ЕГЭ. А как в Австрии?

Спекулянтка Ру
        Сегодня  выпускники  в  России  сдают  последний  экзамен. Про
ЕГЭ написано  предостаточно, точнее, про  вокруг  ЕГЭ. Речь уже  не  о
безобидной  коррупции, а  о  жульничестве в  крупных размерах. Не  с
ЕГЭ  это  все  у  нас  началось.

        Я  несколько  лет, если точно---восемь, слежу  за  системой
образования  в  Австрии  насколько  это  возможно  издалека, по впеча-
тлениям  заинтересованной  стороны---дочери  с  внуком.

        Внук  заканчивает 8-й класс (по-нашему),то есть вторую ступень.
Без  ложной  скромности  скажу, что  учится  он  хорошо, если  не ска-
зать---очень  хорошо. Из  17-ти  оценок  в  табеле  у  него  будет од-
на  двушка, по-нашему  четверка, остальные  однушки, как  бы пятерки.
Следует  добавить, заканчивает  он  1-ю группу, в Англии  это А-level.
Никаких  выпускных  экзаменов, никаких сюрпризов быть не  может, отметки  выставляются  по  результатам  многочисленных  контрольных
в  течение  года.    
 
      Табели  выдадут  02-07-10.  Но  вначале  ребята должны  полу-
чить  в  новой  школе, в  которую  они  пойдут  в сентябре, оранжевый
лист, который  потом  и  вернут  с  отметками  об  окончании  2-й сту-
пени. Ребенок  не  может  получить  табель и  делать (или не делать),
что  хочет, в  сентябре  он  должен  придти  в  заранее им  выбранную
школу, а не  оказаться  между  небом  и  землей.

       Вот  вопрос  об  этом  самом  выборе  меня  последние  годы осо-
бенно  интересовал, точнее, волновал. Оснований  для  волнения  было
достаточно. Дело  в  том, что  наш  почти  отличник  ничем  конкретно
не  интересуется, готов  учиться  всему, "закончить  все  университе-
ты", а  кем  потом  стать, мы  не  знаем.
       Я  расстраивалась, но утешала  себя тем, что  в  этом  возрасте
еще  можно  повлиять  на  выбор. У  меня  была  твердая  установка---
первое  образование  должно  быть  серьезным, техническим, эту свою
мысль  я  ненавязчиво  проводила  в  жизнь.

       По  рассказам  внука  я  знала, куда  пойдет  тот  или другой
одноклассник, такое  впечатление, что  ребята  знают о  своей  будущей
работе  с  раннего  детства, многие  просто  пойдут  по стопам  родите-
лей. Это  не  наш  случай, мы  об этом  и  не  мечтаем. Наверное, такое
случается  и  чтобы  13-ти  летним  семиклассникам  помочь  определить-
ся  с  будущей  профессией, в  школе  есть  урок  beruforijentirung,
профессиональная  ориентация---два  семестра  в  седьмом  классе  и  первый  семестр  восьмого  класса. Ребят  не  натаскивают на  какую-то
нужную  профессию, а  рассказывают, какие  бывают, где  этому учат.

         Cистема  такая---в  феврале, после  окончания  первого  семес-
тра  восьмого  класса  с  полученными  табелями  ребята  должны  пойти
в  выбранную  школу, написать  заявление  о  приеме  и  сдать  этот
предварительный  табель. То  есть  час  настал, времени  на  раздумья
больше  нет, надо сделать  выбор. Фактически  выбор  этот  должен сде-
лать, практически, 13-ти летний  человек. Это  не  приговор, но  это
серьезный  шаг, от  которого  потом  будет  многое  зависеть в  жизни.

         Я  хорошо  знаю  про  возможности  выбора  у  наших  ребят,
прошла  этот  этап  со  своей  дочерью, наблюдаю  за  знакомыми. В Авс-
трии  ребенок  делает  выбор  по  окончании  второй  ступени, т.е. 8-го
класса, наши  это  делают  после 9-го. Какой  это  выбор? Он почти пре-допределен  предидущими  годами  учебы, успеваемостью.

         Имеем---техучилище, колледж, 10-й класс.  Почти  все  знают,
куда  могут  пойти---самые  слабые  в  училище, середнячки в колледж,
самые  сильные  пойдут в 10-й  класс, часто  с  самыми  туманными  пер-
спективами, только  потому  что  колледж  это  как бы  не  их уровень.
Иногда  в  число  десятиклассников  попадают ( с  помощью учителей) не
самые  способные  ребята, которые затем  хорошего образования получить
не  смогут.

         У  моих  хороших  знакомых  замечательный  внук  симпатичный
воспитанный  мальчик, а доучивался в  девятом  классе с  трудом, не да-
валась  ему  математика. Родители  переживали  и  заранее  настроили
сына  на  технический  колледж, все  разузнали, оставалось  получить
отметки  за  9-й  класс. На  последнем  родительском  собрании  класс-
ный  руководитель  записывает, кто куда  идет  дальше. Мама  моего зна-
комого  мальчика  сообщает, что он  идет  в  железнодорожный  колледж.----Нет, Иванова  мы  не  отпускаем, он  идет  в  10-й,---категорически
заявляет  учительница, она  отлично  знает, с  каким  трудом  он  зака-
нчивает  год, но  у  нее  свои  проблемы---составить из двух классов
хотя бы один, что  человек  будет  делать  потом, ее  не  интересует.

       В  прошлом  году, после  седьмого  класса, мои  приезжали в Рос-
сию, привезли  мне  справочник учебных  заведений  Вены, в  которые мож
но  поступать  по  окончании  второй  ступени, 8-го класса. Зная, как
меня  волнует  этот  вопрос, внук  сразу  решил  меня  обрадовать---Ба-
буль! Я знаю, куда  я  пойду---в высшую  техническую  школу!

      От  такого  известия  я  была  просто  в  шоке---с  нашими  отме-
тками, с  нашими  амбициями---в  техучилище?!!  Только  так  я  воспри-
няла  это  известие. Наученная  жизнью  не  сразу  выпаливать  свое
единственно  правильное  мнение, не  спешить  с  ярлыками  и  пригово-
рами, молчу, но  молчу, наверное, так  выразительно, что  внук  поспе-
шил  меня  успокоить.

      ---Почему  ты  не  радуешься  за  меня? Я так  долго  думал, это
очень  хорошая  техническая  школа, самая  лучшая  в  Вене.
      ---Любимый  мой, но  ты  ведь  мечтал  об  университете, о  хорошем  образовании...
       ---Это  будет  очень  хорошее  образование, а  потом  универси-тет. Подумай, если  я  сейчас  пойду  в  гимназию, я  через четыре года ничего  нового  не  узнаю, ничего  не  буду  уметь.
       ---Еми, но  у  нас  в  такие  школы  идут  только  самые слабые, которые  больше  нигде  не  смогут  учиться.
       ---Бабуль! Да  все  не  так! В этой  школе  могут  учиться толь-
ко кто  хорошо  кончил  8-й класс, меня после  первой  группы  берут
без  экзаменов, а  после  второй  надо сдавать экзамен, после  третьей
документы  вообще  не  берут.

       После  таких  утверждений я немного  успокоилась и  решила изу-
чить  справочник.  Какие же  возможности  выбора  у  школьников Авст-
рии?  Куда  может  пойти 14-ти  летний  человек?

       Выбор  мне  показался  интересным.
В  школе, куда  идет  внук, есть  все  три  уровня  образования,школа
и  называется  модулем.  Самые  слабые, окончившие  3-ю группу, идут в  одногодичную профессиональную  группу, без  этого  нигде  на рабо-
ту  не  возьмут. Окончившие  2-ю  группу  могут  поступать  в  колледж  без  экзаменов (три  года) или  на высшее  образование (HОhere Lehranstalt---5  лет) с  экзаменами. Окончившие  1-ю группу  могут  поступать  без  экзаменов  на  все  формы  подобных  школ (их много)  или  идти в гимназию, которая  дает общее  образование, готовит к  университету.

          Как  человек  практический, я  сразу  поняла, что  мой внук
сделал хороший  выбор---гораздо  целесообразнее  через  пять  лет стать
специалистом  в  какой-то узкой  области, чем  через четыре  года сно-
ва оказаться  в  раздумьях, куда  пойти  учиться. Это  сегодня  наш
Еми  заявляет, что " закончит  все  университеты", скажет  ли  он  это
через  четыре  года  и  сможем  ли  мы  повлиять потом  на  выбор уже
взрослого  18-ти  летнего  человека, там уже  вступят в  силу  другие
факторы.

         Получается, в Австрии  человек  в 19 лет становится  специали-
стом  с  высшим  образованием, узким  специалистом. но  так  ли это
плохо?  Всего человек  проучился 8+5=13 лет.
      
         Мы  всегда  гордились своими  специалистами  широкого  профи-
ля, теперь страдаем  от  тотального  непрофессионализма, другая сторона
той  же  медали. А сколько  этот  широкий  специалист учился? 10+5=15.
Как  загружают  наши  школы и ВУЗы знаниями, которые  потом никому
не  понадобятся, хорошо  известно.
    
   
       Получается  у  нас, ребенок  после  9-го  класса  и  пошел бы
в  колледж, но  это  как  бы  не  его  уровень. А если  бы  и  у  нас
были  такие  серьезные  профессиональные  высшие школы, поступить куда
престижно? В среднем  только  половина  поступивших заканчивает труд-
ные технические  специальности, остальные  будут  искать  более  легких
путей  получения  образования, но  человек-то  еще  молодой, есть время
для  поиска.
 
         P.S. Когда  выбор  был  сделан  и  внук  уже  подал  докумен-
ты  на  факультет  инженера  машиностроения, я  вычитала в Интернете,
что  в  их  школе  открывается  факультет   биомедицинской   техники,
учиться  4 года. Звоню---Очень  хорошая  профессия, подумай.---Нет, бабуль, я  туда  не  могу  поступать.---Почему?---Все  подумают, что я  не  умный.--- Такие  вот дела---идешь учиться  на  5 лет, ты  умный, а  на 4 года---уже  не  очень...