Не зарекайся 3. падающего - подтолкни?

Вечный Узникъ
                Признания   бывают разные – в любви, измене или предательстве, в совершении преступления, проступка и т. д. И все они считаются смягчающим обстоятельством. Я же не припомню случая , чтобы признание не явилось отягчающим.
                Помню, мы жили на ул. Камо, неподалёку от психиатрической больницы, где лежал мой бывший одноклассник и сосед Шалва,  уличённый в каких-то махинациях, которого спасли от тюрьмы, поместив в лечебницу. В те годы в психиатрических не было телевизоров, и во время всемирного чемпионата по футболу Шалва   каждый день приходил к нам смотреть игры. Несмотря на моё предупреждение, никого не брать с собой, в последний день первенства   он явился с товарищем, высоким сухощавым парнем с хмурым лицом и татуировками на мускулистых руках, ещё с дверей успокоив нас:- не бойтесь, он такой же сумасшедший, как я, сидит за убийство...
               Вскорости его выписали вместе с вновь приобретённым другом, и я не слышал, чтоб кто-либо вспомнил о его пребывании в психушке – все знали , что ЭТО нужно было для дела, в отличие от Марьи Ильиничны, тишайшей старушки, потерявшей на войне мужа и двоих братьев , и пролежавшей в психиатрической больнице из-за сильнейшего нервного потрясения несколько месяцев до полного выздоровления. И её до самой смерти называли сумасшедшей старухой,так  как ОНА ЛЕЧИЛАСЬ, и после выписки рассказала
ближаишей соседке , что у неё была шизофрения, то есть ПРИЗНАЛАСЬ.
             У нас человек может пить всю жизнь, и ни у кого не повернётся язык, сказать, что он пьяница,все его будут называть кутилой или, на худой конец, выпивохой, но стоит другому хоть раз согласиться на лечение и пойти в наркодиспансер, и ему на всю жизнь будет обеспечен ярлык алкоголика.
              И так абсолютно во всём – признание отягчающее обстоятельство. Я не раз убеждался в этом.
               Середина 80-ых, я с женой и детьми отдыхаю в Аджарии,на берегу моря .Надо сказать, что наш отдых совпал с началом т.н. перестройки , первой особенностью которой явилось введение частичного запрета на продажу алкогольных напитков , то есть, в разных городах Грузии винно-водочные изделия продавались в разное время, а не круглосуточно, как раньше. Сразу же по приезд в Кобулети я навёл справки и узнал, что спиртное продаётся в единственном специализированном магазине , рядом с рынком,с  2-х до 5-и (почти как у Чуковского,«От двух до пяти») . С 2-ух до 3-ёх обед, потом «тихий час» , особенно не разгуляешься. Знакомых у меня в Кобулетах нет. Вообще-то дома на привязи меня не держат, но должен же что-то придумывать каждый день ,чтоб выходить за напитками, что делать? В санатории нас предупредили, что для желающих ездить  за фруктами  в утренние часы, с 10-и до 12-и со столовой будет отходить маленький автобус.
Значит, буду один с детьми, но, во-первых, винный магазин закрыт, и, во-вторых,не оставлю же детей на пляже без присмотра?! И тут нахожу спасительный выход:- Пропускать утренние часы на море , -говорю жене, - это преступление ! Не лучше ли ходить на рынок после обеда, в 3 ? – В самую жару, на городском автобусе? – переспрашивает жена. – Я буду ездить. – Ты не умеешь торговаться, и не то купишь.
            После недолгого спора договорились, что на пляж будем ходить вместе, а раза 2-3 в неделю она будет ездить за фруктами – после обеда, в три часа. Забыл сказать, что накануне отъезда из Тбилиси я обещал жене не пить на море .Несколько бутылок удалось провезти контрабандой в сумке с детскими игрушками, и их хватит на первые два дня , а потом начнутся походы за фруктами. Не надо быть неблагодарным! Первые два дня детям хватило фруктов, мне – напитков из сумки с игрушками. Ходим на пляж, купаемся, я учу детей плавать, попиваю. Всё хорошо, но я расстраиваюсь и чувствую себя виноватым, когда жена товорит мне:
-Я же знаю. Ты сейчас не пьёшь, но этот противный запах всё время преследует меня          ( перегаром пахло даже на проветриваемом открытом балконе.)Кажется, у меня галлюцинации.
-Если не пройдут, обратись к санаторному невропатологу, его хвалят. –спокойно советую ей, дыша в сторону.
           Настаёт третий день. Фрукты уже вышли. Напитка хватит до обеда. Накупавшись,вceй семьёй идём  в столовую,после обеда привозят прессу – беру газеты и журналы, и возвращаемся в комнату. Я раскладываю прессу у кровати, ложусь и со скучающим видом начинаю просматривать. Жена целует детей, которые тоже прилегли на свои постели, и направляется в город. Минут через 15 я встаю,переодеваюсь и тоже выхожу,забрав с собой нашу большую красную пляжную сумку, у ворот санатория останавливаю такси и еду  в магазин «ВИНО». Прошу водителя подождать несколько минут, захожу в магазин, заполняю пляжную сумку коньяком и водкой,возвращаюсь в здравницу, расплачиваюсь,и через 20 минут так же перекинув ногу за ногу, лежу на своей постели и со скучаюшим видом продолжаю читать «Правду», уже успев растассовать трофеи по потайным местам, и продегустировать принесённую продукцию из гранённого чайного стакана.
            Мне от многих приходилось слышать, что на море их водка не берёт. Мол, воздух такой! Да какой воздух, причём воздух?! На море ежедневно приходится 5-6 раз залезать в воду, столько же раз принимать прохладный душ на пляже,затем горячий – в номере,и без конца переодеваться. И если в городе бутылки хватает от силы на полдня, на море эти самые поллитра действует максимум до завтрака. Соответственно больше и продуктов сгорания, в простонародье называемого перегаром. Бывало, поднимаешься в автобус с передней двери и начинают оборачиваться зловредные старики, сидящие у первого окна на детских местах. Однако, я отвлёкся. Итак, жена почуяла недоброе : раз я не покидаю территории санатория, соответственно не пью и ей на каждом шагу  всё ещё мерещится
перегар, надо показаться врачу.
           Так проходят две недели. Система пополнения запасов спиртного отлажена до совершенства. Комар нос не подточит. Видимо,это и усыпило мою бдительность. Как-то раз,
выйдя с большой красной сумкой из спального корпуса, встречаю знакомого, словоохотливого сотрудника отца,и естественно, останавливаюсь.В разговоре выясняется, что он уже заканчивает перевод «Витязя в тигровой шкуре» на русский язык, и хочет показать мне несколько мест,»которые превосходят оригинал».Начал читать.Читает не останавливаясь..А у меня тем временем остаётся всё меньше и меньше времени. Наконец, получив от меня обещание, что 2-3 вечера посидим вместе над текстом, отпускает меня. Остается ровно 8 минут до закрытия. Сажусь в такси, успеваю взять 3-ёх дневный запас и направляюсь к такси, чтобы вовремя смыться, как вижу навстречу,быстрым шагом идёт моя жена, уставшая,измученная, нагруженная фруктами ДЛЯ МОИХ ДЕТЕЙ...спешит на автобус, который и без новых пассажиров битком набит. Что делать?- думаю я. А тем временем она подходит всё ближе и ближе, смотрит на меня своими пронзительными зелёными глазами, и шепчет: - Нукри, ты?- Я равнодушно гляжу на нее, потом сквозь нее,извиняюсь перед собственной женой,  сажусь такси и машина срывается с места.   
            Спустя 15 минут после встречи а уже нахожусь в постели со свежим номером «Правды» в руках,  перекинув ногу за ногу. Через некоторое время в дверях появляется моя супруга, запыхавшаяся и бледная. Ставит кошелки на пол и сама тоже без слов опускается на край моей кровати.
 –Что с тобой,на тебе лица нет,- спрашиваю я , тут же вскакиваю и приношу холодную воду.- Напрасно ты не пускаешь меня к врачу. К этому противному перегару добавились зрительные галлюцинации. И пойду не к невропатологу, который, по твоим словам, радикулит, и тот не может вылечить, а к психиатру.
  - А в чём дело, к чему такая спешка?- спрашиваю с удивлением.
  - К тому, что я сегодня  видела тебя на улице, у рынка, в то самое время, когда ты был с детьми и читал газеты...
  - Случайно, не с нашей большой красной пляжной сумкой в руках?- спрашиваю с добродушной улыбкой.
   - Ой! Ты знаешь, так и было,- с дрожью в голосе отвечает она.
     Сердце моё обливается кровью. Может, всё-таки признаться? До чего довёл самого любимого человека, лицемерно корю себя,  одновременно с ужасом представляя себе, во что превратится мой отдых без этих спасительных вылазок.
   - Ну, если ты считаешь, что это необходимо..иди,- говорю ей самым тёплым, самым участливым тоном. И тут-же замечаю слёзы на её глазах.
    - Я с ума сойду...
        Тут я уже не выдерживаю, и осторожно говорю ей: - Не надо к врачу, это в самом деле был я.
     - Как ты?
     И я начинаю ПРИЗНАВАТЬСЯ.
     - Значит, сегодня, когда я с трудом протискивалась в этот переполненный, пропахший потом и портвейнным перегаром городской автобус, ты преспокойненько садился в такси, глядя на меня невидящим взором,- при этих словах у неё моментально высохли слёзы .
   - Да, это был я,- отвечаю с виноватым видом.
   - И до этого, когда я видела тебя у рынка, это не было галлюцинацией, миражом или ещё каким –то оптическим обманом, да?! – голос её постепенно крепчал.
   - Да, это был я,- повторяю я как попугай, одновременно сожалея о том, что напрасно не пустил её к психиатру.  Все знаменитости ходят к разным там психиатрам, психотерапевтам и психоаналитикам. Подумаешь? И что бы он с ней сделал? Постукал бы резиновым молоточкам по коленкам и выписал бы какие –то капли или таблетки. Да я не вылазил от психиатров , сперва из-за заикания, потом из-за пьянства, ну и что?..
   - И перегар, который стоял в вестибюле нашего этажа, не был плодом моего воображения?
   - Нет, не был,- отвечаю тихим голосом, как цуцик.
       .......Надо было плотно прикрыть окна и двери, промелькнуло у меня в голове, когда я выскочил из комнаты , и бежал, подальше от греха, перепрыгивая через какие-то колючие вечнозелёные кусты.
               
                *     *     *
           Я часто думал, всё-таки почему Господь наказал так тяжко величайшего гения  Фридриха Ницше,- за что лишил его рассудка ?!  То , что Бог умер, или Бога нет, говорят многие, но Господь их и пальцем не трогает.
        ПАДАЮЩЕГО – ПОДТОЛКНИ ! – вот слова, превращающие любого чeловека, в том  числе , величайших умов, в овощ.
                *     *    *
          А недавно я узнал, что в в оригинале у Ницше "падающее подтолкни", а не "падающего"... Видимо, всё-таки, он существовал в другом измерении. (16.05.2012).