Утренний вылет

Сергей Саховский
Раннее июльское утро… Когда рассвет едва занимается, и приятная прохлада обвивает едва проснувшееся, но уже бодрое тело. К нашему подъезду подкатывает бюджетное такси. Мы грузим в него большие чемоданы и мчимся в аэропорт. Машин еще мало, скорость высокая, и леса с полями мелькают в окне, как документальный фильм о любимой родине. В душе нарастает легкость и приятное волнение перед предстоящим перелетом. Все заботы и огорчения отступают в никуда. Впереди долгожданный отдых, который ничто не может омрачить.
Преодоление таможни рутинно и обыденно. Кажется, что ничего особенного с нами не происходит. Но это только кажется. Несколько минут - и мы уже за границей. И все поменялось, мы уже - часть другого мира, куда не дотянут свои лапы вездесущая работа и бытовые дрязги. За тонким стеклом - пригород просыпающейся, уже потусторонней Казани. Над аэропотом - следы от пролетевших мимо самолетов. Скоро и наш лайнер оставит в небесах других городов свой четкий след.
А сейчас нас ждет первый местный "дьютик" с весьма умеренными ценами, хоть в рублях, хоть в евро. По-английски говорить еще не обязательно, но уже можно. Аэропорт Казани слегка улучшили, расширили зону ожидания, но все равно на международный уровень он пока не тянет. Помнится, раньше в ожидании посадки на огромный "Ил-86" половина людей стояли здесь, как в автобусе, изнывая в духоте. А теперь не так. Теперь есть где присесть. Да и "Илов" уже не осталось. Списали все.  Нынешние лайнеры не такие величественные, зато экономичные. Жаль "Ил-86" - шикарный был самолет, воплощение надежности и мощи. Один рев чего стоил, все равно что гром от ударившей поблизости молнии. 4 движка, мощь внушительная! Спасибо тебе, "баклажан", что довез столько людей и не угробил ни одного пассажира...
А нынче в связи с ремонтом даже туалет в подвале аэропорта работает один - женский. Прикольно толкаться в общей очереди с представительницами прекрасного пола. Прямо можно романы курортные начинать. А против природы все равно не попрешь - на эшелоне будем еще не скоро, а выпито уже немало...  кофе из автоматов.
Стеклянная зона ожидания - прямо напротив стоянки самолетов, за которой слева направо (а равно и справа налево, это уж кому как взлетать) тянется взлетная полоса. Пока сидим в этом отстойнике, нас радуют своим приличным видом достаточно старые экземпляры воздушной техники - Як-40, Як-42, Ту-134. Эти представители местной авиакомпании вполне успешно долетывают свой век и регулярно курсируют по стране, но так рано они обычно не просыпаются, и все еще молча дремлют, отливая золотом под еще невысоким солнцем. Маленький "Як-40" такой беззащитной птичкой кажется на фоне современных машин...
А международные рейсы уже начинают отправляться. Звук самолетных двигателей и запах керосина с непривычки волнуют. Раскручиваются турбины, небо ждет первых гостей. Подержанный "Боинг-737", модный, рентабельный и деловитый по сравнению с советской техникой, ждет пассажиров. Шум двух немаленьких, сплюснутых сверху и снизу турбин, почти касающихся земли, даже издалека отчетливый. Шум не такой, как у "Яка" или "тушки", скорее он сдвинут в нижнюю часть частотного диапазона. Идет проверка работы бортовых систем.  Первые пассажиры, ежась от внезапного ветра и прикрывая уши от шума, ступают на  вожделенный борт. Счастливчики полетят в греческий Ираклион, на живописный райский остров Крит. А я бы в этот момент неплохо доплатил, чтобы оказаться вместе с ними... Божественный Крит, непонятно чем, но завораживает... Самого бога Зевса могли бы почтить снова своим визитом...
Но наш рейс следующий, и самолет у нас еще больше - "Боинг" 757-й. Длинный и розовый, как гигантская копченая колбаса. Хороший, говорят, самолет. Если бы не террористы, он бы и вообще не падал... Хотя и староват, но совсем не страшно довериться ему.
Турецкая Анталья, можно сказать, для нас и не заграница вовсе. Уехать туда не сложнее, чем в отпуск на дачу. Вот на выходные труднее. А на неделю-две - без проблем. Итак, вперед - на дачу! Ждем начала посадки...
Наконец, автобусы забирают нас на борт. Автобусы обычные, рейсовые, а не специальные аэродромные, широкие и просторные. Это еще один минус аэропорта, ну да ладно. Ехать метров 300. Красавец-лайнер принимает нас на борт. Он весьма просторный. В сиденье даже я, долговязый "дядя Степа", размещаюсь вольготно. "Боинг-757-200" существенно отличается от 737-го по удобству посадки.
ВСУ едва гудит, мы еще не готовы к взлету. Скоро наступит самый волнительный момент. Что может быть прекраснее взлета! У нас тяговооруженность 36 тонн на 110 тонн полной массы, и взлет не должен быть трудным. "Ил-86" - вот тот взлетает на грани. Но взлетает всегда, даже в 40-градусную жару с полной загрузкой, и никого при этом не убил. И наш "Боинг" взлетит, как по маслу.
Движки запускаются по очереди, и, кажется, не с первой попытки. Уф, вроде заработали. Звук выпуска закрылков, достаточно громкий... Крыло начинает раскрываться, как веер.. Закрылки выпущены наполовину. Рулим на взлет.
Приходится прокатиться по всей взлетной полосе, чтобы затем взлететь с обратным курсом. "Боинг" - так себе автомобиль. Его заметно трясет на стыках бетонной полосы, самолет на земле немного неуклюж, как трехколесный велосипед. Кажется, того гляди опрокинемся...
Но вот занимаем нужный курс. Впереди - длинная взлетка, подходящая даже для самолета-гиганта - "Мрии"...
Быстро нарастающий гул двух мощных турбин, переходящий в свист, - словно предвестник мощного урагана, который в следующий миг подхватит наш воздушный корабль, как щепку. Режим взлетный. Люблю этот момент перехода от сонной расслабленности к стремительному движению. Экстремальный рывок после размеренного ожидания. Адреналин уже впрыснут в кровь. Мы снимаемся с тормозов и опрометчиво рвемся вперед, вжавшись в кресла. Трясет, как на стиральной доске. Хочется уже нажать на тормоз. Но это равносильно катастрофе. А движки начинают шуметь тоном выше, и следует новый пинок под зад. Вот они - 36 тонн тяги! И все 220 человек в салоне замирают в ожидании чуда. 15-20 секунд - и чудо свершается. Под полом наступает тишина, и спустя мгновение, раскрученные колеса занимают свое место в теле гигантской птицы. Самолет закладывает крутой вираж, и, ложась на иллюминатор, мы видим прямо под собой близкую землю. Вот-вот рухнем вниз, продавив стекло... Но мощь турбин уносит нас в небо. Хотя 737-я "птичка" еще шустрее взлетает, этот лайнер тоже ничего. Восторг охватывает сознание. Опасные секунды позади, набрана безопасная высота, и начинается счастливый полет. В густом облаке снова трясет, как на телеге. Гибкое крыло ощутимо пружинит. Мы уже парим над бездной, и держит нас только скорость. Скорость сейчас - наша жизнь. Небо принимает нас в свои владения. Они прекрасны. Над толщей облаков, которые лайнер пробивает за несколько минут, кажется, что внизу теплая и мягкая постель. Хочется плюхнуться туда и снова уснуть... А сверху над нами - чистейшая синь, и никакой пыли... Наверное, здесь легко дышится... Идеальные условия для новоиспеченных ангелов...
Закрылки убираются, и скорость растет. Монитор над рядами сидений начинает показывать наше местоположение, скорость и занятый эшелон...
Можно и поспать, но не хочется. Наш самолет ждут в Анталии, слоты на посадку в местном аэропорту забиты желающими приземлиться бортами. Нам необходимо прилететь в срок... Иначе в посадочной толкотне долго будем кружить над южным морем. Так уже хочется взглянуть на него.
Медленно тянется время. Без особого аппетита поглощен поданный завтрак. Турбулентность  добавляет остроты чувствам. Самолет ловит отполированным  брюхом неглубокие воздушные ямы, и мы невольно тянемся друг к другу.  Скоро мы будем вместе на побережье теплого моря. Что нам может помешать?
40 минут висим над Черным морем. 40 минут в синем пространстве без верха и низа. Иногда снежные шапки облаков плывут под нами. А где тогда море - неужели наверху? Теряется ориентация, голова идет кругом.
И вот уже турецкий берег тонкой карандашной линией прорисовается в слепящей голубизне.
Турция - это бесконечные коричневатые горы, достаточно невысокие. Лайнер летит намного выше их, и кажется, что внизу пейзажи вырезаны из древесной коры различной степени корявости. Салфетки городов скрывают прорехи между коричневыми склонами. Синие, зияющие светом, дупла озер невелики и теряются в гористом пространстве. Столица Турции Анкара проплывает под крылом. Она кажется не слишком большой, хотя в ней 6 миллионов жителей. Нам с высоты не понять, насколько велик этот муравейник. Мы, как боги, летим над мирской суетой. И только через полчаса начинаем спускаться с небес, чтобы, опять же как боги, проводить время в беспечности и неге... Средиземное море готовится принять наши разгоряченные тела. А мы делаем круг над морем и заметно снижаемся. Раздается грохот - и мы затряслись на воздушных ухабах. Ощущение, что уже приземлились. Но нет, просто выпустились шасси. Сверлящий звук выпуска закрылков. Еще раз... И еще... Что-то не срабатывает? Все в порядке, просто механизация крыла выпускается в несколько этапов. Крыло ощутимо расширилось и изогнулось вниз. Летим все медленнее, словно и не летим, а гремим по мостовой. Дрожь растекается по телу. Последние минуты перед приземлением тянутся, словно резиновые. В ушах будто вата. И вдруг сквозь эту вату снаружи прорывается шум турбин. Лайнер покачивает крыльями, прицеливаясь к полосе. Мы на глиссаде. Крыши теплиц совсем рядом от нас сливаются в серебристый ковер. Машины едут параллельно нам. из-под крыла надвигается серый бетон полосы. Глухой удар снизу. Звук реверса, и ремень безопасности врезается в тело. Мы снова на грешной земле. Аплодисменты...
На стоянку заруливаем быстро, следующий борт подходит к полосе.
Открывается дверь, и мы попадаем в сауну. Как хорошо дышится в цветущих субтропиках. Полезно прогреть организм, задубевший в наших холодах. Здесь жара другая и переносится легко…