Гесиод. Воззрения греков

Ольга Карабашина
Тема: Естественнонаучное воззрение древних греков по Гесиоду.


План.

1. Введение.
2. «Теогония» - произведение Гесиода, отображающее естественнонаучное воззрение древних греков.
3. Заключение.















1. Введение.
Гесиод жил около 700 г. до н.э.  Это был греческий поэт, первый, установленный исторически, поэт не только Греции, но и всей Европы.
Его отец был выходцем из Кимы, затем он перебрался в Беотию, где прожил большую часть жизни. Там же с ним проживал и Гесиод. Отец крестьянствовал, пастушествовал. В молодые годы Гесиод тоже  занимался этим.
Греческий эпос предполагает, что Гесиод встречался с Гомером , даже существовал случай соревнования их в сочинении и чтении стихов. Молва отдает пальму первенства в этом соревновании Гесиоду.
Однако венгерский ученый И. Тренчени-Вальдапфель в своей работе «Гомер и Гесиод»  научно доказывает, что этой встречи не было и не могло быть.
Его произведение «Теогония» является отражением миросозерцания греков эпохи становления классового общества. «Теогония» - родословная богов, являет собой предвестие древнегреческой философии. Это первая попытка систематизировать историю происхождения мира, дает отвлеченные понятия о Хаосе, Эребе – вечном мраке, Эфире.

2. «Теогония» - произведение Гесиода, отразившее естественнонаучные воззрения древних греков.

В поэме Гесиода «Теогония», древнегреческого поэта 7-8 веков, мир отражен фантастически, а художественная реальность представлена как бы отдельно от естественнонаучного.
Поэма «Теогония» - это попытка познания мира. Хаос (пространство), земля, небо и преисподняя, море и океан, солнце и луна, день и ночь, другие явления Космоса, а также земной природы и жизни изображены в образах богов, титанов, нимф и их порождений, которые в своей совокупности представляют мифологически картину Вселенной. Это была первая попытка воплотить гигантский замысел: свести многочисленные сказания о происхождении богов (теогония) воединно, связать их в повествование о возникновении мира (космогония). В этом плане поэма Гесиода – родоначальница ранней греческой натурфилософии, учения о силах и законах природы.
Наряду с космическими силами и явлениями природы в поэме придается внешность людей и явлениям человеческого бытия: труду, творчеству, болезням, голоду, смерти, сну, зависти, раздорам.
Поэма «Теогония» сугубо мифологична. Большая часть текста вложена в уста Муз, к которым Гесиод в 115 строке обращается с вопросом, что в мироздании «прежде всего зародилось?». Отвечая на этот вопрос, Музы рисуют грандиозную картину космогонии путем изображения генеалогического древа богов.

«С Муз, Геликонских богинь, мы песню свою начинаем».
Ночью они приходили и пели чудесные песни,
Славя эгидодержавца Кронида с владычицей Герой,
Города Аргоса, мощной царицей златоустой,
Зевса великую дочь, синеокую деву Афину,
И Аполлона-царя с Артемидою стрелолюбивой,
И земледержца, земных колебателя недр Посейдона.
Златовенчаную Гебу – богиню с прекрасной Дианой,
С ними – Лето, Иапета и хитроумного Крона,
Эос – Зарго и великого Гелио с светлой Селеной,
Гено мать с Океаном великим и черною Ночью,
Также и все остальное священное племя бессмертных.

Песням прекрасным обучили они Гесиода.
В те времена, как овец по священным он пас Геликонам.
Прежде всего обратились ко мне со словами такими
Дщери великого Зевса – царя, Олимпийские Музы:
«Эй, пастухи полевые,- несчастные браох о  Силониное!
Много умеем мы лжи рассказать за чистейшую правду.
Если, однако, хотим, то и правду рассказывать можем!»

С Муз песнопенье свое начинаем, которое пеньем
Радуют разум великий отцу своему на Олимпе,
Все, излагая подробно, что было, что есть и что будет.
Тех из богов, что Землей рождены от широкого Неба,
И благодавцев-богов, что от этих богов народились.
Зевса вторым после них, отца и бессмертных и смертных,
В самом начале и в самом конце воспевают богини –
Столь превосходнее всех он богов и могучее силой.

Первоначало. У Гесиода находит свое завершение античный мифологический биологический генетизм. Будучи не в состоянии объяснить социальные и природные явления, человек находит объяснения через происхождение явления или существа, через таких же существ путем биологического рождения – биологический генетизм.
Вопрос о происхождении мира достигает у него своего предельного выражения. Он спрашивает о том, что возникло в мироздании первым. Гесиод этот вопрос задает  осознанно, сформулировал его и поставил. Это был шаг вперед в развитии мировоззрения.Музы  дают ответ:
«Ибо от Муз и метателя стрел, Аполлона – владыки,
Все на земле и певцы природы и лирики-мужи.
Все же цари от Кронида…»

«Тех, кто на свет родился от Земли и от звездного Неба,
Тех, кто от сумрачной ночи, и тех, кого Море вскормило,
Все расскажите, - как боги, как наша земля зародилась,
Как беспредельное море явилось шумное, реки,
Звезды, несущие свет и широкое небо над нами…»

«Дщери великого Зевса-царя, Олимпийские Музы.
Семя во чрево приняв от Кронида-отца, в Пиери
Их родила Мнемосина, царица высот Елевфера…»

Музы отвечают на вопрос Геосида, что первым возник Хоас. Но Хаос не как беспорядок, а Хаос как бесформенное состояние мира, зияние между Землей и Небом. 
Прежде всего, во Вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающий недрах глубоких,
И между вечными всеми богами прекрасноочий Эрос.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
Гея же, прежде всего, родила равное ширью
Звездное небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду
И чтобы прочным жилищем служил для богов всеблаженных;
Нимф, обитающих в чащах нагорных лесов, многотенных.

У Гесиода есть подход к идее субстанции. После возникновения мироздания Хаос в виде бездны лежит в основе мироздания. В этой Хасме (Хаосе), говорит Гесиод, и от темной земли, от Тартара, скрытого во мраке, «и от бесплотной пучины морской, и от звездного неба все залегают один за другим и концы и начала страшные, мрачные. Даже боги перед ними трепещут». Из этого видно, что Гесиод вплотную подходит к идее субстанции, начала мира. 
Теогония. Гесиода нельзя назвать философом, потому что его космогонический процесс – это теогония, ряд поколений богов, родившихся после зарождения Хаоса. Интересно, что Гесиод и не говорит, что сам Хаос породил новое поколение богов. Хаос стоит особняком. У Гесиода Гея – Земля и Уран – Небо рождаются не из Хаоса, а после Хаоса.
Из теогонии начинает зарождаться космогония. Однако постепенно он  сбивается на теогонию. Связь между двумя уровнями мировоззрения Гесиод установить не может.
Вторая и третья ступени теогонии. Вслед за Хаосом зарождается широкогрудая Гея, Тартар, Эрос, Нюкта_ ночь и угрюмый Эреб – мрак. Их антропоморфные образы расплывчаты.
На третьей ступени теогонии Гея – Земля порождает Уран (Небо), а также Нимф и Понт – шумное и бесплодное море. Эреб-мрак и Нюкта-ночь рождают себе противоположность: Эфир-свет и Гемеру-день. Далее Гесиод сообщает, что:

«Также еще родила, ни к кому не всходивши на ложе,
Шумное море бесплодное, Понт. А потом, разделивши
Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий,
Коя и Крия, еще Гипернона и Иапета,
Фею и Рею, Фемиду великую и Мнемосину,
Златовенчаную Фебу и милую видом Тирию.
После них всех родился, ликом детей наиболее ужасен,
Крон хитроумный. Отца многомощного он ненавидел».

Четвертую ступень Геосид предлагает в виде борьбы и Земли и Неба. Гея, сочетавшись по закону Эроса с Ураном, зачинает Титанов, Киклопов,Гекатонхейров. Все они чудовищны. Гекатонхейры сторуки и пятидесятиголовы. Киклопы одноглазы; Титаны, олицетворяющие стихии, тоже безобразны.
Уран стыдится детей и заставляет Гею держать их в себе. Она переполнена восемнадцатью детьми. Гея возненавидела Урана и подстрекает детей против отца. Земля ненавидит Небо. Так назревает первый космический конфликт. Младший сын Крон оскопляет отца:

«Дети, рожденные Геей-Землей и Небом-Ураном,
Были ужасны и стали отцу ненавистны.
-    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -    -   -   -   -
Каждого в недрах Земли немедлительно прятал родитель.
…сын (Крон) протянул из засады, а правой схвативши промигт,
Серп острозубый, отсек у родителя милого быстро
Член детородный…
Член детородный, отсеченный острым железом,
По морю долго носился, и белая пена
Взбилась вокруг нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…
На берег вышла богиня прекрасная. Ступит ногою –
Травы под стройной ногой вырастают. Ее Афродитой
Назвали…

Начало космического зла. Под впечатлением этого преступления Нюкта-ночь рождает одна, не восходя ни с кем на ложе, Обман, Сладострастие, Старость, Смерть, Печаль, Утомительный Труд, Голод, Забвение, Скорбь, Жестокие Битвы, Судебные Тяжбы, Беззаконие. Все эти социальные явления не мифологизированы.
Пятое поколение. Уран-Небо больше не играет никакой роли в мироздании. Из лона Геи появляются титаны и титаниды. Главный среди них Крон. Однако не все дети Земли и Неба покинули Землю-мать. Крон не выпустил из земли Киклопов и Гекатонхейров. Они теперь враги Крона. Титаны и титаниды вступают в браки друг с другом. От Крона и его сестры рождается пятое поколение богов – Олимпийские боги. Судьба этих богов сначала была трагичной. Уран отомстил Крону, предупредив его, что он также будет свергнут своим сыном, как он, Уран, был свергнут Кроном. Поэтому Крон пожирает детей по мере их появления. Не удается ему поглотить Зевса. Рея обманывает Крона и подсовывает ему вместо новорожденного камень. Возмужав, Зевс вступает в борьбу с отцом. Он заставляет его изрыгнуть своих братьев и сестер. Пятое поколение богов вступает в космическую борьбу с четвертым поколением. Происходит война богов и титанов (титаномахия):

«И содрогнулись; великий Олимп задрожал до подножья
От ужасающей схватки. Тяжелое почвы дрожание,
Ног топотанье глухое и свист от могучих метаний,
Недр глубочайших достигли окутанной тьмой преисподней.
Так же они друг против друга метали стенящие стрелы.
Тех и других голоса доносились до звезд –
Криком себя ободряя, сходилися боги на битву».

Решающую роль в войне сыграли освобожденные Зевсом гекатонхейры. Они уступили Зевсу свое оружие – молнию и гром. Отныне Зевс – громовержец, сбрасывает титанов в Тартар и сопровождает туда в качестве тюремщиков титанов и гекатонхейров. Только на пятой ступени теогонии и после победы Зевса мироздание приобретает порядок, свет и социальную устроенность.
Шестое поколение богов. Семь сменяющих друг друга жен Зевса, и его любовные связи как с богинями так и со смертными женщинами, пополняют ряды шестого поколения богов и героев. Первой женой Зевса была его двоюродная сестра Метида (дочь Океана и Тофиды). Метиде было предназначено родить сына и дочь, однако дед и бабка (Гея и Уран) предостерегли внука от этих детей. Зевс, недолго думая проглотил Метиду «дабы она сообщала ему, что есть зло, а что есть благо (доо).  В такой форме Гесиод провел мысль, что Зевс – вершина мироздания. Метида все-таки родила Афину. Она вышла из головы Зевса и поэтому оказалась равной ему по уму и по силе. Сын не родился и Зевс удержал свою власть. Второй брак Зевс заключил с титанидой Фемидой. Она – олицетворение права. Ее дочери: Евномия – благозаконность, Дике – справедливость, Ирена – мир; Клото, Лахезиси, Антрага – мойры (мойра – судьба).
Третья жена – океанида Евринома, родила богинь красоты, радости и женской прелести.
Четвертая жена Зевса, его сестра Деметра, родила Персефону, похищенную Аидом.
Пятая жена – сестра-титанида Мнемосина родила 9 Муз:

«После того как исполнился год, времена обернулись,
Месяцы круг совершили и дней унеслося немало,
Единомысленниц девять она дочерей народила,
Девы Клио и Евтерпа, и Талия, и Мельпомена,
И Эрато с Терпсихорой, Полинемная  и Урания,
И Каллиопа, …

У Геосида указаны их имена, но не названы функции. Позднее они были определены так: Клио – муза истории, лирической поэзии – Евтерпа, комедии – Талия, трагедии – Мельпомена, танцев – Терпсихора, астрономии – Урания, любовной поэзии – Эрато, поэзии гимна – Полинемная, эпической поэзии – Каллиопа.
Шестая жена – двоюродная сестра Лето. Ее дети Аполлон и Артемида.
Седьмая жена – сестра Гера – мать богини юности Гебы, бога войны Ареса и богини деторождения Илитии. Она мать Гефеста.
Космогония древних греков отличается наивными знаниями. У Гесиода поверхность Земли далека от небосвода. Он указывает, что это то расстояние, которое пролетает сброшенная с неба наковальня за девять суток.

3. Заключение.
Теогония еще не философия, а только лишь предчувствие философии. Мир богов подвергнут систематизации. Зевса преследует страх близкого падения. Он боится возможного сына от Метиды. Таким сыном мог стать Логос – слово, но не простое, а разумное.
Первые философы противопоставили мир Логоса миру Зевса. Мифологическое мировоззрение было преодолено с точки зрения Логоса. Мифологический мир стал казаться наивным.
Основной вопрос мировоззрения – вопрос об отношении мироздания и людей – выступает в форме отношения людей и богов. У Гесиода человек принижен. Люди - побочные и случайные продукты теогонии. «Теогония» Геосида – пример религиозно-мифологического мировоззрения древних греков, представляет собой зачаточные естественнонаучные знания.

























Список литературы.



1. Капто. А.С.  Философия мира: истоки, тенденции, перспективы. М.: Политиздат, 1990г.
2. Тренчени-Вальдапфель. И.  Гомер и Гесиод. М.: Иностр. литер., 1956г.
3. Чанышев. А.Н.  Философия древнего мира. М.: Высшая школа, 2001г.
4. Эллинские поэты, пер. В.В. Вересаева. М.: Худ. литература, 1963г.