Не зарекайся 4. возвращение блудного деда

Вечный Узникъ
    Что значит быть хорошим человеком? Как будто , лёгкий вопрос , но у меня  до сих пор нет ответа на него. Спросите, и любой скажет: это добрый, мужественный,
отважный(в смысле - отвадит от других беду), любящий, всепрощающий... Остановимся на «всепрощающем».Надо ли всё прощать? Не всем, только самым близким. Ну, если только самым, самым близким –  то надо!  Надо ли? Не знаю.
   Нас было пятеро братьев, и среди них самым младшим был я. У отца тоже было четверо братьев. Бабушку смутно помню,хоть она и растила меня, а деда – хорошо, несмотря на то  , что видел его один-единственный раз. Давно уж никого нет в живых, ни
отца, ни его братьев, ни моих, тем более, деда...
   Отец начал работать в 12 лет. Не просто работать, а кормить семью. Дед сбежал с какой-то юной девицей и переехал на Северный Кавказ. Бабушка тяжело заболела ,слегла
и после его исчезновения так и не оправилась до самой смерти.
   Как-то, в воскресенье, помню, я тогда учился на 2-ом курсе, сидим всей семьёй и обедаем.Звонок в дверь. Открываю.- Папа дома?- спрашивает прямо с порога мой двоюродный брат.- Дома, заходи, вместе пообедаем,-говорю ему. Заходит, со всеми здоровается, и каким-то торжественно-траурным голосом объявляет:- Дедушка приехал.
      Все смотрим на него, ничего не понимая.
     - Какой дедушка?- спрашивает папа.
     -Ваш отец, дядя Васо,- отвечает брат.
     - Чей отец?-с удивлением переспрашивает папа.
     Я уже догадался , что это наш сбежавший дед, и при виде недоумённого выражения на его лице меня начинает разбирать смех: - Твой отец. С Северного Кавказа!- подсказываю ему.
     - И надолго он приехал?
     - Говорит, насовсем.
     -Хорошо. Ты иди, и передай отцу, что буду у Вас минут через 40.
    Я провожаю двоюродного брата и возвращаюсь. Все молчат. Отец переодевается в соседней комнате. –Ты пойди следом,на всякий случай, тебе он ничего не скажет, - вполголоса гоаорит мне мама.
     - Какие-нибудь деньги есть дома?- спрашивает отец, выходя из соседней коинаты . 
     - Есть. На твой костюм и кое-что ещё.
     -Кое-что оставь, а на костюм дай.
    Отец одел плащ, взял деньги со стола и вышёл.
    Минут через пять к остановке подошёл и я. Отец, не проронив ни слова, пропустил меня вперёд к подъехавшему в ту минуту автобусу , сели и поехали.
     Дядя жил на втором этаже  старого тбилисского дома, в однокомнатной квартире с женой и двумя взрослыми сыновьями.Заходим.Все мои дяди уже там, сидят у широкого раскладного дивана, и со слезами на глазах слушают деда, который  полулёжа, в позе римского патриция уплетает чёрный виноград, и тихим печальным голосом рассказывает о своих злоключениях. Он скорее почувствовал, чем услышал наши шаги и, увидев отца,
стал медленно приподниматься, наконец встал и шагнул было к отцу , поздороваться, но вовремя остановился. Даже в свои 70 лет он был красив – прямой нос,
пронзительные , широко расставленные серые, с прищуром глаза , чуть припухшие веки, твёрдо очерченный подбородок, высокий рост и сильные прямые плечи делали его похожим на стрелка из вестерна 50-ых годов. Вот , какой он из себя, человек, фамилию которого носим столько мужчин, думал я, любуясь дедом и одновременно наблюдая за отцом, которому, вдобавок ко всему, сильно не понравилась увиденная картина – растроганные братья с мокрыми от слёз глазами.
       - Здравствуй, сын!- сказал он и протянул руку отцу для приветствия.
       Отец, не проронив ни слова и не замечая протянутой дедом руки, повернулся к нам и лёгким движением головы показал на кухню. Все встали и вышли. В комнате остались двое мужчин, Отец-старший и Отец-младший, чтоб поговорить (или помолчать) по-мужски, без свидетелей.
     -  Ты почему приехал?- спросил отец.
     - Соскучился по детям,- ответил дед.
     Потом, несколько минут ничего не было слышно. Оба молчали и думали об одном и том –же  - об участи деда.
     - У те-бя де-тей нет,- медленно, с растановкой пройзнёс отец.
      И затем задаёт ещё один, странный на наш взгляд, вопрос:
       - Шапка у тебя есть?
       - Да, есть.
        -Плащ?
        - И плащ есть,- отвечает дед упавшим голосом.
        - Одевай.
        - Куда мы идём?
        - На вокзал.
      Дед, не говоря ни слова, одел плащ, взял в руки шапку, и впервые посмотрев в глаза отцу, спросил:
      - Могу я попрощаться с сыновьями?
      -Можешь,- сказал отец.
     Каково было слышать это остальным сыновьям, взрослым мужчинам? Трое из его братьев, из них двое рецидивистов, ставших таковыми из-за безотцовщины,  до этого молча прислушивающиеся к разговору из кухни, выскочили с намерением наброситься на папу. Но мама знала, зачем посылает меня. Я тоже вышёл и встал рядом с отцом. Насмешливо глянув на меня, отец молча поднял правую руку вверх, с раскрытой ладонью, успокаивая их.
     Дед попрощался со своими сыновьями, дочерью, и покорно последовал за отцом.
    Года через два после этого к моей тёте, хозяйке той квартиры, где происходила встреча деда с сыновьями,с северного Кавказа  приезжала молодая, за 30 с небольшим, интересная женщина, артистка краснодарского театра, моя новоиспечённая "бабушка", и рассказала, что дед чувствует себя хорошо, живут они счастливо.
   Выходит, отец поступил правильно?..