Сегодня выпускники в России сдают последний экзамен. Про
ЕГЭ написано предостаточно, точнее, про вокруг ЕГЭ. Речь уже не о
безобидной коррупции, а о жульничестве в крупных размерах. Не с
ЕГЭ это все у нас началось.
Я несколько лет, если точно---восемь, слежу за системой
образования в Австрии насколько это возможно издалека, по впеча-
тлениям заинтересованной стороны---дочери с внуком.
Внук заканчивает 8-й класс (по-нашему),то есть вторую ступень.
Без ложной скромности скажу, что учится он хорошо, если не ска-
зать---очень хорошо. Из 17-ти оценок в табеле у него будет од-
на двушка, по-нашему четверка, остальные однушки, как бы пятерки.
Следует добавить, заканчивает он 1-ю группу, в Англии это А-level.
Никаких выпускных экзаменов, никаких сюрпризов быть не может, отметки выставляются по результатам многочисленных контрольных
в течение года.
Табели выдадут 02-07-10. Но вначале ребята должны полу-
чить в новой школе, в которую они пойдут в сентябре, оранжевый
лист, который потом и вернут с отметками об окончании 2-й сту-
пени. Ребенок не может получить табель и делать (или не делать),
что хочет, в сентябре он должен придти в заранее им выбранную
школу, а не оказаться между небом и землей.
Вот вопрос об этом самом выборе меня последние годы осо-
бенно интересовал, точнее, волновал. Оснований для волнения было
достаточно. Дело в том, что наш почти отличник ничем конкретно
не интересуется, готов учиться всему, "закончить все университе-
ты", а кем потом стать, мы не знаем.
Я расстраивалась, но утешала себя тем, что в этом возрасте
еще можно повлиять на выбор. У меня была твердая установка---
первое образование должно быть серьезным, техническим, эту свою
мысль я ненавязчиво проводила в жизнь.
По рассказам внука я знала, куда пойдет тот или другой
одноклассник, такое впечатление, что ребята знают о своей будущей
работе с раннего детства, многие просто пойдут по стопам родите-
лей. Это не наш случай, мы об этом и не мечтаем. Наверное, такое
случается и чтобы 13-ти летним семиклассникам помочь определить-
ся с будущей профессией, в школе есть урок beruforijentirung,
профессиональная ориентация---два семестра в седьмом классе и первый семестр восьмого класса. Ребят не натаскивают на какую-то
нужную профессию, а рассказывают, какие бывают, где этому учат.
Cистема такая---в феврале, после окончания первого семес-
тра восьмого класса с полученными табелями ребята должны пойти
в выбранную школу, написать заявление о приеме и сдать этот
предварительный табель. То есть час настал, времени на раздумья
больше нет, надо сделать выбор. Фактически выбор этот должен сде-
лать, практически, 13-ти летний человек. Это не приговор, но это
серьезный шаг, от которого потом будет многое зависеть в жизни.
Я хорошо знаю про возможности выбора у наших ребят,
прошла этот этап со своей дочерью, наблюдаю за знакомыми. В Авс-
трии ребенок делает выбор по окончании второй ступени, т.е. 8-го
класса, наши это делают после 9-го. Какой это выбор? Он почти пре-допределен предидущими годами учебы, успеваемостью.
Имеем---техучилище, колледж, 10-й класс. Почти все знают,
куда могут пойти---самые слабые в училище, середнячки в колледж,
самые сильные пойдут в 10-й класс, часто с самыми туманными пер-
спективами, только потому что колледж это как бы не их уровень.
Иногда в число десятиклассников попадают ( с помощью учителей) не
самые способные ребята, которые затем хорошего образования получить
не смогут.
У моих хороших знакомых замечательный внук симпатичный
воспитанный мальчик, а доучивался в девятом классе с трудом, не да-
валась ему математика. Родители переживали и заранее настроили
сына на технический колледж, все разузнали, оставалось получить
отметки за 9-й класс. На последнем родительском собрании класс-
ный руководитель записывает, кто куда идет дальше. Мама моего зна-
комого мальчика сообщает, что он идет в железнодорожный колледж.----Нет, Иванова мы не отпускаем, он идет в 10-й,---категорически
заявляет учительница, она отлично знает, с каким трудом он зака-
нчивает год, но у нее свои проблемы---составить из двух классов
хотя бы один, что человек будет делать потом, ее не интересует.
В прошлом году, после седьмого класса, мои приезжали в Рос-
сию, привезли мне справочник учебных заведений Вены, в которые мож
но поступать по окончании второй ступени, 8-го класса. Зная, как
меня волнует этот вопрос, внук сразу решил меня обрадовать---Ба-
буль! Я знаю, куда я пойду---в высшую техническую школу!
От такого известия я была просто в шоке---с нашими отме-
тками, с нашими амбициями---в техучилище?!! Только так я воспри-
няла это известие. Наученная жизнью не сразу выпаливать свое
единственно правильное мнение, не спешить с ярлыками и пригово-
рами, молчу, но молчу, наверное, так выразительно, что внук поспе-
шил меня успокоить.
---Почему ты не радуешься за меня? Я так долго думал, это
очень хорошая техническая школа, самая лучшая в Вене.
---Любимый мой, но ты ведь мечтал об университете, о хорошем образовании...
---Это будет очень хорошее образование, а потом универси-тет. Подумай, если я сейчас пойду в гимназию, я через четыре года ничего нового не узнаю, ничего не буду уметь.
---Еми, но у нас в такие школы идут только самые слабые, которые больше нигде не смогут учиться.
---Бабуль! Да все не так! В этой школе могут учиться толь-
ко кто хорошо кончил 8-й класс, меня после первой группы берут
без экзаменов, а после второй надо сдавать экзамен, после третьей
документы вообще не берут.
После таких утверждений я немного успокоилась и решила изу-
чить справочник. Какие же возможности выбора у школьников Авст-
рии? Куда может пойти 14-ти летний человек?
Выбор мне показался интересным.
В школе, куда идет внук, есть все три уровня образования,школа
и называется модулем. Самые слабые, окончившие 3-ю группу, идут в одногодичную профессиональную группу, без этого нигде на рабо-
ту не возьмут. Окончившие 2-ю группу могут поступать в колледж без экзаменов (три года) или на высшее образование (HОhere Lehranstalt---5 лет) с экзаменами. Окончившие 1-ю группу могут поступать без экзаменов на все формы подобных школ (их много) или идти в гимназию, которая дает общее образование, готовит к университету.
Как человек практический, я сразу поняла, что мой внук
сделал хороший выбор---гораздо целесообразнее через пять лет стать
специалистом в какой-то узкой области, чем через четыре года сно-
ва оказаться в раздумьях, куда пойти учиться. Это сегодня наш
Еми заявляет, что " закончит все университеты", скажет ли он это
через четыре года и сможем ли мы повлиять потом на выбор уже
взрослого 18-ти летнего человека, там уже вступят в силу другие
факторы.
Получается, в Австрии человек в 19 лет становится специали-
стом с высшим образованием, узким специалистом. но так ли это
плохо? Всего человек проучился 8+5=13 лет.
Мы всегда гордились своими специалистами широкого профи-
ля, теперь страдаем от тотального непрофессионализма, другая сторона
той же медали. А сколько этот широкий специалист учился? 10+5=15.
Как загружают наши школы и ВУЗы знаниями, которые потом никому
не понадобятся, хорошо известно.
Получается у нас, ребенок после 9-го класса и пошел бы
в колледж, но это как бы не его уровень. А если бы и у нас
были такие серьезные профессиональные высшие школы, поступить куда
престижно? В среднем только половина поступивших заканчивает труд-
ные технические специальности, остальные будут искать более легких
путей получения образования, но человек-то еще молодой, есть время
для поиска.
P.S. Когда выбор был сделан и внук уже подал докумен-
ты на факультет инженера машиностроения, я вычитала в Интернете,
что в их школе открывается факультет биомедицинской техники,
учиться 4 года. Звоню---Очень хорошая профессия, подумай.---Нет, бабуль, я туда не могу поступать.---Почему?---Все подумают, что я не умный.--- Такие вот дела---идешь учиться на 5 лет, ты умный, а на 4 года---уже не очень...