Дюймовочка. Часть 2

Александр Иванович Алтунин
                Крот – как символ богатого мужчины
Очень интересной представляется аналогия Андерсена между кротом и богатым мужчиной. Который, уже в силу своего большого богатства, считает себя не просто удачным и престижным женихом, а верхом мечты любой, пусть даже самой замечательной невесты. О том, насколько он подходит тому или иному человеку, он, не то, что долго думать – даже на миг задумываться не будет. Сомнения, что называется, исключены в принципе. Даже в случае предельной интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической убогости личности богача. Можно даже выявить прямую зависимость между степенью примитивности человека и уровнем его самомнения – чем глупее  он  на  самом  деле, тем умнее себя считает. Не зря же народная мудрость утверждает, что "пустая бочка всегда гремит громче".

Конечно, даже в сказке Андерсена кротом двигали лишь благие помыслы, он не хотел специально и целенаправленно причинять зло Дюймовочка. Но, если бы он стал ее мужем, можно себе представить то, насколько несчастной она была бы при этом. Как предельно неудачной вся ее жизнь и судьба.

Просто пренебрежение интересами другого человека – это махровый эгоизм. А если при этом другой человек терпит унижение и оскорбление, ущемление своего достоинства, ощущает постоянный душевный дискомфорт, то такое явление называется уже несколько другим словом – это подлость. За которую эгоист будет обязательно наказан. Не обязательно уже завтра, но отсрочка исполнения приговора не меняет ничего принципиально в жизни и судьбе эгоиста. Человек, сознательно пренебрегающий нравственными и духовными правилами и законами жизни – это, если не подлец, то уж, как минимум, сволочь. И никаких компромиссов тут не может быть в принципе. Оттенки серого в такого рода ситуациях категорически неприемлемы. Это, как благородство 1, 2 или 3 сорта.

Претензии крота на совершенство выглядят глупо и нелепо, в лучшем случае, - смешно. Но, не зря же говорят о том, что "самые большие глупости обычно произносятся с самым умным видом".

Мнением других людей чисто теоретически можно пренебречь только в том случае, если ваше собственное основано не на вашей личной амбиции, а на вечных и универсальных психологических и философских законах жизни. Во всех остальных случаях демонстративное противопоставление выглядит, как минимум, некрасиво, а как максимум, - неприлично.

    Крот - это символ неспособности большинства людей смотреть на себя со стороны.
Конечно, с психотера¬певтической точки зрения желательно себя любить и хотя бы немного уважать. Но, кроме этого, желательно иметь человека, который бы доброжелательно, но бесстрастно оценивал вашу личность и вашу жизнь, ничего не приукрашивая (как подруга крота – полевая мышь), но и не обесценивая (как друзья майского жука по отношению к Дюймовочке).

Пренебрежение интересами будущей жены – это вызов Высшим Силам. В случае крота он просто-напросто лишился своей невесты, которую он уже было начал считать своей собственностью. На примере крота мы достаточно наглядно убеждаемся в том, насколько неприятно, в конечном счете, ставить лишь свое "я" во главу угла. В результате вместо положительных эмоций, долгих и сильных, получаешь только одни отрицательные.

Если вы не способны увидеть и понять хотя бы основные достоинства и добродетели другого человека, то не стоит с ним связывать свою жизнь. Ибо, вы сделаете его не просто несчастным, а очень несчастным. А наказание от Жизни может быть столь значительным и неприятным, что все блага и удовольствия, которые вы планируете получить в предполагаемом браке, покажутся вам, как минимум, предельно символическими, если не сказать, что ничтожными. Так стоит ли овчинка выделки? Это и к вопросу о том, что большинство людей мыслят категориями личной выгоды лишь дня сегодняшнего. А о том, что символическая выгода, полученная любым путем сегодня, может обернуться многократными убытками завтра или послезавтра, большинство думать не желает, да и не умеет. Опять же к вопросу о необходимости и целесообразности наличия наставника в жизни всех людей. Редкие исключения из этого правила не опровергают его, как известно, а лишь подтверждают. Тот, кто рассчитывает лишь на свое собственное мнение всегда и во всем, рискует зайти в жизни в такой дальний и глухой тупик, что возвращение обратно может быть или маловероятным или невозможным. В силу отсутствия большого опыта духовной и душевной работы и  наличия большой душевной лени, как и низкого уровня самокритичности и высокого уровня самовлюбленности и самоуверенности.

Стоит задуматься перед тем, как мы собираемся кого-либо осчастливить: а правильное ли решение мы приняли? Мудрый советчик способен рассеять наши сомнения. И важно обратить внимание на характер аргументов этого советчика. Если он будет оперировать лишь категориями "мне так кажется", то, скорее всего, он исходит лишь из своего личного жизненного опыта субъективного характера, а не из вечных и универсальных законов жизни, о которых он не имеет ни малейшего представления. Важно в качестве консультанта по житейским вопросам привлекать людей не просто умных, а действительно достойных, авторитетных не величиной своей официальной власти, а реальной гармонией своих мнений и решений. В противном случае, есть вполне реальная вероятность того, что в своих побуждениях мы будем напоминать этого крота. А не являться образцом для подражания, одобрения и восхищения.

Нежелание видеть и признавать свои ошибки и заблуждения – это не признак совершенства. А совсем наоборот – признак небольшого ума и наличия большой и беспочвенной самоуверенности и самовлюбленности. Дополнительные 10% самокритичности еще никому не повредили, а вот недостающие – перепортили жизнь многим хорошим и умных людям.

                Мотылек и Дюймовочка
Когда Дюймовочка плыла на листике по ручью, то рядом пролетал мотылек. Увидев Дюймовочку, он был очарован ее красотой и решил с ней познакомиться. Дюймовочка была так напугана переменой обстановки своей жизни от уютного и теплого дома у женщины до удаленного от берега листика кувшинки, что попросила мотылька помочь ей быстрее уплыть от данного места. Куда опять должна прийти жаба со своим отвратительным и глупым сыном. Своим волоском она привязала мотылька к листочку, и он изо всех сил устремился вместе с листиком и Дюймовочкой прочь от этого злополучного места. Как нам известно, Дюймовочку после этого похитил майский жук. А мотылек так и остался привязанным к листику. Дюймовочка потом подумала о том, что если мотыльку не удастся освободиться от листочка, то он погибнет. Если смотреть с точки зрения мелкого эпизода сказки, то ничего особенного при этом не произошло. Но, если вдуматься более основательно, то выявится целый ряд интересных моментов.

Начнем с того, что мотылек невольно стал жертвой своей утонченной эстетической сущности. Он доверился Дюймовочке, посчитав, вероятно, что красота не может быть глупой или подлой. Конечно, у Дюймовочки не было каких-либо злых намерений, она в этот момент чувствовала сама себя жертвой, загнанной в тупик. Она было полна отчаяния, растерянности, чувства собственного бессилия и безысходности. Быть может, именно поэтому ее мысли и действия носили не совсем оптимальный характер. Но это никак не снимает с нее вины за последующую закономерную гибель мотылька. Для себя мы можем сделать достаточно четкий и однозначный вывод о том, что проявлять полное доверие к незнакомым людям не стоит. Лучше перед этим больше узнать человека, устроить ему серию своего рода тестов на ум, порядочность и другие достоинства и добродетели. После чего риск ошибки не исчезнет полностью, но хотя бы уменьшится в несколько раз. Осторожность еще никому и никогда не вредила. Правда, она не имеет ничего общего с постоянным и сильным страхом перед неизвестностью, случайностью и прочими непредвиденными обстоятельствами.

В случае с Дюймовочкой ее даже собственная судьба была предельно туманной и неопределенной. Да и в таком сильном психологическом стрессе большинство людей сами нуждаются в успокоении и ободрении, поддержке и реальной помощи, а уж о том, чтобы они кому-то эффективно помогали, часто вообще речь  идти  не может в принципе. Мотылек проявил явную легкомысленность, за что и поплатился в последующем. Дюймовочка невольно обрекла мотылька на верную смерть. За что в дальнейшем была основательно наказана многодневным холодом и голодом, отсутствием даже символической крыши над головой. В тот момент, когда начались ее страдания, она уже забыла и думать о мотыльке. А вот Жизнь не забыла и поэтому спустя достаточно длительное время, все равно наказание настигло Дюймовочку. Ведь для Жизни совершенно безразлично то, кто совершил зло, насколько он умен и красив, богат и знатен. Другой вопрос, что, если зло творится сознательно и умышленно, то и наказание за него бывает гораздо более суровым, нежели при случайном причинении другому человеку (существу) неприятностей и страданий.

А то, что наказание не последовало непосредственно за совершением вольного или невольного проступка – это вовсе не означает того, что его не будет вообще никогда (просто было дано время для исправления причиненного зла!). Или со временем оно каким-то образом способно уменьшиться. Это у людей человек обозленный мстит за свою обиду более жестоко и агрессивно, а когда в его душе воцарился хотя бы относительный покой спустя тот или иной интервал времени, то жажда мести, если и не исчезает совсем, то, как правило, существенно уменьшается. Хотя, с юридической точки зрения, преступление остается таковым даже годы и века спустя после его совершения, как показывает история человечества.

Случай с мотыльком наглядно нам демонстрирует то, что мы можем творить много зла, даже не подозревая об этом. Поэтому, когда в нашей жизни возникают серьезные проблемы и неприятности, стоит основательно и серьезно задуматься о том, что мы сделали, когда и кому. И, если у нас есть возможность, то максимально подробно выяснить эту ситуацию и по возможности максимально компенсировать невольный ущерб, нанесенный нами другим  людям. Если  же  такой  возможности нет, то сделать серию больших дел для других людей, приятных и полезных для них. Можно просто предложить свою помощь порой даже совсем незнакомым людям. И, таким образом, добрыми делами как бы нейтрализовать нанесенное нами прежде зло. Ибо, пренебрегая мнением людей, так или иначе, в отдельных случаях возможно. А вот пренебрегать мнением о нас Высших Сил категорически противопоказано. Ибо, после этого возникают столь большие и неприятные проблемы, что человеку, что называется, мало не кажется. А от внимания Высших Сил не может ускользнуть ни одна, даже самая мимолетная наша мысль, эмоция или поступок. Все четко записывается в наш личный дневник жизни.      

Дюймовочка невольно распорядилась судьбой мотылька. Но, ведь давно известно что "на чужом несчастье своего счастья не постоишь". Стоит десять раз подумать о том, стоит ли брать на себя столь гигантскую ответственность, будет ли она по силам вам лично. Ибо, слишком большие ставки в этой игре имеют место быть. И один неосторожный шаг может все испортить безвозвратно. А наказание будет строгим и суровым, а главное – обязательным.

Интересным представляется и другой момент: Дюймовочка привязала мотылька к листику, но при этом, она даже на миг не задумалась (как и почти все мы) о том, что мотылек сам не сможет себя освободить, ибо, не имеет таких ловких и умелых ручек. Развязывание веревки-волоска для него является задачей, превышающей его реальные возможности и способности. К величайшему сожалению, большинство людей, даже из самых благородных намерений нагружают своих родных и близких, не говоря уже всех прочих, часто такими задачами, которые те не в состоянии выполнить даже отчасти при самом сильном напряжении всех своих умственных и физических сил. Для Дюймовочки такого рода манипуляция была предельно простой, если не сказать - элементарной. Поэтому она, в силу своей простоты (в таких случаях простота, что называется, бывает хуже воровства) и наивности посчитала, что и мотылек с этим сможет справиться, когда привязывала его к листику.

Как бы легко и свободно мы не делали то или иное дело, это вовсе не означает того, что и другие также быстро и непринужденно смогут его выполнить. Достаточно сказать, что ряд людей от рождения имеет особую интеллектуальную одаренность, и поэтому даже самые сложные и запутанные логические задачи оказываются им по плечу. Но, есть и другая категория людей, интеллект которых значительно ниже нормы уже в момент рождения и другим (принципиально более высоким) он не будет уже никогда. И именно поэтому не только сложные задачи, но некоторые, даже самые элементарные, оказываются для них принципиально недоступными. И ставить их перед ними – это, во-первых, обрекать на неудачу то или иное конкретное дело. А, во-вторых, это еще один повод для этих людей почувствовать себя неполноценными и ущербными. И чем чаще они будут ощущать такого рода эмоции, тем быстрее разовьется в них глобальный комплекс неполноценности. Тем больше повода для волнения и грусти, длительного и сильного душевного дискомфорта они будут ощущать. Это уже вопрос не только о личном наставнике, но и для всей семьи. Лишь ему бывает по плечу определить реальные способности и возможности того или иного конкретного человека.

У данного явления есть и оборотная сторона медали: человек часто считает что то, что он не знает, не понимает и не умеет, - это все также недоступно и для остальных людей. Хотя, уже заведомо понятно то, что талантливый профессионал умеет и понимает не просто кое-что больше по сравнению с дилетантом или начинающим специалистом, и даже по отношению к мастеру своего дела среднего уровня, а некоторые вещи, которые на данном этапе становления личности всех трех выше перечисленных категорий людей являются для них принципиально  недоступными.  Будут  ли доступны  в будущем - это еще очень большой вопрос. В подавляющем большинстве случаев (90-95%) это невозможно даже чисто теоретически, не говоря уже о реальной жизни с множеством негативных факторов планового (закономерного) и случайного характера. Которые не только тормозят положительную эволюцию и развитие личности того или иного конкретного человека, но и еще способны вызывать и усиливать различного рода процессы деструктивного и дезорганизующего характера, создающие почву для относительной дисгармонии, как минимум. А, как максимум, - деградацию личности в отдельных ее важнейших структурных элементах. Или даже в целом, глобально.

Все было бы ничего, если бы заблуждения такого типа просто оставались достоянием того или иного человека. Но, драматизм этого явления как раз и заключается в том, что свои "изысканные" теоретические построения большинство людей вольно или невольно воплощают в жизнь. Так, если они считают, что кто-то из их ближайшего окружения имеет примерно одинаковый с ними уровень интеллекта, то знать что-то особенно важное и ценное это человек не может в принципе. А раз так, то, при желании, можно мнением этого человека пренебречь и делать так, как хочется "аналитику" в ту или иную конкретную минуту. Что называется, "как захотела левая нога". И такого рода ситуация может иметь место не просто дни или месяцы, а – года и десятилетия. В ряде случаев всю оставшуюся жизнь. В результате закономерно возникает множество проблем и неприятностей, драм и трагедий, как в жизни "аналитика", так и в жизни тех, кому они, в силу своей специфической логики, отказали в оригинальности и нестандартности, как таковых. Но, этим не исчерпываются жертвы ситуации: многие другие люди, особенно подрастающее поколение, быстро и основательно перенимают эту дисгармонию. И она становится неотъемлемой частью и их жизни. Явление приобретает особенность цепной реакции, когда один человек калечит умы и души, как минимум, двух других людей.  А те – уже четырех. Эти четверо – уже восьмерых и т.д. Автору этих строк известен конкретный случай, когда легкомыслие одного человека сделало очень несчастными более 60 человек и просто несчастными еще человек 180, живущих рядом с этими 60. От морального урода, как правило, не рождаются гармоничные, нравственно здоровые и благополучные люди.

                Дюймовочка и ласточка
Когда Дюймовочка пришла в гости к кроту вместе с полевой мышью, то увидела закоченевшую ласточку, которую крот и мышь считали умершей. Здесь нужно отметить, что если бы Дюймовочка не попала к полевой мышке, а перед этим на дерево к майскому жуку, то встреча с ласточкой была бы для нее маловероятной. Провидение, как исполнитель воли Высших Сил, выстраивает причудливую цепь, на первый взгляд, совершенно случайных событий. А в результате получается итог, запланированный Высшими Силами, не зависимо от того, помогают или мешают встречающиеся нам люди в нашей жизни. И оценка многих проблем и неприятностей спустя достаточно длительное время может быть не только иной, нежели в момент их переживания, а прямо противоположной первичной. Ибо, спустя месяцы и, особенно, годы человек начинает вдруг понимать что все, происходившее прежде с ним, - это все было промыслом Божьим, направленным на укрепление и очищение, гармонизацию его души. Благодаря проблемам и неприятностям он передумал заново многие жизненно важные моменты, более адекватно расставив жизненные блага в иерархии духовных и прочих ценностей. Меняется отношение к себе, к своим возможностям и способностям, к жизни, к окружающим, к своему месту в этой жизни, к своей главной миссии на Земле. Когда человек живет в полной праздности и безмятежности, то полагать, что он будет работать над своей личностью серьезно и основательно – это не самая умная мысль. Ибо, для такого человека нет реального стимула что-либо делать. И так ему хорошо.

Дюймовочка прониклась жалостью к грустной судьбе ласточки и погладила ее крылышки. От прикосновения ласточка пришла в себя и открыла глаза. Потом сказала о том, что она тяжело болеет. Дюймовочка тайно за ней всю зиму ухаживала и дала возможность ласточке набраться сил. Весной ласточка улетела. А полевая мышь стала готовить свадьбу Дюймовочки с кротом. Все лето Дюймовочка готовила по настоянию мыши себе приданное. Наступила осень и за день до предполагаемой свадьбы Дюймовочка вышла попрощаться с природой и Солнцем. А тут как раз ласточка пролетала мимо и увидела Дюймовочку. Которая рассказала ей о предстоящем событии и о том, как она не хочет его исполнения. Тогда ласточка предложила Дюймовочке улететь с ней на зиму в теплые страны. И Дюймовочка улетела с ней. И в разрушенном замке она на одном из красивейших цветков встретила короля эльфов. Который был так очарован красотой и кротостью Дюймовочки, что сделал ее своей королевой. Этот молодой человек был такого же роста, как и Дюймовочка, и необыкновенно красив и добродетелен. В его манерах отчетливо проявлялись его большой ум и изящность души. Поэтому она с радостью согласилась стать его женой. 

                Упрощенный подход к жизни: белое и черное
Многие люди, в силу отсутствия творческой жилки, подходят к оценке внешнего мира с упрощенных позиций. Иначе говоря, все, что соответствует в полной мере их личным представлениям о том, "что такое хорошо и что такое плохо", то может считаться правильным, то есть, символически выражаясь, имеет белый цвет. А все, что хотя бы на 1\4 или на 1\5 не соответствует этим представлениям – это плохо и поэтому имеет в их глазах черный цвет. Где-то интуитивно они подозревают, что существует кроме этих двух цветов, как минимум, еще и серый. Но  тогда  перед  ними может встать вполне реальная, а главное – актуальная задача – определить степень насыщенности этого самого серого цвета. В этом процессе большинство не чувствует себя настолько уверенными, как в определении белого и черного цвета. А мнение необходимо часто высказывать публично и есть вполне реальный риск потерпеть фиаско. Что представляется особенно неприятным и драматичным для людей, мыслящих лишь стандартными стереотипами. Поэтому они предпочитают не рисковать. То, что для них вся яркая и разнообразная палитра красок жизни остается вне поля их зрения – это не представляется им важным и существенным. Главное – иметь чисто внешний благополучный и эффектный имидж.

И все было бы не так грустно и печально, если бы от этого подхода к жизни не страдали другие люди. Во-первых, порой гораздо более полноценные и зрелые, более способные и талантливые, более оригинальные и неординарные, имеющие ценность для общества во много раз больше, чем не только кто-либо из такого рода критиков конкретно, но даже, как минимум, 50 и даже 100 таких людей вместе взятых. Как показывает практика, даже миллион посредственностей не в состоянии заменить одного таланта. Но, тем не менее, каждый из этого миллиона посредственностей считает себя в праве оценивать того, кто уже в момент рождения был, как минимум, на голову выше своего "критика".

Конечно, никто и никому не может запретить иметь свое собственное, личное и индивидуальное мнение относительно чего бы то ни было. И Америку в этом вопросе открывать нет особой необходимости, как и устраивать серьезную и напряженную дискуссию. Другой вопрос, что никто и никому не давал права свое мнение навязывать другим людям. Даже в порядке чисто теоретической дискуссии. Не говоря уже о том, что в результате такого рода пропаганды личной точки зрения о сложных и нестандартных явлениях основательно страдают вполне конкретные люди, обладающие более тонкой  и более хрупкой
душевной организацией. В результате чего степень успешности деятельности, как и благополучности жизни в целом человека, являющегося предметом критики "аналитика", существенно уменьшается. Появляются различного рода серьезные физические и нервные нарушения и заболевания, в значительной степени ограничивая реальную интеллектуальную и эстетическую продуктивность таланта. Его миссия по гармонизации человеческого общества, несмотря на постоянные и интенсивные усилия с его стороны, выполняется в несколько раз менее успешно, чем это предполагалось изначально.

"Критики" такого рода в результате становятся врагами истинной гармонии Вселенной. Их практическая жизнь (как и душевные и умственные усилия) идут вразрез с волей Высших Сил. За что абсолютно все "враги" будут рано или поздно наказаны пропорционально их степени оппозиции воле Высших Сил. Да и как может быть иначе, если каждый из нас, ощутив соринку в своем глазу, стремится как можно быстрее от нее избавиться, отбросив эту соринку как можно дальше от себя. "Критики" вольно или невольно пытаются играть роль такого рода соринки. Но, вдумаемся спокойно и отстраненно: может ли обычная соринка, досаждающая человеку несколько минут, принципиально изменить его жизнь? В подавляющем большинстве случаев ответ будет четким и однозначным: нет. Вот и получается, что, озвучивая свое предельно субъективное, а часто еще и примитивное мнение, человек навлекает на себя гнев Высших Сил. А стоит ли ситуация того? Конечно, нет. Это, как раз про такого рода ситуации народная мудрость говорит, что "овчинка выделки не стоит". Можно вспомнить и еще несколько крылатых выражений: "слово – серебро, а молчание – золото" или "молчи и сойдешь за умного". Иначе говоря, прежде чем критиковать что-либо или кого-либо, подумайте о том, какие последствия будут иметь место конкретно для вас. Ибо, на самом деле, промолчав, человек не теряет в большинстве случаев ничего. И совсем  наоборот, - его реальный имидж в глазах окружающих приобретает еще более положительный оттенок.

И уж ни в коем случае своим негативным отзывом о чем-либо не стоит подыгрывать своему непосредственному окружению. Помните о том, что посредственности любят себе подобных, но уважают лишь тех, кто имеет реальную, а не показную самостоятельность и независимость, свою точку зрения, продуманную, зрелую и основательно аргументированную. Не стоит, правда, забывать и библейскую заповедь "не рассыпайте бисер перед свиньями, ибо в раздражении они растерзают вас". Если вы не уверены в своей реальной способности отличать, символически выражаясь, десятки оттенков серого в той или иной конкретной области человеческой жизнедеятельности, то для всех, и в том числе и для вас, будет гораздо лучше, если вы оставите свое негативное мнение при себе. Как говорят классики мировой психологии "лучший собеседник – это тот, кто умеет слушать". Слушать (!), а не говорить.

              Претензия на обладание истиной в последней инстанции героев сказки
Жаба, майские жук и его друзья, мышь и крот специально представлены нам в сказке символом людей, претендующих на знание истины в последней инстанции, ибо сомнений в собственной правоте они не испытывали ни на миг по отношению к любым вопросам, где высказывали свое мнение. Об этом хотелось бы поразмышлять подробнее.

Чем больше человек знает в той или иной области бытия, тем более отчетливо он понимает то, как много еще осталось неизвестного для человечества в целом на данном этапе своего развития. Даже Нострадамус, который знал четко и конкретно то, чего не знали все остальные люди, но что являлось особенно важным и необходимым для них всех, - о будущем нашей цивилизации в каждом из предстоящих 20 столетий. Но, он не только не стал навязывать  своего  мнения  остальным людям, не говоря уже о своем непосредственном окружении, но зашифровал свои знания, чтобы их смогли понять лишь наиболее умные и мудрые люди.

Великий мудрец эпохи древней Греции Сократ любил говорить о себе: "Я знаю лишь то, что ничего не знаю", хотя считался самым умным человеком своего времени. Вспомним наиболее грандиозные открытия в истории человечества: даже гении утверждали о том, что в оформленном виде открытие пришло в их голову помимо их воли и желания и совершенно неизвестно откуда, как и многие другие гениальные литературные и музыкальные шедевры. Чем более масштабная личность анализирует свое место в этом мире, тем яснее и отчетливее она отдает себе отчет в том, какой ничтожной песчинкой во Вселенной она является. И даже если бы уровень талантливости был бы в десять раз больше, это принципиально ничего не изменило бы. Люди, обладающие мощным творческим мышлением, как правило, не испытывают никаких сомнений в том, что процесс познания истины зависит в большей степени не от людей, а от воли Высших Сил. И если Им что-либо неугодно, то любой гениальный ученый может хоть разбить свою голову об стенку, хоть десять раз наизнанку вывернуться, ничего это не изменит. Можно познать лишь то, что разрешено познать. Есть ряд областей знания, где человеческая логика не только абсолютно бесполезна, но и бессмысленна.

Вспоминается диалог ученого физика с выпускницей школы. Она спрашивает академика о том, чем он занимается. Он отвечает, что физикой. На что она саркастически замечает: "Какой вы академик тупой. Я физику еще в школе прошла". Что она прошла на самом деле? Некоторые наиболее элементарные азы по подобию букваря. А вот главные знания, даже доступные среднему уму, для нее останутся тайной за семью печатями. Вариант конфликтной ситуации специально выбран наиболее контрастный из всех возможных, чтобы быть в наибольшей степени понятным и доступным в своей логике для анализа.

Процесс постижения истины – это бесконечный процесс. И даже история одного столетия в развитии человечества ярко и наглядно показывает, что многое, чем гордились ученые 50 лет назад, теперь уже не имеет своей прежней актуальности. Или же вообще потеряло свой первоначальный смысл. Так и получается, что спустя некоторое время даже среди интеллектуалов высочайшего полета происходит принципиальная переоценка научных ценностей: то, что считалось почти неопровержимой истиной, переходит в разряд ошибок и заблуждений.

Даже, если смотреть на жизнь одного конкретного человека с выдающимися интеллектуальными данными, то выявится одна очень интересная закономерность: то, что в его 10 лет было для него особым откровением, в 20 уже считается просто детским лепетом. То, что в 20 лет казалось незыблемым, в 30 нередко подвергается сомнению. То, что в 30 лет было истиной в последней инстанции, в 40 воспринимается как нуждающееся в существенной коррекции. То, что в 40 вызывало в нас радость и гордость, в некоторых случаях в 50 лет заставляет пересматривать свои взгляды и представления, принципы и убеждения. А в 70 лет вдруг обнаруживаешь то, как много глупостей говорил и делал в 50. И так до бесконечности. Ибо, если человек не видит своих ошибок прежних лет, то это означает не то, что их не было, а то, что человек стал со временем не умнее, а глупее. Да и вся его личность не развивается, а на самом деле деградирует. Ибо, ошибка – это двигатель прогресса и эволюции. Без нее, без ее осознания, невозможно познать и мир, и самого себя, обрести большие знания и навыки в любой области человеческого бытия.

Лев Толстой говорил о том, что 90 лет занимался изучением самого себя, но даже на половину себя так и не постиг. И это говорит гигант человеческой мысли, признанный всем миром. Остальные наши современники на его фоне, мягко говоря, смотрятся достаточно относительными величинами. Он  любил  участвовать в психологических и философских дискуссиях, потому что был одним из гениальных и феноменальных знатоков человеческой души. Но, никогда ему и в голову не приходило то, что он уже обладает истиной в последней инстанции. На его фоне потуги совершенно обычных и ничем не примечательных людей на обладание истиной и наличие права навязывать свое мнение другим людям выглядят некрасиво и неумно, смешно и нелепо. Многие совершенно не подозревают о том, что чем с большим энтузиазмом они навязывают другим свою точку зрения, тем более глупо и нелепо они выглядят не только в глазах тех, кому они пытаются навязать свои заблуждения, но и во мнении широкой публики, незаметно, но с большим интересом наблюдающей за развитием ситуации.

Никто и никому не запрещает иметь свое собственное мнение по любому вопросу. Но, выдавать его за единственный эталон для всеобщего пользования – это явный признак небольшого ума и плохого воспитания. Точка зрения имеет право быть высказанной только при условии, что она может быть подтверждена стройным рядом логичных аргументов. Если таковых нет, то следует либо высказать свое мнение, как предположение, а не как аксиому, либо просто промолчать. Посмотрите на современное телевидение: показывают тысячи часов дискуссий, а действительно умные мысли в них – это редчайшие золотые самородки среди гигантской пустыни Сахары. А все пытаются публично доказать, что среди всех остальных мнений именно их точка зрения, и только их, имеет право на истину. Хотя, 9\10 их аргументов не выдерживает даже самой элементарной критики, и лопаются от нее, как мыльные пузыри.
Так что стоит подумать перед тем, как высказывать свою точку зрения.

                Добродетели Дюймовочки и счастье
К сожалению, большинство людей считает главными ценностями своей жизни власть, богатство и прочие, чисто внешне эффектные атрибуты человеческого бытия. А красота души ближнего, наличие в нем многочисленных классических добродетелей и достоинств воспринимается, в лучшем случае, как бесплатное приложение к богатству, а в худшем – вообще не замечаются. Не говоря уже о том, чтобы их понимать и адекватно оценивать. Нравственная деградация коснулась и детей богатых родителей, которые стремятся выстраивать свои отношения с окружающими не в соответствии с реальными качествами их ума и души, а в зависимости от толщины их кошелька.

Но, посмотрим на сказку Андерсена: богатство крота никоим образом не дало ему счастья, как и примитивная спесь жабы – ей и ее сыну. Как и авантюристическое начало женщины, пытающейся с помощью колдуньи обмануть Высшие Силы и в обход их заполучить свое материнское счастье. А вот Дюймовочке, бедной, простой и беззащитной, хрупкой душевно и физически, тем не менее, удалось стать счастливой. Почему? Попытаемся разобраться в этом вопросе. Начнем с того, что во времена Андерсена еще не присутствовала ужасная нравственная зараза – эмансипация. Поэтому и в его героине (которую он, как и большинство своих положительных героев, очень сильно любил, ибо, каждый из них был проявлением и воплощением его многих сокровенных мыслей и чувств) отсутствуют различного рода извращения современной эмансипации, слава Богу. Но, зато есть удивительная доброта и скромность, терпение и кротость, искренность и естественность, отсутствие демонстративности и какой-либо склонности к экстравагантности психологического и эстетического характера. В ее прекрасных глазах ясно и отчетливо читалась поразительная красота ее души, ее доброжелательное отношение к миру, к природе вообще и отдельным ее обитателям, в частности. 

Еще сидя на листике кувшинки, Дюймовочка смиренно и кротко горевала о своей несчастной судьбе. Она не посылала проклятий жабе и ее сыну, из-за которых она оказалась в этом месте. Как и легкомысленности женщины, позволившей жабе украсть Дюймовочку из уютного и спокойного дома. Она не била себя в грудь, изображая из себя жертву чужих интриг и авантюр. Она громко и явно не роптала на судьбу, столь непростую и трудную, выпавшую на ее долю. В отчаянии не заламывала театрально руки, обливаясь потоком горючих слез. Единственное, что чувствовала Дюймовочка чисто интуитивно, - это то, что она могла бы принести радости и пользы окружающим гораздо больше, чем в роли невестки жабы. Но, рыбки, плавающие вокруг листка кувшинки, увидели в ее глазах такую бездонную скорбь и грусть, такую удивительную кротость в принятии ударов судьбы, что сжалились над ней и перегрызли стебель листка. В результате чего листик вместе с Дюймовочкой поплыл прочь по течению ручья. Можно сказать, что Высшие Силы, таким образом, устроили ей первый экзамен на красоту и добродетельность души. Они как бы проверяли то, достойна ли она обрести то большое и красивое счастье, что ей уже было приготовлено. Если бы Дюймовочка не проявила столь существенное смирение перед волей Высших Сил, какой бы неприятной и ужасной она не казалась ей, то и их решение, возможно, было бы совсем другим. Жизнь в роли снохи жабы – это, к сожалению, участь многих современных женщин. Ибо, понятно, что жаба – это не внешний облик, а символ состояния души человека, во всей ее изящности и изысканности.

Дюймовочка не стала устраивать истерик и скандалов ни жабе, ни ее сыну, ни всем окружающим существам, которые могут, но не хотят ей помочь. А если бы она в приступе стервозности кричала и бегала по листику кувшинки, то кто знает, осталась бы она живой или нет. Ибо, листочек мог порваться, и она просто-напросто утонула бы. А те же рыбки, что спасли ее от жабы, бросились бы врассыпную от нее.

Пример Дюймовочки учит нас правильно относиться  к  воле  Высших  Сил, которые всем нам периодически посылают различного рода испытания. И от того, насколько правильно и мудрое решение мы принимаем в том или ином конкретном случае, во многом зависит не только наша дальнейшая судьба, но и жизнь в целом. Ибо, при принятии неправильного решения, такого рода экзамен будет повторяться вновь и вновь, пока мы не проявим должную степень кротости и смирения. Следует понимать то, что люди, которые делают нам добро или зло, - это всего лишь посланники Жизни, проверяющие нас по ее указанию, на степень реальной зрелости и гармонии, на добродетельность и другие качества ума и души.

Плывущий против течения Жизни, недалеко уплывет. Только не нужно путать мнение тех или иных отдельных людей с мнением Высших Сил. Эти люди, как правило, даже и не подозревают о том, что в любом случае выполняют, по большому счету, не свою волю, а волю Высших Сил. Это, кстати и к вопросу о том, что, сознательно совершая добрые и бескорыстные поступки, мы делаем то, что может быть угодно Высшим Силам. Иначе говоря, выступаем в роли их посланников. А это каждого из нас ко многому обязывает. Чтобы быть достойными представителями, а не просто легкомысленными сумасбродами.

Пример героев сказки "Дюймовочка" показывает нам то, что во мнении Высших Сил единственное, что имеет значение – это реальные, а не показные добродетели и, в первую очередь, скромность и доброта, смирение и кротость. А власть, богатство и прочие внешние атрибуты так называемого престижного характера, как даются Высшими Силами человеку, так могут быть и отобраны у него. Все, что идет во вред душе человека, является неугодным Высшим Силам. Власть и богатство – это всего лишь очередной экзамен перед Жизнью. И то, что у того или иного человека пока еще есть власть или богатство, еще отнюдь не означает того, что на этом экзамене он уже получил хорошую оценку. Высшие Силы бывают терпеливыми и снисходительными до определенного момента. А вот какого именно – об этом никто не знает. Они терпеливо ждут момента, когда человек облагоразумится. А если видят то, что процесс нравственной деградации его личности принял необратимый злокачественный характер, то принципиально меняют свое отношение к нему.

А.Алтунин, доктор медицинских наук, психотерапевт