О преподавании. Часть I

Ольга Косарева
         
               

               

    Не подумайте, ради Бога, что я хочу учить учителей, как надо преподавать, или стану критиковать какие бы то ни было стили преподавания. У каждого из нас есть свои плюсы и свои минусы. Мы все люди, поэтому у нас все различно: характеры, багаж знаний, отношение к нашим подопечным, предметы, которые мы ведем, возраст учащихся, отношение к методу преподавания… бесконечный ряд отличий. Единство в следующем: уроки должны быть отработаны «от звонка до звонка» и оценка их результативности - качество знаний учеников. Если эти условия выполнены – хвала тебе, учитель! Никого не интересует, как ты добиваешься успехов, любят  учащиеся твои уроки или терпеть их не могут. Рукоприкладство запрещено и наказуемо. Остальное в твоей воле – делай, что хочешь и как хочешь. Да, еще очень важно, чтобы все твои документы, отражающие процесс преподавания, были в полном ажуре. Все просто, как три рубля.

         Но для влюбленного в свою профессию ох как не просто! Сколько вопросов, предложений бьется в душе, а услышать некому. Есть добрые люди, которые поймут, поддержат, иногда даже защитят. Но их немного. И они бессильны перед властной жесткостью чиновничьего аппарата. Для него, этого аппарата, наиболее удобны покорные «серые мышки» с идеальной отчетностью. Для него удобна тишь и гладь, затянувшая пучину нерешенных проблем. Он видит в управляемой им массе не людей, а проценты. О, эти проценты! Все просчитывается: успеваемость, отсев или прибавление, количество поступивших, количество победивших в олимпиадах, конкурсах. Эти данные и берутся за основу успешности или неуспешности процесса обучения.

      Но мы-то не проценты, и ученики наши не проценты. Мы личности! Ученики наши хотят стать лучше и умнее, мы, преподаватели, мечтаем поднять духовную культуру нации. Но стригут наши бедные головы процентами! И кто стрижет? Подавляющее большинство наших «парикмахеров» - неудачники. Не вышел из тебя преподаватель – иди в чиновники, не прогадаешь.

         Ненароком выплеснулась боль.  Поговорить-то хочется не об этом, а поделиться своими мыслями о преподавании. Может быть, напишу скомканно из-за боязни надоесть тем, кто прочтет мои излияния. Но все равно пишу в надежде, что кому-нибудь будет интересно. Если появятся вопросы, с радостью отвечу.

        Немного поговорим об общеобразовательной школе. Плюсы школы: всеобщее образование, широкий круг предметов. Этим действительно наши школы сильны. К минусам я бы отнесла неверную расстановку акцентов на престижность тех или иных предметов. Если конечной целью является только накопление знаний, то все верно. При поступлении в институт нужно сдавать математику, физику, химию, литературу, язык. Эти предметы и превалируют над всеми. Если же во главу угла поставить воспитание высокодуховного человека, то на первое место выдвинутся, кроме литературы, истории, языков, такие предметы, как уроки музыки и рисования. А они-то в наши дни считаются самыми никчемными, ведутся кое-как, не пользуются уважением ни в среде преподавателей, ни в среде учеников. Надо бы еще добавить к этому «семейству золушек» ботанику и зоологию.

      Культура складывается из знания мировой истории, художественного, музыкального, литературного наследия человечества,  природной сущности нашей планеты. Этими знаниями культурный человек отличается от варвара. Мы пока стоим на позиции воспитания варваров, потребителей. Если хотим возродить в России высокую культуру, то давайте и преподавать на высоком уровне те предметы, которые помогут детям духовно возвыситься. А точные науки можно в старших классах углубленно преподавать лишь тем, кто собирается поступать в  технические ВУЗы, или имеет к этим предметам особую склонность.

     Почему, спросите вы, пение важнее химии? Конечно, не все станут химиками, но и не все станут певцами. Попытаюсь объяснить. Только для этого перечеркнем сформировавшийся образ того традиционного урока пения, который нам знаком с детства: разучивание песенок для выступления на каком-либо мероприятии типа праздника или родительского собрания.

    Представим себе, как это может быть. Прежде, чем начать петь, необходимо заняться настройкой голосового аппарата. Это известно каждому (но не известно тем, кто составляет школьные программы). Подавляющее большинство детей петь не умеет. Считается, что у них «нет голоса». Так ли это? Раз не немой, значит голос есть. Просто для того, чтобы этот голос запел, нужно настроить, привести в соответствие все его механизмы: дыхательную систему, голосовые связки, артикуляционный аппарат, резонаторы. Это совсем не трудно, но необходимо. Ведь любой музыкальный инструмент перед употреблением настраивают.

    Начинать можно просто с разговорной речи, чтения стихов, настраивая голос для более сложной работы: искать правильную артикуляцию, «вытаскивать на свет» тембральное  богатство, подчинять своей воле голосовые регистры, разрабатывать дыхание. Сделайте все это в игровой форме, и дети с удовольствием и легкостью освоят вокальную школу. Песни, сочиненные композиторами, недоступные пока для формирующегося голоса, не петь. Пусть поют свои собственные импровизации на разучиваемые стихи, используя в них тот диапазон, который уже настроен.

     Что еще нужно? Освоить основы музыкального языка. Тоже не так уж и трудно. Во всем мире давно известны дидактические «штучки» для изучения ступеней лада, метро-ритма, музыкальной формы.

    Только в первом классе на концертных выступлениях ваши ученики будут петь не сложнейшие песни вроде «Солнечный круг, небо вокруг» (с которыми справляется меньше половины поющих, а остальные кое-как подвывают), а петь свои собственные произведения, читать стихи (причем не напряженно и почти бессмысленно,а осознанно, играя тембром, передавая красоту поэтического текста) и исполнять небольшие песенки, с которыми уже справляется весь хоровой коллектив.

         Постепенно начинают подчиняться голоса, в репертуаре появляются все более сложные произведения, чутко играют голосовые краски в тончайших нюансах. Что смогут спеть эти дети в старших классах? Соло, ансамблями, хором они способны исполнить сложную, прекрасную музыку. Они приобщились к высокому искусству! А хорошо поставленный голос – это и особый тип мышления, более тонкий, чувствительный к красоте.

        Не мало? Наш народ считается самым «читающим». Замечательно, если он еще будет и  самым «поющим».