Игорь Смысловский - мемуары Глава 34

Владимир Смысловский
     Очень озабоченно и делово выглядел в этой роли Боря Тенин. Я тоже, по моему, проявил в этом мастерство.

      И вот наконец, мне удалось напасть на след моей семьи.  Я узнал, что Марочка с Лешей в это время проживают в Свердловске совместно с сестрами Марочки - Аней и Рикой.  С помощью театра, через таджикское начальство я послал Марочке «вызов» на приезд в Сталинабад, тогда без такового невозможно было нам соединиться.
    И я начал готовиться к встрече с моими родными. Все что я получал на паек ценного, вкусного, вроде шоколада, какао, я копил, чтобы встретить их с полными руками.  В ожидании этой встречи, я работал, жил, встречался в свободное время с людьми милыми сердцу моему. Еще прибавлялись друзья. Семья Сухаревская - Тенин притягивали меня к себе большой актерской и человеческой одаренностью. В общении с ними я познавал какие-то новые для себя понятия, явления, почему искал всегда встречи с ними.

        Большая доброта личности актера нашего Саши Смирнова и бесконечно искристый юмор его жены - Милочки Давидович, вносили в мою жизнь необыкновенную радость.  Мы часто встречались домами. И особо хочется остановиться на зародившейся в Сталинабаде дружбе моей с очень милым и дорогим мне человеком - Алешей Файко.

     Встретились мы с ним во время работы над его пьесой у нас в театре.  Назывался спектакль «Актриса». Великолепно в нем играла центральную роль актриса Ирина Зарубина.  Легко и заразительно она пела множество арий из оперет.  Алексей Михайлович Файко, высокой одаренности драматург, неоднократно сидел на наших репетициях, помагал и что-то дополнял в пьесу, и уж одним своим присутствием вносил в нашу творческую жизнь какое-то близкое и родное чувство дружбы. Файко все обожали. Будучи в прошлом актером, он писал свои пьесы очень удобным языком для актера. К этому времени в его авторской библиотеке было уже множество первоклассных пьес, которые с большим успехом шли на московских и переферийных сценах.
     Я очень подружился с ним и часто посещал его семейный дом, где его необыкновенная жена Лидия Алексеевна очень любила принимать гостей и угощать своим фирменным блюдом - салат из «маша».  «Маш» - это местная крупа по вкусу напоминавшая чечевицу, а по размеру была мелкая и зеленого цвета.

      Алексей Михайлович очень трогательно называ ее «Лидок».  А «Лидок» обожала его сверх меры.  Все делала для него, чтобы он не утруждал себя, не знал никаких забот и затруднений, чтобы мог спокойно работать и приносить радость людям не только своим творчеством, а просто своим обществом. Собеседник он был необыкновенный. Умен, всесторонне образован, эрудирован и талантливо остроумен.  И сверх того, предельно обоятелен. Многие любили посещать этот дом. Часто там бывали вместе со мной и Саша с Милочкой. Это были очень милые посиделки.

        К особенностям города Сталинабада надо отнести его подземную жизнь. Его нередко посещало землетрясение в виде толчков, от которых скрипели железные крыши и раздавался таинственный грохот в атмосфере.
   Как-то ночью со мной произошел инциндент, прямо сказать, не из приятных. Во сне я свалился с кровати. С просонья показалось - бомбежка, но моя хозяйка проинструктировала меня, что в такие моменты рекомендуется выбегать на улицу, чтобы на случай разрушения, не оказаться под обломками здания. Потом я попривык к этим шалостям природы, но поначалу это действовало на меня угнетающе.  Ибо стихия - не вражеская бомбежка.  Ты знаешь чего опасаться, а тут полная неизвестность. Тайна! Треснет земля или не треснет, а если треснет, то где, на каком месте. Многое зависит от цифры баллов. 3-4 балла это еще вполне приемлимо, но больше - очень не симпатично.
     Но вот, наконец, великолепный толчок в моей жизни - в 12 баллов.
Марочка с Лешечкой в Сталинабаде!!

       Встречаю их на вокзале. 12 месяцев разлуки. Год, насыщенный борьбой со смертью, год без смеха, без улыбки, без света и радости душевной, тревожный, тоскливый и вот!...    Озаряется перон вокзала!  Кричит природа!  Глаза туманятся, а в сердце вокализы!... Люди, мир, вселенная! Что это?
    Кто-тосказал: «Прислушайся, запомни, сбереги!»