Социальная оппозиция в истории евреев. 2

Макс Шац-Анин
Красная нить.

   
3

      В  моменты общественных кризисов, когда социальные конфликты достигают   высшего   обострения,   борющийся   за   власть    класс инстинктивно,   а   иногда  и  сознательно отгораживается от  всего прошлого.   Необходимость   сосредоточить   все   свои   силы     на достижении задачи эпохи: - переустройства общественного уклада на  новых началах – диктует борющемуся за власть молодому классу   гордое  сознание, что  до  него  была – доистория, что он начинает совершенно новую страницу истории.
    В практическом игнорировании прошлого чувствуется здоровое стремление преодолеть элементы прошлого и настоящего. Но отсутствие интереса к проблемам прошлого грозит извращением исторической перспективы, что,   в конце концов, опять-таки  должно отразиться на реальных успехах движения.
     Новая страница истории  всё же является одной из страниц, а не самозарождающимся  началом. Нить исторического становления никогда не обрывается. И лишь в интересах систематического анализа и изучения исторических процессов мы  рубрицируем прошлое, возводя те или иные грани между отдельными эпохами.  -



4
     Никогда угнетённые народные массы не мирились безропотно с рабской долей. Вечно горело в них -  в подсознании и в сознании -  пламя социального протеста, являющегося основой исторической преемственности их борьбы за лучшее будущее. –
     История евреев не представляет собою  исключения в этом отношении. Красной нитью проходит  через всю еврейскую историю  социальная оппозиция трудящихся  и порабощённых масс еврейских против экономического и политического гнёта  господствовавших классов.
     Правда, в периоды безмятежного  господства имущих классов эта красная нить моментами  как будто теряется в серой мгле повседневности. Невооружённый глаз обывателя её не замечает. Но в эпохи революционного обновления социально-политического уклада и ритма общественной жизни  красная нить социальной оппозиции всегда чётко вырисовывается  на поверхности   взбудораженной стихии.
     Если нить эта  порою как бы теряется из виду, это, конечно, не значит, что  она оборвалась.  Сгущению мглы вокруг этой  «красной нити» не мало содействуют  историки господствующих классов. Социально- оппозиционные  движения демоса они обычно рисуют  либо в виде «бессмысленно жестоких бунтов», либо  в виде столь же бессмысленно мистических  потусторонних порывов, лишённых земных корней и реальной целестремительности.
   
5
  Это препятствие на пути  правильного уразумения  реальной природы  социально-оппозиционных движений  необходимо,  прежде всего, устранить.
     Всякое общественное движение является результатом многочисленных факторов и противоположных моментов. Исследование социальных движений прошлого представляет собою  всегда историческую реконструкцию. В эту реконструкцию неизбежно вплетается  круг идей и симпатий  реконструирующего и его общественной среды. Другими словами,  историография является  восстановлением прошлого в том или ином классовом стиле.
     Историки господствующих классов бессознательно вплетают  в прошлое тона  и линии, в большей или меньшей мере  заимствованные из их настоящего  социального окружения. Это, конечно, не мешает им претендовать на непререкаемую  историческую «истинность».
     Поэтому выступающему ныне  на историческую авансцену  рабочему классу необходимо в известном смысле  заново «открывать» прошлое своего народа, очистить его  от классовых примесей  и фальсификаций со стороны предшествовавших властителей.
   
6
     В этом отношении наиболее радикальной «обработке» подверглось прошлое еврейских народных масс. Никто, быть может, не усвоил так основательно  огромное значение идеологии в деле  народного порабощения,  как еврейские имущие классы. Они достигли совершенства в деле спиритуалистических построений для целей общественного внушения.
     Это они навязывают миру  представление, что евреи – «народ книги»,  народ «духа»  в противовес всем другим народам  - «земли», «материи» и – труда.  В этом же духе подвергалась тщательной «редакции» почти вся письменность еврейского народа. Все элементы, социально враждебные имущим верхам, были так или иначе вытравлены либо  «обезврежены» книжниками, идеологами этих верхов.
     Всё это затрудняет задачу  восстановления исторической цепи социально-оппозиционных движений  среди еврейских масс. От неустанного повторения  и подчёркивания известных трафаретов  вроде  «евреи – народ священников» получается представление, будто не было в еврействе ряда поколений оппозиционеров и бунтарей, стремившихся свергнуть  «священное»  иго собственности  и ея священнослужителей.
     Дальнейшее изложение  представляет собою попытку восстановления  той неразрывной цепи социальной  оппозиции, которая никогда не переставала подрывать  и в еврейском народе  устои стяжательства. –

7
     Трудности этой исторической реконструкции  могут быть преодолены лишь с помощью метода исторического материализма. Исходной точкой будет соотношение основных – мало исследованных  - социально-экономических  сил в еврействе данной эпохи. Недаром идеологи буржуазии  не перестают иллюстрировать  «слабость и недостаточность» диалектического материализма примером «избранного» (в ту или иную сторону) еврейского народа, «тайна» судеб которого  никак мол не поддаётся  материалистическому объяснению.
     И если история евреев так часто играет роль «козыря» в руках идеалистических извратителей  исторических судеб человечества, то это доказывает не слабость  материалистического метода, а  -  преобладающую силу  имущих элементов, дававших до сих пор  историческое направление  и еврейской «материи» и еврейскому «духу». –
     Идеологи духовного избранничества  евреев неизменно переносят  и на прошлое и на настоящее  и на будущее те или иные  традиционные ценности  и устои, как  «вечное мерило». Они поэтому должны будут усмотреть   в дальнейшем  изложении перенесение на еврейское прошлое мерила борьбы еврейских масс за их социальное раскрепощение в будущем. –

                _________________
8
     На великой арене мировой истории еврейский народ представляет собою – скромный уголок. Арена эта на всём своём протяжении  кишела общественными конфликтами  в классовом и национальном преломлении. И почти повсюду мы наталкиваемся на еврейские группы. Именно вследствие этого еврейский уголок занял в общественном внимании  непропорционально выдающееся место  среди других национальных уголков. Благодаря этой широкой расселенности, евреи моментами играют роль конденсатора, сосредоточивавшего  в себе известные общественные настроения  и дававшего им более или менее яркое отображение. И только в неразрывном контексте  с историей окружающей их среды может быть выяснена судьба еврейских масс. И только при устранении принципиального «иудоцентризма», видящего в евреях «соль земли», чуть ли не центральную ось  мировой истории, может быть достигнута правильная историческая перспектива при оценке общественных движений среди еврейских масс.
     Эту перспективу мы будем иметь  в виду, намечая  основные этапы социально-оппозиционных  движений и идей среди еврейских масс. С точки зрения этих основных вех история евреев распадается  на несколько периодов, которые мы обозначим по местонахождению руководящего ядра еврейства данного периода:
1.     Палестинский центр (эпоха до христианской эры).
11.   Переднеазиатский центр (первое тысячелетие по р.Х.)
111. Западноевропейский центр (Х1 – Х V111 в.).
1V.  Польско-Литовский центр (Х 111-Х1Х в.).
V. Российский центр ( с конца Х1Х ст. до наших дней).
     Этот путь исторического передвижения основных масс еврейского народа намечает и преемственную цепь социальных исканий и борьбы еврейского демоса.