Поминки по собственной жизни

Галина Радциг
Осеннее солнце, выглянув из-за туч, даже не пыталось обогреть землю. Солнце понимало, что пронизывающий ветер ему не победить. Так зачем попусту тратить силы?
Вот и я, как это солнце, не тратила силы попусту. Я просто сидела на скамейке в ограде у своих родителей.  И даже не пыталась пошевелиться, чтобы стало теплей. Внутри у меня была пустота. Ветер что ли все  выдул? Или не было там у меня ничего?

Папа улыбался мне с фотографии радостно и светло. Я его почти не помню. Он умер, когда мне было восемь лет. На свежей маминой могиле пестрел принесенный мною букет астр. Сегодня сорок дней, как не стало мамы. Я осталась совсем одна. И как мне жить одной я совсем не знала. Не привыкла.
Я сидела здесь уже часа три, закутавшись в теплый пуховик, и пыталась понять, как мне быть. Мама последние несколько лет была лежачей и очень капризной. Она просто выматывала меня, вытряхивала. Иногда я мечтала о том, как я заживу, когда останусь одна. Потом осуждала себя за такие мысли.  Вот  и осталась я одна. А зажить не получалось.

Вся моя жизнь прошла под строгим маминым руководством. Сколько я себя помню, мама все всегда решала за меня . Какое платье надеть, какие книжки читать, какую музыку слушать, с кем дружить, а с кем ни в коем разе, кого приглашать в дом, а кого нет…

В десятом классе меня стал провожать Равиль Гайсин, сын нашей дворничихи Резеды. Никто никогда не обращал на меня внимания. А Равиль… Он так трогательно ко мне относился. Когда мы прощались, он едва касался кончиков моих пальцев. И смотрел на меня так! Я не могу передать, как он на меня смотрел. Только помню, что я чувствовала себя в такие моменты самой-самой!
Как-то мама пришла с работы раньше времени и увидела, как мы прощались с Равилем. Дома разразился скандал.
- Как ты могла, - кричала мама, - дочь профессора Москвина!!! И с кем? С сыном дворничихи. О, боже, что скажут люди?! Счастье, что отец не дожил до этого позора!
- Но мама! Я люблю его! И он очень хороший. Давай, я его приглашу, ты сама все увидишь…
- Что?! Пригласишь его? Сюда?! В наш дом? Да ты в своем уме, Наталья?! И думать не смей! Он тебе не пара!
И я не посмела ослушаться …

После школы вопрос о том, где учиться дальше даже не обсуждался. Конечно, на искусствоведческом. Где еще может учиться  дочь известнейшего искусствоведа Москвина?! Меня совсем не привлекала эта область. Больше всего я любила маленьких детей и хотела быть учительницей младших классов. На мое робкое возражение мама ответила:
- Ну, Наташечка, зайка моя,  не смеши меня! Какая еще учительница?! В учителя идут только  недалекие неудачники. Всю жизнь вдалбливать в головы дебильных детей «а плюс б»? Да твой отец в гробу перевернется!
Я поступила на искусствоведческий...

Как ни странно, но учеба мне понравилась. Я даже начала получать удовольствие. У меня появились если не подруги, то приятельницы. Правда, домой я их не приглашала. Боялась, что маме они не понравятся,  и я опять останусь одна.
На третьем курсе в качестве шефской помощи мы давали концерт в воинской части. В моей жизни появился лейтенант Витя. Мама на удивление отнеслась к нему вполне лояльно и разрешила пригласить домой. Для знакомства. В то время выйти замуж за офицера было престижно. Все шло хорошо до того момента, пока мама не выяснила, что никаких высокопоставленных родственников у Вити нет…
- Ты хочешь всю жизнь прозябать в гарнизонах? Жить в съемных квартирах с тараканами? Для этого мы с отцом тебя родили? Этот Витя не сможет обеспечить тебе достойную жизнь! - кричала вечером мама.
Я рассталась с Витей...

Вскоре в наш дом зачастила мамина старинная приятельница Софья Львовна с сыном Альбертом.
- Ах, какой Альбертик тонкий! Как он чувствует музыку!- выводила вечерами мама.- Как он в тебя влюблен! Натка, не упусти жениха!
Уж не знаю, чем руководствовался Альберт, когда женился на мне, но изменять он мне начал с первого года. И даже не делал из этого тайны. Я решила разводиться.
- Ты с ума сошла? Моя дочь- разведенка! Не будет этого! Даже и думать не смей!В прилиных семьях это не принято!
Я решила проявить твердость. Мама поменяла тактику:
- Наташенька, не позорь семью! Что сказал бы папа? Пожалей меня. Я не переживу такого позора!
Я смирилась...
Слава богу, Альберт через два года уехал  в командировку  заграницу. Мы потихоньку развелись. Чтобы не шушукались соседи, Альберт раз в полгода наезжал с цветами и подарками. Соседям и знакомым мама рассказывала сказки про сверхсекретную работу зятя…

Ни один из моих последующих ухажеров маме не нравился. Один-лимитчик, второй- «без роду, без племени», третий- неудачник. Не было достойных.И вдруг появился Олег: москвич,из хорошей семьи, умница. Я влюбилась без памяти. Олег пришел просить моей руки.Мне очень хотелось уехать с Олегом в Москву и наконец-то начать жить своей жизнью.
- Ты предательница!- рыдала вечером мама.- Ты предаешь мать, бросаешь меня здесь одну! Я всю жизнь свою посвятила тебе! А ты уезжаешь и оставляешь меня в одиночестве!
Олег уехал один...

 Мне очень хотелось ребенка. Забеременев от одного из ухажеров, я решила рожать. Мне было уже за тридцать. Если не сейчас, то когда?
Вечером маму увезли на скорой в прединфарктном состоянии.
- Ты смерти моей хочешь? Дочь Москвиных принесла в подоле!!!!!!! Какой стыд, какой позор!- кричала мама, едва придя в себя.
Я сделала аборт…

С возрастом мама становилась все капризнее и требовательнее. Она уже не могла вести дом и хозяйство так, как раньше. Но не разрешала приглашать помощницу по хозяйству. Я разрывалась между домом и работой. К этому времени через одного из однокурсников я устроилась в агентство  по недвижимости. На удивление дела у меня пошли очень успешно. Я даже не реагировала на недовольство мамы в отношении моей деятельности. Жить-то надо было на что- то.
Возвращаясь вечером с работы чуть живая, я вставала к плите, гладила белье, мыла полы, чистила сантехнику. Но все это я могла делать только тогда, когда мама ложилась спать. А весь вечер поддерживала светскую беседу…

Несколько лет назад мама слегла. С работы пришлось уволиться, мама объявила голодовку, когда я заикнулась о сиделке. Мама вела себя как капризный ребенок. Требовала, чтобы я читала ей Бунина в три часа ночи. В шесть утра просила какао и свежие булочки. В течение дня я передвигалась на цыпочках - мама спала. Раз в неделю  мама требовала консультацию профессора, даже не подозревая, сколько стоят его визиты…
Я начала потихоньку продавать картины. Благо мама не выходила из своей комнаты и не могла видеть, что в коллекции чего-то не хватает…

Последнюю неделю мама пребывала в забытьи. Лишь перед тем, как умереть, пришла в себя.
- Наталья, не оправдала ты моих надежд!Бесхребетная ты, как амеба! Неудачница ты у нас! Ни семьи, ни детей, ни профессии достойной. И это дочь профессора Москвина, - с укоризной произнесла мама и закрыла глаза. Больше она в себя не приходила.



- Милая, кого-то очень дорогого похоронила? Так убиваешься!- вывел меня из воспоминаний голос проходившей мимо старушки. Мое лицо было мокро от слез.
Я заплакала в голос.
- Ну, ну, чего уж так-то! Покойники слез не любят! Плохо им от них. Так батюшка в церкви говорил. Ты молись, молись. Глядишь, и полегчает!- рокотала старушка. – Все там будем!
- А я уже там, - всхлипнула я, утирая слезы.
- Свят, свят, свят!- старушка мелко закрестилась и засеменила прочь.- Дурная какая-то, порченая…

Я сидела на той же скамейке,  и у меня было стойкое ощущение, что под этим холмиком с пестрыми астрами лежит моя жизнь. Мои несбывшиеся мечты, не созданная семья, преданная любовь, не родившийся  ребенок, неполученная профессия. Все там. И ничего уже не будет.
 
Ах, мама, мама! Как же ты так смогла прожить мою жизнь вместо меня? Или мама тут не причем? Это я сама отказалась от своей жизни, стараясь быть послушной и хорошей дочерью. Я боялась быть собой, я старательно избегала конфликтов, я страшилась неодобрения мамы. Мне казалось, что я все еще успею. У меня все еще впереди.

 А теперь сидит тут пятидесятивосьмилетняя тетка - не дочь, и не мать, и не бабушка. Просто старая тетка, которая всю жизнь была очень послушной  и которой все уже поздно…