Прощание славянки

Борис Карташов
Этот военный марш всегда появлялся и озвучивался в самые ответственные и переломные моменты в моей жизни.
…3 мая 1970 года, город Асино Томской области. Нас двенадцать человек, стоим на железнодорожном вокзале с группой таких же, как я молодых ребят и ждем отправки состава, который увезет нас в новую жизнь под названием служба в Советской Армии. Стоим возбужденные, полны решимости в окружении родственников и знакомых. Пьяные улыбки друзей, советы, которые никто не слушает, шум, гам. Команда:
– Всем в вагон!
Заходим. Поезд трогается, и вдруг на перроне раздается музыка. Играют марш "Прощание славянки". Лица моих товарищей стали какие-то беспомощные, глаза налились влагой. Все затихли, глядя в окна. Вдруг из толпы провожающих выскочила молодая девушка и, крича: «Я буду ждать тебя», – побежала вслед за вагоном. Поезд набирал ход, и как только не стало видно перрона, умолкла и музыка. Все засуетились, заговорили, но еще долго в вагоне была какая-то неловкость. Так наступил новый этап в моей жизни.
…Забайкалье. 9 мая 1970 год. Наш воинский эшелон прибыл в старинный город Читу. Сопровождающий нашу группу призывников сержант Зайцев построил в нечто подобие строя и объявил:
– Ребята, у вас осталось 15 часов гражданской жизни. Советую их провести с толком, чувством, чтобы потом вспоминали все два года службы хорошим словом. Только не наглейте и не хулиганьте, меня подставите.
Подставить сержанта Зайцева, ставшим нам за семь суток езды в воинском эшелоне роднее брата, мы не могли. Поэтому, сбросившись в общий котел, у кого, сколько было дензнаков, и, закупив необходимое количество спиртного и закуски, мы уединились в скверике недалеко от вокзала. Гуляли с размахом, но относительно тихо. Песни типа «Я тебя не виню, нелегко ждать два года солдата» исполняли вполголоса, выяснений отношений типа «ты меня уважаешь» не было. Поэтому к отправке поезда следовавшего до станции назначения  мы были адекватны и в меру серьезны.
В конечный пункт прибыли в три часа ночи. Темень, хоть глаз выколи. И много, много огней. Казалось, мы попали в какой-то большой город с миллионным населением. Долго шли по дороге. Наконец-то казарма. Встретил нас дежурный по роте, который отвел спать в какое-то помещение.
Утром вывели на плац. Вокруг бескрайняя забайкальская степь, совершенно чужая и, казалось, опасная.
– А где же город с огнями? – мелькнула мысль. Ее тут же перебила другая: – Ну, побаловались, пора и честь знать, вернее пора домой дергать, нечего тут делать.
Огляделся. Батюшки, это куда же меня черт забросил. Вот тогда-то стал понимать, что это всерьез и надолго.
Прошел месяц службы в армии. Вернее закончился курс молодого бойца. Стоим шеренгой, принимаем воинскую присягу. Все предельно серьезно и торжественно. За столом  руководство воинской части. Рядом знамя части, охраняемое почетным караулом. Лица солдат непроницаемы и значимы. Один за другим подходим строевым шагом к столу и произносим воинскую клятву на верность Родине, своему народу.
– Торжественно клянусь!
По телу пробегает еле заметная дрожь. Последний, уже настоящий солдат, возвращается в строй. И вдруг репродуктор взрывается «Прощанием славянки». Марш звучит по всему гарнизону и, кажется, заканчивается где-то далеко в степи среди моря цветов, которыми богата ранним летом забайкальская степь. Мы взволнованы. Команда "Разойдись".
…11 мая 1972 года. Позади два года службы на благо нашей Отчизны. Хлопоты с обходным листом, получение денежного довольствия на дорогу домой, состоящего из месячного оклада и министерских десяти рублей, оформление дембельского чемоданчика (особый разговор), который готовился последние три месяца.
Прощальное торжественное построение, речь командира о том, какие мы хорошие солдаты, что на нас держатся все Вооруженные Силы страны, что служба пригодится на гражданке, вручение проездных документов. Объявляется посадка в автобус, и вновь неожиданно оживает марш «Прощание славянки». Дрогнули губы дембелей, опять повлажнели глаза. Объятья с сослуживцами, обещание писать, дорожная пыль за автобусом, и где-то там за ней звучит торжественная музыка, которой уже более полсотни лет. Столько она встречает и провожает солдат, сопровождает их в походах, на войне, отдыхе.
«Прощание славянки» это наша Россия, родина, мой кусочек сердца.
Сейчас, когда слышу эту музыку, у меня всегда хорошее торжественно патриотическое настроение. В такой момент мне кажется, что я всех люблю, и все любят меня.