Выходим!

Спекулянтка Ру
      Каникулы  закончились.  Я провожаю  своих  дорогих  гостей.

      В  электричке  совсем  свободно. Рабочий  день. Мы  заняли  хоро-
шие  места. Тихое  солнечное  утро,  начало  осени, еще  не  желтая, но  уже  потускневшая  листва  и  тишина.

      ---Бабуль, а  почему?..---Я  возвращаюсь из своих  мыслей. После-
дние  "почему?" Дочь  читает  газету, внук  разгадывает детский  кросс-
ворд, на  русском.
      ---Повесть  ГогОля?  Три  буквы? Последняя  Й?
      Я  смеюсь  над  своим  любимым  иностранцем, хочется  сострить на  русский  манер, но  мал  еще, не  поймет  нашего  юмора. С ГогОлем
разобрались, поговорили  о  школе, о  друзьях, которым  уже сегодня
вечером  Еми  расскажет, как  было  интересно  в  России.

      ---Бабуль, как  интересно  родиться  и  жить...---наш  маленький
философ  смотрит  в  окно  и  говорит  это совершенно  серьезно, как
взрослый. Мне  ли  с  этим  не  согласиться, уж  неинтересной  свою
жизнь я  никак  назвать  не  могу  и, в общем, это не  так  уж мало...

      ---Бабуль, когда  я  буду  большой, мама  старенькая, а ты бу-
дешь  лежать  в грАбе...---Очень  интересно, что  будет  тогда, без ме-
ня, но  этого  я  не  узнАю, наш  разговор  оборвался.---вошла  девоч-
ка  со  скрипкой. Слушаем. Хорошо  играет, как всегда, а  вагон  почти
пустой, человек 20 нас, не  больше, некоторые  опускают  деньги в  су-
мочку девушки.
      ---Бабуль, почему  девочка  просит  деньги?
      ---Хочет  купить  что-нибудь  покушать.
      ---А  у  нас  в  Австрии  никто  не  просит, у нас все работают.

      Входят  двое  постовых, встали  в  дверях, осматривают вагон. Подходят к  мужчине, что  сидит  с  газетой  в  руках. Остановились,
молча  смотрят на  пассажира. Явно, "лицо  кавказской  национальнос-
ти, может, на  Кавказе  он  и  не  был  никогда, но  лицо не  славян-
ское, это  точно. Весь вагон  наблюдает  за  сценой, этот  человек---
потенциальный  преступник  уже  благодаря  своей  внешности, а  тут еще---дорогая  светлая  ветровка, белая  рубашка, галстук---интелли-
генция, значит. Очки, газета---умный  очень.

       Всего  этого  уже  более чем  достаточно для  раздражения, а
еще---кейс, большая  красивая  коробка  с  тортом  лежит на  лавке,
сверху---букет, небольшой, но  не  из  дешевых. Это плохо.

       Вагон  наблюдает. Наш  парень  встал, вытянул  шею. А  лицо
кавказской  национальности  читает, ничего  этого  не  видит. Терпе-
ние  постовых  лопнуло, старший, видимо, раздраженно  встряхивает пас-
сажира  за  плечо---Ваши  документы!---Мужчина  вздрогнул  от  неожи-
данности, но  не  испугался, достал  паспорт, протянул. Я вижу, паспорт  новый  российский  без  вкладыша, значит, не  приезжий, зна-
чит, придраться  не  к  чему---и  это  плохо.

       Постовой  листает  туда  обратно, морщит  лоб, читает, что-то
вполголоса  говорит  напарнику, кладет  паспорт  в  карман. Господи!
За  этот  последний  год  я  столько  видела  подобных  сцен, как  будто  вся  наша  милиция  прошла  один  инструктаж.

       ---Берем  вещи  и  выходим!
       ---В чем  дело?
       ---Русского  языка  не  понимаешь?! Берем вещи  и  выходим!
       ---Объясните, в чем дело? Чем вам  не нравится мой паспорт?
       ---Взяли  вещи  и  вперед!!!---голос  мента  срывается  на крик. В вагоне  тишина. Молчаливая  поддержка. Розовые  щеки  стали
красными.
        ---Никуда  я  не  пойду,я  еду  в  больницу,---мужчина, увере-
нный  в  своей  правоте, хотел  было  отвернуться к  окну, но в  это
момент  один  из  постовых одной  рукой  пихает  букет  себе  подмышку, другой  хватает  "преступника"  за  шиворот и  тащит  его через  весь  вагон  к  тамбуру, напарник  сзади  идет  с  кейсом. Все
молчат. Ни  звука.

       "Лицо  кавказской  национальности"---это  из  новейшего  лекси-
кона, их называли  азерами, чурками, аэродромами, лавровыми  листами,
но  суть  одна---это  унизительно, теперь  это  еще  и  опасно.

        Господи! Почему  эта позорная  сцена случилась  именно сегод-
ня, когда  всего  через  несколько  часов мои  гости  улетают, ведь
могло же наше  чудесное  лето  в  России остаться  в  памяти  таким,
каким  оно  получилось  на  фотографиях---березовый  лес, пронизанн-
ный  солнцем, корзины с  грибами, море  цветов  вокруг  нашего  летне
го  домика, мы  смеемся, мы  вместе, нам  хорошо...

       От стыда  я готова была провалиться  сквозь  землю. Дочь опус-
тила голову, что-то  рассматривает  на  полу. Внук стоит  и  смотрит
на  дверь,за  которой  все  исчезло. Он  поворачивается  ко  мне  с горящими щеками и блестящими  глазами, как  это  бывает  от  стыда. В
таких  случаях у  нас  говорят---он  покраснел  до  корней  волос, он
готов  был  провалиться  сквозь  землю. Это  он.  А  я?  Хорошо  помню, что  уже  не  покраснела  тогда, привыкла. Но помню, что  еще
готова  была  провалиться  сквозь  землю от стыда перед  гостями.

       ---Бабуль, а что  дядя сделал  плохое?
       Если  б  я  могла  ответить  на  этот  нехитрый  вопрос. Не могу  же я  сказать  своему  маленькому  иностранцу, что вина  этого
дяди в  том, что он  родился с другими  волосами, другими глазами, другим  носом. Наверное, мы  были свидетелями  честного исполнения
служебного  долга. Но почему так  стыдно?

       Мы  молчим. А я  пытаюсь  представить  себе, что дальше, что
там, за  кадром? Если  мужчина попросит  о  пощаде, сможет разжало-
бить, отделается  деньгами, сумма  должна  быть  немаленькой. Если
будет  качать  права, отвезут в  отделение, там  придется  оставить
все. А если  и  там  не  уймется, изобьют  и  бросят в  клетку  к
бомжам.

      Мне  все  это  знакомо, давно  ничему  не  удивляюсь. Но почему
сегодня  так  мерзко на  душе?..