно то, что знает человек этот закон или нет, согласен он с ним или нет, применяет в своей жизни или нет. Высшие Силы реагируют всегда однозначно. Не всегда на следующий день, но обязательно реагируют. Логику высших Сил не дано понять обычному смертному. Поэтому возмущаться по поводу безнаказанности безнравственных людей не стоит. Не говоря уже о том, чтобы брать на себя роль судьи и прокурора, выносящих решение о наказании и исполняющих его.