Океан глава шестая

Максим Бреев
                Глава 6
                "Подводная экспедиция".

КУБА, ГАВАНА, 2008 ГОД.
  Пабло Эралес прибыл из Мадрида на Кубу несколько дней назад. Отсюда начиналась его экспедиция. Конечно, он не мог бы в одиночку провести такие исследования, если бы не поддержка Евросоюза, Океанографического общества. К счастью он успел заручиться ей ещё до первых признаков кризиса. Важной оказалась роль спонсора и организатора исследований - Филиппа Альвара Моральтеса. У него кроме всего прочего оказался домик на Кубе. В Карибском море господствовали американцы. Вероятно поэтому исследования океанских глубин со стороны Испании в этом регионе решили начать именно из свободолюбивой и нейтральной социалистической республики. Здесь был зашвартован уже подержанный русский корабль с краном и современный катер, чтобы добраться до берега. А вот оборудование и батскаф привезли из Европы. Пабло Эралес был знаком с Кусто и известен среди учёных испаноязычных стран. Здесь его поддержал сам Рауль Кастро. А это многое значило! Обойти янков хоть в чём-то - хороший стимул для Кубы. Проживание испанского исследователя глубин в отеле "Панорама" рядом с Гаванским побережьем оплачивали. А под лабораторию был выделен небольшой ангар на территории престижного Гаванского Яхт-Клуба. За имеющееся у него время испанец успел осмотреть Кафедральный Собор, старую крепость и бухту в центре кубинской столицы. Они производили впечатление ветхости. И кругом на него взирал суровый взгляд Эль-Команданте. Представить Гавану без Че Гевары было просто не возможно! Удивляли не только серые обшарпанные фасады старых полуаварийных домов, но и транспорт Гаваны. Здесь по узким улочкам и проспектам ездили старые американские автомобили всевозможных цветов и оттенков. Настоящая коллекция ретро авто! И все на колёсах! Немало было и русских автомобилей советского периода, мототакси, мопеды и жутко переполненные редкие автобусы.
  Пабло Эралес постарался выйти из гостиницы пораньше. Здание "Панорамы" отличалось от остальных построек. Стиль хай-тэк с присутствием голубого стекла и кремового бетона. Испанец подошёл к улице, где занял свободное место в мото-такси "коко". Конечно, пластмассовое сиденье было не сравнить с мягким в авто, но это средство передвижения было более юрким. Да и экзотики захотелось. Гаванский ЯХТ-Клуб располагался в западной части города. Это было довольно внушительное здание, с виду историческое принадлежавшее ещё к колониальной эпохе. Проходя на территорию испанец продемонстрировал своё удостоверение. Аккредитация правительства давала широкие возможности её обладателю. Между зданием яхт-клуба и морем располагался отличный пляж с шезлонгами и пальмами. Ещё здесь был красиво оформленный бассейн с бирюзовой водой, а в западной стороне - пирсы с катерами и яхтами. На встречу испанцу прошли две улыбчивые молодые кубинки в ярких нарядах. Эралес прошёл в открытый ресторан под тентом. Там в плетёном кресле с подушками его уже ожидал, одетый в белое, Филипп Альвар Моральтес.
- Рад тебя видеть, амигос! - радушно приветствовал он.
- Угощайся мохито. Заказал заранее.
На стеклянном столике стояли стаканы со светло-зелёным коктейлем.
- Спасибо, Филипп! - поблагодарил Эралес.
- Итак, сальсу я надеюсь ты успел станцевать и настроен на серьёзную работу? - иронично поинтересовался куратор проекта.
- Конечно. Сегодня основной выход в море, - кивнул исследователь.
- В Карибское море, многозначительно подчеркнул Моральтес и продолжил:
- Это означает, что обнаружить мы можем всё что угодно: от богатейшей морской фауны, до невероятных сокровищ на затопленных пиратских фрегатах. Здесь много всего интересного. И я хочу поучаствовать в сегодняшнем плавании.
- Отлично! Отправляемся в море вместе, - согласился Пабло Эралес.
 Допив коктейли мужчины сначала посетили лабораторию, а затем собрав команду направились к пирсу. Катер с кубинским экипажем доставил их на борт исследовательского судна стоящего в акватории. К проржавевшему крану на палубе был прикреплён современный батискаф. Сейчас он был зачехлён, как впрочем и подводный робот с камерами, также был замаскирован. На судне были подняты флаги Кубы, Испании и Евросоюза. Корабль медленно отдалялся от берегов Острова Свободы. Очертания Гаваны становились всё менее заметными. Подул свежий морской бриз. Менял оттенки поверхности океан. Теперь лучше были видны танкеры и крупные транспортные суда пересекающие просторы моря. Исследовательскому судну под командованием испанцев предстояло с запада обогнуть остров и взять курс на юг. Погружения были запланированы в определённом Моральтесом квадрате. Не остался в стороне от обсуждений и Эралес.

  КАРИБСКОЕ МОРЕ, НЕЙТРАЛЬНЫЕ ВОДЫ. ВЕЧЕР ТОГО ЖЕ ДНЯ.
 Научное судно с батискафом на борту достигло Хребта Каймана южнее Кубы. Рядом были одноимённые острова.Позади остался бескрайний океан с лежащий на коллосальной глубине Юкатанской подводной равниной.
- Пора расчехляться. Ты останешься на судне? - поинтересовался Пабло Эралес.
- Хочется сегодня погрузиться вместе с тобой, - среагировал Филипп Альвар Моральтес.
 Они всматривались в закатное солнце. Где-то в той стороне был полуостров Юкатан. Сейчас Карибское море было спокойным. Но, те кто часто выходил в плавания прекрасно знал насколько обманчиво это спокойствие в этих местах. В стороне Каймановых островов клубились белые облака. Оттуда медленно наползали сумерки.
 Вскоре на нанятые кубинцы проворно расчехлили новый, сверкающий в закатном солнце, батискаф и подготовили его к погружению.
- Итак, прошу, - Пабло указал рукой в направлении открытого люка. Командир в спец костюме с эмблемой первым влез в подводный аппарат. За ним последовали Эралес и его помощник - кубинец Рауль. На борту осталась поддерживающая с ними связь Джулия Санчес.
 Вход задраен, аппаратура включена и жёлтый корабельный кран медленно поднял батискаф, развернув его к поверхности моря. Пара моряков контролировали процесс. Глубоководный аппарат соприкоснулся с водой и стал медленно погружаться. В это время  было видно как вдали по морю проплывал огромный туристический лайнер. Батискаф совсем скрылся под водой, теперь наблюдать за процессом Санчес могла только на мониторах в каюте.
 В кресле по центру Пабло Эралес внимательно наблюдал за мигающими индикаторами и передаваемыми данными. По бокам от него сидели Филипп и Рауль. Чем глубже они опускались тем с большим интересом каждый из мужчин всматривался в круглые иллюминаторы. Сквозь толстые стёкла они видели удивительный подводный мир. Помимо этого можно было смотреть на 2 монитора на них передавались картинки с камер из под брюха аппарата. Взгляд мужчин то замирал на иллюминаторах, то поднимался вверх на мониторы. Вот проплыла стая встревоженного планктона. Ещё были заметны несколько крупных сказочно красивых рыб.
- Смотрите! Смотрите!.. - привлёк общее внимание кубинец.
На мониторах испанцы заметили проплывшую под брюхом аппарата акулу. Это была довольно крупная особь. Она сделала небольшой круг и исчезла из вида. На глубине в 100 метров цвет моря приобрёл тёмно-синий оттенок. Число рыб заметно уменьшилось.
- У вас всё в порядке? Как погружение?.. - послышался голос Джулии из колонок.
- Всё в порядке. Уже видели акулу. Переходим в сумеречную зону. Аппаратура исправна, - в микрофон на пульте управления ответил Пабло.
- Удачного погружения! - пожелала Санчес.
На глубине в 200 метров темнота окружила подводный аппарат. Здесь царила вечная ночь. Рыбы здесь казались призраками изредка скользящими вблизи.
 Стало как-то душно. Аппаратура внутри натужно загудела. Справа индикаторы замигали чаще. Наконец, внимание исследователей привлёк он - настоящий принц всех слоёв океана - очень популярный обитатель глубин. Кальмар появился возле батискафа неожиданно. Конечно, здесь в пучине моря он был значительно крупнее своих попавших на прилавки рыбных рынков собратьев. Крупные как блюдца глаза кальмара всматривались в чудо техники оказавшееся перед ним. Щупальца грациозно развивались в разные стороны. Пабло Эралес включил наружную подсветку батискафа. И тем самым спугнул хищника глубин. Ниже 300 метров представить погружение без подсветки было просто не возможно. Теперь исследователи могли видеть как в рассеивающемся освещение сквозь толщу океана медленно ко дну оседает так называемый "океанский снег". Мелкие частицы - продукты распада из верхних слоёв моря.
- Долго ещё будем погружаться? - нарушил тишину Филипп.
- Сейчас мы на глубине высотой в стоэтажный небоскрёб. Ещё 200 метров - и всё - стоп! Глубже чем на полкилометра на этом батискафе я погружаться не рискну, - пояснил Пабло. Подумав он добавил:
- Пока это сумеречная зона, а вот батиальная - там уже вечная сплошная темнота и арктический холод.
- У вас там всё в порядке?.. - пробивающийся сквозь помехи голос Джулии казалось звучал из какого-то другого мира. Треск и шипение...
- Всё отлично! Погружение проходит в штатном режиме, - среагировал Эралес.
- Насколько я понимаю - скоро дно, - уточнила женщина сквозь помехи.
 Не прошло после связи с судном и 3 минут, как эхолот уловил приближение чего-то огромного.
- Смотрите! - воскликнул Рауль. Все округлили глаза, глядя в иллюминаторы.
 Что-то тёмное и огромное проплыло рядом с батискафом. Глубоководный аппарат заметно качнулся.
- Ух! - только и смог выдохнуть Пабло.
- Что это было? - Филипп платком зажатым в дрожащей руке отёр лоб.
 Тяжёлая пауза затянулась. Первым её нарушил Эралес:
- Думаю, это был кит или касатка. Довольно крупная особь. Можно сказать нам повезло.
- Повезло?.. Это точно! - согласился командир.
 Погружение замедлилось, но продолжалось.
Дна Карибского моря исследовательский батискаф достиг на глубине в 475 метров.
- Это одна из донных возвышенностей Хребта Каймана, - пояснил Пабло Эралес.
Два испанца и кубинец благодаря подсветке смогли рассмотреть морское дно.
Илистое оно было покрыто осадочными и каменистыми породами. Можно было заметить медленно
ползающих крабов, морских ежей. Ползущие голотурии оставляли на поверхности причудливые следы. Рауль заметил морскую звезду довольно внушительного размера. Ещё дно покрывали морские лилии и перья. А Филипп первым заметил торчащую из ила возле камней покрытою вековой коростой корабельную пушку.
 - Вот это да - пушка на дне. Это хорошо! - Заметил Филипп:
- Значит где-то поблизости может быть и затонувший корабль... Пиратский корабль полный сокровищ!
 После осмотра океанского дна батискаф начал медленный подъём к поверхности.


                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...