Постпраздничный синдром. Часть 2

Александр Иванович Алтунин
Мысль о том, что нужно думать еще и о духовной составляющей праздника, - это идея на грани запредельной фантастики. Это похоже на то, как если бы я спросил у кого-либо о том, какое меню он собирается заказать или сготовить при его высадке на Марсе… Ведь даже большинство так называемых воцерковленных современных россиян (которые только думают, что они уже воцерковились, хотя, на самом деле, они только вступили, в лучшем случае, на предварительный или подготовительный этап долгого и трудного пути духовного обновления и возрождения) во время подготовки к светскому празднику о духовном если и думают, то в самой незначительной степени, часто, как о чем-то лишнем для этого праздника.
Собственно, думать о духовном не только можно, но и нужно не только применительно к празднику, но и ко всей остальной жизни человека. Другой вопрос, что духовные вопросы для большинства людей - это абстракция высшей степени сложности, нечто предназначенное лишь для священнослужителей или философов, а не для простых людей. Это является наглядным примером того, как вроде бы совершенно безобидная мысль, возведенная в ранг стереотипа, может вроде бы как косвенно и незаметно разрушить не только самого человека, но и его жизнь, сделать его судьбу не только не очень счастливой, но и предельно несчастной.

Большинство людей не только не умеет делать себе праздник, но и не желает понимать этого момента, не говоря уже о том, чтобы хоть как-то учиться этому достаточно непростому искусству. Правильный праздник может быть создан только при условии, что у его организаторов и хотя бы некоторых участников мировоззрение находится в должном состоянии. Иначе говоря, имеется ряд четких и однозначных философских принципов, верность которым человек старается сохранить при любых обстоятельствах. Если их нет, то как бы хорошо не был организован праздник, его полезность для конкретного человека будет самой минимальной. Будет дискредитирована и сама идея праздника.

Одна из проблем заключается в том, что большинство людей даже не догадывается о том, что у каждого должна быть своя душевная отдушина, т.е. что-то, что может доставлять не только удовольствие, но и удовлетворение для его души, организуя и гармонизируя все эмоциональные процессы, происходящие не только в период участия душевной отдушины в жизни человека, но и вообще. Это, кстати говоря, одно из принципиальных отличий истинной душевной отдушины от банальных увлечений и развлечений. Понимание того, как создавать, поддерживать и развивать душевную отдушину, в чем она должна состоять, когда и как ею пользоваться - все это тайна за семью печатями даже для большинства самых умных и талантливых людей.

"Какая еще такая отдушина, - возмутятся некоторые, - достаточно просто хорошо отдохнуть, повеселиться и не надо ничего изобретать". Обрушивать мощную критику на такого рода мнение не представляется возможным в силу того, что такой стереотип действительно имеет место быть и присущ практически всем психологам и психиатрам, да и некоторым психотерапевтам не чужд. Как показала 20-летняя статистика наблюдения за моими пациентами, имеющими даже невроз легкой степени тяжести (т.е. то, что есть практически у всех), даже самый продолжительный отдых (30-40 дней) на самых шикарных курортах и в самой замечательной компании при прекрасной программе отдыха положительно, как ни странно и не удивительно, совершенно никак не влиял на состояние нервной системы. В каком состоянии человек приезжал на курорт, в таком он и возвращался. Без специальных сознательных и целенаправленных усилий со стороны самого человека, но подсказанных специалистом, никакой отдых не приносил ощутимого облегчения. А, следовательно, и отдыхом, по большому счету его назвать нельзя было. Вот так…

Конечно, людям с различным темпераментом и характером отдых нужен совершенно различный. По крайней мере, по своей внешней форме, не говоря уже о содержании. Так, экстраверту (например, воздушные и огненные знаки Зодиака) нужна, как правило, большая компания. В то время как интроверту больше подойдет уединение или узкий круг давно знакомых и приятных не вообще, а именно для него, людей. И экстраверт больше обращает внимание на внешнюю сторону развлечения, чтобы она была как можно более эффектной и выразительной. А интроверт больше обращает внимания на содержание развлечения. И если оно отсутствует или ему не нравится, то внешняя форма, какой бы замечательной она не была, уже не играет значения. И не приносит никакой радости, в лучшем случае, а в худшем, - вызывает раздражение и утомление.

С чисто внешней стороны отдых может быть активным и пассивным. Например: энергичные танцы и чтение интересной книги. Собственно, даже чтение книги у разных людей идет по-разному. Экстраверту нужно, чтобы сюжет был стремительным и увлекательным по типу детектива или приключения, боевика или триллера и т.п. А интроверту лучше подходит содержательный роман с лирическими или философскими отступлениями и размышлениями, чтобы вызывал не только яркие чувства и эмоции, но и стимулировал аналитические способности читающего, заставлял задумываться над героями и событиями, над  тем, что хотел сказать автор тем или иным моментом своего произведения.

Возвращаясь к моменту разделения праздника тела и души, можно отметить интересную особенность: организуя праздник тела, человек в полной мере ощущает себя хозяином положения вещей. Это невольно наводит его на мысль о том, что он является полноправным хозяином своей (некоторых, наиболее амбициозных и самоуверенных людей, иногда даже и не только своей) жизни в целом. Что в принципе не соответствует действительности, так как каждый из нас находится в полной власти Высших Сил от момента нашего зачатия и до смерти. Незнание и непонимание этого момента приводит, как правило, к весьма драматичным последствиям как жизни самого развлекающегося, так и многих его родных и близких. Законы Высших Сил действуют не зависимо от того, знаем мы о них или нет, согласны мы с ними или нет, учитываем мы их или нет в своей практической жизни. Незнание закона, как говорится, не освобождает от его ответственности.

Вот вам и еще пример, когда вроде бы совершенно безобидное и, на первый взгляд, второстепенное заблуждение, вызывает мощнейшую мировоззренческую деформацию, приводя тем самым рано или поздно к духовной деградации человека (не зависимо от его первоначального интеллектуального уровня) и возникновению серии серьезных и тяжелых испытаний на его жизненном пути. Истинно большие праздники возникают в нашей жизни не по нашей воле, а по воле Высших Сил. И если нет на это их воли, то как бы мы не старались, как бы не стремились, ничего у нас из этого не получится. Это какой-то извращенный атеист придумал, что человек - это царь природы или хозяин своей судьбы. Конечно, от человека многое зависит: если он будет лежать в кровати и ничего не делать, то ожидание манны небесной будет не только бессмысленным занятием, но и вредным. Как и активность отрицательного (с нравственной точки зрения) характера не может в принципе привести к чему-либо хорошему, если смотреть не с точки зрения дня сегодняшнего, а по большому счету - с позиции всей жизни человека.

Активно делать добро и то, что может принести добро себе и особенно - другим людям - это необходимый и обязательный момент. Но вот какая  по сути и форме награда будет человеку за это, когда и какой величины - в этом он не властен, ибо это находится во власти Высших Сил. Да и будет ли вообще… И будет ли это награда, а не наказание - это еще очень большой вопрос, потому что нередко "благими намерениями дорога в ад вымощена" бывает. Иначе говоря, человек вроде бы исходит из благих побуждений, а получается совсем не то. Это что-то вроде того, как заботливая мать проявляет повышенную строгость к своему ребенку, а в результате тот через несколько лет заболевает шизофренией и становится инвалидом еще до 25 лет…

Тут, кстати сказать, нужно тоже правильно (для большинства людей хотя бы в общих чертах представлять) понимать что есть добро и что есть зло. А понять это можно, если только находиться на позициях духовных мировоззренческих принципов. Иначе говоря, проявить не только интеллект, но и мудрость, которая встречается в 2-3 случаях на 1000 людей, в том числе и интеллигенции…

Поэтому подготовка праздника должна состоять не только в приготовлении вкусных блюд и выпивки, но и продумывании психологической и духовной составляющей вообще и применительно к каждому члену компании. Конечно, каждому в полной мере угодить невозможно, но по возможности учитывать этот момент желательно. Как и подбирать компанию примерно похожих людей, хотя бы в некоторых вопросах и хотя бы отчасти единомышленников. В противном случае, празднование праздника превратится в банальное и формальное мероприятие. Иногда приходится и так встречать праздник, но при этом у его организатора должно быть ясное и четкое мнение по этому поводу: то-то и то-то я делаю не так и то-то и то-то не то. И желательно неплохо себе представлять что именно и в какой степени не то и не так.

Человек, который не умеет создать праздника без спиртного - это человек без гармонии личности, лишенный напрочь мудрости, имеющий неорганизованный внутренний мир, большой элемент хаоса и анархии в своем сознании, не говоря уже о подсознании. Это человек, который живет лишь чисто внешней иллюзией счастья, которая к реальному и истинному счастью никакого отношения не имеет и никогда иметь не будет. Первые же самые мало-мальски существенные жизненные испытания выявят истинное положение вещей и развеют в определенной мере эту надуманную иллюзию счастья.

Если человек не умеет расслабиться без спиртного, то что это означает? Это означает, что в его жизни нет даже намека на психогигиену и психопрофилактику. Иначе говоря, он не умеет ни работать правильно, ни отдыхать. Причем отдыхать, как в рабочий период времени суток, так и вне работы. Паузы после каждого часа работы должны быть обязательно и по возможности сопровождаться положительными эмоциями.

Это означает, что он живет с определенным, но постоянным душевным дискомфортом, который является одной из главных причин возникновения вегето-сосудистой дистонии, неврозов и депрессий, да и большинства чисто физических заболеваний (гастриты, холецититы, панкреатиты, ишемическая болезнь сердца, гипертония, инсульты, инфаркты, бронхиальная астма, сахарный диабет и т.д.). Это еще означает, что человек не умеет любить себя правильно (все только думают, что любят себя и умеют это делать; на самом же деле, - лишь 2-3 из тысячи что-то знают, понимают и умеют в этом плане - это вывод из 20-летней практики работы).

Праздник - это конечно же период заботы о себе и о других, но не только в праздник это должно происходить, а и в будни также. Праздник должен быть днем, когда изменение в отношениях носят лишь количественный характер (больше знаков внимания), но не качественный! Нельзя лишь в праздник относиться по-человечески к своим друзьям и знакомым, близким и родным. Почему? Да потому что их отрицательные эмоции от общения с вами будут вызывать излучение их организмом патологического биополя, которое само по себе, без их дополнительного и специального желания вызовет ряд болезненных процессов в вашем организме, от которых придется долго и упорно избавляться, с тратой массы времени, сил и нервов. А стоит ли в таком случае овчинка выделки? Да и относясь к кому бы то ни было с отрицательной эмоциональной установкой мы разрушаем сами себя. Причем все то время, которое эта установка в нас существует. И чем сильнее антипатия или ненависть, тем сильнее идет разрушение…

Это не теоретические вещи, а многократно доказанные самой жизнью и моей (и не только моей!) профессиональной практикой. Поэтому скептически или иронически относиться к данной информации не стоит. Это примерно также, как плевать против ветра: ветру никакого ущерба нет, а на вашей одежде останутся некрасивые следы, свидетельствующие о низком уровне чистоплотности, как результате низкой культуры вообще.

Я уже не говорю о том, что проявляя отрицательные эмоции к тем, кого мы должны любить ("возлюби ближнего своего как самого себя!"), мы тем самым нарушаем один из самых главных и самых важных законов Вселенной, за что будем обязательно и основательно наказаны спустя некоторое время. Иначе говоря, даже не ставя специальной задачи сделать кому-то зло, мы творим его, усиливая мировые силы зла. И подвергаемся, таким образом трехкратному, как минимум, обратному отрицательному воздействию, нейтрализовать которое обычному человеку не под силу. Это могли иногда делать лишь святые старцы, да и то лишь по отношению к другим людям, а не к себе самим.   

Среди духовных аспектов праздника можно отметить лишь некоторые, которые возможно применить к неверующим людям. Не ставить перед собой цель выпить много спиртного. Стараться заботиться о психологическом комфорте окружающих. А о том, что приятно каждому из ваших гостей желательно и целесообразно узнать предварительно и не за один момент, чтобы не устраивать своего рода допрос с пристрастием, который может вызвать у разных людей неоднозначные мысли и чувства относительно вашего отношения к ним и цели приглашения конкретного человека в гости к вам… Информация должна быть получена в ходе свободной и непринужденной беседы как бы между делом: что любит человек и что нет и в какой степени. Потому что, скорее всего, потребуется находить очень непростой компромисс между вкусами разных людей. А это возможно сделать лишь при условии достаточно детального знакомства с ними. Так что подготовка должна идти задолго до наступления самого праздника…